Конспект/ Развлечения ООД по речевому развитию детей средствами русского и дагестанского фольклора в старшей группе.
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект
Развлечения ООД по речевому развитию детей средствами русского и дагестанского фольклора в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_rechevomu_razvitiyu_detey_sredstvami_russkogo_i_dagestanskogo_folklora.docx | 26.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
ЦРР «Детский сад № 14 «Журавленок»
Конспект
Развлечения ООД по речевому развитию детей средствами русского и дагестанского фольклора в старшей группе.
Воспитатель: Шаибова Р.Б.
Конспект
Развлечения ООД по речевому развитию детей средствами русского и дагестанского фольклора в старшей группе.
Воспитатель: Шаибова Р.Б.
Цель: формировать целостное восприятие об устном народном творчестве и духовные, нравственные качества подрастающего поколения.
Задачи: закреплять знания о жанрах и видах русского и дагестанского народного творчества; активизировать речь детей.
Обучающие: обогащать словарный запас детей народным фольклором, совершенствовать диалогическую речь; умение участвовать в бесед, отвечать на вопросы.
Развивающие: развивать у детей творческие способности, восприятие художественного слова, воображение, интерес к устному народному творчеству.
Воспитательные: воспитывать уважение к традициям, обычаям народного фольклора.
Предварительная работа:
Чтение русских и дагестанских сказок, заучивание стихов, загадывание загадок, разучивание народных игр, скороговорок, пословиц, поговорок.
Материал:
Иллюстрации к сказкам, национальные костюмы (русские народные, дагестанские народные), карточки с изображением предметов, стол, экран, проектор, народные музыкальные инструменты, материал для выставления- сказки русские, дагестанские народные, предметы быта-печка, горшки, люлька, коврики.
Детская игра
«Подними платок»
Дети становятся в круг, в центр круга кладут платок, под музыку все танцуют, когда музыка заканчивается каждый участник старается поднять платок. Если платок подняла девочка, она одевает этот платок, выбирает себе пару среди мальчиков и танцует с ним, если мальчик, то он одевает на девочку платок и приглашает ее танцевать. (и так 2-3 раза).
«Грачи летят»
Дети становятся в круг, один выходит на середину и поет (говорит):
Грачи летят,
На всю Русь трубят
-Гу-гу-гу
Мы несем весну!
Он поднимает руки вверх
-«Летят, летят!» кричат дети и поднимают руки вверх.
2. Журавли летят,
На всю Русь кричат
-Гу-гу-гу
Не догнать нас никому!
-«Летят, летят!» кричат дети и поднимают руки вверх.
3. Поросята летят,
Полосато визжат
Хрю-хрю-хрю
Надоело нам в хлеву!
-«Летят, летят!» ошибаются дети и поднимают руки и эти дети выходят из круга.
4. Коровы летят
Надоело нам мычат.
-«Летят, летят!»
№1 Вход любителей русского фольклора (под русскую народную музыку)
Вход любителей дагестанского фольклора под дагестанскую народную музыку в национальных костюмах. Обе команды любителей делают танцевальные движения поочередно и становятся полукругом.
1 ком. здороваются с гостями
«Здравствуйте, дорогие гости!»
2 ком.- «Ассаламу алейкум, дорогие друзья!»
Вместе «Добро пожаловать к нам на посиделки!»
Воспитатель:
Как у нас в старину давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя песни, шутки слагал.
Сюрпризный момент.
№2 Воспитатель:
Какое загадочное письмо? Кто же его прислал? Прочитаем?
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы любите сюрпризы, и поэтому для вас приготовил и спрятал клад. А чтобы найти этот клад, вам надо рассказать про меня какой я интересный, загадочный, веселый, сказочный, многообразный!
Ваш дедушка Фольклор!».
Воспитатель: Ребята, а что такое фольклор?
Дети: Это потешки, игры, прибаутки, считалки, загадки, хороводы, сказки, дразнилки, песни.
Воспитатель: Правильно, молодцы ребята, все жанры назвали.
На наших посиделках принимают участие любители русского и дагестанского фольклора. Итак начнем со сказок.
В старину на посиделках рассказывали сказки.
Какие жанры сказок вы знаете?
Дети: 1 –ая и 2-ая команды.
№3
Русские и дагестанские народные – сочинил народ, поэтому называются народными. Сказки бывают про животных, волшебные, бытовые, богатырские.
Воспитатель: Молодцы!
Давайте вспомним, как они начинаются:
1-ый ребенок: «Жили-были старик со старухой; В некотором царстве, в некотором государстве; В тридевятом царстве, в тридесятом государстве».
2-ой ребенок: Дагестанские народные сказки начинаются:
«В давние времена, жили-были; Толи было, толи не было; Случилось это; Жил-был.
Воспитатель: Все правильно, умницы!
- А давайте поиграем в игру: «Из какой мы сказки?»
Внимание на экран.
Дети по одному называют сказки:
«Лисичка со скалочкой» -русская народная;
«Сестричка Аленушка и братец Иванушка» - русская народная;
«По щучьему велению, по моему хотенью» - русская народная.
№4
«Храбрый мальчик» - дагестанская народная;
«Упрямые козлики»- дагестанская народная;
«Лиса и медведь» - дагестанская.
Воспитатель: «Молодцы ребята! Все сказки назвали правильно».
Ох и смеху будет, когда станем говорить скороговорки.
А ну-ка попробуем!
- Три сороки тараторки тараторили на горке!
- Лежебока рыжий кот отлежал себе живот!
- Хорош пирожок, внутри творожок!
- Зимним утром от мороза, на заре звенят морозы!
Воспитатель: Получилось весело.
А теперь настало время пошутить.
Д: скажи слово «Иду»
М: Ну, иду
Д: У тебя нос в меду!
М: А ты скажи «медь»
Д: Медь
М: Твой отец медведь.
№5
2-ая пара
Д: А ты пирог ел?
М: Нет, не ел!
Д: А вкусный он был?
М: Очень!
Воспитатель: На посиделках не только шутили, но и играли.
1 реб: Мы приглашаем вас поиграть в Дагестанскую игру «Подними платок (играют все дети).
2 реб: II ком.: А теперь дети мы предлагаем поиграть в Русскую игру «Грачи летят» (водящего выбирают считалкой).
Воспитатель: Весело поиграли. Раз, два, три, четыре, пять продолжаем играть. Загадки:
Дети: I ком: Любители русского фольклора.
- В гору бежит, как стрела,
А с горы катится, как мяч. (заяц)
- Иголки есть, а шить не может (ёжик).
№6
- Лает, кусает, в дом не пускает (собака)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Отгадали все загадки.
А теперь любители дагестанского фольклора придумают и загадают свои загадки (на столе лежат карточки с изображением предметов).
1 реб: берет карточку, не показывает детям и описывает её характерные признаки. Остальные дети должны отгадывать. Как отгадывают, показывают, что на карточке.
- Круглый, гладкий, резиновый, отскакивающий от земли (мяч).
- Круглый, гладкий, сладкий внутри, снаружи зеленый (арбуз).
- Железный, похожий на птицу, летит выше облаков (самолет).
Воспитатель: Как хорошо придумали загадки и правильно их отгадали.
Молодцы!
А теперь нам пора отдохнуть и послушать русские народные мелодии на родном языке.
№7
Воспитатель: Спасибо за игру. Мы мысленно побывали в русской избе, на настоящих посиделках.
Драгоценным, словесным богатством, в котором заключается народная мудрость, являются поговорки, пословицы. Они делают нашу речь образной, яркой. Итак, выполняем творческое задание: «Как мы понимаем поговорки?»
1 реб.: «В правде сила!»
Отв. дети:- Говори всегда правду.
- Учи говорить правду младших.
2 реб: «Кончил дело - гуляй смело!»
Отв. дети: - Не бросай начатое дело!
- Закончи дело, потом отдыхай.
- Доводи дело до конца.
3 реб: «Труд кормит, а лень портит».
Отвечают дети:
- Не ленись трудиться!
- Трудом ты зарабатываешь на хлеб!
- Трудись, добьешься всего!
4 реб: «Без учения нет умения!»
Отвечают дети:
- Без знаний работать не возможно!
- С начала надо учиться, а потом работать!
№8
Воспитатель: Хорошо объяснили смысл поговорок.
Послушаем дагестанские пословицы.
1 реб.: «Лентяй сидя спит и лежа работает».
2 реб.: «Лжи много, а правда одна».
3 реб.: «Летний день – год кормит».
4 реб.: «Ленивый работу дважды делает».
Воспитатель: Какие, Вы молодцы!
Думаю, что просьбу Дедушки Фольклора мы выполнили, и кажется, что я догадалась, где находится тот клад, о котором Он говорил.
Рефлексия:
Ребята, где мы сегодня были? (на посиделках любителей русского и дагестанского фольклора).
Чем мы занимались?
Ответы детей: беседовали о русском и дагестанском фольклоре, играли в народные игры, отгадывали загадки, пошутили, посмеялись.
Славно мы сегодня посидели!
№9
Стук в дверь и входит с сундуком Дедушка Фольклор.
Д.Ф.: Здравствуйте ребята, мне очень понравилось, как хорошо вы про меня рассказывали. У меня к вам еще одна просьба. Спеть народную песню.
«Светит месяц, светит ясно». (Дагестанская народная песня).
Д.Ф.: Благодарит детей и дарит им книги сказок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через фольклор.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в речевом развитии дошкольника. Именно в младшем дошкольном возрасте целена...
Конспект мероприятия по интеграции речевого развития детей и музыки (логоритмика) для детей старшей группы
Музыкальный руководитель совместно с логопедом проводит логоритмическое занятие, в котором используется речевой и музыкальный материал по теме "Осень". В ходе совместной деятельности с детьми в ...
Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через фольклор.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в речевом развитии дошкольника. Именно в младшем дошкольном возрасте ...
Презентация "Речевое развитие дошкольников средствами художественной литературы и фольклора".
Предлагаю вашему вниманию презентацию " Речевое развитие дошкольников средствами художественной литературы и фольклора". Данная презентация может быть использована воспитателями всех возрастных групп ...
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию детей средней группы "Приобщение детей к русской народной культуре"
Цель: приобщение детей к русской народной культуре через устное народное творчество.Задачи: знакомить детей с русскими традициями (приветствие поклоном); содействовать созданию эмоционального отклика ...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию игра-путешествие «В гости к лесным жителям» старшая группа компенсирующей направленности
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию игра-путешествие «В гости к лесным жителям»старшая группа компенсирующей направленностиЦель:Закрепление и обогащение пр...
Методическая разработка по коммуникативно-речевому развитию детей дошкольного возраста «Общение в радость» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему « Составление описательных рассказов о домашних животных с использованием пла
Посмотрите, кто у нас сегодня в гостях ( Лунтик). Ему очень понравились домашние животные, только он еще мало о них знает и не всех запомнил. Готовы вы помочь Лунтику узнать о домашних животных больше...