Рабочая программа кружковой работы "Моя малая родина-Горный Алтай"
рабочая программа (старшая группа)
Приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям на основе духовно-нравственного и патриотического воспитания с использованием национально-регионального компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota.docx | 169.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность
Моя милая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – всё!
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально- региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. В связи с этим естественным образом меняется позиция взрослого: поскольку ни один человек не может «представительствовать от лица всей культуры», то он становится соучастником современного познания окружающего мира.
В этом контексте патриотическое и гражданское воспитание является не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы по ознакомлению детей с родным краем.
Годы детства «это прежде всего воспитание сердца», — писал В. Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающим, вырастает из любви к близким, родному краю.
При ознакомлении детей с родной республикой создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются также задачи эстетического воспитания и детского творчества.
Цель: — приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям на основе духовно-нравственного и патриотического воспитания с использованием национально-регионального компонента.
Задачи:
- Сформировать у детей осознанные представления, знания о природно- климатическом, этнографическом, экологическом своеобразии Республики Алтай.
- Создать условия для развития внутренней положительной мотивации.
- Развивать у детей чувственное восприятие через искусство и красоту.
- Приобщать детей к регионально-значимым этнокультурным, общечеловеческим ценностям.
- Воспитывать гражданскую активность; толерантное отношение к представителям других культур.
При составлении данной работы были использованы следующие приоритеты, которые являются необходимыми условиями реализации:
-Окружающие изучаемые предметы должны быть национальными.
-Использование всех видов фольклора (сказок, песенок, считалок, пословиц, поговорок, хороводов).
-Организация особого места для праздников и традиций народной культуры.
-Наличие объектов культуры алтайского и казахского народа: орнаменты, чеканки, вышивки.
Использование фонда учебно-наглядных пособий, экранных и звуковых средств обучения (демонстрационные карточки, раздаточный изобразительный материал, учебные диафильмы, звуковые пособия, литературу).
Трудоемкость:
-изучение теоретических основ традиционной народной культуры;
-создание предметно-развивающей среды, пополнение дидактическим материалом;
-разработка занятий, сценариев, создание картотек и народных игр;
-использование разнообразных форм взаимодействия и сотрудничества с родителями.
Специфика методической разработки
В работе по региональному компоненту следует исходить из следующих принципов:
- Принцип уникальности детского возраста;
- Принцип гуманизации образовательного пространства;
- Принцип модернизации дошкольного образования с учетом изменяющейся социальной среды;
- Принцип модификации учебных планов и программ в соответствии с требованиями информационных процессов;
- Принцип обеспечения единого информационного пространства для эффективности образовательного процесса;
- Принцип сохранения и развития национально-культурных особенностей и традиций народа;
- Принцип опоры на национальную культуру для успешной социализации личности ребенка, как способа приобщения к социуму и фактора вхождения ребенка в социально-этническую среду;
- Принцип соответствия содержания и форм реализации национально- регионального компонента с возрастными особенностями детей;
- Принцип изменения организации предметной среды жизненного пространства с учетом национально-регионального компонента в ДОУ.
Для развития патриотического воспитания рекомендуется: использовать исторический, этнографический, географический материалы; создавать условия взаимопроникновения межкультурных связей для развития толерантных отношений к представителям других культур; организовывать совместную деятельность детей и родителей с культурными, творческими, фольклорными объединениями; приобщать детей к миру природы, воспитывать бережное отношение к природным объектам, развивать речь детей и знакомить с устным народным творчеством, художественной литературой, национальными праздниками в системе разнообразных видов деятельности.
Курс рассчитан на 9 месяцев (с сентября по май). Организованная деятельность проводится 1 раз в неделю во второй половине дня по 25 минут. Методика работы построена на широком использовании игровой деятельности, что позволяет в комфортной и привычной для детей обстановке побуждать их к самостоятельной деятельности. Методы и приёмы решения задач, выбор практического материала корректируется и варьируется в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года, выбора темы и т.д.
В конце года планируется провести диагностику знаний, умений и навыков, полученных детьми от кружковой работы, организацию выставки детских работ, открытые просмотры занятий кружка или готовят мероприятие (развлечение, досуг, праздники т.д.).
Задачи воспитательно-образовательной работы кружковой деятельности, и показатели развития дошкольников по региональному компоненту
1блок: познавательная деятельность Задачи:
- расширить представления детей об окружающей действительности (страна, республика, города, поселки);
- познакомить с символикой столицы Республики Алтай ,родного города, с некоторыми его достопримечательностями;
- развивать интерес к традициям и обычаям алтайского и казахского народа;
- продолжать знакомство с растительным и животным миром Республики Алтай;
- воспитывать у детей чувство любви к своей родине, уважительное и доброжелательное отношение к людям другой национальности.
К концу года дети должны знать:
- Горно-Алтайск –столица Республики Алтай; некоторые его достопримечательности;
- труд людей города и села;
- называть, помимо своих Ф.И.О, родословную своей семьи;
- иметь представления о расположении предметов быта в юрте, аиле (национальном жилище казахов, алтайцев); этикет гостеприимства алтайского, казахского народа;
- называть 1-2озера, 2-3реки Республики Алтай;
- знать 1-2животных, занесенных в «Красную книгу » Республики Алтай;
- уметь различать и называть деревья и кустарники;
- уметь определять по внешнему виду и называть 4-5 птиц своей местности.
Показатели развития:
- имеют некоторые культурно –исторические представления об истории своей семьи;
- проявляют интерес к родному городу, селу его символике, к традициями обычаям;
- проявляют интерес к своей культуре и культуре своих народов.
2блок: речевое развитие и художественная литература Задачи:
- учить детей самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание литературного текста;
- читать наизусть небольшие стихотворения;
- участвовать в драматизации;
- продолжать знакомство с произведениями устного народного творчества, с писателями и поэтами Республики Алтай;
- развивать выразительность речи;
- воспитывать у детей интерес к русской, алтайской, казахской литературе.
К концу года дети должны знать:
- 3-4пословицы, 3-4загадки, 1-2колыбельные песни;
- стихи Б.Укачина; А.Адарова, Б.Бедюрова, А.Амиреновой;
- уметь отличать алтайские, казахские сказки (волшебные, бытовые, о животных)от сказок других народов;
- уметь пересказывать небольшие литературные тексты;
- уметь отличать жанры литературных произведений (сказка, потешка, загадка, стихотворение).
Показатели развития:
- называют несколько литературных произведений по выбору;
- выразительно читают небольшие стихотворения;
- проявляют интерес к рассказыванию знакомых сказок, стихов; к книгам, иллюстрированным местными художниками.
3блок: художественно-эстетическоеразвитие.
Задачи:
- формировать у детей представление о видах изобразительного искусства и народного творчества (орнамент, пиктография (наскальные рисунки), книжная графика), средства художественной выразительности;
- развивать художественное восприятие;
- воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности.
К концу года дети должны знать:
- элементы алтайского, казахского орнамента;
- узнавать иллюстрации художников Г.И.Чорос-Гуркина, И.Ортонулова;Е.Нуриманова
- отличать мелодии на слух;
- уметь украшать изделия казахским орнаментом;
- уметь отличать наскальные рисунки от схем;
- уметь выполнять элементы народных танцев, передавать ритм музыки.
Показатели развития:
- проявляют интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства;
- используют в собственной деятельности: средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа, проявляют инициативу, творчество;
- используют орнаменты и узоры в декоративно-прикладном искусстве;
- эмоционально откликаются на выраженные в музыкальных произведениях чувства и настроения.
Календарно –тематический план по региональному компоненту для детей старшего дошкольного возраста.
Тема | Формаработы | Выход Результат | |
.Сентябрь |
| Изучение методической литературы. Изучение опыта работы других педагогов по теме в методической литературе. Составление плана работы.
| Работа с литературными источниками.
|
4.«Мой любимый город | 2.Рассказ—об изображениях на гербе и флаге, и об их значении. 3.Рассматривание фотографий города | 2.Выставка детских работ флаг и герб Республики Алтай 3.Презентация «Город Горно-Алтайск» | |
4.Знакомство и разучивание стихотворения о г.Горно-Алтайск | 4.Фотовыставка «Я люблю свой город» | ||
Октябрь | 1.«Жилище | 1.Беседа с детьми об аиле,юрте. | 1.Конструирование |
алтайцев, казахов » | Рассматривание фотографий | юрт, аила, из строительного | |
2.«Пища и | мужской и женской половин | материала | |
утварь» | жилья. | 2.Приготовление пищи | |
3.«Одежда и | 2.Рассказ о национальной кухне | 3.Выставка детских | |
обувь. | алтайцев, казахов. | работ «Украшение- | |
Украшения» | 3.Рассматривание изображений | Шаш бау» | |
4.«Экскурсия в | алтайской, казахской национальной одежды | 4.Буклет «Тайны | |
Музей казахов Алтая», «Музей теленгитов Чуи» | и обуви. | жителей музея» | |
Беседа о значении женских | |||
украшений. | |||
4.Экскурсия в | |||
музеи Кош-Агачского района |
Ноябрь | 1.«Обряды» 2«Народноетворчество»
«алтайский, казахский национальный орнамент»
| 1.Знакомство с обрядами.
|
родителями: Семейные традиции
|
Декабрь |
загадки»
народные сказки»
народные игры» |
объяснение пословиц и поговорок. Отгадывание загадок
Обсуждение и пересказ сказок с детьми.
«Маралы и охотники!»,«Кок пар», |
«Казахский , алтайский фольклор»
«Лягушка и муравьи»
|
Январь |
|
|
|
Февраль |
исчезающие виды растений Республики Алтай»
исчезающие виды животных Республики Алтай»
Красной книги»
|
Рассматривание фотографий.
Рассматривание фотографий
|
стихотворения «Любимый Алтай»
стихотворения «Белая Зима» Б.Суркашев.
Красной книги Республики Алтай |
Март |
Республики Алтай»
|
Беседа «Для чего нужны заповедники?»
|
стихотворения о Сайлюгемском парке
детьми |
Апрель |
«Тусау кесу»
|
|
с пиялами
«Колыбельная»
|
Май |
|
Разучивание и повторение стихов, песен, танцев
Исполнение танцев и песен |
|
Заключение
Таким образом, образовательная политика на современном этапе формулирует новые задачи, стоящие перед дошкольным образовательным учреждением. Кружковая работа, в том числе, позволяет реализовать основные требования к особым компетенциям воспитанников: подготовка ребенка к жизни в современном динамичном мире, формирование таких качеств, которые определяют облик современного человека и обеспечивают ему успешность жизнедеятельности. К ним можно отнести: готовность и способность делать выбор, сотрудничать, проявлять толерантность, проявлять творчество, ставить и решать проблемы, воспринимать окружающий мир как единую систему, быть мобильным и готовым обучаться всю жизнь. Кроме этого современный человек должен обладать развитым правосознанием, позволяющим строить правовое государство, эффективно действовать в нем, т.е. соблюдать и защищать права человека любой национальной принадлежности.
Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и образования детей дошкольного возраста. Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей, давно ставшая нормой деятельности педагогического коллектива и вышедшая за рамки нововведения.
Список используемой литературы
Костюнина А.А., Гаврилова Т.Г., Шатилова С.Н., Крыжная Т.Г., Самойлова А.В., Тозыякова О.С. «Любимый край – Горный Алтай» Региональная программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с малой Родиной - Республикой Алтай
Алтайские сказки. – Горно-Алтайск: ГУК Литературно-издательский Дом «Алтын-Туу», 2009. – 279 с.
- Акунова Г.Н. Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре алтайцев : пособие для воспитателей детских садов, 2002., Г-А.
- Красная книга Республики Алтай : Растения / Под ред. А.Г. Манеев. – Горно-Алтайск : Изд-во ГАГУ, 2017. — 267 с
- Наева, А.И. Алтайские календарные обряды и праздники. Материалы в помощь учителю. – Горно-Алтайск, 2015. – 60 с.
- Огнева, Г.Н. Алтайская литература. Хрестоматия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, Горно-Алтайск, 1991. – 163 с. 23.
- Огнева, Г.Н. Детям о культуре и искусстве алтайского народа. Пособие для воспитателей детских садов. – Горно-Алтайское книжное издательство «Юч-Сюмер», 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружковой работы по нетрадиционному рисованию
Данный материал позволяет познакомить детей с разнообразными способами и приемами работы гуашью и акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочетанием. ...
Рабочая программа кружковой работы "Спортивная карусель"
Программа работы по оздоровлению детей...
Рабочая программа кружковой работы "Английский для малышей"
В данной работе вы найдете пояснительную записку, тематический план курса и перспективное планирование....
Рабочая программа кружковой работы "Разноцветный мир" по познавательному развитию детей
Предназначена для проведения кружковой работы с детьми 3-4 лет...
Презентация проекта рабочей программы кружковой деятельности по музыкальному образованию в ДОУ
Презентация проекта рабочей программы кружковой деятельности по музыкальному образованию в ДОУ...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...
Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год
laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...