Проект «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр.Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии ипланирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребеноквырастет финансово неграмотным человеком.

Если у ребенка не сформировать правильное представление оденьгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 208 «Комаровский»

Проект

«Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Разработал воспитатель:

Пупыгина Л.Н.

г. Нижний Новгород, сп. Кудьма , 2021

Актуальность проекта

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр.Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии ипланирования финансов они стараются подражать родителям. Еслиродители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребеноквырастет финансово неграмотным человеком.

Если у ребенка не сформировать правильное представление оденьгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Сроки реализации проекта: Краткосрочный  13.12.2021- 24.12.2021г.

Участники проекта: дети 6-7лет (подготовительная группа), воспитатели группы, родители(законные представители). 

Цель и задачи проекта:

- расширение представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета;

- укрепление семейных связей;

- получение навыков совершения реальной покупки в магазине.

Вид проекта: информационно-познавательный

Этапы работы над проектом:

1этап – Организационный:

-изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

-подбор художественной литературы для детей  по выбранной тематике.

-подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

2 этап – Практический:

- реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя и детей. Изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр,презентаций;

-чтение художественной литературы, беседы, дидактические игры, художественное творчество;

-решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта;

-участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей.

3 этап – Заключительный:

Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой игры «Магазин»

Принципы работы:

1. Принцип взаимосвязи всех направлений работы с дошкольниками.

2. Принцип системности. Занятия проводятся систематически, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности.

3. Принцип личностно-ориентированного подхода.

4. Принцип наглядности. Весь подаваемый материал сопровождается показом иллюстраций, просмотром презентаций и видеофильмов.

5. Принцип доступности. Познавательный материал подается в понятном для дошкольников формате, все игровые материалы на изучаемую тему находятся в непосредственной доступности, на уровне глаз детей.

6.Принцип безопасности.

Ресурсное обеспечение:

- реальные деньги: бумажные, железные, старинные;

- ноутбук;

- экран;

- проектор;

- мультфильмы: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности», «Кто хорошо потрудился -  у того труд в монету, да в рубль превратился!», «Муха Цокотуха»,«Как мужик корову продавал»,«Барбоскины и реклама».

- атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин».

Взаимодействие с родителями:

1.Рекомендации для родителей «Финансовое воспитание детей в семье».

2.Совместная деятельность детей и родителей – игра «Магазин».

3.Беседа «Как я коплю деньги дома».

Ожидаемые результаты:

По завершению проектных мероприятий дети могут:

- активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

- дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;

- родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;

- дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной проблемы;

- педагоги получат систему работы по формировании экономического опыта детей.

Заключение

До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился участникам проекта более понятен и близок. На старте работы сомневалась, сможет ли воспитанник выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Убеждена в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.

Перспективное планирование работы:

13.12.2021

1.Беседа: «Что такое деньги».

Формировать представление о том, как взрослые зарабатывают деньги.

2. Игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

3.Чтение и заучивание пословиц и поговорок о деньгах.

4. Рекомендации для родителей «Финансовое воспитание детей в семье».

14.12.2021

1.Беседа «Азбука денег»

2. Просмотр  сказки «Кто хорошо потрудился -  у того труд в монету, да в рубль превратился!».

3. Литовская сказка «Волшебный кошель»

4. Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал».

15.12.2021

1. Дидактическая игра «Профессии».

2. Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности».

3. Чтение сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха».

4. Презентация «Деньги. Денежные знаки.»

16.12.2021

1.Демонстрация презентации «История денег»

2. Беседа «Юные финансисты». Формировать у детей старшего дошкольного возраста первичныеэлементарные экономические представления; обобщение знаний о потребностях человека.

3.д/игра «Какие бывают доходы?»Цель: Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).

4. Мультфильм «Муха Цокотуха»

17.12.2021

1. Беседа «Почему взрослые работают».

Развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.

2.Чтение «Выгодное дело» Братья Гримм.

Познакомить с разными способами получения дохода; развивать смекалку, умение предвидеть результат.

3.д\игра «Угадай, где продаются»

Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

4. Рекомендации для родителей

20.12.2021

1.Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»;

2.Чтение «Про мышь зубастую да, про воробья богатого». В. И. Даль

Расширять представления о том, что выгода для одной стороны может быть убытком для другой; воспитывать чувство справедливости.

3. Беседа «Семейный бюджет и расходы семьи». Раскрыть  сущность  понятий  семейный  бюджет  и  его основные источники.

21.12.2021

1.Игровое занятие «Путешествие в сказочную страну Финансов».

2. Занятия с элементами игры «По страницам сказки «Цветик-семицветик».

3. Игровое занятие «Магазин «Детский мир».

4. Игровое занятие «В гостях у сказок».

22.12.2021

1. Игровое занятие «Деньги всякие нужны».

2. Чтение Романов А. «Чудеса в кошельке».

4. Решение проблемной ситуации «Хочу и надо».

5. Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека и пр.).

23.12.2021

1.Рассказ воспитателя о цене товара.

2.Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал».

3.Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей).

24.12.2021

1.Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо» на тему «О рекламе товара».

2.Рассматривание рекламы.

3.Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама» Игровая ситуация «Рекламная компания» (дети делятся на микрогруппы, выбирают товар и рекламируют его с целью «продажи»)

4. Совместная деятельность детей и родителей – поделки, рисунки.

5. Беседа с родителями «Как я коплю деньги дома».

Список литературы:

1. Антонова Ю.Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с.: ил.

2. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. А. М. Виноградовой. М. - 1989.-159 с.

3. Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика детям, большим и маленьким -М.:ТЦ Сфера, 1994.-157 с.

4. Сасова И. А. Экономическое воспитание детей в семье. М. - 1989.-137 с.

5. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или,как мы играем в экономику:Учебное пособие: СПб, 2001.-130 с.

6. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольникас азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. -М.:АРКТИ, 2006.-88 с.

7. Смоленцева, А. А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А. А. Смоленцева, М. А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.-с. 12-16

8. УльеваЕ. Откуда берутся деньги?: Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 45 с.

9. Шатова А. Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А. Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.-с. 21-23.

10. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256 с.

11. Шорыгина Т. А.Беседы об экономике: Методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 2017.- 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике....

Проект «Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).Проект по формированию основ финансовой грамо...

Проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры»

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями – в...

Проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры»

Как говорил С. Я. Рубинштейн «Эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональн...

Проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

Создание основ для формирования финансово-грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни подрастающего гражданина....