Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через фольклор.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в речевом развитии дошкольника. Именно в младшем дошкольном возрасте целенаправленное и систематическое использование произведений народного фольклора позволяет заложить фундамент в познавательно-речевом развитии детей. Фольклор является богатейшим источником познавательно-речевого, нравственного развития детей. Через фольклор дети лучше усваивают звуковую систему языка, овладевают основными грамматическими формами, появляются сложные формы предложений, осваивают навыки разговорной речи. Фольклор помогает в развитии различных средств интонационной выразительности, накапливается и обогащается активный словарь. Фольклор - народная мудрость, поэзия и культура народа. Так повелось, что ещё совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, считалочки и сказки. Получается, что именно с фольклором ребенок встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы. Задача педагога при изучении фольклора - развивать речь, опираясь на склонность к подражанию, быстрому запоминанию, воспитывать у детей самостоятельность, умение активно применять эти знания. Но самое главное - использовать материал ненавязчиво и увлекательно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno.docx | 29.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через фольклор.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в речевом развитии дошкольника. Именно в младшем дошкольном возрасте целенаправленное и систематическое использование произведений народного фольклора позволяет заложить фундамент в познавательно-речевом развитии детей. Фольклор является богатейшим источником нравственного познавательно-речевого, развития детей. Через фольклор дети лучше усваивают звуковую систему языка, овладевают основными грамматическими формами, появляются сложные формы предложений, осваивают навыки разговорной речи. Фольклор помогает в развитии различных средств интонационной выразительности, накапливается и обогащается активный словарь.
Фольклор - народная мудрость, поэзия и культура народа. Так повелось, что ещё совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, считалочки и сказки. Получается, что именно с фольклором ребенок встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы.
Задача педагога при изучении фольклора - развивать речь, опираясь на склонность к подражанию, быстрому запоминанию, воспитывать у детей самостоятельность, умение активно применять эти знания. Но самое главное - использовать материал ненавязчиво и увлекательно.
Детский фольклор - это очень веселый жанр народного творчества. В шуточной форме можно похвалить или поругать ребенка. Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка. Расширяют словарный запас, расширяют воображение. Ведь чтобы использовать простейшие заклички и считалки ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке, что бы проговорить ее.
Считалки помогают вести честную игру, прежде всего, выбрать водящего, помогают работать над звукопроизношением речи ребенка.
Потешка является первой ступенью ведущей к познанию родного языка. Дети воспринимают богатство звуков русского языка. При произношении потешки развивается речевое дыхание, артикуляционный аппарат, правильное произношение звуков. В играх с потешками нужно ориентировать ребенка на смысловую сторону речи. В результате чего возникает в воображении образ персонажа потешки.
Народные песенки, частушки, потешки, пестушки, заклички являются речевым материалом по формированию словаря, грамматического строя и связной речи детей.
Для совершенствования дикции можно использовать специальные упражнения - заучивание скороговорок, чистоговорок, потешек. Эти упражнения развивают фонематический слух, формируют грамматический строй речи, развивают звуковую культуру речи, чувство ритма и рифмы.
При заучивании скороговорки сначала нужно произнести её в замедленном темпе, отчетливо выделяя звуки, стараясь научить сначала медленно, но четко, произнося с разной интонацией и силой голоса.
Через пословицы и поговорки дошкольники учатся лаконично выражать свои мысли, развивать мастерство слова, использовать пословицы и поговорки в своей речи, понимать их смысл, иносказательную особенность и красоту фразы. А для этого необходимо знать и понимать пословицы и поговорки, ведь в них народная мудрость.
Особенно интересной формой фольклора является загадка, через неё дети учатся видеть признаки предметов, данных в особой предельно сжатой, образной форме. Цель разгадывания загадок - умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, четко выделять характерные, выразительные признаки предметов, явлений, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивать у детей поэтический взгляд на действительность. Через загадку дети узнают о предметах, уже знакомых им, много новых для них признаков, о том, как можно ещё сказать о предмете. Сам процесс разгадывания загадок учит детей рассуждать, сравнивать, находить поэтические описания, доказывать своё мнение.
Таким образом, анализ загадки предполагает не только лучше понимать и быстро отгадывать, но и приучает внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить и употреблять их в речи, создавая яркий точный образ.
Познание окружающего мира, правил жизни, в большей степени, дается в сказках. Цель сказки заключена в словах : « в сказке - ложь, да в ней намек -добрым молодцам урок» - урок быть добрым, смелым, находчивым, трудолюбивым. Через сказку дети получают понятие о зле, добре, лжи, хитрости, узнают о том, что если стараться и верить, то добро обязательно победит зло, и всё закончится хорошо.
Использование малых форм фольклора вносит «оживление», они заставляют взглянуть на те или иные предметы по-новому, увидеть необычное, интересное.
Значимость народного фольклора очень велика в адаптационный период. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, помогает установить контакт, вызвать положительные эмоции у детей, заклички приглашают детей поиграть в игры, использование колыбельных песен во время сна создает комфорт нахождения в детском саду, желание услышать, запомнить и использовать их во время игр.
Использование малых форм фольклора в совместной деятельности, непосредственно образовательной деятельности, игре повышает интерес к устному народному творчеству, развивая и обогащая мир ребёнка.
Перспективное планирование работы с детьми 2 – 3 лет
по ознакомлению с устным народным творчеством и художественной литературой.
I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | |
с е н т я б р ь | «НАША МАША МАЛЕНЬКА…» - чтение рус. н. потешки. Цель: Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художе-ственное произведение, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста, подражать дей-ствиям персонажа. | «ОГУРЕЧИК, ОГУРЕЧИК!...» чтение потешки. Цель: Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художе-ственное произведение, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста, подражать дей-ствиям персонажа | . «КУРОЧКА-РЯБА» -чтение рус. н. сказки. Цель: Прочитать знакомую детям сказку, поощрять при произно-шении отдельных слов из текста. Рассмотреть с детьми иллюстрации к сказки, обратить внимание детей на яркость красок. | «КТО КАК КРИЧИТ» А. Барто - чтение Цель: Познакомить детей с новым для них худож. произведением. Предоставить возмож-ность «поиграть» в героев стихотворения Поощрять самостоя-тельное творчество детей, подражание го-лосам и повадкам героев стихотворения.
|
о к т я б р ь | «КОЛОБОК» настоль-ный театр. Цель: Формировать у детей интерес к театральным действии-ям. Вызвать эмоцио-нальный отклик. | «МИШКА» А. Барто- чтение стихотворе-ния. Цель: Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художе-ственное произведение, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
| «ЗАИНЬКА, ПОХО-ДИ…» хороводная игра. Цель: Помочь детям понять содержание русской народной песенки, учить детей водить хоровод, сопровождать свою речь соответствую-щими движениями. | «ПОШЁЛ КОТИК НА ТОРЖОК…» чтение Рус. н. потешки. Цель: Помочь детям понять содержание русской народной песенки. Вызвать эмо-циональный отклик. |
н о я б р ь | «КОЗЛЯТКИ И ВОЛК» - чтение рус. н. сказки. Цель: Познакомить детей с новой для них рус. н. сказкой. Формировать умение слушать молча, не отвлекаясь. | «ЗАЙКА, ЗАЙКА, ЧТО СТОБОЙ?» хоровод-ная игра. Цель: Помочь детям понять содержание русской народной песенки, учить детей водить хоровод, сопровождать свою речь соответствую-щими движениями
| «СКАЗКА О ГЛУПОМ МЫШОНКЕ» С.Маршак – чтение стихотворения. Цель: Познакомить детей с новым для них произведением. Учить слушать поэтический текст. | «ПЕТУШОК, ПЕТУШОК» чтение потешки. Цель: Помочь детям понять содержание русской народной песенки. Вызвать эмо-циональный отклик. |
д е к а б р ь | «КАРАВАЙ» хоровод-ная игра. Цель: Формировать у детей интерес к обрядовой поэзии. Вызвать эмоциональ-ный отклик. | «СЛОН» А. Барто- чтение. Цель: Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художе-ственное произведение, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
| «ТЕРЕМОК» настоль-ный театр. Цель: Привлекать детей к посильному участию в театрализованном представление. Способ-ствовать формирова-нию навыка перевоп-лощаться в образы сказочных героев. | «КУРОЧКА» Е.Чарушин - чтение. Цель: Учить детей воспринимать художе-ственный текст без наглядного сопровож-дения, побуждать повторять отдельные слова при повторном чтение текста. |
я н в а р ь |
| «ТРИ МЕДВЕДЯ» Л.Толстой – чтение. Цель: Приучать детей внимательно слушать большое по объёму произведение, старать-ся вызвать эмоциональ-ный отклик.
| «ЗЕРКАЛО» рус. н. хороводная игра. Цель: Формировать у детей интерес к народному устному творчеству. | «КАЗАЧЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ» (отрывок) М.Лермонтов – чтение стихотворе-ния. Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на поэтическое произ-ведение, желание вер-нуться к нему снова.
|
ф е в р а л ь | «АЙ, КАЧИ-КАЧИ-КАЧИ» - чтение потешки. Цель: Помочь детям понять содержание русской народной песенки. Вызвать эмо-циональный отклик. | «РЕПКА» настольный театр. Цель: Привлекать детей к посильному участию в театрализованном представление. Способ-ствовать формирова-нию навыка перевоп-лощаться в образы сказочных героев. | «ЧИКИ-ЧИКИ-ЧИКАЛОЧКИ» - заучивание на изусть потешки. Цель: Помочь детям запомнить песенку и проговаривать её вместе с воспитателем. | «МАША И МЕДВЕДЬ» - чтение рус. н. сказки. Цель: Воспитывать у детей умение слушать большую по объёму сказку и понимать её содержание, вызвать желание участвовать в драматизации отдель-ных эпизодов.
|
м а р т | «ПУТАНИЦА» К.Чуковский – чтение сказки. Цель: Познакомить детей с доброй и весёлой сказкой, выз-вать желание вос-производить звукопод-ражания; учить импро-визировать по сказке.
| «ЛОШАДКА» А.Барто Заучивание наизусть. Цель: Помочь детям запомнить и с минимальной помощью воспитателя, читать стихотворение. | «ИДЁТ КОЗА РОГАТАЯ» -пальчиковая игра. Цель: Продолжать знакомить детей с обрядовой поэзией. Развивать речь посредством мелкой моторики. | «ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА» -чтение рус. н. сказки. Цель: Познакомить детей с новой сказкой. Помочь понять её содержание, оценить поступки героев. |
а п р е л ь | «КОМОЧЕК ПУХА, ДЛИНОЕ УХО» - загадывание загадок. Цель: Познакомить детей с новой формой устного народного творчества – загадками. Помочь детям понять содержание загадок, учить отгадывать.
| «КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА» - показ пальчикового театра. Цель: Познакомить детей с новой рус. н. сказкой. Формировать интерес к театрализо-ванной деятельности. | «КТО СКАЗАЛ «МЯУ»?» В.Сутеев – чтение. Цель: Продолжать учить детей слушать художественное произ-ведение без наглядного сопровождения. Учить изображать действия персонажей. | «СОРОКА-БЕЛОБОКА» -пальчи-ковая игра. Цель: Закреплять у детей умение играя с пальчиками самостоя-тельно проговаривать текст. Продолжать формировать интерес к обрядовой поэзии. |
м а й | «ГУСИ-ЛЕБЕДИ» - чтение рус. н. сказки. Цель: Познакомить детей с новой сказкой. Помочь понять её содержание, оценить поступки героев. | «ПОД СОСНАМИ, ПОД ЁЛКАМИ…» - загадывание загадок. Цель: Продолжать знакомить детей с загадками, учить по-нимать смысл загадки. | «ДОЖДИК-ДОЖДИК, ПОЛНО ЛИТЬ» - заучивание потешки. Цель: Помочь детям запомнить песенку и проговаривать её самостоятельно. | «ЗЕМЛЯНИЧКА» Н.Павлова – чтение. Цель: Познакомить детей с новым для них произведением. Учить отвечать на вопросы воспитателя по тексту.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА »
Педагогический опыт....
Познавательно - речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через опытно - экспериментальную деятельность
Развитие речи и эксперименты тесно связаны между собой. В процессе исследовательских экспериментов развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления и об...
Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через фольклор.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в речевом развитии дошкольника. Именно в младшем дошкольном возрасте ...
Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через русский фольклор.
Исследования психологов и практиков показывают, что устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в о...
Статья на тему: Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через фольклор.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в речевом развитии дошкольника. Именно в младшем дошкольном возрасте целенаправленное и...
Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через фольклор.
Я знаю, что это знают все педагоги, но хотелось напомнить, что использование фольклора в работе с детьми помогают развивать речь, обогащают словарный запас, расширяют воображение. Колыбельные песенки,...