Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "Башкирский мед" в старшей группе.
план-конспект занятия (старшая группа)

Ловягина Ольга Александровна

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "Башкирский мед" в старшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад №36 «Васильки» городского округа город Октябрьский

 Республики Башкортостан

Конспект

образовательной деятельности

 по познавательному развитию

на тему: «Башкирский мёд»

с воспитанниками старшей группы.

                                                                 

                                 

.

г.Октябрьский

2024 – 2025 учебный год

Цель: расширение  представлений о родном крае на основе ознакомления  детей с пчеловодством Башкортостана.

  Задачи:

  Образовательные:

- расширять представления детей о пчелах, о медоносных растениях и пользе меда;

- учить детей составлять из части целое;

- способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств;

- познакомить детей с башкирскими загадками и пословицами о пчелах и пчеловодстве;

- расширять представления детей об  особенностях  труда пчеловода;

- расширять и активизировать словарный запас.

Развивающие:

- развивать любознательное отношение к природе родного края;

- способствовать развитию внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления и воображения, развитию восприятия;

- развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к изучению насекомых и бережного отношения к ним;

- закладывать основы экологической культуры личности дошкольника;

- воспитывать положительное отношение к  труду пчеловода;

- воспитывать интерес к изучению быта башкирского народа.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой.

Предварительная работа:

- беседа о ремеслах Башкирского народа, о пчелах и пчеловодстве;

- рассматривание иллюстраций, картин о пчелах;

-  просмотр фильмов и мультфильмов на данную тему;

- чтение сказки « Медведь и пчелы»,

-  башкирские народные игры .

- рассказы воспитателя о семи чудесах Башкортостана;

-  знакомство с народными инструментами;

-  изучение  башкирской кухни

- беседы с родителями о наличии аллергии у детей на мед

Словарная работа:

 - пчеловод, пчеловодство, улей, соты, рой, пасека, нектар

Используемое оборудование:

- проектор

-  экран

- ноутбук

-  мультимедийная  презентация «Башкирский мед»

-  глобус

-  лабиринт «Помоги пчеле найти самую короткую дорогу к улью»

- разрезные картинки «Пчела»

-  продукты пчеловодства: восковые свечи, зубную пасту с прополисом, медовый пряник, чак-чак,   мыло, тетрадь

- для опыта: два стакана воды, две ложки разного меда, йод, пипетка, палочка для размешивания

Раздаточный иатериал:

пособие «Боченок меда»,

ложки для дигустации меда,

пиалы с медом.

Чай с травами для чаепития.

Форма организации деятельности: групповая

Место проведения: групповая комната

Ход занятия:

(Включается магнитофон, звучит мелодия курая)

  1. Вводная часть:

Воспитатель:

Вы слышите, поет курай?

Он славит наш башкирский край!

Гостей сегодня мы встречаем,

На праздник меда приглашаем!

Воспитатель: Мы живем в большой, славной, многонациональной республике . Красоту ее восхваляли поэты и художники, писатели и музыканты. Ребята, как называется наша Республика?

(ответы детей)

Воспитатель:   А давайте подумаем и вспомним, чем славится Башкортостан, ведь нашу республику знают не только в России, но и за рубежом. Чем же славиться наша Родина?

(ответы детей)

Воспитатель:  Правильно!

 О чем же мы будем говорить сегодня? Вы сможете ответить, если отгадаете   загадку:

Модница крылатая,

Платье полосатое,

Ростом  хоть и кроха,

Укусит — будет плохо.

Над цветами летает,

Медок собирает

 (Пчела)

Воспитатель: Правильно  пчела. Ребята, обратите внимание на картину и вспомните, как выглядит пчела?

Дети: Это пчелаПчела — насекомое. Она маленькая, полосатая, трудолюбивая. А ещё ее называют медоносной. У пчелы голова, шесть ножек, крылья глазки, брюшко, усики и жало. На ногах есть маленькие щеточки, а также как бы корзиночки куда собирают пыльцу. В полете пчела жужжит.

Воспитатель: Для чего пчелке жало?

Дети: Чтобы защищаться от врагов - пчела жалит -выпускает яд.

Воспитатель: А как нужно себя вести, чтобы пчела вас не ужалила?

Дети : Не кричать громко, не размахивать руками, не приближаться,  особенно в жаркие дни,  к пчелиным ульям. Вблизи них не делать резких движений.

Если насекомое залетело в комнату, не гоняться за ней. Открыть  окно или форточку  и подождать, когда насекомое улетит. Пчелы частенько забираются в  варенье, ползают по фруктам. Быть осторожными, когда едим или пьем, чтобы пчела не ужалила нас.

Воспитатель: Что же делать, если вас все же  ужалила пчела?

 Дети: При укусе насекомого надо  в первую очередь удалить жало (так  же,  как занозу), ранку надо промыть слабым раствором марганцовки или перекисью водорода. Чтобы уменьшить боль и замедлить всасывание яда, на место укуса следует положить что-нибудь  холодное, например, платок,  смоченный  в холодной воде.

  1. Основная часть:

Воспитатель: Молодцы! Предлагаю поиграть в игру.

Дидактическая игра «Собери пчелу»

(Детям предлагается из шести частей собрать пчелу)

Воспитатель: Ребята, про пчелу говорят, что она работящая, какую же работу она выполняет?

Дети: Летает с цветка на цветок и собирает пыльцу, мед.  Пчелы    собирают  мед, который    обладает    удивительными    питательными   и  лечебными  свойствами.  В  нем  очень  много  микроэлементов,  витаминов  и вещества   которые  нужны  людям,  а  особенно  детям.    И  те  дети,   которые употребляют  в  пищу  мед,  быстрее  растут,  прибавляют  в    весе,    меньше    капризничают,    лучше    спят,    а    еще      меньше  простужаются  и  болеют.

Просмотр фильма.

Вопросы по содержанию:

Воспитатель: Ребята, о чем был фильм? (ответы детей)

Воспитатель: Как называют человека, который занимается пчелами?

Дети: Пчеловод. Пчеловоды – это люди,  которые ухаживают за пчелами,  У каждого  пчеловода есть специальная одежда. Это белый халат, так как белый цвет успокаивает пчел. На голову надевают сетку, чтобы защитить шею и лицо от укусов пчел. А в руках дымарь для того, чтобы разогнать пчел.

Воспитатель:  А как называется домик, в котором живут пчелы?

Дети: Улей.

Воспитатель: Куда пчелы собирают мед?

Дети:  Соты.

Дидактическая игра «Лабиринт»

Воспитатель:  С восходом солнца пчелы вылетают из ульев  и весь день собирают нектар. Собрав его, возвращаются в ульи. Поможем пчелам найти самый короткий путь домой. У вас на столах лабиринты и пчелы. Возьмите их и помогите пчеле добраться до улья. Начинаем со стрелки. Дети находят самый короткий путь пчелы.

Воспитатель: Молодцы как много вы знаете о пчелах.

Физкультминутка «На лужок пчела летела»

На лужок  пчела летела,

На цветок она присела.

Подмигнем  мы столько раз,

Сколько пчел в саду у нас.

(Дети подмигивают.)

Дружно хлопнем столько раз,

Сколько ульев у нас.

(Дети хлопают в ладоши.)

Повернемся влево - вправо,

Сколько банок меда стало.

(Повороты туловищем.)

Дружно баночки возьмем

И домой их унесем.

(Ходьба на месте.)

Игра «Сбор мёда»

Берут с пола карточки с изображением растений медоносов и говорят, какой мед они собрали (с липы — липовый, с цветов — цветочный и т. п.)

Дидактическая игра: «Научная лаборатория»

(Воспитатель приглашает детей к столу. Дети берут ложки пробуют мед)

Воспитатель:

- Что это? (мёд)

-Какого он цвета? (желтый, коричневатый, желтоватый…)

- Какой он на вкус?(сладкий, вкусный…)

- Имеет ли запах? Какой?  (ароматный, пахнет летом, цветами, сильный, специфический аромат, чаще цветочный, пыльцовый
- Он не просто вкусный, но и полезный.

Воспитатель:  В нашей научной лаборатории есть различные предметы. Я предлагаю выбрать те из них, которые связаны с пчеловодством: восковые свечи, зубная  паста с прополисом, медовый пряник, чак- чак,  бочонок с медом,  мыло, тетрадь и др.

(Дети выбирают и аргументируют свой выбор.)

Воспитатель: Ребята, ваши родители где покупают мед? (в магазине, на базаре) Да, мед может быть не натуральным. Мы с вами будем исследовать: узнаем  натуральный мед или искусственный?

Опыт «С медовой водой и йодом».

Материал:2 стакана с водой, йод, пипетка, мед.

Если в сладкую медовую воду капнуть йод и вода станет синей – мед не настоящий.

Вывод: В результате исследования воды-  в одном стакане вода посинела - мед не настоящий, в другом стала просто темнее оттенком, не посинела - мед настоящий.

  1. Заключительная часть:

Входит Башкирская красавица под башкирскую мелодию,

 здоровается с детьми и гостями)

Башкирская красавица: Я услышала мелодию курая и решила заглянуть к вам в гости.

Воспитатель: Мы очень рады гостям. Сегодня у нас необычное занятие, мы говорим о башкирском меде, пчелах , людях которые ухаживают за пчелами и о  пользе меда для людей.

Башкирская красавица: Ребята, вы знаете пословицы и поговорки о меде и пчелах?

1. Мед собирается по каплям.

2. Пчела приносит и радость и сладость.

3. Любишь мед, люби и хлопоты.

4. Мед исцеляет от многих болезней.

5.Трутни – всегда плутни.

6.Кто мед пьет, того хворь неймет.

7.Пчела корма не просит, а сама медок носит.

8.Масло вкусное, а мед лучше.

9.С медом и лапоть проглотишь.

10.Где цветок, там и медок.

Башкирская красавица: Какие же замечательные пословицы вы подготовили. У меня к вам игра, я задаю вопрос, а вы на него отвечаете, согласны?

А  какой  мед  на  вкус?  (сладкий, вкусный…)

Кто же  производит  мед? (пчелы)

Как называются домик, где живут пчелы? (Улей.)

Место, где стоит много ульев. (Пасека.)

 Как называется цветочный сок? (Нектар).

 Куда собирают пчелы  нектар? (В соты.)

 Как называется пчелиная семья? (Рой.)

 Как называют людей, которые ухаживают за пчелами? (Пчеловоды.)
Ребята,  вы  молодцы  внимательно    слушали  и  поэтому  все  

запомнили. А кто   употребляет  мед, тот  всегда    будет    здоровым,    бодрым,    молодым    и      будет    жить  долго-долго.

Воспитатель: Ребята, у меня в руках пчелки, если вам понравилось наше занятие вы выбираете веселую пчелу, а если не очень , то грустную. (анализ настроения)

Башкирская красавица:    А    я    хочу    вас    угостить    чаем    с  башкирским ароматным   медом.  

Девушка раздает детям и гостям травяной чай с медом.

Все  пьют чай и наслаждаются его ароматом.

Используемая литература, интернет-ресурсы:

1.Гасанова Р.Х., Гасанова Л.Н. «Земля отцов»: Программное руководство. 2-е издание, переработанное и дополненное-Уфа: Издательство ИРО РБ, 201

2. Марченко Л.И. «Лето». Методические рекомендации по комплексному развитию дошкольников в процессе их общения с природой. Уфа: 2002, 2002.

3.Фазлыева Ф.Н. «Мой край – Башколртостан»Программа по озакомлению детей дошкольногот возраста с родным краем: Пер. с башк. – Уфа: Издательство Китап, 2003

4.Атлас Республики Башкортостан. – Уфа, 1992 г.

5.Вахитов Р. Пчелы и люди. - Уфа, "Китап",1992 г.

6.Петров Е.М. Бортевая пчела.- Уфа, "Китап", 1983 г.

7.Приусадебное пчеловодство. Уфа, "Китап", 1978 г.

8.Журнал //Учитель Башкортостана  № 3, 2004 г.

9.И. В. Шафиков Башкирская пчела — наша гордость. (htth://bashmed.info/publ)

Пчеловоды республики намерены доказать, что башкирский мёд самый лучший в мире 01.09.2015 (htth://www.mkset.ru/news/person/25465)

Ценность башкирского мёда htth://www.bashkirmed.com)

10.А. М. Ишемгулов «История и современное состояние пчеловодства Республики Башкортостан». (htth:// www.bash-med.ru.com)

11.Люди и пчёлы. «Наука и жизнь» № 5 2005 г. (htth:// www.nkj.ru)

12.Газета "Выбор" №152-155 от 16.10.2015. Статья "Башкирский мёд - первый в стране".

13.Дыбина О.В.»Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников»,2003.

14.Степанова Н.В., Волчкова В.Н. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада по познавательному развитию». Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

15.Исакова Н.В. «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность»-СПБ: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе.

Тема: Я люблю тебя, Россия.Задачи: Воспитание патриотических чувств – любви к родной Отчизне, уважение к флагу, гимну России, гербу. Закрепить знания о российском флаге, гимне. Познакомить с государст...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе: "Природный мир Краснодарского края"

Образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе о животном, растительном, водном мире, природных памятниках Краснодарского края...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Права ребенка»

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Центр развития ребенка — детский сад №345»Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Прав...

КОНСПЕКТ Образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Жигулевские горы» (региональный компонент)

v Дать представление о Жигулевских горах.v Знакомить с природой родного края.vПродолжать знакомить с растительностью Жигулевских  гор,  с животным миром....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Ежик в гостях у ребят»

Ход НОДВоспитатель приглашает детей подойти к окну.Восп.: Давайте посмотрим какая на улице погода?Дети: (солнечная, дождливая)Восп.: А какое время года?Дети: ВеснаВосп.: Как вы догадались?Дети: Растая...