Проект «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр.Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии ипланирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребеноквырастет финансово неграмотным человеком.
Если у ребенка не сформировать правильное представление оденьгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 27.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 208 «Комаровский»
Проект
«Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Разработал воспитатель:
Пупыгина Л.Н.
г. Нижний Новгород, сп. Кудьма , 2021
Актуальность проекта
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр.Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии ипланирования финансов они стараются подражать родителям. Еслиродители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребеноквырастет финансово неграмотным человеком.
Если у ребенка не сформировать правильное представление оденьгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Сроки реализации проекта: Краткосрочный 13.12.2021- 24.12.2021г.
Участники проекта: дети 6-7лет (подготовительная группа), воспитатели группы, родители(законные представители).
Цель и задачи проекта:
- расширение представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета;
- укрепление семейных связей;
- получение навыков совершения реальной покупки в магазине.
Вид проекта: информационно-познавательный
Этапы работы над проектом:
1этап – Организационный:
-изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
-подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
-подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап – Практический:
- реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя и детей. Изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр,презентаций;
-чтение художественной литературы, беседы, дидактические игры, художественное творчество;
-решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта;
-участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей.
3 этап – Заключительный:
Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой игры «Магазин»
Принципы работы:
1. Принцип взаимосвязи всех направлений работы с дошкольниками.
2. Принцип системности. Занятия проводятся систематически, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности.
3. Принцип личностно-ориентированного подхода.
4. Принцип наглядности. Весь подаваемый материал сопровождается показом иллюстраций, просмотром презентаций и видеофильмов.
5. Принцип доступности. Познавательный материал подается в понятном для дошкольников формате, все игровые материалы на изучаемую тему находятся в непосредственной доступности, на уровне глаз детей.
6.Принцип безопасности.
Ресурсное обеспечение:
- реальные деньги: бумажные, железные, старинные;
- ноутбук;
- экран;
- проектор;
- мультфильмы: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности», «Кто хорошо потрудился - у того труд в монету, да в рубль превратился!», «Муха Цокотуха»,«Как мужик корову продавал»,«Барбоскины и реклама».
- атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин».
Взаимодействие с родителями:
1.Рекомендации для родителей «Финансовое воспитание детей в семье».
2.Совместная деятельность детей и родителей – игра «Магазин».
3.Беседа «Как я коплю деньги дома».
Ожидаемые результаты:
По завершению проектных мероприятий дети могут:
- активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
- дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;
- родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
- дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной проблемы;
- педагоги получат систему работы по формировании экономического опыта детей.
Заключение
До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился участникам проекта более понятен и близок. На старте работы сомневалась, сможет ли воспитанник выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Убеждена в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.
Перспективное планирование работы:
13.12.2021
1.Беседа: «Что такое деньги».
Формировать представление о том, как взрослые зарабатывают деньги.
2. Игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
3.Чтение и заучивание пословиц и поговорок о деньгах.
4. Рекомендации для родителей «Финансовое воспитание детей в семье».
14.12.2021
1.Беседа «Азбука денег»
2. Просмотр сказки «Кто хорошо потрудился - у того труд в монету, да в рубль превратился!».
3. Литовская сказка «Волшебный кошель»
4. Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал».
15.12.2021
1. Дидактическая игра «Профессии».
2. Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности».
3. Чтение сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха».
4. Презентация «Деньги. Денежные знаки.»
16.12.2021
1.Демонстрация презентации «История денег»
2. Беседа «Юные финансисты». Формировать у детей старшего дошкольного возраста первичныеэлементарные экономические представления; обобщение знаний о потребностях человека.
3.д/игра «Какие бывают доходы?»Цель: Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).
4. Мультфильм «Муха Цокотуха»
17.12.2021
1. Беседа «Почему взрослые работают».
Развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.
2.Чтение «Выгодное дело» Братья Гримм.
Познакомить с разными способами получения дохода; развивать смекалку, умение предвидеть результат.
3.д\игра «Угадай, где продаются»
Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.
4. Рекомендации для родителей
20.12.2021
1.Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»;
2.Чтение «Про мышь зубастую да, про воробья богатого». В. И. Даль
Расширять представления о том, что выгода для одной стороны может быть убытком для другой; воспитывать чувство справедливости.
3. Беседа «Семейный бюджет и расходы семьи». Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники.
21.12.2021
1.Игровое занятие «Путешествие в сказочную страну Финансов».
2. Занятия с элементами игры «По страницам сказки «Цветик-семицветик».
3. Игровое занятие «Магазин «Детский мир».
4. Игровое занятие «В гостях у сказок».
22.12.2021
1. Игровое занятие «Деньги всякие нужны».
2. Чтение Романов А. «Чудеса в кошельке».
4. Решение проблемной ситуации «Хочу и надо».
5. Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека и пр.).
23.12.2021
1.Рассказ воспитателя о цене товара.
2.Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал».
3.Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей).
24.12.2021
1.Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо» на тему «О рекламе товара».
2.Рассматривание рекламы.
3.Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама» Игровая ситуация «Рекламная компания» (дети делятся на микрогруппы, выбирают товар и рекламируют его с целью «продажи»)
4. Совместная деятельность детей и родителей – поделки, рисунки.
5. Беседа с родителями «Как я коплю деньги дома».
Список литературы:
1. Антонова Ю.Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с.: ил.
2. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. А. М. Виноградовой. М. - 1989.-159 с.
3. Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика детям, большим и маленьким -М.:ТЦ Сфера, 1994.-157 с.
4. Сасова И. А. Экономическое воспитание детей в семье. М. - 1989.-137 с.
5. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или,как мы играем в экономику:Учебное пособие: СПб, 2001.-130 с.
6. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольникас азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. -М.:АРКТИ, 2006.-88 с.
7. Смоленцева, А. А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А. А. Смоленцева, М. А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.-с. 12-16
8. УльеваЕ. Откуда берутся деньги?: Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 45 с.
9. Шатова А. Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А. Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.-с. 21-23.
10. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256 с.
11. Шорыгина Т. А.Беседы об экономике: Методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 2017.- 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике....
Проект «Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).Проект по формированию основ финансовой грамо...
Проект "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
Проект по формированию основ финансовой грамотности...
Проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры»
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями – в...
Проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры»
Как говорил С. Я. Рубинштейн «Эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональн...
Приказ or 01.09.2022.№ 346 Об апробации инновационного образовательного проекта "Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста" в МАДОУ ДС № 41 "Росинка"
quot;Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...
Проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
Создание основ для формирования финансово-грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни подрастающего гражданина....
- Мне нравится (1)