"Гость группы" как нетрадиционная форма взаимодействия с родителями
план-конспект занятия (старшая группа)

Бойченко Лариса Леонидовна

Нетрадиционной формой взаимодействия  с  родителями,  имеющая определенный результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского  творчества,  а  так  же способствующая сближению  детей, родителей и педагогов является такая форма работы, как «Гость группы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «КУКЛЫ - ОБЕРЕГИ РУССКОГО НАРОДА»31.68 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционной формой взаимодействия  с  родителями,  имеющая определенный результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского  творчества,  а  так  же способствующая сближению  детей, родителей и педагогов является такая форма работы, как «Гость группы».

«Гость группы» является одной из эффективных форм работы с семьями воспитанников, где родители не зрители, а активные участники. Такие встречи приносят много положительных эмоций, позволяют познакомить детей с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых, их увлечениями. Вносят в жизнь воспитанников радость от общения, а также прививают детям определенные культурные ценности.

«КУКЛЫ - ОБЕРЕГИ РУССКОГО НАРОДА»

(гость группы, 11.12.2024)

Задачи

1. Развивать и обогащать знания детей о куклах, истории их возникновения, видах кукол;

2. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

3. Развивать познавательную и творческую активность, через разные формы работы

4. Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов;

5. Обогащение активного словаря ребёнка, через знакомство с народной куклой-оберегом;

6. Создавать условия для творческого самовыражения детей.

Знакомство с историей кукол «Крупеничка», «Кубышка – травница», «Пеленашка», «День и Ночь», «Подорожница», «Утешница»

Русская тряпичная кукла родом из семьи народных игрушек, история которой уходит своими корнями в глубокую древность. Куклы сопровождали человека с его первых шагов по земле. Дерево, глина, солома, ткань и другие доступные материалы в руках мастера становились игрушками для детей и обрядовыми фигурами для взрослых.

Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Во-первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы, созданные одной семьей отличались от кукол другой семьи. Они несли отпечаток душевной среды в семье, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

В зимний период тряпичная кукла наряжалась в одеяния светлых оттенков с меховой оторочкой. На Масленицу их облачали в яркую одежду, подбирали приготовленные с лета головные уборы. Фигурка считалась неприкасаемым оберегом. С ней часто играли детишки, наполняя теплотой, здоровьем и энергией.

Когда приезжали сваты, родители невесты выставляли все рукодельные работы дочери, символизирующие ее мастерство и аккуратность. Если смотрины проходили удачно, то молодая жена вскоре раздаривала игрушки подружкам. Девушки после замужества делали куколок в качестве оберега, для своих детей и супругов.

Традиционные куклы у славян имели свои характеристики. Чаще всего у них отсутствовали черты лица, в редких случаях их рисовали угольками. При изготовлении куклы не использовали режущие и колющие предметы. И чаще всего она была женского рода. Игрушке не давали имени, только название.

Весьма значительную часть кукол составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело. Тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

Куклы были и есть незаменимыми помощниками в повседневной жизни. Их изготавливали с разной целью. В связи с этим можно выделить несколько видов кукол.

Игровые куклы

Так, среди видового разнообразия народной куклы можно выделить кукол, которые соотносятся с определенными возрастами. Например, кукла-пеленашка делалась для деток до 1 года. Сюда можно отнести и русскую народную куклу «Младенчик».

Обережные куклы

Это особые куклы-помощницы, задача которых оберегать мир людей от тех злых духов, что могут в него проникнуть и навредить, а также помогать в исполнении праведных желаний. Обережные куклы делаются для дома, семьи, для гармонизации отношений, для детей, достатка, хорошего урожая, успешной дороги и пр. Куклы делались и для того, чтобы пошел дождь или же, чтобы прекратился.

Обрядовые куклы

Во многих обрядовых действиях славян используются куклы. Так, во время празднования календарных праздников куклы сжигаются, закапываются в землю, топятся в воде как символ, как бы отправляются в другой мир.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в тёмной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх — эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам — они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия — уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду — это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.

Тряпичные куклы, как один из древнейших видов декоративно - прикладного искусства, украшающий и оберегающий быт людей. Все они несли в себе магическое действие. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Сегодня русские народные тряпичные куклы-обереги переживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями Древней Руси. А сделать кукол можно самостоятельно, для этого нужно всего лишь несколько обрезков лоскутков, нитки, фантазия, терпение и любовь к народному творчеству. Русская тряпичная кукла стала прообразом мягкой игрушки, которую так любят и дети, и взрослые.

Народная тряпичная кукла «Утешница» родом из Калужской губернии. «Утешницей» она была названа в старину в соответствии с ее использованием: если маленький ребенок бегал, прыгал, но вдруг упал и ушиб колено, не поделил что-то с приятелем, или еще произошло с ним какое-нибудь неприятное событие, родителям пригождалась «Утешница» – стереть широким кукольным подолом слезы с лица, а потом дать в эту же игрушку поиграть. Таким образом детское «горе» быстро забывалось, малыш отвлекался и снова был весел. У «Утешницы» была еще одна «социальная функция» среди девочек постарше: такая тряпичная кукла вполне подходила на роль «куклы для подружки», в качестве подарка. А если они хотели познакомиться с новой девочкой, то делали «Утешницу» и дарили незнакомке. 

Кукла-оберег Травница Кубышка-Травница была призвана предупредить болезнь, улучшить состояние уже больного человека. Кроме того, и со сглазом она превосходно могла справиться, и атмосферу в доме сделать более благополучной. Секрет такой куколки заключался в том, что она была начинена не искусственными наполнителями, а травами, да ещё и целебными! Было принято в одном доме держать несколько Травниц. Одна обеззараживала воздух и служила профилактикой простудных недугов. Если в семье был маленький ребёнок, вешать куколку рекомендовалось над его кроваткой. Вторая Кубышка начинялась успокоительными травами и размещалась около подушки — это обеспечивало спокойный и здоровый сон, бодрое пробуждение. Третья кукла нередко жила на кухне, пробуждая аппетит и устраняя неприятные запахи.

Кукла-оберег Подорожница Этот оберег преподносился тем, кто отправлялся в странствие. Так как куколка достаточно компактная — всего 5-6 сантиметров — она не займёт много места в дорожной сумке. Но о родном доме всегда напомнит. У куколки непременно должен присутствовать мешочек, а в нём — горсть родной человеку земли или золы из домашнего очага. Можно также положить кусочек хлеба или зерно — они послужат гарантией того, что в пути страннику не придётся голодать. А кусочек ткани или шерсти убережёт от холода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный клуб "Мамы, в школу собирайтесь" (Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями при подготовке детей к школе)

Целью данной работы являестя вовлечение семьи в единое образовательное пространство при подготовке к школе Задачи: Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Активиза...

нетрадиционные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников

Одной из форм взаимодействия с семьей в контексте ФГОС является психолого-педагогическая акция....

Нетрадиционные формы взаимодействия воспитанников, родителей и педагогов «Семья Я»

Привлечь родителей к анализу семейной эмоциональной атмосферы, к тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие ребенка. Вызвать желание родителей к сотрудничеству и совместной деятельн...

Презентация «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями».

В предложенном материале представлены нетрадиционные формы взаимодействия детского сада с родителями воспитанников. Опреджелены задачи, подробно рассмотренны цели и виды сотрудничества....

Статья "Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями"

Опыт работы с родителями , как проектная деятельность по новым ФГОС...