Консультация для педагогов «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре средствами проектной деятельности»
консультация (старшая группа)
Консультация для педагогов
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре средствами проектной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре средствами проектной деятельности»
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (2013 г.) провозгласил одним из основных принципов дошкольного образования приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также учет этнокультурной ситуации развития детей . В качестве целевого ориентира на этапе завершения дошкольного образования, который представляет собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, отмечается овладение установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе. В качестве критерия познавательного развития ребенка определяется формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и многообразии стран и народов мира .
Достижение целей и задач, поставленных Федеральным государственным образовательным стандартом в условиях многообразия национальных культур, вызывает необходимость формирования предпосылок культуры межнационального общения уже в дошкольном возрасте. Одной из таких предпосылок, на наш взгляд, является приобщение детей к традициям различных национальных культур.
Инновационный поиск средств формирования культуры межнационального общения привел нас к пониманию того, что в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации необходимо активно использовать практико-ориентированные методы обучения и воспитания. Одно из ведущих мест среди таких методов, имеющихся в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, в настоящее время принадлежит методу проектов.
Метод проектов является основой перехода от традиционной передачи знаний к активным методам обучения и воспитания. Он не только побуждает интеллектуальную деятельность ребенка, но и затрагивает чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, отражает его ценностные ориентиры. Метод проектов является помощником для воспитателя в работе с детьми, так как в атмосфере доверия дети свободно выражают свои мысли, ребенок ощущает себя значимым в коллективе, осознает свой вклад в общее дело, применяет полученных знания на практике.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей. Также следует отметить, что в дошкольном детстве у ребенка проявляется потребность в общении со сверстниками и старшими людьми (воспитателями, родителями). В этом контексте проектная деятельность является потенциальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых.
Реализуя проектную деятельность, следует учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста. Так, в младшем дошкольном возрасте ребенок преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых, в среднем — эпизодически участвует и осваивает роль партнера, в старшем – переходит к сотрудничеству.
В практике современных дошкольных образовательных организаций используются следующие виды проектов:
- исследовательско - творческие (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна);
- ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- информационно – практико - ориентированные (дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы - оформление и дизайн группы, витражи, выставки и др.);
- творческие (оформление результата происходит в виде детского праздника, детского дизайна).
Технология проектирования делает дошкольников активными участниками педагогического процесса, становится инструментом саморазвития детей, раскрывает их творческий потенциал. Ребенок учится работать в команде, понимать поставленную цель и искать пути решения проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/24/picture-528281-1422089841.jpg)
Игра как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к национальной культуре
Актуальность нашей темы заключается в том, что каждый ребенок с первых лет своей жизни должен всем сердцем, всей душой полюбить свой родной край, свою родину, свою этническую и национальную культуру. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/02/picture-715958-1449041302.jpg)
Консультация для педагогов "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к физической культуре через различные формы работы с детьми"
Физическое воспитание и его задачи в младшем дошкольном возрасте. Роль подвижной игры в развитии основных движений. Формы организации занятий физическими упражнениями с детьми раннег...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/11/picture-501896-1710164412.jpg)
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к чтению в процессе проектной деятельности
Детская художественная литература является универсальным развивающим средством, позволяющим эмоционально, интуитивно видеть целостную картину мира во всем многообразии связей, вещей, событий, отн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-610717-1511972766.jpg)
консультация для педагогов «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства»
Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстет...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/26/picture-1252217-1590524943.jpg)
Консультация для родителей" Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства"
Консультация для родителей "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/24/picture-634897-1432482067.jpg)
Консультация для педагогов «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям народов России»
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и по...