Применение алгоритмики в образовательном процессе для развития у дошкольников логического мышления
консультация (подготовительная группа)
«Алгоритмика для дошколят» позволяет – воспитать и развить качества личности, отвечающие требованиям современного общества. Главным становится деятельность самих детей, когда они выстраивают определенную последовательность шагов,ведущая к успеху определенных результатов, составляют алгоритм, детально прописывают каждый шаг исполнителя, которое в дальнейшем приведет его к решению поставленной задачи, делают умозаключения, выясняют закономерности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritmika.docx | 15.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение алгоритмики в образовательном процессе для развития у дошкольников логического мышления.
В повседневной жизни мы не замечаем, как используем те или иные алгоритмы в различных сферах деятельности.
Особое значение имеет алгоритм, или усвоение алгоритмических умений, для дошкольников. В процессе исполнения алгоритма у детей развивается умение не упускать из виду цель, не забывать о ней на протяжении всего выполняемого задания, а после получения результата оценить его правильность и, если необходимо, осуществить коррекцию. В течение всего времени, работая с алгоритмом, ребенок учится управлять своей деятельностью в соответствии с предлагаемым взрослым правилом или образцом.
Алгоритм – это и есть правило, образец выполнения в строгой последовательности некоторой системы операций, которая ведет к решению задач определенного типа.
Среди целевых ориентиров дошкольного образования, обозначенных ФГОС ДО, указано, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен овладеть основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и других; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
С сентября 2023 года в подготовительной группе МБДОУ № 19 города Белгорода, реализуется парциальная программа Алгоритмика: развитие логического и алгоритмического мышления детей 6-7 лет на платформе Алгоритмика с использованием цифровых средств – планшетов.
Алгоритмика – одно из современных направлений в детском саду. Оно развивает логику и мышление, формирует навыки планирования, так же, алгоритмическое мышление помогает лучше подойти к изучению образовательной робототехники.
Обучение алгоритмике позволяет развивать наглядно-образное, наглядно-действенное и логическое мышление. Оно помогает детям понимать причинно-следственные связи, учит планировать, развивает критическое мышление.
Алгоритмика — это не только наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.
Данное направление является новым для нашего дошкольного учреждения, и педагоги с большим интересом включились в работу.
Первым этапом педагогам было необходимо самостоятельно изучить программу Рыцарь Кода, Скрейтч, пройти необходимые курсы Основы логики и визуального программирования в системе дошкольного образования и т.д., подготовить все наглядные материалы, для того чтобы в дальнейшем правильно и доступно ввести детей в обучение алгоритмике.
Далее, педагоги на практике познакомили воспитанников с понятиями исполнитель, алгоритм и способами представления алгоритмов.
С помощью приложения Рыцарь Кода, разработанного детской школой программирования и математики Алгоритмика в ДОО созданы образовательные программы, которые положили начало программированию в нашем детском саду. Дети учатся составлять алгоритмы для простого исполнителя, помогая Рыцарю кода. Главный герой - рыцарь, который каждое занятие отправляется в новые приключения. Благодаря такому сюжету ребята с интересом вовлекаются в процесс обучения и помогают рыцарю в его подвигах. Дети с радостью и интересом выполняют задания.
Обучение проходит на планшетах в приложении Рыцарь Кода, на занятиях знакомятся с основами программирования через игру с увлекательным, обучаются визуальному языку программирования, то есть команды задаются не словами, а блоками с изображением команд. Это позволяет дошкольникам, которые ещё даже не умеют читать, изучать азы программирования (линейные алгоритмы, циклы, координаты) и развивать логику. Одно занятие длится 30 минут: из них всего 7 минут ребята выполняют задания на планшетах. Остальное время: разбирают тему устно на понятных детям примерах; делают игровые упражнения на развитие воображения, пространственного восприятия, памяти, логики; вспоминают, что делали на прошлом занятии и делятся тем, чему научились; подводят итоги занятия.
После освоения программы Рыцарь Кода воспитанники плавно перешли на Скрейтч.
Scratch Junior –это визуальная среда программирования, с ее помощью воспитанники могут создавать мультики, расставляя блоки действий в последовательном порядке.
В данном приложении, визуальная среда не связанна с умением читать, как и в предыдущем Рыцарь Кода. Все блоки отмечены графическими изображениями. Например, движению вперед соответствует стрелка, направленная вправо, движению вверх, прыжку – стрелка вверх.
Планируемыми результатами освоения Scratch Junior являются: создание мультфильмов, цифровых историй, умение рисовать в графическом редакторе, знакомство с алгоритмами, циклами, постижение математических действий(сложение, вычитание, умножение).
Так алгоритмика способствует формированию мышления и интеллекта ребенка. Освоение чего-то нового в дошкольном возрасте является фундаментом для дальнейшего совершенствования в школьном возрасте.
Таким образом, в МБДОУ № 19 города Белгорода, воспитанники с интересом знакомятся и осваивают парциальную программу Алгоритмика. В ходе освоения программы учатся: составлять несложные программы, действовать по заданному алгоритму, планировать свои действия и в завершение - у них должны быть сформированы азы программирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий в образовательном процессе для развития логического мышления детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста. Использование игровых технологий: игр-головоломок, игровых технологий Б.П. Никитина и В.В. Воскобовича, также других настольно - ...
Методико-диагностическое исследование "«Выявление и изучение результативности воспитательно – образовательного процесса по развитию речи дошкольников» (средняя группа)
Исследование по развитию речи,результатам работы за год с детьми средней группы....
«Использование игровых технологий в образовательном процессе для развития логического мышления детей дошкольного возраста»
Согласно требованиям ФГОС одним из условий развития творческой активности самостоятельности – это возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общ...
Мастер-класс "Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе для развития речевых функций дошкольника"
Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе для развития речевых функций дошкольника ...
Применение ИКТ в образовательном процессе в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья.
Рекомендации при работе с ИКТ с детьми с ОВЗ....
«Развитие речи дошкольников через применение в воспитательно-образовательном процессе информационных компьютерных технологий»
В последнее время в России происходит бурное развитие новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и внедрение их в образовательный процесс, что накладывает определенный отпечаток на ра...