Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 343.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения – детский сад комбинированного вида №1 «Ручеек»
Барабинского района Новосибирской области
Консультация для педагогов
«Особенности патриотического воспитания
дошкольника на современном этапе»
Подготовила:
Воспитатель ВКК
Чепелева Е.А.
СЛАЙД 1
Происходящие процессы экономического и политического реформирования в современном российском обществе предполагают необходимость формирования у граждан, и прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодёжных организаций, в рамках которой происходит духовно-нравственное становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни.
За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национально характера.
Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.
Современная система работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель, которая включает три основных направления: СЛАЙД 2
Экологическое: Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Историко-краеведческое: Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.
СЛАЙД 3
Понятие патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
СЛАЙД 4
Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её благо. Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию. СЛАЙД 5 Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой), а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче. СЛАЙД 6,7
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. СЛАЙД 8 Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Ведь важно, чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек.
Мастер класс для педагогов
«Из настоящего в прошлое»
СЛАЙД 9
Чувство Родины ... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке.
Сейчас хочу вам предложить провести конкурс эрудитов под СЛАЙД 10 названием «Из настоящего в прошлое России», в которую можно поиграть как с родителями, так и с детьми ваших групп. За каждый правильный ответ вы получаете жетон. В конце состязания по количеству полученных вами жетонов, мы поприветствуем эрудита среди эрудитов.
Конкурс эрудитов
Итак, внимание, мы начинаем!
В нравственно - патриотическом воспитании необходимо привить детям такие важные понятия как «Любовь к отечеству» дать понятие, что такое Родина. СЛАЙД 11
Задание 1: Ответь правильно (эрудиты не зевайте, на вопросы отвечайте)
1.Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (государство) СЛ12
2. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (флаг) СЛ. 13
3.Официальная эмблема государства? (герб) СЛ. 14
4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (семья) СЛ. 15
5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (страна) СЛ. 16
6.Что такое патриотизм? (преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу) СЛ. 17
10. Почему Красная площадь так называется? («Красная» - значит красивая) СЛ. 18
11. Что означают три цвета флага? Значение цветов: СЛ. 19
При отсутствии официального толкования значения цветов российского триколора, существует несколько трактовок значения цветов флага - версии. В работе с детьми педагоги трактуют значение цветов так:
Белый - цвет символизирует мир, чистоту, свободу;
Синий – цвет веры, верности и правды;
Красный – цвет энергии, силы и отваги, символ державности.
Задание 2: Скажи пословицу иначе СЛ. 20
Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
- «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу – кобыле легче». СЛ. 21
- «Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) –
«Глаза – зеркало души». СЛ. 22
- «Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт». СЛ. 23
- «Кто воду носит, тот и кувшин ломает» (турецкая) –
«Тот не ошибается, кто ничего не делает». СЛ. 24
- «Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить» (лезгинская). «Бодливой корове Бог рогов не дает». СЛ. 25
- «Как постелешь, так и поспишь» - (гагаузская).
«Как аукнется, так и откликнется». СЛ. 26
- «На море много черного, но не все это тюлени» (финская).
«Не все то золото, что блестит». СЛ. 27
- «Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает» (ассирийская). «У семи нянек дитя без глазу» СЛ. 28
- «Во рту козла – трава сладкая» (персидская). «На вкус и цвет товарищей нет». СЛ. 29
- «Жена и муж – словно палочки для еды: всегда парой» (вьетнамская).
- «Муж и жена – одна сатана». СЛ. 30
Задание 3: Разгадай ребус СЛ. 31
Ответы:
- Герб СЛ. 32
- Гимн СЛ. 33
- Россия СЛ.34
- Честь СЛ. 35
- Родина СЛ.36
- Москва СЛ.37
- Война СЛ.38
9. Победа СЛ. 39
- Ну, а теперь перенесёмся из настоящего в прошлое.
Задание 4: Русский народный костюм СЛ. 40
- Вам будут предложены вопросы, касающиеся русской народной одежды.
- Старинный женский головной убор замужней женщины?
(Кокошник) СЛ. 41
- Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку? (Косоворотка) СЛ. 42
- Украшение и оберег от сглаза на одежде? (Вышивка) СЛ. 43
- Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиной до колен?
(Зипун) СЛ. 44
- Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси?
(Кушак - кушак или пояс он был не только деталью костюма, а опознавательным знаком, символом благородства) СЛ. 45
- Вся одежда в Древней Руси и мужская и женская - одним словом?
(Порты) СЛ. 46
Задание 5: Мыслительная игра «Солнышко» СЛ. 47
Вам нужно ответить на разнообразные вопросы
- Как в старину называли дом? (Изба) СЛ. 48
- В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы
(Зимой - в крещенские морозы, древесина становится сухой.) СЛ. 49
- Какой день Масленой недели назывался Широким?
(Четверг - с четверга начиналось настоящее масленичное гулянье.) СЛ. 50
- Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы?
(Березу - считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье, а так лее защищает от молнии.) СЛ. 51
- Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью?
(Стол - поэтому нельзя было стучать по столу и садится на него.) СЛ. 52
- Один из православных праздников? (Пасха) СЛ. 53
- Короткая шутливая песенка? (Частушка) СЛ. 54
- Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар) СЛ. 55
- Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)
- Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)
- Где хранился хлеб у крестьян? (Амбар) СЛ. 56
- Население определенной стороны? (Народ) СЛ. 57
- Отечество, страна, в которой человек родился? (Родина) СЛ. 58
- Человек любящий свою страну? (Патриот) СЛ. 59
Задание 6: Творческое задание
Нарисуйте образ, возникающий у Вас при слове Родина.
- НУ, А ТЕПЕРЬ ПРИШЛО ВРЕМЯ ДЛЯ НАГРАЖДЕНИЯ САМОГО ЭРУДИРОВАННОГО ЭРУДИТА. СЛ. 60
СЛ. 61
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/02/picture-542939-1417517995.jpg)
Консультация для воспитателей «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе»
Данный материал предназначен в помощь воспитателям...
Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граж...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842422-1478156562.jpg)
Консультация для воспитателей "Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе"
Консультация для воспитателей"Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/13/picture-1286989-1678694824.jpg)
Консультация для воспитателей " Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе"
Консультация о значении патриотического воспитания в детском саду в современном мире....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/07/picture-1134791-1554628158.jpg)
Консультация для педагогов " Особенности патриотичесеого воспитания дошкольников на современном этапе."
в нашем современном мире прививать детям патриотические чувства , очень и очень важно. консультация поможет воспитателям дошкольных учреждений в их работе с детьми в воспитании патриотов нашей Великой...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/03/picture-491226-1412337569.jpg)
Консультация для педагогов "Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе"
В консультации отражены особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе....
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/24/picture-730887-1692886135.jpg)
Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе»
Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою стра...