Экскурсия по городу Балаково
план-конспект занятия (старшая группа)
Балаково- город энергетиков.
Цель: Знакомство детей с историей и достопримечательностями города Балаково.
Задачи:
- Продолжать закреплять знание детей о расположении реки Волги, местоположении городов на карте ;
- Познакомить детей с историей и достопримечательностями города Балаково: истории, гербе, достопримечательностях города, АЭС и ГЭС;
- Закреплять знание детей о растительном и животном мире Поволжья;
- Закреплять знание о профессиях капитан, штурман, гид;
- Формировать интерес и воспитывать любовь , уважение к малой Родине, развивать чувство патриотизма;
- Обогащать словарь детей новыми понятиями: Поволжье, атомная электростанция, гидроэлектростанция, энергетик, гид, экскурсия, турбина ,электричство;
- Развивать интерес к науке в процессе показа работы катушки Тэсла.4
- Формировать умение умение работать с бумагой, развивать мелкую моторику .
Материалы и оборудование: фрагмент карты России и рекой Волгой; игрушки чайка , бобр и сурок из искусственного меха; дневник путешественника на каждого ребёнка; фотоаппараты- 6 штук; рюкзак – 6 штук; компас- 1 штука; музыкальная калонка и аудиозапись гимна «Город юности- Балаково» (автор текста Нина Зюзина, композитор- Ансар Рамазанов), д/и «Растения и животные Поволжья»; д/и «Собери по образцу»; фото достопримечательностей Балаково 5 см на 5 см на каждого ребёнка (Саратовская ГЭС, шлюзы , Балаковский детский парк; Аллея героев, Балаковская художественная галерея, герб Балаково); проектор; катушка Тэсла; презентация «Достопримечательности Балаково»; листы красной, жёлтой, оранжевой и белой бумаги; ножницы; клей.
Этапы | Содержание деятельности | Методические указания | ||||
1 встреча | ||||||
Мотивационно-целевой
Содержательный
Оценочно- рефлексивный | Сюрпризный момент
Подошли к карте Работа с картой
Беседа о том, что берём в дорогу Дети перечисляют атрибуты путешествия Подходят к кораблю
Дети разгадывают ребус (Приложение 1)
Дети выполняют задание : Д/и : «Животные и растения Поволжья» Дети выбирают конверты с заданием
Воспитатель показывает карточку с изображением сурка(Приложение 3)
Бобр сообщает о прибытии в город Балаково.
Сурок рассказывает о гербе города. Дети рассматривают герб (Приложение 2)
Сурок раздаёт фото. Дети вкладывают его в дневник путешественника. Звучит гимн города Балаково. | Воспитатель: Посмотрите, ребята, нам пришло письмо. Давайте прочитаем, из какого оно города. Дети: Из Самары. Воспитатель: Это карта. Вы знакомы с ней по прошлым путешествиям. В каких городах вы уже побывали? Дети: Тольятти, Самара. Воспитатель: Мы поплывём по реке. Как называется река? Дети: Волга. Воспитатель: Давайте отметим эти города на карте. Местность, расположенная вдоль берегов реки Волги называется Поволжье. Итак, Вы готовы отправиться в путешествие? Дети: Да Воспитатель: Давайте вспомним, что нам необходимо в дороге? Дети: Нам нужны рюкзаки, фотоаппараты, компас, дневник путешественника. Воспитатель: Давайте подойдём к нашему кораблю. Кто нас встречает? Дети: Капитан Бобр. Воспитатель: Правильно. Разрешите нам подняться на борт, капитан. Бобр: Помощник Чайка, пропустите ребят на борт корабля. Чайка: Прошу подняться на борт и занять свои места, мы отплываем. Помогите мне, пожалуйста, прочитать название города. Дети: Балаково. Бобр: Балаково- пункт нашего назначения. Отдать швартовые, мы отплываем. Воспитатель: Дорога предстоит не близкая, давайте с вами поиграем. Разделитесь на две команды. Воспитатель: Предлагаю представителям команд выбрать конверт- чёрный или белый. Одна команда выбирает растения, которые растут на территории Поволжья, вторая- животных, которые здесь встречаются. Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется этот зверёк? Дети: Да, это сурок. Воспитатель: Сурок- символ города Балаково. Бобр : За игрой мы и не заметили, как прибыли на место назначения. Спускайтесь по трапу, хорошего дня! Воспитатель: Посмотрите, кто нас встречает? Дети: Это Сурок. Сурок: Я рад приветствовать вас в городе Балаково. Посмотрите, это – герб моего города. Он будто поделён на две части: синюю и красную. На синей изображена серебряная ладья с золотым серпом, опоясанным трижды красным поясом. Это ,символ исторического значения города как большой хлебной пристани на Волге. Восходящее жёлтое солнце на красном фоне отражает наличие Саратовской ГЭС и Балаковской АЭС, дающих городу статус крупнейшею энергетического центра па Волге. Воспитатель: Ребята, давайте сфотографируем герб Балаково. Сурок: Вот ваши фото, вставьте его в свой дневник путешественника. Мы скоро с вами встретимся, а на прощание я хочу, чтобы вы послушали гимн города Балаково | ||||
2 встреча
| ||||||
Мотивационно-целевой
Содержательный
Оценочно- рефлексивный | Балаковский детский парк К детям подходит Сурок, приглашает на экскурсию по городу.
Показ презентации Слайд 1 (Детский парк) Дети фотографируют парк.
Слайд 2 (Балаковская художественная галерея)
Дети делают фотографию.
Слайд 3 (Аллея героев)
Дети делают фотографию Дети делают аппликацию (Приложение 4) | Сурок: Ребята, мы продолжаем наше путешествие. Балаково- один из городов Поволжья, в нём много достопримечательностей, которые вы сможете посетить и сфотографировать на память. Хотите, я расскажу вам немного об истории города? Дети: Да Сурок: Раньше города не было, сначала появилась маленькая деревня «Селитьба» на левом берегу реки Балаковки. Люди выбрали это место, потому, что здесь было большое количество рыбы, пышная растительность. Постепенно село значительно расширялось, появились промышленные предприятия, и маленькая «Селитьба» была преобразована в город Балаково. Постепенно в городе появились многоэтажные дома, магазины, крупные предприятия. Сейчас мы стоим около Детского парка, где горожане любят проводить свободное время.Давайте сфотографируем его.
Сурок: Сейчас мы стоим перед Балаковской художественной галереей. Это здание выстроеноболее 100 лет назад. Оно было возведено для размещения Торгово-промышленного банка. Но потом в его стенах разместили часть коллекции Саратовского музея. Сурок: На Аллее героев почитают память воинов, принимавших участие в боевых действий, защищавших нашу Родину. Весной и летом Аллея нарядная, украшенная пышной зеленью. Главная скульптурная композиция — памятник Солдату-победителю. На специальных площадках размещена выставка военной техники. Основа мемориального комплекса Памятник погибшим в Великую Отечественную войну, его основой является стела высотой 1,5 м с Вечным огнем перед ней и плитами с именами героев. Слева размещён водоём скорби. Позади расположена стена, изображающая развёрнутое знамя. Ребята, сфотографируйте этот памятник. Воспитатель: Я предлагаю вам сделать аппликацию «Вечный огонь». Сурок: Молодцы, ребята, вечный огонь у вас получился как настоящий. Положите свои работы в рюкзаки, дома вы сможете показать свои работы детям в вашем детском саду. А сегодня я с вами прощаюсь, до следующей встречи! | ||||
3 встреча | ||||||
Мотивационно- целевой |
Дети отвечают на вопросы Сурка.
Показ презентации Слайд 1 (ГЭС)
Слайд 2 (АЭС)
Дети наблюдают за экспериментом
Д/и «Сложи по образцу»
Дети подходят к столу, вклеивают фото в альбом.
| Сурок: Здравствуйте, ребята. Скажите мне, что надо сделать, чтобы ночью в квартире стало светло? Дети: Включить свет. Сурок: Правильно. А что надо сделать, чтобы сварить еду? Дети: Включить электрическую плиту. Сурок: Молодцы. А чтобы в наших домах было электричество, нужны электростанции. Их в Балаково две: одна атомная, другая- гидроэлектростанция. Поэтому Балаково можно назвать городом энергетиком .Вы знаете, чем они отличаются АЭС от ГЭС? Дети: Нет. Сурок: Эта электростанция расположена на воде. Люди давно научились использовать энергию движущейся воды. Если до половины погрузить в реку колесо с лопастями на ободе, то оно начнет вращаться, потому что вода будет увлекать за собой нижние лопасти колеса.Учёные изобрели турбину, которая работает по принципу лопасти..В прошлом веке началось сооружение гидроэлектрических станций — ГЭС. Но у реки не хватает силы проворачивать тяжелую турбину. Другое дело на водопадах: там вода стремительно летит вниз, у нее большой напор. Поэтому придуманы искусственные водяные «ступеньки» — плотины. Плотину строят из грунта или бетона. Поток воды под напором входит в трубу, благодаря сложным механизмам получают высокое напряжение, которое по проводам поступает к нам в квартиры. Воспитатель: Давайте сфотографируемся около ГЭС. Сурок: Это- Атомная электростанция. В её работе тоже участвует вода. Но здесь её нагревают, чтобы она испарилась. И турбины вращаются паром. Благодаря специальным механизмам получается такое же напряжение, как и на ГЭС. Благодаря АЭС и ГЭС в наших домах есть свет, ночью горят уличные фонари, работают чайник, телевизор, компьютер. Воспитатель: Сфотографируйтесь на фоне АЭС. Сурок: Давайте посмотрим веб-экскурсию, чтобы узнать, как работает АЭС. Сурок: Ребята, я предлагаю посмотреть, как работает изобретение учёного Николо Тесла. Воспитатель: Чтобы в наших домах было электричество, используются провода. Тесла разрабатывал устройства, благодаря которым провода были бы не нужны, а электричество передавалось бы по воздуху. Посмотрите, я включаю устройство , и вы видите маленькие молнии. Это электричество. Я подношу к устройству лампочку, и она загорается. Для этого не нужны провода. Сурок: Ну как, вам понравился наш научный эксперимент? Дети: Да. Сурок: Предлагаю вам разделиться на две команды и собрать по образцу картинку с изображением АЭС и ГЭС. Сурок: Молодцы! Воспитатель: Ребята, возьмите фото для своего дневника путешественника. Давайте попрощаемся с сурком и поблагодарим его за интересную экскурсию. Дети: До свидания. Сурок: До свидания. Воспитатель: Ребята, давайте подойдём к нашему альбому путешественника и вклеим в него фотографии достопримечательностей города Балаково.
| ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-спортивное развлечение с использованием ИКТ "История моего города Балаково"
Приоритетная образовательная область: «Безопасность»Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Физическая культура», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество, ...
Викторина "Знатоки города Балаково"
Материал предназначен для проведения развлечения с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Наш город Балаково"...
Конспект непрерывно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе. Тема: «Лидеры промышленности города Балаково».
Расширять и углублять представления детей о родном городе, о промышленных объектах....
Методическое пособие по ознакомлению детей с родным городом Балаково (старшая группа).
Мини-энциклопедия для дошкольников ....
День города Балаково.
Акция посвященная дню города....
Методическое пособие по ознакомлению детей с родным городом Балаково (старшая группа).
Ознакомление детей с г. Балаково...
Информационный проект "Экскурсия по городу Балаково"
Проект знакомит докольников с историей города Балаково Саратовской области, его прошлым, достопримечательностями, знаменитыми личностями, производством....