Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ
Слайд №2
«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
/В.А. Сухомлинский/
Слайд №3
Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.
Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь отражается на детях. Все родители искренне любят своих детей, но многие не умеют свою любовь проявить. Они знают, что нужно ребёнку: одежда, еда, образование, любовь. Всё это родители дают ребёнку за исключением безоговорочной любви. Секрет любви, любви к ближнему, к детям прост: это должна быть безусловная любовь, не зависящая от преходящих моментов ( проступки, возраст и т.д.), любить независимо ни от чего. Вот такой безусловной любви к ребёнку и не хватает молодым родителям.
Слайд №4
В Законе РФ "Об образовании" ст. 18 п.1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Слайд №5
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Слайд №6
Из-за отсутствия духовного взаимодействия с родителями дети становятся менее эмоционально отзывчивы, менее общительны и открыты, менее любознательны. Непонимание эмоциональных потребностей ребенка приводит к постепенному накапливанию у детей неудовлетворенности, пассивности, угасанию познавательной мотивации.
Уходит в прошлое официально осуществляемая многие годы в нашей
стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только
воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания
детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и
партнёр родителей по их воспитанию. Традиционные формы работы с родителями ( беседы, собрания, уголки) дают малый результат. Нужны новые нетрадиционные формы для сближения детей, родителей, педагогов. Сближение, контакт, взаимодействие родителей и детей необходимо для формирования морально - нравственных качеств и социализации ребенка.
Слайд №7
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Т.В. Кротова предлагает следующую классификацию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.
Нетрадиционные формы работы с родителями
Информационно-аналитические
Познавательные
Досуговые
Наглядно-информационные
Слайд №8
Информационно-аналитическая форма работы с родителями-это
социологические опросы ,анкетирования, тестирования, почта доверия, волшебный сундучок, ларец пожеланий и предложений.
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Слайд№9
«Почтовый ящик», в который родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично
Слайд№10
Познавательная форма
включает совместные экскурсии, прогулки, нетрадиционные родительские собрания ,круглый стол, вечер вопросов и ответов, «душевный разговор», родительский клуб.
Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей
день продолжают играть познавательные формы организации их
взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую
культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей
на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того,
данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с
особенностями возрастного и психологического развития детей,
рациональными методами и приемами воспитания для формирования их
практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
Слайд №11
Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами..
Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные.
Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает
установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.
«Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным
участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы
Слайд №12
совместные досуги , ток-шоу, «мастер-класс», праздники, экскурсии, прогулки, участие в выставках, конкурсах, акциях, «семейная мастерская
Досуговые формы взаимодействия с родителями
Досуговая
Самая популярная и любимая как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес можно использовать при организации выставок фотографий, поделок, рисунков
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Слайд №13
Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования)
Не обойтись и без спортивных развлечений .Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и
фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли
непосредственных участников.
Для творческого общения существует такая форма работы с семьей как тематические выставки. Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность. Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома.
Слайд №14
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи
ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
выпуск газет,
копилка добрых дел,
групповые альбомы, родительские уголки
дни открытых дверей
«Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.
Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ
Родительские уголки.
В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Заключение
В результате внедрения нетрадиционных форм работы с родителями отмечается повышение интереса к жизни детей в группе, ответственности родителей за воспитание ребенка в семьях. Повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах детско-родительских отношений.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Берегите друг друга!
Добротой согревайте!
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Суету позабудьте
И в минуту досуга,
Рядом вместе побудьте!"
(0. Высоцкая)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)
годовой план работы с родителями....
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в условиях ФГОС ДО
laquo;В дошкольные годы ребенок почти полностьюидентифицируе себя с семьей, открывая ...
Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ»
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от...
консультация для педагогов "Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ"
консультация "Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ"...
Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями в условиях ФГОС ДО
Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с кот...
Консультация для педагогов "Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ»
Консультация для педагогов "Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ"...
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ.
В статье представлены нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ, которые мы используем в своей работе....
Комментарии
очень понравилась ваша
очень понравилась ваша разработка, теперь некоторые ваши советы позаимствую и буду использовать в своей работе
Спасибо! Очень актуально!
Спасибо! Очень актуально!