Проект «Развитие речи детей, через приобщение к истории и культуре Красноярского края»
проект (подготовительная группа)

Марченко Светлана Анатольевна

В основе патриотического направления воспитания лежат такие ценности как Родина и природа. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Красноярский край богат своими обычаями, традициями, его населяют люди разных национальностей. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, крае, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свой край, необходимо показать его с привлекательной стороны, чтобы вызвать у детей чувство восхищения и гордости. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной культуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razvitie_rechi_detey_cherez.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Развитие речи детей, через

 приобщение к истории и культуре

 Красноярского края»

 Проект: долгосрочный, групповой, творческий.

Актуальность:  В основе патриотического направления воспитания лежат такие ценности как Родина и природа. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Красноярский край богат своими обычаями, традициями, его населяют люди разных национальностей. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, крае, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свой край, необходимо показать его с привлекательной стороны, чтобы вызвать у детей чувство восхищения и гордости. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной культуры. 

Приобщая детей к культуре, знакомя с традициями и народными обрядами, формируем в детях непосредственно позитивные ценности, чувство толерантности, уважения к другим народом, их обычаю.

   В  Сибири живут коренные народы: эвенки, долганы, эвенсы, селькупы ,они  сумели сохранить и укрепить свою этническую  культуру.  Одна из главных задач педагогов и родителей – это научить ребёнка уважать и гордиться людьми, живущими на земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает нас.

Изучение регионального компонента дает нам возможность узнать историю края, традиции и культуру  сибиряков, тем самым мы обеспечиваем развитие нравственных качеств и основ патриотизма  в соответствии с задачами ФОП ДО.

 

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

 

Цель проекта: развивать речь воспитанников через формирование у детей нравственных ценностей, целостных представлений об истории, природе, культуре родного края и месте человека в ней. Формировать историческое и патриотическое сознание дошкольников.

 

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Формирование у детей представления о Родине как месте, где человек родился и страны, где он живет.
  • Формирование чувства гордости за свой родной город и край, чувства сопричастности к происходящим в нем событиям;
  • Расширение представлений о Железногорске, Красноярске, Красноярском крае (исторические сведения, символика, достопримечательности, народности, природа, культура, традиции, знаменитые люди края).
  • Формирование представления, что состояние родного города и края зависит от отношения к нему жителей.
  • Формирование интереса детей к прошлому и настоящему, познакомить детей с современной жизнью города и края, формировать познавательный интерес к культуре и быту народов края.
  • Стимулирование деятельности, направленной на поиск информации по теме реализуемого проекта.
  • Расширение представлений детей об использовании полученных знаний и умений в разных видах деятельности (двигательной, изобразительной, игровой, речевой, а также в конструировании, экспериментировании и т.д.)

Развивающие:

  • Развитие познавательной активности детей посредством проектной деятельности с привлечением родителей и старшего поколения (бабушки, дедушки и др.).
  • Развитие коммуникативных навыков детей: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, участвовать в презентации.
  • Развитие творческого воображения через ознакомление с творчеством писателей, художников и музыкантов Красноярского края.
  • Развитие у детей мышления, воображения, умения анализировать, сравнивать посредством специальных игр и упражнений.

Воспитательные:

  • Воспитание бережного отношения к достопримечательностям и природе родного города и края.
  • Воспитывать добрые чувства любви и уважения к традициям и культуре народов нашего края.
  • Воспитывать уважение к людям  разным национальностям.
  • Воспитание уважения к людям разных профессий, которые прославили город и край в разные исторические эпохи;
  • Воспитание проявления у воспитанников дошкольного учреждения любви и заботы о природе их родного края, а так же воспитание умения воспринимать его красоту и многообразие.

 

Задачи сотрудничества педагога с родителями:

  • Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки и взаимопроникновения в контексте реализации проекта.
  • Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание уверенности в собственных педагогических возможностях.
  • Мотивация детей и взрослых занимать активную позицию в проведении совместных праздников, концертов и выставок по теме проекта.
  • Вовлечение родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье;

 

Участники проекта: дети подготовительной группы ТНР, родители, воспитатели, специалисты ДОУ.

Срок реализации проекта: с сентября по апрель.

Предполагаемые результаты по проекту: 

  • дети обладают начальными представлениями о природном и социальном мире Красноярского края; 
  • проявляют интерес к событиям настоящего и прошлого города Железногорска и Красноярского края; 
  • проявляют интерес к представителям разных народностей Красноярского края, к знакомству с их культурой, традициями; толерантно относится к детям других национальностей; 
  • отражают свои впечатления о родном городе и крае в предпочитаемой деятельности: воплощают образы в играх, разворачивают сюжет, участвуют в театральных постановках, в изготовлении макетов, в изобразительной деятельности; 
  • самостоятельно могут рассказать о городе и крае (его достопримечательностях, природных особенностях, памятных местах, выдающихся людях); 
  • способны самостоятельно применять игры разных народов края для организации собственного досуга;
  • с удовольствием включаются в проектную деятельность, музейные выставки, связанные с познанием малой родины и края; 
  • бережно относятся к родной природе, результатам труда других людей.

 

Содержание деятельности осуществляется через:

  • проведение НОД по данной направленности;
  • ситуативный диалог;
  • познавательно-исследовательская деятельность;
  • рассматривание энциклопедий, фотографий, иллюстраций, репродукций картин В.И.Сурикова, прослушивание произведений В.П.Астафьева, Д.А.Хворостовского, географической карты;
  • развлечения, викторины, игры-путешествия для детей;
  • выставки поделок из природного и бросового материала;
  • дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры;
  • использование мультимедийных презентаций, видеоэкскурсий; проблемных ситуаций, беседы с детьми;
  • театрализованная деятельность (разыгрывание, постановка и демонстрация спектаклей на основе национальных сказок старшими дошкольниками младшим);
  • встреча с интересными людьми (приглашение представителей национальностей, способных продемонстрировать яркие особенности своей национальности и рассказать о них);
  • обновление и дополнение развивающей предметно-пространственной среды (уголок или центр национальной культуры, макет и пр.);
  • оформление выставок фотографий, рисунков, информационных альбомов;
  • чтение произведений национального литературного и фольклорного искусства;
  • дидактические игры, созданные воспитателями и родителями воспитанников.
  • сотрудничество с родителями.

Развивающая предметно-пространственная среда группы: 

  • пополнилась познавательной литературой, дидактическими играми, атрибутами к сюжетно-ролевым играм и подвижным играм, детско-родительскими презентациями по теме проекта; 
  • оформлена картотека подвижных игр народов севера Красноярского края, 
  • оформлена «Красная книга Красноярского края»; 
  • оформлен иллюстративный материал по теме «Ремёсла и промыслы народов Красноярского края»;
  • иллюстративный материал по теме «Национальные костюмы народов Красноярского края»;
  • фотоальбом «Мой родной город»;
  • альбом презентаций достопримечательностей г. Красноярска «Город есть большой в Сибири – светлый, стройный Красноярск»;
  • книга авторских семейных историй и сказок «Сказы батюшки Енисея»;
  • альбом «Дикие животные Красноярского края»;
  • мини-книжки о животных края;
  • природоохранные плакаты;
  • информационный альбом для детей старшего дошкольного возраста «Малые народы       Красноярского края»;
  • информационный альбом для детей старшего дошкольного возраста «Галерея знаменитых людей Красноярского края».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие речи детей через театрализованную деятельность по сказке « Теремок» с использованием регионального компонента и многонационального фольклора.

Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша!Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он                    ...

Проект «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная  деятельность. По утверждению К.С. Станиславского , театр, - это средство для общения людей, для по...

Паспорт проекта «Развитие речи детей через театрализованную деятельность по сказке « Теремок» с использованием регионального компонента и многонационального фольклора».

Актуальность     В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родин...

Проект "Развитие речи детей через работу с родителями."

В проекте рассказывается о необходимости привлечения родителей к работе с детьми по развитию речи....

Проект "Развитие речи детей, через развитие мелкой моторики посредством криотерапии - игр со льдом."

Проектная деятельность. Инновационная методика работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста....