Рабочая программа кружковой работы "Моя малая родина-Горный Алтай"
рабочая программа (старшая группа)

Нуржанат Владимировна Улыкпанова

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям на основе духовно-нравственного и патриотического воспитания с использованием национально-регионального компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota.docx169.95 КБ

Предварительный просмотр:

                       

C:\Users\Друг\Downloads\PHOTO-2024-12-06-23-11-40.jpg

                                                 

                                              Пояснительная записка

                                                       Актуальность

Моя милая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – всё!

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально- региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. В связи с этим естественным образом меняется позиция взрослого: поскольку ни один человек не может «представительствовать от лица всей культуры», то он становится соучастником современного познания окружающего мира.

В этом контексте патриотическое и гражданское воспитание является не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы по ознакомлению детей с родным краем.

Годы детства «это прежде всего воспитание сердца», — писал В. Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающим, вырастает из любви к близким, родному краю.

При ознакомлении детей с родной республикой создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются также задачи эстетического воспитания и детского творчества.

Цель: — приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям на основе духовно-нравственного и патриотического воспитания с использованием национально-регионального компонента.

Задачи:

  1. Сформировать у детей осознанные представления, знания о природно- климатическом, этнографическом, экологическом своеобразии Республики Алтай.
  2. Создать условия для развития внутренней положительной мотивации.
  3. Развивать у детей чувственное восприятие через искусство и красоту.
  4. Приобщать детей к регионально-значимым этнокультурным, общечеловеческим ценностям.
  5. Воспитывать гражданскую активность; толерантное отношение к представителям других культур.

При составлении данной работы были использованы следующие приоритеты, которые являются необходимыми условиями реализации:

-Окружающие изучаемые предметы должны быть национальными.

-Использование всех видов фольклора (сказок, песенок, считалок, пословиц, поговорок, хороводов).

-Организация особого места для праздников и традиций народной культуры.

-Наличие объектов культуры  алтайского и казахского народа: орнаменты, чеканки, вышивки.

Использование фонда учебно-наглядных пособий, экранных и звуковых средств обучения (демонстрационные карточки, раздаточный изобразительный материал, учебные диафильмы, звуковые пособия, литературу).

Трудоемкость:

-изучение теоретических основ традиционной народной культуры;

-создание        предметно-развивающей        среды,        пополнение        дидактическим материалом;

-разработка занятий, сценариев, создание картотек и народных игр;

-использование разнообразных форм взаимодействия и сотрудничества с родителями.

Специфика методической разработки

В работе по региональному компоненту следует исходить из следующих принципов:

  1. Принцип уникальности детского возраста;
  2. Принцип гуманизации образовательного пространства;
  3. Принцип модернизации дошкольного образования с учетом изменяющейся социальной среды;
  4. Принцип модификации учебных планов и программ в соответствии с требованиями информационных процессов;
  5. Принцип обеспечения единого информационного пространства для эффективности образовательного процесса;
  6. Принцип сохранения и развития национально-культурных особенностей и традиций народа;
  7. Принцип опоры на национальную культуру для успешной социализации личности ребенка, как способа приобщения к социуму и фактора вхождения ребенка в социально-этническую среду;
  8. Принцип соответствия содержания и форм реализации национально- регионального компонента с возрастными особенностями детей;
  9. Принцип изменения организации предметной среды жизненного пространства с учетом национально-регионального компонента в ДОУ.

Для развития патриотического воспитания рекомендуется: использовать исторический, этнографический, географический материалы; создавать условия взаимопроникновения межкультурных связей для развития толерантных отношений к представителям других культур; организовывать совместную деятельность детей и родителей с культурными, творческими, фольклорными объединениями; приобщать детей к миру природы, воспитывать бережное отношение к природным объектам, развивать речь детей и знакомить с устным народным творчеством, художественной литературой, национальными праздниками в системе разнообразных видов деятельности.

Курс рассчитан на 9 месяцев (с сентября по май). Организованная деятельность проводится 1 раз в неделю во второй половине дня по 25 минут. Методика работы построена на широком использовании игровой деятельности, что позволяет в комфортной и привычной для детей обстановке побуждать их к самостоятельной деятельности. Методы и приёмы решения задач, выбор практического материала корректируется и варьируется в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года, выбора темы и т.д.

В конце года планируется провести диагностику знаний, умений и навыков, полученных детьми от кружковой работы, организацию выставки детских работ, открытые просмотры занятий кружка или готовят мероприятие (развлечение, досуг, праздники т.д.).

Задачи воспитательно-образовательной работы кружковой деятельности, и показатели развития дошкольников по  региональному компоненту

1блок: познавательная деятельность Задачи:

  • расширить        представления        детей        об        окружающей        действительности (страна, республика, города, поселки);
  • познакомить с символикой столицы Республики Алтай ,родного города, с некоторыми его достопримечательностями;
  • развивать интерес к традициям и обычаям  алтайского и  казахского народа;
  • продолжать знакомство с растительным и животным миром Республики Алтай;
  • воспитывать у детей чувство любви к своей родине, уважительное и доброжелательное отношение к людям другой национальности.

К концу года дети должны знать:

  • Горно-Алтайск –столица Республики Алтай; некоторые его достопримечательности;
  • труд людей города и села;
  • называть, помимо своих Ф.И.О, родословную своей семьи;
  • иметь        представления        о        расположении        предметов        быта        в        юрте, аиле (национальном жилище казахов, алтайцев); этикет гостеприимства   алтайского, казахского народа;
  • называть 1-2озера, 2-3реки Республики Алтай;
  • знать 1-2животных, занесенных в «Красную книгу » Республики Алтай;
  • уметь различать и называть деревья и кустарники;
  • уметь определять по внешнему виду и называть 4-5 птиц своей местности.

Показатели развития:

  • имеют некоторые культурно –исторические представления об истории своей семьи;
  • проявляют интерес к родному городу, селу его символике, к традициями обычаям;
  • проявляют интерес к своей культуре и культуре своих народов.

2блок: речевое развитие и художественная литература Задачи:

  • учить детей самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание литературного текста;
  • читать наизусть небольшие стихотворения;
  • участвовать в драматизации;
  • продолжать знакомство с произведениями устного народного творчества, с писателями и поэтами Республики Алтай;
  • развивать выразительность речи;
  • воспитывать у детей интерес к русской, алтайской, казахской литературе.

К концу года дети должны знать:

  • 3-4пословицы, 3-4загадки, 1-2колыбельные песни;
  • стихи Б.Укачина; А.Адарова, Б.Бедюрова, А.Амиреновой;
  • уметь отличать алтайские, казахские сказки   (волшебные, бытовые, о животных)от сказок других народов;
  • уметь пересказывать небольшие литературные тексты;
  • уметь отличать жанры литературных произведений (сказка, потешка, загадка, стихотворение).

Показатели развития:

  • называют несколько литературных произведений по выбору;
  • выразительно читают небольшие стихотворения;
  • проявляют интерес к рассказыванию знакомых сказок, стихов; к книгам, иллюстрированным местными художниками.

3блок: художественно-эстетическоеразвитие.

Задачи:

  • формировать у детей представление о видах изобразительного искусства и народного творчества (орнамент, пиктография (наскальные рисунки), книжная графика), средства художественной выразительности;
  • развивать художественное восприятие;
  • воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности.

К концу года дети должны знать:

  • элементы  алтайского, казахского орнамента;
  • узнавать иллюстрации художников Г.И.Чорос-Гуркина, И.Ортонулова;Е.Нуриманова
  • отличать мелодии на слух;
  • уметь украшать изделия казахским орнаментом;
  • уметь отличать наскальные рисунки от схем;
  • уметь выполнять элементы народных танцев, передавать ритм музыки.

Показатели развития:

  • проявляют интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства;
  • используют в собственной деятельности: средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа, проявляют инициативу, творчество;
  • используют орнаменты и узоры в декоративно-прикладном искусстве;
  • эмоционально откликаются на выраженные в музыкальных произведениях чувства и настроения.

Календарно –тематический план по региональному компоненту для детей          старшего дошкольного возраста.

Тема

Формаработы

Выход

Результат

.Сентябрь

  1. «Моя Республика Алтай»

  1. «Древние символы

  1. «Город Горно- Алтайск»

Изучение методической литературы. Изучение опыта

работы других педагогов по теме в методической литературе.

Составление плана работы.

  1. Беседа с детьми о республике, изучение карты.

Работа с

литературными источниками.

  1. Просмотр мультфильма о Горном Алтае

4.«Мой любимый город

2.Рассказ—об изображениях на гербе и флаге, и об их значении.

3.Рассматривание фотографий города

2.Выставка детских работ флаг и герб Республики Алтай

3.Презентация «Город Горно-Алтайск»

4.Знакомство и разучивание стихотворения о г.Горно-Алтайск

4.Фотовыставка «Я люблю свой город»

Октябрь

1.«Жилище

1.Беседа с детьми об аиле,юрте.

1.Конструирование

алтайцев, казахов »

Рассматривание фотографий

юрт, аила, из строительного

2.«Пища и

мужской и женской половин

материала

утварь»

жилья.

2.Приготовление пищи

3.«Одежда и

2.Рассказ о национальной кухне

3.Выставка детских

обувь.

алтайцев, казахов.

работ «Украшение-

Украшения»

3.Рассматривание изображений

Шаш бау»

4.«Экскурсия в

алтайской, казахской национальной одежды

4.Буклет «Тайны

Музей казахов Алтая», «Музей теленгитов Чуи»

и обуви.

жителей музея»

Беседа о значении женских

украшений.

4.Экскурсия в

музеи Кош-Агачского района

Ноябрь

1.«Обряды»

2«Народноетворчество»

  1. Выставка

«алтайский, казахский

национальный орнамент»

  1. Природа Кош-Агачского района

 1.Знакомство с обрядами.

  1. Беседа об известных художниках Республики Алтай

  1. Рисование растительных и геометрических орнаментов

  1. Просмотр презентации о природе Кош-Агачского района
  1. Презентация с

родителями: Семейные традиции

  1. Галерея работ художников Республики Алтай
  2. Выставка детских работ
  3. Выставка детских работ

Декабрь

  1. «Пословицы, поговорки и

загадки»

  1. «Алтайские, казахские

народные сказки»

  1. «Алтайские, казахские

народные игры»

  1. Рассказывание и

объяснение пословиц и поговорок. Отгадывание загадок

  1. Чтение сказок.

Обсуждение и пересказ сказок с детьми.

  1. Знакомство  с новыми играми:

«Маралы и охотники!»,«Кок пар»,

  1. Оформление книги

«Казахский , алтайский фольклор»

  1. Инсценировка сказки

«Лягушка и муравьи»

  1. Проведение соревнований и спортивных игр

Январь

  1. «Реки и озера»

  1. «Любимый уголок Республики Алтай»
  1. Чтение легенд о реках и озерах Республики Алтай. Рассматривание картинок рек республики Алтай
  2. «Путешествие по Республике Алтай»
  1. Рисование любимых рек и озер
  2. Прогулка по окрестностям села

Февраль

  1. «Редкие

исчезающие виды растений

Республики Алтай»

  1. «Редкие

исчезающие виды животных

Республики Алтай»

  1. «Птицы

Красной книги»

  1. «Красная книга Республики Алтай»
  1. Беседа с детьми о растениях республики.

Рассматривание фотографий.

  1. Беседа о животных республики. Рассматривание картинок.

  1. Рассказ об исчезающих птицах республики.

Рассматривание фотографий

  1. Беседа о растениях, животных и птицах встречающихся в Хакасии
  1. Чтение и разучивание

стихотворения

«Любимый Алтай»

  1. Чтение и разучивание

стихотворения «Белая Зима» Б.Суркашев.

  1. Выставка детских работ
  2. Изготовление

Красной книги Республики Алтай

Март

  1. «Памятники природы»
  2. «Заповедные территории

Республики Алтай»

  1. Памятники старины

  1. Изготовление макета«курган»
  1. Рассматривание        изображений памятников природы
  2. Рассказ                о        памятных        местах Республики Алтай.        Чтение                легенд        о пещерах, горах, озерах, лесах. Рассказ                        о                заповедниках республики

Беседа        «Для        чего        нужны заповедники?»

  1. Чтение легенды о курганах.
  2. Рассматривание фотографий
  1. Разучивание

стихотворения о Сайлюгемском парке

  1. Сочиняем вместе с родителями        свою легенду
  2. Фотогаллерея «Мы отдыхаем на просторах Республики Алтай»
  3. Изготовление макета кургана вместе с

детьми

Апрель

  1. «Алтайские песни»
  2. «Алтайский танец»
  3. Знакомство        с обрядом

«Тусау кесу»

  1. Праздник«День земли»
  1. Слушание песни «Гора Белуха» в исполнении фольклорного ансамбля «Алтай Кай», «Алтай», торжественная сюита В. Кончева)
  2. Просмотр        видео казахских танцев
  3. Рассказ об обряде Рассматривание        изображения ребенка в бесык

  1. Рассказ о традиции повязывания пояса Кур
  1. Игра на музыкальных инструментах
  2. Разучивание        танца

с пиялами

  1. Разучивание стихотворения

«Колыбельная»

  1. Завязывание ленточек на коновязи

Май

  1. Подготовка к празднику «Моя Республика Алтай»
  2. Праздник «Моя Республика Алтай»
  1. Разучивание        стихов,        песен, танцев

Разучивание и повторение стихов, песен, танцев

  1. Чтение стихов,

Исполнение танцев и песен

  1. Беседа с родителями о помощи в организации праздника
  2. Проведение праздника

Заключение

Таким образом, образовательная политика на современном этапе формулирует новые задачи, стоящие перед дошкольным образовательным учреждением. Кружковая работа, в том числе, позволяет реализовать основные требования к особым компетенциям воспитанников: подготовка ребенка к жизни в современном динамичном мире, формирование таких качеств, которые определяют облик современного человека и обеспечивают ему успешность жизнедеятельности. К ним можно отнести: готовность и способность делать выбор, сотрудничать, проявлять толерантность, проявлять творчество, ставить и решать проблемы, воспринимать окружающий мир как единую систему, быть мобильным и готовым обучаться всю жизнь. Кроме этого современный человек должен обладать развитым правосознанием, позволяющим строить правовое государство, эффективно действовать в нем, т.е. соблюдать и защищать права человека любой национальной принадлежности.

Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и образования детей дошкольного возраста. Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей, давно ставшая нормой деятельности педагогического коллектива и вышедшая за рамки нововведения.

                   Список используемой литературы

Костюнина А.А., Гаврилова Т.Г., Шатилова С.Н., Крыжная Т.Г., Самойлова А.В.,    Тозыякова О.С. «Любимый край – Горный Алтай» Региональная программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с малой Родиной - Республикой Алтай

Алтайские сказки. – Горно-Алтайск: ГУК Литературно-издательский Дом «Алтын-Туу», 2009. – 279 с.

  1. Акунова Г.Н. Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре алтайцев : пособие для воспитателей детских садов, 2002., Г-А.
  2. Красная книга Республики Алтай : Растения / Под ред. А.Г. Манеев. – Горно-Алтайск : Изд-во ГАГУ, 2017. — 267 с
  3. Наева, А.И. Алтайские календарные обряды и праздники. Материалы в помощь учителю. – Горно-Алтайск, 2015. – 60 с.
  4. Огнева, Г.Н. Алтайская литература. Хрестоматия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, Горно-Алтайск, 1991. – 163 с. 23.
  5. Огнева, Г.Н. Детям о культуре и искусстве алтайского народа. Пособие для воспитателей детских садов. – Горно-Алтайское книжное издательство «Юч-Сюмер», 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружковой работы по нетрадиционному рисованию

Данный материал позволяет познакомить детей  с разнообразными способами и приемами работы гуашью и акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочетанием. ...

Рабочая программа кружковой работы "Спортивная карусель"

Программа работы по оздоровлению детей...

Рабочая программа кружковой работы "Английский для малышей"

В данной работе вы найдете пояснительную записку, тематический план курса и перспективное планирование....

Рабочая программа кружковой работы "Разноцветный мир" по познавательному развитию детей

Предназначена для проведения кружковой работы с детьми 3-4 лет...

Презентация проекта рабочей программы кружковой деятельности по музыкальному образованию в ДОУ

Презентация проекта рабочей программы кружковой деятельности  по музыкальному образованию в ДОУ...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...