Инновационный проект "Развитие речи детей через театрализованную деятельность"
проект по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Инновационный проект
в средней группе
на тему:
«Развитие речи детей через театрализованную деятельность»
Автор: Еремеева М.Г.
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр, магнитных театров, театр с Бибабо, а так же инсценировка сказок на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.
На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на правильный выбор театрализованной деятельности для детей взаимодействие с ребёнком в процессе этих упражнений.
Задачи для педагога:
- показать способы и приёмы использование театрализованной деятельности;
- познакомить с правилами проведения инсценировок ;
- развивать речь детей, расширять словарный запас.
Задачи для детей:
- развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;
Задачи для родителей:
- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
- создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.
Участники проекта
Воспитатель, муз. руководитель, дети, родители.
Средства достижения поставленных задач:
- применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;
- использование кукол Бибабо и магнитный театр на занятиях, на прогулке и т.д.;
- информационные листы для родителей;
- разучивание стихов, потешек, сказок;
- использование атрибутов к пальчиковой гимнастики.
Материалы и оборудование:
Материальные: приобрести игры для развития мелкой моторики, пальчиковые театры согласно возрасту детей:
1. Игра «Цветные столбики»
2. Игра на развитие мелкой моторики «Цветные бусы»
3. Мозаика 50 деталей
4.Куклы Бибабо
5. Кубики в картинках
6. Бумажный театр
7. Пазлы
8. Набор «Строим вместе»
9. Конструктор «Заюшкина избушка»
10. Пальчиковый театр
11. Пуговицы
12. Шнуровка
13. Магнитный театр
14 Настольный театр
Педагогические: пальчиковые игры, упражнения, пальчиковый и теневой театры, пальчиковые стихи, потешки, сказки.
Длительность проекта: в течение учебного года (с сентября 2020г. по май 2021г.)
Предполагаемый результат:
Дети:
- проявляют интерес к пальчиковой гимнастике, театру, литературе;
- увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.
- возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
- дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
- отзывы родителей и педагогов;
- у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.
Родители:
- родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;
- родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;
Этапы проекта:
I. Подготовительный этап:
- Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
- обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.
Изучение методической литературы по данной теме:
- О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год);
- С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» (Москва «Классик», 2008 год);
- А. Хворостовцев «Умные ручки» (Новосибирск, 2008 г.) и другая.
Подготовка наглядного материала:
- письменных консультаций, стендов информации;
- современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук «Бусы», «Цветная башенка» и др.
- оформление фотовыставок «Говорящие пальчики», «Пальчиковые сказки» и др.;
- выставки детских работ «Ваза из фасоли» и др.
II. Основной этап реализации проекта:
- составление перспективного плана для реализации проекта
- разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;
- обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком;
- включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.
III. Заключительный этап
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
- отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;
- возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;
- считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.
Перспективный план работы
МЕСЯЦ | ТЕМА | ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ | МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ | ПОСОБИЯ |
СЕНТЯБРЬ | 1. Нанизываем кольца. | Учить детей нанизывать кольца на стержни. Развивать глазомер. Знакомить с цветом. | Объяснение. | Д/игра «Пирамидки», «Цветные колечки» |
2. Д/игра «Бумажный театр» | Учить детей вкладывать одну форму в другую, соизмеряя величину предмета. Развивать сообразительность. Знакомить с цветом, величиной предмета. | Объяснение. | Д/игра «Пирамида «Теремок». | |
3. Магнитный театр | Развивать общую и мелкую моторику. Развивать точность, переключаемость общих и мелких движений. Учить произносить текст с выполнением движений. | Заучивание текста. |
| |
4. Пальчиковая гимнастика | Учить детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика. | Объяснение. |
|
МЕСЯЦ | ТЕМА | ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ | МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ | ПОСОБИЯ |
ОКТЯБРЬ | 1. Рисование пальчиками тропинок для зверей. Сюжет по сказкам | Учить детей правильно держать карандаш, делать самомассаж. | Игра с воздушным шариком на ниточке. Объяснение. | Воздушный шарик, цветные карандаши. |
2. Д/игра «Чудесный мешочек». | Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка. | Объяснение. | Мешочек, кубик, мячик, палочка и др. мелкие игрушки. | |
3. Театр на липучках | Развивать общую и мелкую моторику. Развивать точность, переключаемость общих и мелких движений. | Заучивание текста. |
| |
4. Инсценировка сказки «Репка» | Учить детей выполнять различные имитационные движения (рубить, солить, тереть, жать) | Заучивание текста. |
|
МЕСЯЦ | ТЕМА | ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ | МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ | ПОСОБИЯ |
НОЯБРЬ | 1. Перекладывание из одной емкости в другую по сказке «Три медведя» | Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев. | Показ. | Две емкости, |
2.Мягкие пазлы | Развивать мелкую моторику рук. | Объяснение. | Сухой бассейн, мелкие игрушки. | |
3. Логоритмика Упражнение | Учить детей повторять текст и движения. Развивать точность, переключаемость общих и мелких движений. | Заучивание текста. |
| |
4. Инсценировка сказки «Теремок» | Учить собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца. | Заучивание текста. |
|
МЕСЯЦ | ТЕМА | ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ | МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ | ПОСОБИЯ |
ДЕКАБРЬ | 1. Д/игра «Собери бусы» | Учить детей нанизывать крупные детали на шнурок. | Объяснение. | Д/игра «Цветные бусы» |
2. Упражнение «Пуговицы» | Учить детей выкладывать простейший узор из пуговиц. | Совместные действия. | Пуговицы, различные по цвету и размеру. | |
3. Упражнение «Елочка». | Учить детей показывать рукой круг. Развивать общую моторику ребенка. | Заучивание текста. |
| |
4. Пальчиковая гимнастика | Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений. | Заучивание и показ движений. |
|
ТЕМА | ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ | МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ | ПОСОБИЯ | |
ЯНВАРЬ | 1. Лепка «Декоративная пластина». | Учить детей работать с пластилином, развивать мелкую моторику рук, глазомер, тактильные ощущения. Активизация словарного запаса. | Объяснение. | Картон 7х7 см, пластилин |
2. Инсценировка «Заюшкина избушка» | Учить детей находить отверстия, подходящие для данной фигурки. | Объяснение. | Д/игра «Логический кубик» | |
3. Логоритмика «Бабушка Наташа» | Учить детей держать перед собой руки, сложенные "ковшиком", тянуть руки вверх, пожимать плечами. | Заучивание текста. |
| |
4. Пальчиковая гимнастика | Учить детей выполнять имитирующие движения. | Заучивание текста. |
|
МЕСЯЦ | ТЕМА | ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ | МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ | ПОСОБИЯ |
ФЕВРАЛЬ | 1. Графическое упражнение «Проведи дорожку» | Учить детей проводить линию от одной картинки к другой по показу взрослого. | Объяснение. | Листы бумаги с картинками, расположенными по краям. |
2. Д/игра «Прищепки» | Учить детей пользоваться прищепками: брать двумя пальчиками, нажимать, чтобы они открылись, прищеплять их. | Объяснение. | Изображения солнца, тучек, божьих коровок, прищепки. | |
3. Логоритмика | Учить детей ходить по кругу, взявшись за руки, повторять текст и выполнять движение. | Заучивание. |
| |
4. Пальчиковая гимнастика | Продолжать учить детей поочередно разгибать пальчики. | Заучивание. |
|
МЕСЯЦ | ТЕМА | ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ | МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ | ПОСОБИЯ |
МАРТ | 1. Рисование «тычком» «Подарок мамочке» | Учить рисовать методом «тычка». Продолжать учить различать цвета. Развивать мелкую моторику рук. | Объяснение. | Пластилин, доска, погремушка. |
2. Упражнение с карандашами. | Учить делать массаж кончиков пальцев и всей ладоней с помощью ребристых карандашей. | Объяснение. Показ. | Цветные карандаши. | |
3. Подвижная игра «Лохматый пес». | Учить детей выполнять движения согласно тексту. | Заучивание текста. |
| |
4. Пальчиковая гимнастика | Учить детей касаться поочередно пальчиками, начиная с большого, запоминать названия каждого из них. | Повтор движений. Заучивание стихотворения. |
|
МЕСЯЦ | ТЕМА | ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ | МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ | ПОСОБИЯ |
. АПРЕЛЬ | 1. Лепка «Погремушка» | Учить детей раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями и соединять две детали. Развивать тактильные ощущения, воображение, мышление. | Объяснение. | Пластилин, доска, погремушка. |
2. Застегивание и расстегивание пуговиц. | Учить детей действовать по указанию педагога. Учить просовывать пуговицу в большое отверстие. | Объяснение. | Д/игра «Застежки». | |
3. Подвижная игра «Зарядка». | Учить детей выполнять движения согласно тексту, прыгать, приседать, убегать. | Заучивание текста. |
| |
4. Пальчиковая гимнастика | Продолжать учить детей выполнять имитационные движения. | Заучивание текста. |
|
МЕСЯЦ | ТЕМА | ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ | МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ | ПОСОБИЯ |
МАЙ | 1. Упражнение «Обведи шаблон». | Учить детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом. | Показ. | Бумага, шаблоны животных. |
2. Д/игра «Сухой бассейн». | Развивать мелкую моторику рук. | Объяснение. | Сухой бассейн, мелкие игрушки. | |
3. Логоритмика «Маленькие ножки». | Учить детей повторять текст и движения. Развивать точность, переключаемость общих и мелких движений. | Заучивание текста. |
| |
4. Пальчиковая гимнастика | Продолжать учить детей поочередно разгибать и сгибать пальцы. | Заучивание текста. |
|
Список используемой литературы:
- Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками — развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;
- Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
- Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
- Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
- Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;
- Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006;
- Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001;
- Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007.
- Шанина С. Е., Гаврилова А. М. «Играем пальчиками — развиваем речь» Москва, 2008.
- Навицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» Москва: «Сова», 2006;
- Данилова Л. «Пальчиковые игры» Москва: «Росмэн», 2008;
- Хвастовцев А. «Умные ручки» Новосибирск: «Сибирское издание», 2008;
- Драко М.В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
- Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001;
- Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей через театрализованную деятельность
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей, а т...

Развитие речи детей через театрализованную деятельность
Планирование.Сценарии театрализованных занятий во второй младшей группе. Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой в младшей группе. ...

Консультация по теме: "Развитие речи детей через театрализованную деятельность"
Консультация по теме: « Развитие речи детей через театрализованную деятельность».ТЕАТРТеатр - и зрелище и школа для народа,Будить сердца людей - вот в чем его природа!На путь неправедный он не дает св...

Конспект открытого занятия по организации театрализованной деятельности. Тема: "Развитие речи детей через театрализованную деятельность. Театрализация сказки "Три поросенка"
Развитие речи детей через театрализованную деятельность. Театрализация сказки "Три поросенка"...

Презентация по развитию речи на тему "Развитие речи детей ,через театрализованную деятельность"
Театрализованная деятельность позволяет решать одну из важных задач – развитие речи, поэтому в группе создали «Центр речевой активности», в который поместили: художественную литературу, альбомы с иллю...

Приобщение детей раннего возраста к детской художественной литературе. Развитие речи детей через театрализованную деятельность.
Как приобщить ребенка к миру театра и игры с раннего возраста, с первых дней пребывания в детском саду.Роль театрализации для детей раннего возраста трудно преувеличить. Театральная деятел...

Проектная деятельность «Развитие речи детей через театрализованную деятельность».
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура р...