Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «#МыИзКузбасса»
рабочая программа (подготовительная группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «#МыИзКузбасса»
Образовательная направленность: туристско-краеведческая
Цели программы: воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви и гордости к родному краю, природе и всему живому при активном включении семей воспитанников в образовательный процесс.
Задачи программы:
• Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, городу;
• Воспитывать у детей интерес и любовь к малой родине, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы;
• Формировать у дошкольников предпосылки для развития чувства патриотизма, гордости за родной край, через участие в мероприятиях, посвященным знаменательным событиям; экскурсии к памятным местам города, района;
• Развивать у детей чувство сопричастности к культурному наследию через изучение доступных для ребенка элементов народного творчества, обычаев, обрядов.
Возраст учащихся:
5-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_programma_v_esh.docx | 69.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 65»
Утверждаю
Заведующий МАДОУ
«Детский сад № 65»
_________/ Прудникова Ю.Б.
Приказ № 127-ос от 29.08.2024
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «#МыИзКузбасса»
Направленность: туристско-краеведческая
Возраст учащихся: 5 – 7 лет
Срок реализации программы: 36 часов
Разработчики:
Сусоева Т.Н.
Шаптала Ю.К.
Щербакова О.К.
Принята педагогическим советом
МАДОУ «Детский сад № 65»
протокол №_01 от _29.08.2024 года
Новокузнецкий городской округ,
2024
Содержание
Паспорт программы | 3 |
| 5 |
| 13 |
Список используемой литературы | 15 |
Приложение | 16 |
Паспорт программы
Наименование программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «#МыИзКузбасса»
Авторы программы:
Сусоева Т.Н. , Шаптала Ю.К., Щербакова О.К.
Образовательная направленность:
туристско-краеведческая
Цели программы:
воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви и гордости к родному краю, природе и всему живому при активном включении семей воспитанников в образовательный процесс.
Задачи программы:
• Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, городу;
• Воспитывать у детей интерес и любовь к малой родине, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы;
• Формировать у дошкольников предпосылки для развития чувства патриотизма, гордости за родной край, через участие в мероприятиях, посвященным знаменательным событиям; экскурсии к памятным местам города, района;
• Развивать у детей чувство сопричастности к культурному наследию через изучение доступных для ребенка элементов народного творчества, обычаев, обрядов.
Возраст учащихся:
5-7 лет
Год разработки программы:
2023 г.
Сроки реализации программы:
1 год
Нормативно-правовое обеспечение программы:
• Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.;
• Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012);
• Приказ Минобрнауки России от17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017г. № 1642);
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р);
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р);
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 г. № 16 «Об утверждении санитарных правил СП 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID – 19);
• Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)
• Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»);
• Закон «Об образовании в Кемеровской области» редакция от 03.07.2013 №86-ОЗ;
• Локальные акты МАДОУ «Детский сад № 65».
Методическое обеспечение программы:
• Контрольно-диагностические материалы по программе (входной и итоговый мониторинг).
• рабочая тетрадь.
Рецензенты:
Внутренняя рецензия: Прудникова Ю.Б., заведующий МАДОУ «Детский сад № 65»
- КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Сегодня, наиболее актуальной задачей является патриотическое воспитание подрастающего поколения, знающего и любящего свою родину, духовное богатство своего народа. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своего края, своей страны.
Данная программа имеет туристско-краеведческую направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «#МыИзКузбасса» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
- Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.;
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012);
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017г. № 1642);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрирован 26.09.2022 № 70226);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 г. № 16 «Об утверждении санитарных правил СП 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID – 19);
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)
- Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»);
- Закон «Об образовании в Кемеровской области» редакция от 03.07.2013 №86-ОЗ;
- Локальные акты МАДОУ «Детский сад № 65».
Уровень освоения содержания - стартовый
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к близким, к родному краю.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитывать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение ими принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экономическим своеобразием родного региона, в нашем случае – г. Новокузнецком.
При ознакомлении детей с родным краем создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания и детского творчества.
Краеведческий подход в образовании дошкольников даёт возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников, не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане.
Учить познавать родной край знакомить с его самобытностью, воспитывать любовь к Родине – это задачи не только детского сада, но и семьи. Эта работа более эффективна, если установлена тесная связь с семьёй. Родители не только помощники, но и равноправные участники формирования личности ребёнка.
Принадлежность семьи к тому или иному этносу – существенный фактор, оказывающий влияние на личностное развитие ребёнка.
Актуальность программы. Сегодня, наиболее актуальной задачей является патриотическое воспитание подрастающего поколения, знающего и любящего свою родину, духовное богатство своего народа. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своего края, своей страны.
Понимание Родины у детей должно быть связано с ощущением родного края, земли, на которой родился и рос; с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, к ближайшему окружению – родным местам. Отбор соответствующего содержания позволит сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край и что малая Родина – часть большой страны России. Восстановление и возрождение нашего исторического и духовного наследия, воспитание духовности и гражданственности, без чего не может жить и развиваться ни одна нация, невозможно без уважения к своей истории, культуре, родному краю. Краеведение является основой духовного и нравственного возрождения общества.
В современных социально- экономических условиях жизни страны возрастают требования к системе дошкольного образования, следовательно, возникает проблема повышения эффективности воспитательно-образовательной работы. Одной работы педагогов недостаточно. Многие специалисты отмечают необходимость привлечения родителей к деятельности детского сада.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Важной составной частью работы нашего дошкольного учреждения является формирование у дошкольников гражданских чувств, накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края. Любовь к своему дому, к своему детскому саду, городу, где он родился, чувство восхищения родным краем – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками, это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей родине.
Отличительные особенности программы. Кроме работы с детьми, необходимо привлекать родителей к данной деятельности, т.к. семья является первым институтом развития ребенка. Именно семья закладывает основы развития малыша. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Семья участвует во всех аспектах программы. Указанный подход осуществляется через разные стратегии общения с семьями и проходит под девизом: «Их знание и любовь к родному городу Новокузнецку передавать детям». Но родителям и детям необходима помощь в создании повода изучения родного края. Поэтому мы пришли к необходимости использования рабочих тетрадей для детей старшего дошкольного возраста по вопросам краеведения.
Адресат программы. Данная программа рассчитана на старший дошкольный возраст (5 - 7 лет).
Объем и срок освоения программы. Работа по программе осуществляется 1 раз в неделю в форме бесед и практических работ в тетради, с продолжительностью 25-30 минут (в соответсвии с требованиями СанПиН) и включает в себя 36 занятий (сентябрь - май). Содержание занятий подчинено ведущей идее, основной мысли, которая пронизывает его от начала до конца. После занятия тетрадь отдается ребенку домой для продолжения работы в семье с целью закрепления полученных знаний, а так же привлечения семей воспитанников к воспитательно-образовательной деятельности ДОУ.
Формы обучения. Дополнительная общеобразовательная программа «#МыИзКузбасса» предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет и направлена на воспитание любви и гордости к родному краю, природе и всему живому. Для реализации этой цели коллектив педагогов разработал беседы, занятия, дидактические игры, картотеку по художественному слову, мультимедийные презентации, создана рабочая тетрадь для занятий с воспитанниками в детском саду и в семье, подобран комплект иллюстраций.
Формы подведения итогов:
- Праздники;
- Викторины;
- Выставки.
Для реализации программы используются следующие методы: Для реализации программы используются следующие методы:
- словесный;
- наглядный;
- практический.
Режим организации занятий по данной комплексной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» № 28 от 28.09.2020 (СП 2.4.3648-20).
Целью данной программы является воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви и гордости к родному краю, природе и всему живому при активном включении семей воспитанников в образовательный процесс.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, городу;
- Воспитывать у детей интерес и любовь к малой родине, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы;
- Формировать у дошкольников предпосылки для развития чувства патриотизма, гордости за родной край, через участие в мероприятиях, посвященным знаменательным событиям; экскурсии к памятным местам города, района;
- Развивать у детей чувство сопричастности к культурному наследию через изучение доступных для ребенка элементов народного творчества, обычаев, обрядов.
Содержание программы. Реализация программы «#МыИзКузбасса» воспитывает у детей чувство патриотизма, любовь к кузнецкому краю, его истории, формированию у детей представлений о богатстве и многообразия животного и растительного мира. Взаимодействие с родителями дает возможность осуществлять преемственность поколений при изучении родного края, что является неотъемлемой частью программы и заключается в обучении всех членов семьи: родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек – всех, с кем живет, повседневно контактирует ребенок.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия | Формы работы/отслеживания результатов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Вводное занятие | Диагностическое обследование с целью выявления уровня знаний у детей по родному краю | Беседа, рассматривание иллюстраций | 1 | 1 | 0 |
2 | Наша малая Родина – Кемеровская область | Формирование представления детей о родном крае, изучение географического положения | Беседа, рассматривание физической карты России, работа в рабочей тетради | 1 | 0 | 1 |
3 | Карта Кемеровской области | Ознакомление детей с картой Кемеровской области | Беседа, рассматривание карты Кемеровской области, работа в рабочей тетради | 1 | 0 | 1 |
4 | Новокузнецк на карте Кемеровской области | Ознакомление детей с географическим расположением города Новокузнецка. | Беседа, рассматривание иллюстраций, работа в рабочей тетради | 1 | 0 | 1 |
5 | Символика Кемеровской области и города Новокузнецка | Формирование интереса к познанию родного края | Просмотр мультимедийной презентации, обсуждение, работа в рабочей тетради | 1 | 0 | 1 |
6 | История Кузнецкого края | Ознакомление детей с историей создания родного края | Беседа, рассматривание иллюстраций, работа в рабочей тетради | 1 | 0 | 1 |
7 | Ландшафт Кемеровской области | Ознакомление детей с ландшафтом Кемеровской области | Беседа, рассматривание иллюстраций, работа в рабочей тетради | 1 | 0 | 1 |
8 | Первооткрыватели земли Кузнецкой | Развитие познавательной активности детей через ознакомление с выдающимися землепроходцами и исследователями земли Кузнецкой | Беседа, рассматривание иллюстраций, работа в рабочей тетради | 1 | 0 | 1 |
9 | Коренное народонаселение Кемеровской области. | Изучение детьми культурного наследия и творчества жителей Кузбасса, материальной и духовной культуры народов Кемеровской области, их семейного и общественного быта, хозяйственных занятий и этнических процессов | Беседа, рассматривание иллюстраций, работа в рабочей тетради | 1 | 0 | 1 |
10 | Семь чудес Кузбасса | Расширение и углубление знаний о родном крае. Воспитание чувства любви и гордости за свою малую родину | Просмотр мультимедийной презентации, обсуждение, работа в рабочей тетради | 1 | 0 | 1 |
11 | Наша кормилица земля | Формирование представление о том, почему земля – кормилица | Беседа, рассматривание иллюстраций, работа в рабочей тетради | 1 | 0 | 1 |
12 | Путешествие в подземное царство | Формирование представлений детей о природных богатствах недр Кемеровской области, какие и где находятся месторождения природных ископаемых | Беседа, просмотр мультимедийной презентации, обсуждение, работа в рабочей тетради | 1 | 0 | 1 |
13 | Водоемы нашего края | Ознакомление детей с водоемами Кемеровской области | Беседа, просмотр мультимедийной презентации, обсуждение, работа в рабочей тетради | 1 | 0 | 1 |
14 | Растительный мир Кузбасса. Деревья. | Закрепление названий деревьев, которые растут на территории Кемеровской области. Дать понятие о хвойных и лиственных деревьях. Воспитывать чувство любви к природе родного края | Беседа, рассматривание иллюстраций, работа в рабочей тетради | 1 | 0 | 1 |
15 | Растительный мир Кузбасса. Грибы и ягоды. | Расширение представлений детей о растительном мире Кузбасса, обогащение знаний о грибах, ягодах наших лесов | Просмотр мультимедийной презентации, обсуждение, работа в рабочей тетради | 1 | 0 | 1 |
16 | Животный мир Кузбасса | Расширение представлений детей о животном мире Кузбасса | Просмотр мультимедийной презентации, обсуждение, работа в рабочей тетради | 1 | 0 | 1 |
17 | Птицы нашего края. | Углубление и расширение знаний детей о птицах нашего края | Просмотр мультимедийной презентации, обсуждение, работа в рабочей тетради | 1 | 0 | 1 |
18 | Насекомые нашего края. | Углубление и расширение знаний детей о насекомых нашего края | Просмотр мультимедийной презентации, обсуждение, работа в рабочей тетради | 1 | 0 | 1 |
19 | Красная книга Кемеровской области. | Ознакомление детей с растительным и животным миром, занесенных в Красную книгу Кемеровской области | Беседа, просмотр мультимедийной презентации, обсуждение, работа в рабочей тетради | 1 | 0 | 1 |
20 | Природоохранная деятельность. | Формирование основ экологической грамотности и воспитание экологической культуры | Беседа, рассматривание иллюстраций, работа в рабочей тетради | 1 | 0 | 1 |
21 | Как вести себя на природе? | Закрепление знаний о правилах поведения на природе | Беседа, просмотр мультимедийной презентации, обсуждение, работа в рабочей тетради | 1 | 0 | 1 |
22 | «Старый» и «новый» город | Ознакомление детей с архитектурой «старого» и «нового» города | Просмотр мультимедийной презентации, обсуждение, работа в рабочей тетради | 1 | 0 | 1 |
23 | «Красив наш город!» | Развитие у детей интереса к красивым местам родного города | Беседа, рассматривание иллюстраций, работа в рабочей тетради | 1 | 0 | 1 |
24 | Музеи нашего города | Расширение знаний детей об истории образования музеев нашего города | Просмотр мультимедийной презентации, обсуждение, работа в рабочей тетради | 1 | 0 | 1 |
25 | Кузнецкая крепость. | Знакомство детей с архитектурным памятником «Кузнецкая крепость» | Беседа, рассматривание иллюстраций, работа в рабочей тетради | 1 | 0 | 1 |
26 | Памятники нашего города | Расширение знаний детей об истории образования памятников нашего города | Просмотр мультимедийной презентации, обсуждение, работа в рабочей тетради | 1 | 0 | 1 |
27 | Наш Заводской район. | Ознакомление детей с историей Заводского района | Беседа, рассматривание иллюстраций, работа в рабочей тетради | 1 | 0 | 1 |
28 | «Улица, на которой я живу» | Ознакомление детей с происхождением названий улиц Заводского района. | Беседа, рассматривание иллюстраций, работа в рабочей тетради | 1 | 0 | 1 |
29 | История создания и развития детского сада | Знакомство детей с историей и создания детского сада | Просмотр мультимедийной презентации, обсуждение, работа в рабочей тетради | 1 | 0 | 1 |
30 | Угольная промышленность | Формирование представлений у детей об угледобывающей промышленности Кемеровской области | Беседа, рассматривание иллюстраций, работа в рабочей тетради | 1 | 0 | 1 |
31 | Кузбасские заводы гиганты | Ознакомление детей с ведущими заводами металлургической промышленности Кемеровской Области | Беседа, рассматривание иллюстраций, работа в рабочей тетради | 1 | 0 | 1 |
32 | Основные профессии жителей нашего города. | Расширение знаний детей о разнообразии профессий жителей родного города | Беседа, рассматривание иллюстраций, работа в рабочей тетради | 1 | 0 | 1 |
33 | Кузница победы. (9 мая) | Воспитание у детей нравственно – патриотических чувств через историю города Новокузнецка в годы ВОВ. Рассказать детям о георгиевской ленточке – символе мужества и храбрости | Беседа, рассматривание иллюстраций, работа в рабочей тетради | 1 | 0 | 1 |
34 | Люди земли Кузнецкой. | Формирование патриотических и гражданских чувств через историю родного края и через воспитание уважения к людям, прославляющим его | Просмотр мультимедийной презентации, обсуждение, работа в рабочей тетради | 1 | 0 | 1 |
35 | Писатели и поэты Кузбасса | Знакомство детей с творчеством поэтов и писателей родного края | Просмотр мультимедийной презентации, обсуждение, работа в рабочей тетради | 1 | 0 | 1 |
36 | «Знаешь ли ты свой город» | Диагностическое обследование с целью выявления уровня знаний у детей по родному краю | Викторина | 1 | 0,5 | 0,5 |
Всего | 36 | 1 | 35 |
Ожидаемый результат программы:
Обучающиеся демонстрируют любовь и гордость родным краем, его природой и фауной.
Семьи обучающихся активно включатся в работу по краеведнию.
Дети старшего дошкольного возраста демонстрируют высокий интерес и любовь к малой родине, знают о правилах бережного и созидательного отношения к природе родного края, умеют чувствовать красоту природы и выражать эти эмоции художественными средствами.
В результате освоения программы обучающиеся проявляют чувство патриотизма, принимают участие в мероприятиях, посвященных знаменательным событиям, знают памятные места родного города, района.
Обучающиеся знают элементы народного творчества, обычаи и обряды.
- КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Комплектование групп с 01-15 сентября.
Начало учебного года – 18 сентября.
Окончание учебного года – 31 мая.
| Объем учебных часов | Всего учебных недель | Режим работы | Количество учебных дней |
1 | 36 | 36 | 1 раз в неделю | 36 |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: занятия по программе проводятся в групповом помещение с использованием авторских рабочих тетрадей, мультимедийного оборудования, карты Кемеровской области-Кузбасса.
Кадровое обеспечение: занятия проводит воспитатель - один из авторов разработчиков.
Формы контроля
Уровень и качество усвоенных детьми знаний позволяет отследить, специально разработанный, тестовый материал. Тестирование проводится перед началом реализации программы (1 блок). На заключительном этапе (2 блок) проводится викторина. Во время первого этапа тестирования педагог определяет уровень актуального развития знаний воспитанников по теме краеведения, во время второго этапа определяются знания, полученные в ходе реализации программы.
Оценочные материалы
Оценочные материалы разработаны авторами программы и включают в себя:
- Тест и диагностическую карту для определения первичных знаний дошкольников о родном городе и области
- Викторина, позволяющая отследить уровень сформированности знаний в результате реализации дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей программы
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы
Материалы и формы работы подобраны таким образом, чтобы педагогу было не сложно подготовиться к занятию, а детям приблизиться к более естественным для ребенка видам деятельности: игре, беседе со взрослыми и сверстниками.
Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Программа «#МыИзКузбасса» состоит из трех разделов:
Раздел №1. Диагностическое обследование
Определение актуального уровня развития знаний по краеведению у старших дошкольников. (Приложение)
Раздел №2. Образовательная деятельность по краеведению
Формирование у дошкольников предпосылки для развития чувства патриотизма, представлений воспитанников об уникальности Кузбасса и его жителей. Развитие у старших дошкольников интереса к родному городу Новокузнецку, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего посредствам организации бесед, просмотра презентаций, дидактических игр, рабочей тетради (Методические материалы).
Раздел №3. Итоги реализации программы
Выявление уровня знаний, приобретённых в ходе реализации программы, посредством викторины (Методические материалы).
Список литературы
- Ашурнов, В.Н. Историческое краеведение [Текст] / В.Н. Ашурнов, Д.В. Кацюба, Г.Н. Матюшин. - М.: Просвещение, 2014. - 192 c.
- . Гниловской, В. Занимательное краеведение [Текст] / В. Гниловской. - Москва: ИЛ, 2015. - 432 c.
- Исаченко, В.Г. Краеведение[Текст] / В.Г. Исаченко, Г.Т. Савельева. - М.: СПб., ИКЦ, 2018. - 324 c.
- Кацюба, Д.В. История Кузбасса [Текст] / Д.В.Кацюба.- Кем.: 1974.-45с.
- Колгобакин, В.И. Западно - сибирский металлургический завод [Текст] / В.И.Колгобакин-Кем.: 1979. -63с.
- Котляров, Ю. Памятные места и улицы [Текст] / Ю.Котляров, А.Макытов - Кем.: 1999.-26С.
- Кропочева, Т.Б. Родной край [Текст] / Т.Б.Кропочев .- Новокузнецк.: 2004.-55с.
- Куприянов, А. Природа Кузбасса[Текст] / А.Куприянов, Ю.Манаков- Кем.: 2004.-60С.
- Краеведение. Каталог книг[Текст]/ - М.: Государственное издательство, 2016. - 109 c.
- Матова, В. Н. Краеведение в детском саду[Текст] / В.Н. Матова. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 176 c.
- Матова, Валентина Николаевна Краеведение в детском саду. Методическое пособие / Матова Валентина Николаевна. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 189 c.
- Никонова, М. А. Краеведение[Текст] / М.А. Никонова. - М.: Academia, 2017. - 192 c.
- Соловьев, Л. Книга о природе Кузбасса для младших школьников и их родителей [Текст] /Л.Соловьев-Кем.: 2008. -125с.
Приложение
Диагностическая карта «Как я знаю край родной?»
№п/п | Ф.И. ребенка | I.История и символика города | II.Фольклор | III.Промышлен-ность | IV. Флора и фауна | V.Куль-тура | |||||||
Первоначальное название города | История образования города | Герб города, области | Название улиц города, улица, на которой находится д/сад | Коренные жители | Национальный костюм, обычаи, традиции | Труд взрослых, профессии | Названия заводов | Обитатели наших лесов | Достопримечательности региона, музеи | ||||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 |
Оценка результатов: высокий уровень (2,7 – 3)
средний уровень (1,9 – 2,6)
низкий уровень (0,1 – 1,8)
Пояснение:
Деятельность оценивается в трех балльной системе:
3 балла – ребенок отвечает на все вопросы без затруднения;
2 балла – ребенок отвечает на 50% вопросов, пользуется помощью взрослого
1 балла – ребенок не отвечает на вопросы, не пользуется помощью взрослого
Общее количество баллов можно представить по каждому из разделов.
Средний балл (СБ) вычисляется по формуле:
общее количество баллов
СБ =
общее количество критериев
I - история и символика города
II - фольклор
III - промышленность
IV – флора и фауна
V – культура
VI – общий балл
Тест для выявления уровня знаний детей
по краеведению
- Какое животное изображено на гербе Новокузнецка:
а) лошадь (1)
б) медведь (0)
в) рысь (0)
- Город Новокузнецк раньше назывался:
а) Сталинск (1)
б) Кузнецк (0)
в) Абашево (0)
- Детский сад находится в районе:
а) Ильинском (0)
б) Заводском (1)
в) Центральном (0)
- Коренные жители города:
а) алтайцы (0)
б) русские (0)
в) шорцы (1)
- На какой реке стоит город:
а) Томь (1)
б) Енисей (0)
в) Волга (0)
- С чего начинается город:
а) вокзал (1)
б) театр (0)
в) завод (0)
- Какой завод построен первым:
а) алюминиевый (0)
б) КМК (1)
в) ЗСМК (0)
- Какие профессии встречаются чаще:
а) металлурги (1)
б) шахтеры (0)
в) строители (0)
- Какой транспорт преобладает в каждом районе:
а) трамвай (0)
б) троллейбус (0)
в) автобус (1)
- Музей, в котором можно узнать историю нашего города:
а) исторический (0)
б) краеведческий (1)
в) художественный (0)
- Праздник «День города» начинается на историческом месте:
а) Кузнецкая крепость (1)
б) Бульвар героев (0)
в) парк им.Гагарина (0)
Если сумма баллов составляет от 8 до 11 баллов, ребенок показал высокий уровень знаний.
От 4 до 7 баллов средний уровень.
От 0 до 3 баллов низкий уровень.
Вопросы для определения знаний старших дошкольников о родном городе
«Что я знаю о родном городе?»
Цель: выявить знания детей о родном городе – Новокузнецке.
- Город, в котором я живу, называется ________________________
- Какие районы города ты знаешь? Названия _____________________
- Район, в котором находится детский сад?______________________
- Река, на которой стоит наш город?_____________________________
- Самое первое название города?________________________________
- Музей, в котором можно узнать о истории нашего города?_________________________________________________
- Мой город знаменит заводами_______________________________
- Первый завод нашего города_______________________________
- Мой город металлургический, в нем работают люди таких профессий_________________________________________________
- Где можно близко увидеть звезды и планеты (здание)____________
- Где в городе можно увидеть представления____________________
- В городе много улиц, они называются_______________________
- В городе на улицах растут деревья__________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программa для детей раннего возраста (2 – 3 лет) социально-педагогической направленности
Программа по сенсорике для детей 2-3 лет, на 1год....
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"
Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»
Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа Кружок ручного труда «Мастерилка»
Дополнительная образовательная программа «Мастерилка»...