Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через фольклор.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Красильникова Любовь Михайловна

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в речевом развитии дошкольника.  Именно в младшем дошкольном возрасте  целенаправленное и систематическое использование произведений народного фольклора позволяет заложить фундамент в познавательно-речевом развитии детей.  Фольклор   является   богатейшим   источником   познавательно-речевого, нравственного   развития   детей.   Через   фольклор   дети   лучше   усваивают звуковую систему языка, овладевают основными грамматическими формами, появляются сложные формы предложений, осваивают навыки разговорной речи. Фольклор   помогает   в   развитии   различных   средств интонационной   выразительности,   накапливается   и   обогащается   активный словарь.  Фольклор - народная мудрость, поэзия и культура народа. Так повелось, что ещё совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, считалочки и сказки. Получается, что именно с фольклором ребенок встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы.  Задача педагога при изучении фольклора - развивать речь, опираясь на склонность к подражанию, быстрому запоминанию, воспитывать у детей самостоятельность, умение активно применять эти знания. Но самое главное - использовать материал ненавязчиво и увлекательно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через фольклор.

        Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в речевом развитии дошкольника.  Именно в младшем дошкольном возрасте  целенаправленное и систематическое использование произведений народного фольклора позволяет заложить фундамент в познавательно-речевом развитии детей.              Фольклор   является   богатейшим   источником   нравственного познавательно-речевого, развития   детей.   Через   фольклор   дети   лучше   усваивают звуковую систему языка, овладевают основными грамматическими формами, появляются сложные формы предложений, осваивают навыки разговорной речи. Фольклор   помогает   в   развитии   различных   средств интонационной   выразительности,   накапливается   и   обогащается   активный словарь.

       Фольклор - народная мудрость, поэзия и культура народа. Так повелось, что ещё совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, считалочки и сказки. Получается, что именно с фольклором ребенок встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы.

        Задача педагога при изучении фольклора - развивать речь, опираясь на склонность к подражанию, быстрому запоминанию, воспитывать у детей самостоятельность, умение активно применять эти знания. Но самое главное - использовать материал ненавязчиво и увлекательно.

       Детский фольклор - это очень веселый жанр народного творчества. В шуточной форме можно похвалить или поругать ребенка. Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка. Расширяют словарный запас, расширяют воображение. Ведь чтобы использовать простейшие заклички и считалки ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке, что бы проговорить ее.

      Считалки помогают вести честную игру, прежде всего, выбрать водящего, помогают работать над звукопроизношением речи ребенка.

       Потешка является первой ступенью ведущей к познанию родного языка. Дети воспринимают богатство звуков русского языка. При произношении потешки развивается речевое дыхание, артикуляционный аппарат, правильное произношение звуков. В играх с потешками нужно ориентировать ребенка на смысловую сторону речи. В результате чего возникает в воображении образ персонажа потешки.

Народные песенки, частушки, потешки, пестушки, заклички являются речевым материалом по формированию словаря, грамматического строя и связной речи детей.

        Для совершенствования дикции можно использовать специальные упражнения - заучивание скороговорок, чистоговорок, потешек. Эти упражнения развивают фонематический слух, формируют грамматический строй речи, развивают звуковую культуру речи, чувство ритма и рифмы.

        При заучивании скороговорки сначала нужно произнести её в замедленном темпе, отчетливо выделяя звуки, стараясь научить сначала медленно, но четко, произнося с разной интонацией и силой голоса.

       Через пословицы и поговорки дошкольники учатся лаконично выражать свои мысли, развивать мастерство слова, использовать пословицы и поговорки в своей речи, понимать их смысл, иносказательную особенность и красоту фразы. А для этого необходимо знать и понимать пословицы и поговорки, ведь в них народная мудрость.

        Особенно интересной формой фольклора является загадка, через неё дети учатся видеть признаки предметов, данных в особой предельно сжатой, образной форме. Цель разгадывания загадок - умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, четко выделять характерные, выразительные признаки предметов, явлений, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивать у детей поэтический взгляд на действительность. Через загадку дети узнают о предметах, уже знакомых им, много новых для них признаков, о том, как можно ещё сказать о предмете. Сам процесс разгадывания загадок учит детей рассуждать, сравнивать, находить поэтические описания, доказывать своё мнение.

       Таким образом, анализ загадки предполагает не только лучше понимать и быстро отгадывать, но и приучает внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить и употреблять их в речи, создавая яркий точный образ.

       Познание окружающего мира, правил жизни, в большей степени, дается в сказках. Цель сказки заключена в словах : « в сказке - ложь, да в ней намек -добрым молодцам урок» - урок быть добрым, смелым, находчивым, трудолюбивым. Через сказку дети получают понятие о зле, добре, лжи, хитрости, узнают о том, что если стараться и верить, то добро обязательно победит зло, и всё закончится хорошо.

       Использование малых форм фольклора вносит «оживление», они заставляют взглянуть на те или иные предметы по-новому, увидеть необычное, интересное.

       Значимость народного фольклора очень велика в адаптационный период. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, помогает установить контакт, вызвать положительные эмоции у детей, заклички приглашают детей поиграть в игры, использование колыбельных песен во время сна создает комфорт нахождения в детском саду, желание услышать, запомнить и использовать их во время игр.        

        Использование малых форм фольклора в совместной деятельности, непосредственно образовательной деятельности, игре повышает интерес к устному народному творчеству, развивая и обогащая мир ребёнка.

       

Перспективное планирование работы с детьми 2 – 3 лет

по ознакомлению с устным народным творчеством и художественной литературой.

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

с

е

н

т

я

б

р

ь

«НАША МАША МАЛЕНЬКА…» - чтение рус. н. потешки.

Цель: Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художе-ственное произведение, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста, подражать дей-ствиям персонажа.

«ОГУРЕЧИК, ОГУРЕЧИК!...» чтение потешки.

Цель: Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художе-ственное произведение, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста, подражать дей-ствиям персонажа

. «КУРОЧКА-РЯБА» -чтение рус. н. сказки.

Цель: Прочитать знакомую детям сказку, поощрять при произно-шении отдельных слов из текста. Рассмотреть с детьми иллюстрации к сказки, обратить внимание детей на яркость красок.

«КТО КАК КРИЧИТ» А. Барто - чтение

Цель: Познакомить детей с новым для них худож. произведением. Предоставить возмож-ность «поиграть» в героев стихотворения Поощрять самостоя-тельное творчество детей, подражание го-лосам и повадкам героев стихотворения.

 

о

к

т

я

б

р

ь

«КОЛОБОК» настоль-ный театр.

Цель: Формировать у детей интерес к театральным действии-ям. Вызвать эмоцио-нальный отклик.

«МИШКА» А. Барто-

чтение стихотворе-ния.

Цель: Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художе-ственное произведение, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

 

«ЗАИНЬКА, ПОХО-ДИ…» хороводная игра.

Цель: Помочь детям понять содержание русской народной песенки, учить детей водить хоровод, сопровождать свою речь соответствую-щими движениями.

«ПОШЁЛ КОТИК НА ТОРЖОК…» чтение

Рус. н. потешки.

Цель: Помочь детям понять содержание русской народной песенки. Вызвать эмо-циональный отклик.

н

о

я

б

р

ь

«КОЗЛЯТКИ И ВОЛК» - чтение рус. н. сказки.

Цель: Познакомить детей с новой для них рус. н. сказкой. Формировать умение слушать молча, не отвлекаясь.

«ЗАЙКА, ЗАЙКА, ЧТО СТОБОЙ?» хоровод-ная игра.

Цель: Помочь детям понять содержание русской народной песенки, учить детей водить хоровод, сопровождать свою речь соответствую-щими движениями

 

«СКАЗКА О ГЛУПОМ МЫШОНКЕ» С.Маршак – чтение стихотворения.

Цель: Познакомить детей с новым для них произведением. Учить слушать поэтический текст.

«ПЕТУШОК, ПЕТУШОК» чтение потешки.

Цель: Помочь детям понять содержание русской народной песенки. Вызвать эмо-циональный отклик.

д

е

к

а

б

р

ь

«КАРАВАЙ» хоровод-ная игра.

Цель: Формировать у детей интерес к обрядовой поэзии. Вызвать эмоциональ-ный отклик.

«СЛОН» А. Барто- чтение.

Цель: Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художе-ственное произведение, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

 

 

«ТЕРЕМОК» настоль-ный театр.

Цель: Привлекать детей к посильному участию в театрализованном представление. Способ-ствовать формирова-нию навыка перевоп-лощаться в образы сказочных героев.

«КУРОЧКА» Е.Чарушин - чтение.

Цель: Учить детей воспринимать художе-ственный текст без наглядного сопровож-дения, побуждать повторять отдельные слова при повторном чтение текста.

я

н

в

а

р

ь

 

«ТРИ МЕДВЕДЯ» Л.Толстой – чтение.

Цель: Приучать детей внимательно слушать большое по объёму произведение, старать-ся вызвать эмоциональ-ный отклик.

 

«ЗЕРКАЛО» рус. н. хороводная игра.

Цель: Формировать у детей интерес к народному устному творчеству.

«КАЗАЧЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ» (отрывок) М.Лермонтов – чтение стихотворе-ния.

Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на поэтическое произ-ведение, желание вер-нуться к нему снова.

 

ф

е

в

р

а

л

ь

«АЙ, КАЧИ-КАЧИ-КАЧИ» - чтение потешки.

Цель: Помочь детям понять содержание русской народной песенки. Вызвать эмо-циональный отклик.

«РЕПКА» настольный театр.

Цель: Привлекать детей к посильному участию в театрализованном представление. Способ-ствовать формирова-нию навыка перевоп-лощаться в образы сказочных героев.

«ЧИКИ-ЧИКИ-ЧИКАЛОЧКИ» - заучивание на изусть потешки.

Цель: Помочь детям запомнить песенку и проговаривать её вместе с воспитателем.

«МАША И МЕДВЕДЬ» - чтение рус. н. сказки.

Цель: Воспитывать у детей умение слушать большую по объёму сказку и понимать её содержание, вызвать желание участвовать в драматизации отдель-ных эпизодов.

 

м

а

р

т

«ПУТАНИЦА» К.Чуковский – чтение сказки.

Цель: Познакомить детей с доброй и весёлой сказкой, выз-вать желание вос-производить звукопод-ражания; учить импро-визировать по сказке.

 

«ЛОШАДКА» А.Барто

Заучивание наизусть.

Цель: Помочь детям запомнить и с минимальной помощью воспитателя, читать стихотворение.

«ИДЁТ КОЗА РОГАТАЯ» -пальчиковая игра.

Цель: Продолжать знакомить детей с обрядовой поэзией. Развивать речь посредством мелкой моторики.

«ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА» -чтение рус. н. сказки.

Цель: Познакомить детей с новой сказкой. Помочь понять её содержание, оценить поступки героев.

а

п

р

е

л

ь

«КОМОЧЕК ПУХА, ДЛИНОЕ УХО» - загадывание загадок.

Цель: Познакомить детей с новой формой устного народного творчества – загадками.

Помочь детям понять содержание загадок, учить отгадывать.

 

«КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА» - показ пальчикового театра.

Цель: Познакомить детей с новой рус. н. сказкой. Формировать интерес к театрализо-ванной деятельности.

«КТО СКАЗАЛ «МЯУ»?» В.Сутеев – чтение.

Цель: Продолжать учить детей слушать художественное произ-ведение без наглядного сопровождения. Учить изображать действия персонажей.

«СОРОКА-БЕЛОБОКА» -пальчи-ковая игра.

Цель: Закреплять у детей умение играя с пальчиками самостоя-тельно проговаривать текст. Продолжать формировать интерес к обрядовой поэзии.

м

а

й

«ГУСИ-ЛЕБЕДИ» - чтение рус. н. сказки.

Цель: Познакомить детей с новой сказкой. Помочь понять её содержание, оценить поступки героев.

«ПОД СОСНАМИ, ПОД ЁЛКАМИ…» - загадывание загадок.

Цель: Продолжать знакомить детей с загадками, учить по-нимать смысл загадки.

«ДОЖДИК-ДОЖДИК, ПОЛНО ЛИТЬ» - заучивание потешки.

Цель: Помочь детям запомнить песенку и проговаривать её самостоятельно.

«ЗЕМЛЯНИЧКА» Н.Павлова – чтение.

Цель: Познакомить детей с новым для них произведением. Учить отвечать на вопросы воспитателя по тексту.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через опытно - экспериментальную деятельность

Развитие речи и эксперименты тесно связаны между собой.  В процессе исследовательских экспериментов развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления и об...

Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через фольклор.

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в речевом развитии дошкольника.  Именно в младшем дошкольном возрасте  ...

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через русский фольклор.

Исследования психологов и практиков показывают, что устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в о...

Статья на тему: Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через фольклор.

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в речевом развитии дошкольника. Именно в младшем дошкольном возрасте целенаправленное и...

Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через фольклор.

Я знаю, что это знают все педагоги, но хотелось напомнить, что использование фольклора в работе с детьми помогают развивать речь, обогащают словарный запас, расширяют воображение. Колыбельные песенки,...