Минең Тыуған яғым Башҡортостан
материал
Өлкән төркөмдә танып белеү үҫеше буйынса дәрес конспекты "Минең Тыуған яғым Башҡортостан"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_meropriyatie_po_teme.docx | 27.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Башҡортостан Республикаһы Иглин районы муниципаль районың муниципаль бюджет дөйөм белем биреү учреждениеһы «Иглин ауылының урта дөйөм белем биреү 5-се мәктәбе»
Өлкән төркөмдә танып белеү үҫеше буйынса дәрес конспекты:
“ Минең Тыуған яғым Башҡортостан”
Әҙерләне:
Хәжиәхмәтова Г.Ә.
Итоговое мероприятие по теме «Мой край Башкортостан».
Цель: Совершенствовать навыки коммуникативного общения на башкирском языке, развитие речи, развитие языковой способности детей, обогащать словарный запас, внимание память.
Задачи: Продолжать формировать представления детей о родной стране, республике, гимне, гербе и флаге Башкортостана. Закрепить переводы русских слов на башкирский. Учить правильно называть башкирскую национальную одежду ,музыкальные инструменты, блюда, башкирских игр,и богатств республики Башкортостан.
Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения.
Демонстрационный глобус, плакаты с символикой Башкортостана, башкирская кукла, аудиозапись гимна, юрта , тематические картины ,сундук, платки,
Башкирские слова: Россия-Рәсәй,башкирская национальная одежда-башҡорт милли кейеме,платье-күлмәк,безрукавка-камзул,халат-елән,нагрудная повязка-күкрәксә,голоной убор-ҡашмау,юрта-тирмә,кочевой-күсмә,шанырак-шаныраҡ,занавес-шаршау,сундук-һандыҡ,города-ҡалалар,Уфа-Өфө,кубыз-ҡумыҙ,думбыра-думбыра,курай-ҡурай,природа-тәбиғәт,берёза-ҡайын,пихта-аҡ шыршы,сосна-ҡарағай,липа-йүкә,дуб-имән,мёд-бал,пчеловодство-умартасылыҡ,чак-чак-сәк-сәк.
В.: Ребята сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
Д.: Һаумыһығыҙ!
В.:А теперь пожелаем друг -другу доброго утра на башкирском языке:
Хәйерле иртә алһыу таңдарға
Хәйерле иртә зәңгәр һыуҙарға
Хәйерле иртә зифа талдарға
Хәйерле итә брлыҡ дуҫтарға
Хәйерле иртә тыуған еремә!
В.:Афарин балалар!
-Ребята,посмотрите пожалуйста,что перед вами?
Д.: “Глобус” (полным ответом)
В.:Глобус –это уменьшенная копия земли.Давайте рассмотрим его поближе.
-Что вы видите на глобусе?
Д.:Матереки,моря ,океаны,страны (полным ответом)
В.:А как будет на башкирском эти слова?
Д.:Материктар,океандар,диңгеҙҙәр һәм илдәр.
В.:Дөрөҫ!Правильно!Афарин!
-Наша планета поделена на страны ,их очень много. Одну страну от другой отделяют границы. А как называется наша большая страна?
Д.: Россия
В.: Слово Россия как переводится на башкирский язык?
Д.:Рәсәй (полным ответом)
В.:В России много областей и республик.Одна из них наша республика.Как называется наша республика?
Д.: Башкортостан (пол.от.)
В.:Скажите пожалуйста ,какие национальности проживают на территории Башкортостана?
Д.:Башкиры,русские ,татары.
В.:Каждый из вас уже знает свою национальность,давайте повтарим ещё раз.
Д.:Мин татар,мин башҡорт,мин уры
В.:А как зовут президента республики Башкортостан?
Д.:Радий Фаритович Хабиров (пол.от.)
В.:Афарин!А сейчас о Башкортостане Азалия нам расскажет стихотворение:
Азалия:
Башҡортостан тыуған илем
Ул бит һаҡлай,тыуған телен
Ул бит һаҡлай,яҡты көнөн
Бирә миңә,аҡыл белем!
В.:Афарин Айрина!
-Ребята,а чтобы побольше нам узнать о Башкортостане,я предлагаю вам отправиться в гости Ляйсян.А отправимся мы к ней пешком!
Бергәләшеп баҫабыҙ
Сәйәхәткә барабыҙ(балалар атлай)
Йүгереп тә барабыҙ(балалар йүгерә)
Арып китһәк,беҙ туҡтап(бер урында тыпырлайҙар)
Аяҡтарҙы яҙабыҙ!
В.:Вот мы и приехали,нас встречает кукла Ляйсян.Посмотрите ребята сегодня Ляйсян нарядилась.Одела красивое платье.В какой национальной одежде Ляйсян?
Д.:В башкирской национальной одежде.(пол.от.)
В.:Башкирская национальная одежда как переводится на башкирский язык?
Д.: Башҡорт мили кейеме.(пол.от.)
В.:Посмотрите ,у Ляйсян длинное синее платье.
-Платье как переводится на башкирский язык?
Д.:Күлдәк (пол.от.)
В.: На платье одевали приталенную безрукавку .Как называется она?
Д.: “Камзул”(пол.от.)
В.: Женские платья вышивались бисером и пуговицами, металлическими звёздочками и крупинками.На праздник надевали шёлковые или бархатные халаты .Как оно называлось ?
Д.: «Елән”(пол.от.)
В.: Нагрудная повязка ,которая прикрывала грудь на башкирском
Д.:Күкрәксә.(пол.от.)
В.: У женщин были очень красивые головные уборы с серебряной нашивкой. Крупные монеты расшивались на шлем вокруг отверстия,как она называется ?
Д.: “Ҡашмау”(пол.от.)
В.Ребята вы наверное с дороги устали ,давайте сделаем физминутку “Юрта”
-тирмә уйынын уйнап алайыҡ!
Юрта,юрта круглый дом(шагаем на месте)
Побывайте в доме том!(развели руки в стороны)
Гости явятся едва (повороты туловища влево-право)
В печку прыгает дрова(прыжки на месте)
Угостить торопится (присели)
Ладушки-ладушки(хлопаем в ладоши)
Круглые лепёшочки (руки впереди,ладошки вверх
В.:Афарин балалар!А сейчас Ляйсян нас приглошает к себе в юрту!Как юрта будет на башкирском языке?
Д.: “Тирмә”(пол.от.)
В.:А для чего юрта нужна была башкирам?
Д.:Чтобы в ней жить.
В.:Древние башкиры-это были кочевой народ и жили они в юртах.Юрта –это круглая палатка с земляным полом,она очень быстро разбиралась и собиралась.Слово « кочевой»как переводится на башкирский язык?
Д.: «Күсмә”(пол.от.)
В.:У юрты нет окон,а солнечные лучи поподали в юрту через круглое отверстие сверху.Это отверствие называлась шанырак,на башкирском “Шаныраҡ” Через это отверствие шанырак выходит дым,когда башкиры топят печь в юрте.В юрте самым главным местом был очаг. (Показ рисунков.) Вокруг очага располагались все остальные предметы. Каждая семья украшала юрту различными орнаментами.Стены юрты украшали паласами,нарядными одеждами.Разделяют юрту на две неравные половины: большая — мужская, меньшая — женская.И вещают занавесь (на башкирском-шаршау)А также стоял сундук ,на которой лежали одеала,подушки,накидки.
В.:И сегодня Ляйсян вам приготовила задания о республике Башкортостан.А поможет ей в этом волшебный сундук.Волшебный сундук как будет на башкирском ?
Д.: «Тылсымлы һандыҡ»
1.В.:Открываем сундук и здесь первое задание.
-задание называется «города»
-слово города как на переводится на башкирский язык?
Д.: «Ҡалалар»(пол.от.)
В.:Назовите пожалуйста ,столицу Башкортостана?
Д.:Город Уфа (пол.от.)
В.:На башкирском языке как будет?
Д.:Өфө (пол.от.)
В.: Афарин балалар!
-Давайте проведём игру “Кто больше назовёт городов нашей республики Башкортостан”. Делимся на две команды:
Д.:Уфа,Баймак,Агидель,Белебей,Бирск,Ишембай,Кумертау,Мелеуз,Сибай,Стерлитамак,Туймазы,Учалы ,Нефтекамск,Межгорье,Янауыл.
В.:Афарин балалар!
2.В.:Достаём следующее задание,что мы видим?
Д.:Герб республики Башкортостан (пол .от.)
В.:Кто изображён на гербе?
Д.:Салават Юлаев(пол.от.)
В.:Кто такой Салават Юлаев?
Д.:Национальный герой,певец,народный поэт (пол.от.)
В.:А кто на башкирском сможет сказать эти слова?
Д.:Салауат Юлаев милли батырыбыҙ,йырсы,халыҡ шағиры.
В.:Афарин!
Игра “Собери герб Башкортостана”
3.В.:Следующее задание достаём,что мы видим?
Д.: Флаг республики Башкортостан.
В.:Какие цвета вы видите на флаге?
Д.:Синий,белый,зелёный (пол.от.)
В.: Синий,белый,зелёные цвета как переводятся на башкирский язык?
Д.:Синий-күк,белый-аҡ,зеләный-йәшел.
В.:Что они означают?
Д.:Синий цвет -это безоблочное,ясное небо.
-Белый воздух,чистоту души народа.
-Зелёный -травка,вера в жизнь.
В.:А как называетя цветок,расположенный в центре флага?
Д.:Цветок расположенный в центре флага называется «Курай»
-Курай -символ дружбы народов.
В.:Афарин!На башкирском «дуҫлыҡ символы».А сейчас давайте поиграем в игру «Найди флаг Башкортостана»
-Афарин балалар!
-А также в каждой республики есть свой гимн. Как мы слушаем гимн?
Д.:Стоя (пол.от.)
В.:Давайте встанем все вместе ,и споём гимн «Башкортостана»
4.В.:Следующее задание «башкирские музыкальные инструменты»
-Какие музыкальные инструменты вы знаете?
Д.:Кубыз,думбыра,курай.
Слушаем мелодии музыкальных инструментов и отгадываем.
В.: Кто помнит, как переводится эти слова на башкирский язык?
Д.Кубыз-ҡубыҙ,думбыра-думбыра,курай-ҡурай.
В.:Происхождние курая мы все знаем,кто мне расскажет краткую легенду курая?
Д.: Кто-то из ребят рассказывает легенду курая.
5.В.:Достаём ещё задание здесь у нас “башкирские народные игры”.
-Какие башкирские народные игры вы знаете?
Д.: “Ловкий джигит,сапожник,курай,юрта,липкие пеньки,белый тополь,синий тополь”.
В.:Эти игры у нас на башкирский переводятся :ловкий джигит-таһыл егет,сапожник-итексе,курай-ҡурай,юрта-тирмә,аҡ тирәк,күк тирәк.
Давайте поеграем игру “Юрта”
6.В.:Афарин!Достаём следующее задание «Богатство Башкортостана»
-Чем же богат башкортостан? Назовите пожалуйста полезные ископаемые ,которые добываютя на территории Башкортостана?
Д.:уголь,нефть (пол.от.)
В.:Башкортостан богат различными минералами,железой,драгоценными камнями ,платиной,каменной солью.Но самое главное богатство нашей республики -это уголь и нефть.
-Ещё чем богат Башкортостан?
Д.:Природой ,лесами(пол.от.)
В.:Природаи лес как переводится на башкирский язык?
Д.:Тәбиғәт,урмандар (пол.от.)
В.А какие деревья у нас растут?
Д.:У нас растут берёзы,ели,пихты,сосны,липы,дубы,клён.
В.:Афарин!
-Давайте вспомним как переводятся эти деревья на башкирский язык?
Д.:берёза-ҡайын,пихта-аҡ шыршы,сосна-ҡарағай,липа-йүкә,дуб-имән.
В.:Афарин!
-Также башкирских лесах наполнеными душистами цветами,цветущими кустарниками и
деревьями,издавна обитают дикие пчёлы.
-Пчёлы как переводитя на башкирский?
Д.: Бал ҡорттары(пол.от.)
В.:Значит чем ещё славится Башкортостан?
Д.:Мёдом(пол.от.)
В.:Башкортостан всегда славился своим мёдом,и пчеловодство является древним промыслом башкир.
-Пчеловодство на башкирском?
Д.:умартасылыҡ (пол.от.)
В.:Афарин !
-А сейчас последнее задание “Национальные блюда”называется
-Скажите пожалуйста какие башкирские национальные бдюда вы знаете?
Д.:Кыстыбый,чак-чак,губадия,бишбармак,бауырсак,курут,эчмочмак.
В.:Афарин!А ещё традиционными башкирскими напитками являлись кумыс,буза,айран,катык.
-А теперь ребята одгадайте первую загадку:
1.Как называется жаренная двух сторон,лепёшка,которая складывается поплам.Внутрь кладётся начинка из толчёной картошки?
Д.:Кыстыбый,слово кыстыбый переводится на башкирский ҡыҫтыбый.
2.Как называется пирог с начинкой из риса,яйца,и кураги?
Д.:Губадия (на башк.ғөбәҙиә)
В.:Афарин балалар!
-Как мы знаем башкирский народ был очень гостеприимный. Они любили собирать гостей за праздничным столом и угощать их своими национальными блюдами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Башҡортостаным – илем!"
Уртансылар төркөмө өсөн байрам сценарийы...
Сәскә ат, гүзәл Башҡортостан!
Данным материалом могут воспользоваться музыкальные руоводители детских садов, учителя музыки, воспитатели...
Консультация "Башҡортостан тəбиғəте"
Башҡортостан тəбиғəте...
Хрестоматия "Башҡортостан - Гөлбостан" к региональной программе "Башҡортостан - тыуған илем"
Хрестоматия изучения Республики Башкортостан для детей дошкольного возраста. Я являюсь соавтором этой хрестоматии....
Сценарий праздника к Дню Республики Башкортостан "Тыуған илем тим дә һүҙ башлайым, тыуған илем Башҡортостаным!"
Воспитание, созданное самим народом,основанное на народных началах,имеет ту воспитательную силу,которой нет в самых лучшихсистемах, основанных на абстрактныхидеях… Н К. Уши...
Тыуған илем -Башҡортостан
Маҡсаттар: - балаларҙы Башҡортостан Республикаһының символикаһы менән таныштырыу, өлкәнләрҙе, тәрбиәсене иғтибар менән тыңларға өйрәтеү;йомаҡтар аша балаларҙың фекерләү ҡеүәһен, тиҙлек, телмәрен үҫтер...
Башҡортостан-тыуған төйәгем.
Башҡортостан Республикаһының 100 йыллығына арналғанвикторина«БАШҠОРТОСТАН – ТЫУҒАН ТӨЙӘГЕМ!»...