Консультация для родителей «Ознакомление дошкольников с мордовским фольклором»
консультация (старшая группа)

Ирина Петровна Новиченкова
В настоящее время все более актуальной становиться проблема освоения ребенком социальной действительности, приобщения дошкольников к культурно-историческому опыту предшествующих поколений. «Погружение» маленького ребенка в мир культуры родного города позволяет достаточно полно решать проблему поиска универсальных средств воспитания детей в новых условиях. В целом культура родного города приобщает человека с раннего возраста к общечеловеческим ценностям добра, красоты и истины. Мордовский фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей                                                              «Ознакомление дошкольников с мордовским фольклором»

Милый край! Мордовия родная!

Здесь раздолье рек, лесов, полей.

Для меня нет лучше в мире края

Он мне всех дороже и милей.

Фольклор Мордовии

В настоящее время все более актуальной становиться проблема освоения ребенком социальной действительности, приобщения дошкольников к культурно-историческому опыту предшествующих поколений.

«Погружение» маленького ребенка в мир культуры родного города позволяет достаточно полно решать проблему поиска универсальных средств воспитания детей в новых условиях.

В целом культура родного города приобщает человека с раннего возраста к общечеловеческим ценностям добра, красоты и истины. Мордовский фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам.

«Мордовский фольклор как средство воспитания детей в ДОУ»

Цель музыкального образования средствами мордовского музыкального искусства — познакомить детей с мордовской культурой и сформировать интерес и уважение к ней, создать благоприятные условия для межэтнического общения. Сочетание в музыкальном воспитании детей русского и мордовского музыкального фольклора позволит решить проблемы как этнической самореализации, так и укрепления межэтнических отношений. Национальное своеобразие музыкального искусства любого этноса ярче всего проявляется в народном творчестве. Поэтому дети должны знакомиться с мордовскими народными песнями, наигрышами, играми и плясками. Несмотря на «языковой барьер», народное песенное искусство доступно детям благодаря ряду факторов, которые объединяют музыкальное искусство разных народов. Среди них: отражение в музыкальном фольклоре гармонии мироздания; слитность с природой и космосом; связь с круговоротом природы; наличие общечеловеческих ценностей: любовь к природе, уважение к родителям, гармония с миром и т. п. ; отражение в народном творчестве возможности творческого самовыражения для каждого ребенка и возможности межличностного общения. Ребенок, с его чувствующей душой способен почувствовать пригягательностъ любой музыкальной культуры, найти в ней «родственные» чувства и звуки, несмотря на языковые преграды. Именно поэтому дошкольный возраст так важен для формирования интереса к культурам разных народов и толератности в межэтническом общении. Очень важным моментом является знакомство детей с мордовскими народными праздниками. Ребята видят, что у мордовского народа, как и у русского народа, существуют похожие по своему значению праздники, которые тесно связаны с жизнью природы, временами года, и в ходе которых происходит единение человека и природы, чего так не хватает современному человеку, особенно городскому. Знакомство с земледельческим календарем формирует у детей уважение к земле и сельскохозяйственному труду, любовь к природе, желание беречь ее. Мордовское музыкальное искусство осваивается детьми в различных видах деятельности. В младшем дошкольном возрасте опора в данном аспекте делается на музыкально-ритмическую деятельность и игру на детских музыкальных инструментах. В ходе музыкально-ритмической деятельности дети слушают прибаутки, частушки, плясовые песни и наигрыши, пьесы мордовских композиторов, которые сопровождаются различными движениями в соответствия с характером музыки. Под данную музыку дети показывают как обычные движения — приседания, подпрыгивания, хлопки, так и усваивают простейшие национальные танцевальные движения («притоп», «полочка», покачивание поднятыми вверх руками, стремясь далее использовать эти движения в свободной пляске. Постепенно формируются навыки движения в орнаментальном хороводе (движения по кругу, прохождение «сквозь ворота», сольного исполнения ряда национальных танцевальных движений в ходе проведения хороводных игр, навыки создания образных движений персонажей при драматизации потешек и прибауток.

Поиграйте вместе с детьми

«Раю-раю» (мордовская игра) Для игры выбирают двух детей — ворота; остальные играющие — мать с детьми. Дети ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят: Раю-раю, пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдет И детей проведет.

В это время играющие дети, став паровозиком, матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова - пароль (например, один ребенок — щит, другой стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Почитайте детям

Пиземня, пяконя! Иди весна, иди красна,

Модась ули ляпоня. Принеси ржаной колосок,

Модась ули ляпоня, Овсяной снопок, Ласьконттяма кяпоня! Большой урожай в наш край! Пиземне вишкопт! Максан семишник! (закличка на мокшанском языке)

Посетите с детьми

Любителей театрального искусства в столице Республики Мордовия приглашают театры. В Саранске работают два драматических и музыкальный театр, а также два театра кукол.

Государственный русский драматический театр. Созданный в 1932 году театр начал свою работу с постановок национальных пьес. Сегодня в театре с громадным успехом идут классические и современные пьесы русских и западных авторов, ставятся произведения мордовских драматургов.

Мордовский национальный драматический театр. Начал свою профессиональную жизнь в 1989 году. В его репертуаре оригинальная драматургия мордовских авторов, а также мировая и русская классика. В 2007 году открыто новое театральное здание (архитекторы В. В. Годунов, В. В. Ягупов). Оно расположено в городском центре на ул. Советской. Государственный музыкальный театр имени И. М. Яушева. Любителей музыки привлекут оригинальные постановки музыкальных драм на темы национальной истории и эпоса.

Государственный театр кукол Республики Мордовия был открыт в 1938 году. Сегодня здесь можно увидеть прелестные постановки для детей и взрослых - забавные мордовские и русские сказки, современные комедии, добродушную сатиру. Детский центр театра и кино «Крошка». Открыт в 1992 году. Представления для детей от 3 до 10 лет. Малышей привлекут волшебные сказки народов мира и поучительные истории: кукольные и игровые спектакли по мотивам мордовских, русских и зарубежных сказок, показ мультипликационных фильмов.

Памятка по воспитанию любви к родному краю

1. Помните, всё начинается с малого. Воспитывайте в ребенке любовь, доброту, внимание и заботу ко всему живому.

2. Рассказывайте о своём районе, посетите с ребенком краеведческий музей, церковь, кинотеатр.

3. Гуляя по улицам родного города и бывая на природе, фотографируйте ребенка. Совместное рассматривание альбома и ранее пережитые впечатления сближают всех членов семьи.

4. Совершайте всей семьей прогулки по родному городу, знакомя детей с достопримечательностями и природой родного поселка. Организуйте выезд на природу.

5. Предоставляйте детям возможность отражать свои впечатления об увиденном в творчестве: рисунке, лепке, аппликации, музыке.

6. Всегда поощряйте любознательность ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Ознакомление дошкольников с историей и культурой Отечества"

Воспитание гражданина и патриота  своей страны, знакомство дошкольников с историей и культурой Отечества  в семье....

Консультация для родителей "Ознакомление дошкольников с родным городом"

Нравственно - патриотическое воспитание  детей дошкольного  возраста. Работа с родителями....

Консультация для родителей «Ознакомление дошкольников с предметным миром.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧЕРЕЖДЕНИЕ « ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №21 «НАДЕЖДА»Городского округа Ступино Московской области...

Консультация для родителей "Ознакомление дошкольников насекомыми"

Ознакомление с насекомыми. Экологическое воспитание дошкольников...

Консультация для родителей "«Ознакомление дошкольников с мордовским фольклором»

Милый край! Мордовия родная!Здесь раздолье рек, лесов, полей.Для меня нет лучше в мире краяОн мне всех дороже и милей....

Консультация для родителей "Ознакомление младших дошкольников с окружающим миром"

Консультация для родителейОзнакомление младших дошкольников с окружающим миромТема ознакомления детей с миром вокруг себя является одной из важнейших тем в дошкольном образовании. Так или иначе, но дл...

Консультация для родителей "Знакомство дошкольников с мордовской национальной культурой"

      Материал знакомит родителей дошкольников с мордовской национальной культурой...