Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе»
консультация
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Именно в дошкольном возрасте формируются основные нравственные качества ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_patrioticheskogo_vospitaniya_doshkolnikov_na_sovremennom_etape.docx | 29.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Сакмарский детский сад «Улыбка»
Консультация для педагогов
По теме: «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе»
Подготовил воспитатель
первой квалификационной категории
Мельникова Т. А.
2024 год
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Именно в дошкольном возрасте формируются основные нравственные качества ребёнка.
В связи с этим перед педагогами современного дошкольного образовательного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.
Патриотическое воспитание понятие многогранное. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Основными задачами в области основ гражданственности и патриотизма детей 3-4 лет являются:
- обогащать представления детей о малой родине и поддерживать их отражения в различных видах деятельности.
4-5 лет:
- воспитывать уважительное отношение к Родине, символам страны, памятным датам;
- воспитывать гордость за достижения страны в области спорта, науки, искусства и других областях;
- развивать интерес детей к основным достопримечательностям населенного пункта, в котором они живут.
5-6 лет:
- воспитывать уважительное отношение к Родине, к людям разных национальностей, проживающим на территории России, их культурному наследию;
- знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев Отечества, достижения страны;
- поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявление красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы;
6-7 лет:
- воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям;
- расширять представления детей о государственных праздниках и поддерживать интерес детей к событиям, происходящим стране, развивать чувство гордости за достижения страны области спорта, науки, искусства, служения и верности интересам страны;
- знакомить с целями и доступными практиками волонтерства в России и включать детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в детском саду и в населенном пункте;
- развивать интерес детей к населенному пункту, в котором живет, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего; поощрять активное участие в праздновании событий, связанных с местом его проживания.
Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.
Приступая к формированию основ гражданственности и патриотизма у дошкольников, педагог должен знать содержание, формы и методы работы по данному направлению, следовать необходимым требованиям.
- Создание развивающей предметно пространственной среды. Трудности в ознакомлении детей с отдельными историческими фактами, традициями, бытом вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщение окружающей малыша действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог.
- Правильный отбор объектов, о которых рассказывается детям. Начиная работу в этом направлении, педагог должен продумать, о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только данной местности, доступно показать связь родного города со всей страной. Необходимо работу строить так, чтобы каждый воспитанник проникся славой своей малой Родины, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако, было бы неверно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. Важно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны. Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путем простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город, район является частью страны, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории нашей страны – рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении.
- Пример взрослых, в особенности близких людей (бабушек, дедушек, участников ВОВ, СВО) их фронтовых и трудовых подвигов. Необходимо прививать детям такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг». Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили, потому мы любим свою Родину.
- Вариативность форм работы с детьми. Это использование дидактических и народных игр, театрализованной деятельности, бесед, конкурсов, выставок, проектной деятельности.
Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. («Заря-зарница», «Солнце», «Ручеек» и др.)
Огромное значение имеют дидактические игры в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника. В играх проявляются и развиваются необходимые качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность. («Тримино», «Что было – что стало», «Подбери узор матрешке», «Кому что нужно – военные профессии», разрезные картинки и т.д.)
- Все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем им к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность.
Создание картотек пословицы и поговорок
С родимой земли - умри не сходи.
Русский не с мечом, ни с калачом не шутит.
Один в поле не воин.
Храбрость города берёт.
- Знакомство с народной декоративной росписью. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, которое несет в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ живет в прошлом и настоящем. Народное декоративно-прикладное творчество развивает образное мышление ребенка, фантазию, влияет на творческий процесс.
Изделия декоративно-прикладного искусства, раскрывают перед детьми богатство культуры народа, духовные идеалы, они помогают им усвоить обычаи, традиции, особенности жизни, быта, которые передают от поколения к поколению. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
- Взаимодействие с семьями воспитанников. Успех патриотического воспитания детей во многом зависит от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома.
Формирование патриотических качеств личности дошкольников через взаимодействие с семьёй осуществляем через различные формы сотрудничества. Это фотовыставки «Путешествие по России», «Любимые места моего села»; тематические и традиционно - календарные праздники «Осенняя пора», «День народного единства», «День мам», «Праздник новогодний», «День защитника Отечества», «8 марта», «Масленица», «Встреча весны», «День Победы» и др.; консультации для родителей такие как «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников», «Как воспитать патриота», «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне» и др.; проекты «Родной свой край люби и знай!», «Моя семья» и другие; организация мини музеев по прикладному творчеству «Матрешка русская», «Деревянное зодчество», «Наша армия сильна», «Я живу в России», «Игрушки наших прадедов», «Бабушкин сундук»; проведение акций «Журавли нашей памяти», «Окна победы», «Все для победы- рисунки», «Красная гвоздика»; участие в конкурсах; создание альбомов.
Рекомендуемые методы работы.
- Целевые прогулки и экскурсии.
- Наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике села и т.д.
- Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
- Беседы о родном селе, Родине.
- Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений.
- Разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
- Ознакомление с произведениями народного творчества.
- Обогащение и стимулирование детского творчества.
- Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
- Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, хорошо вести себя в общественных местах.
- Воспитание уважения к ветеранам войны и труда. Необходимо рассказывать дошкольникам о подвигах воинов; устраивать тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов войны и труда.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.
Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен выстраивать свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- отбор знаний, наиболее актуальный для ребенка данного возраста;
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- принцип интеграции образовательных областей;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Также патриотическое воспитание связано с физическим развитием. Такие качества, как сила, смелость, ловкость, необходимы будущим труженикам и защитникам Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием. У ребят появляется желание учиться метать в цель снежки, прыгать, подлезать под препятствия, бегать на лыжах на определённые дистанции, разбивать палатки, маскироваться. При организации работы по патриотическому воспитанию обязательно следует учитывать возраст дошкольников, их психологические особенности и возможности. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе»
Данный материал предназначен в помощь воспитателям...
Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граж...
Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в органи...
Консультация для воспитателей "Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе"
Консультация для воспитателей"Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе"...
Консультация для воспитателей " Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе"
Консультация о значении патриотического воспитания в детском саду в современном мире....
Консультация для педагогов "Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе"
В консультации отражены особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе....
Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе»
Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою стра...