«Региональный компонент в содержании образования»
консультация

«Региональный компонент в содержании образования»

 

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.

Среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.

Время в сегодняшнем мире постоянно наращивает свой темп. Мир вокруг меняется с невероятной быстротой, но то, что связано в нем со стабильностью, с привычным укладом жизни, называется традицией. Важно с дошкольного детства формировать в детях духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Одним из основных источников содержания образования является социальный опыт, который накоплен в обществе в результате познавательной и предметно-творческой деятельности многих поколений. Он включает в себя не только обобщенный опыт человечества, но и опыт конкретной общности (национальности) людей, т.е. национально-социальный опыт. В этой связи национально-региональный компонент наполнен знаниями об историческом прошлом и настоящем народа, его культуре, национальных традициях и обычаях; способами деятельности, связанными с традиционными национальными видами деятельности, национальным изобразительным и музыкальным искусством, а также с теми социальными отношениями людей, которые заключены в национальных традициях и обычаях, поведении и деятельности. Таким образом, национально-региональный компонент – это, во-первых, реальная форма функционирования федерального стандарта в конкретном регионе; во-вторых, он выполняет в образовательном процессе ряд очень важных функций и обладает определенными дидактическими и воспитательными возможностями:

обеспечивает единство и преемственность содержания образования в рамках региона и Российской Федерации, решая задачу целостности образовательного пространства;

позволяет использовать идеи индивидуально-личностного обучения;

создает условия для возрождения национальной культуры, воспитания патриотизма;

способствует адаптации к окружающей социальной и природной среде в условиях региона.

Новая педагогика ориентирована на гуманизацию воспитательного процесса, применительно к дошкольникам, определяет содержание регионального компонента, как желание больше узнать о своем городе, крае, стране, как проявление симпатии уважения к людям разных национальностей, интереса к некоторым историческим событиям и прошлому своего народа.

Основания модернизации содержания регионального компонента в воспитательно - образовательной работе дошкольного учреждения:

- Воспитывать с раннего возраста у ребенка эмоционально положительное отношение к тому месту, де он родился и живет;

- Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнавать больше об особенностях края, природы, истории;

- Формировать стремление приносить посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю.

Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.

Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:

формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования;

подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;

создание культурно-развивающей среды ДОУ;

организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

В основу реализации регионального компонента положены следующие принципы:

- Принцип развивающего обучения.

Правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. (Л. С. Выготский).

- Принцип взаимодействия с социальными институтами.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, МВЦ, музеем, школой №2 и т. п. ; в естественном включении краеведческого материала в программу дошкольного образования.

- Принцип личностно-ориентированного обучения.

Партнерство, соучастие и взаимодействие — приоритетные формы общения педагога с детьми.

- Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам или направлениям.

- Принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, слайды, фотографии родных пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. ;

- Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному) ;

- Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды непосредственно образовательной деятельности, стремиться к достижению результата.

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины.

Учитывая, что каждое дошкольное учреждение с многофункциональной организацией образовательного процесса нуждаются в специально разработанной и многократно выверенной системе реализации региональных функций и мероприятий методической службы ДОУ, что предполагает необходимым разработку следующих компонентов системы:

Нормативно-правовая и инструктивно-правовая база по использованию регионального компонента в дошкольном учреждении;

Система диагностики по патриотическому воспитанию дошкольников;

Методические рекомендации и дополнения в образовательные системы занятий, игр с учетом возрастных особенностей детей;

Программы региональных направлений в работе дошкольного учреждения;

Программа консультативно-практической помощи родителям;

Образовательные проекты приобщения детей к культуре, истории, природе родного края;

Интеграция участников образовательного процесса, и комплексная модель планирования на основе эффективных элементов современных программ;

Психолого-педагогическая основа сопровождения развития и воспитания ребенка.

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с особенностями детей, учитывая следующие принципы:

"позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

непрерывность и преемственность педагогического процесса;

дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

деятельностный подход;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы.

Каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы- национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д. Для этого желательны посещения музеев, выставочного центра.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.

Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской Масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Региональный компонент по своей природе многогранен, он объединяет все стороны личности: нравственную, умственную, эстетическое и физическое развитие. Предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата. Этому способствует совместная деятельность, интегрируемая в разных сочетаниях образовательных областей, включая фольклорные праздники и развлечения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_komponent_v_soderzhanii_obrazovaniya.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Региональный компонент в содержании образования»

 

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.

Среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.

Время в сегодняшнем мире постоянно наращивает свой темп. Мир вокруг меняется с невероятной быстротой, но то, что связано в нем со стабильностью, с привычным укладом жизни, называется традицией. Важно с дошкольного детства формировать в детях духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Одним из основных источников содержания образования является социальный опыт, который накоплен в обществе в результате познавательной и предметно-творческой деятельности многих поколений. Он включает в себя не только обобщенный опыт человечества, но и опыт конкретной общности (национальности) людей, т.е. национально-социальный опыт. В этой связи национально-региональный компонент наполнен знаниями об историческом прошлом и настоящем народа, его культуре, национальных традициях и обычаях; способами деятельности, связанными с традиционными национальными видами деятельности, национальным изобразительным и музыкальным искусством, а также с теми социальными отношениями людей, которые заключены в национальных традициях и обычаях, поведении и деятельности. Таким образом, национально-региональный компонент – это, во-первых, реальная форма функционирования федерального стандарта в конкретном регионе; во-вторых, он выполняет в образовательном процессе ряд очень важных функций и обладает определенными дидактическими и воспитательными возможностями:

обеспечивает единство и преемственность содержания образования в рамках региона и Российской Федерации, решая задачу целостности образовательного пространства;

позволяет использовать идеи индивидуально-личностного обучения;

создает условия для возрождения национальной культуры, воспитания патриотизма;

способствует адаптации к окружающей социальной и природной среде в условиях региона.

Новая педагогика ориентирована на гуманизацию воспитательного процесса, применительно к дошкольникам, определяет содержание регионального компонента, как желание больше узнать о своем городе, крае, стране, как проявление симпатии уважения к людям разных национальностей, интереса к некоторым историческим событиям и прошлому своего народа.

Основания модернизации содержания регионального компонента в воспитательно - образовательной работе дошкольного учреждения:

- Воспитывать с раннего возраста у ребенка эмоционально положительное отношение к тому месту, де он родился и живет;

- Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнавать больше об особенностях края, природы, истории;

- Формировать стремление приносить посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю.

Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.

Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:

формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования;

подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;

создание культурно-развивающей среды ДОУ;

организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

В основу реализации регионального компонента положены следующие принципы:

- Принцип развивающего обучения.

Правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. (Л. С. Выготский).

- Принцип взаимодействия с социальными институтами.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, МВЦ, музеем, школой №2 и т. п. ; в естественном включении краеведческого материала в программу дошкольного образования.

- Принцип личностно-ориентированного обучения.

Партнерство, соучастие и взаимодействие — приоритетные формы общения педагога с детьми.

- Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам или направлениям.

- Принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, слайды, фотографии родных пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. ;

- Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному) ;

- Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды непосредственно образовательной деятельности, стремиться к достижению результата.

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины.

Учитывая, что каждое дошкольное учреждение с многофункциональной организацией образовательного процесса нуждаются в специально разработанной и многократно выверенной системе реализации региональных функций и мероприятий методической службы ДОУ, что предполагает необходимым разработку следующих компонентов системы:

Нормативно-правовая и инструктивно-правовая база по использованию регионального компонента в дошкольном учреждении;

Система диагностики по патриотическому воспитанию дошкольников;

Методические рекомендации и дополнения в образовательные системы занятий, игр с учетом возрастных особенностей детей;

Программы региональных направлений в работе дошкольного учреждения;

Программа консультативно-практической помощи родителям;

Образовательные проекты приобщения детей к культуре, истории, природе родного края;

Интеграция участников образовательного процесса, и комплексная модель планирования на основе эффективных элементов современных программ;

Психолого-педагогическая основа сопровождения развития и воспитания ребенка.

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с особенностями детей, учитывая следующие принципы:

"позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

непрерывность и преемственность педагогического процесса;

дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

деятельностный подход;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы.

Каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы- национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д. Для этого желательны посещения музеев, выставочного центра.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.

Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской Масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Региональный компонент по своей природе многогранен, он объединяет все стороны личности: нравственную, умственную, эстетическое и физическое развитие. Предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата. Этому способствует совместная деятельность, интегрируемая в разных сочетаниях образовательных областей, включая фольклорные праздники и развлечения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки "Региональный компонент в содержании развивающей предметно-пространственной среды".

Современные представления о развитии личности в детстве настоятельно диктуют потребность расширения образовательного пространства за счет введения новых сфер, поддерживающих это развитие: семьи, учреж...

"Региональный компонент в содержании музыкального воспитания дошкольников"

На педагогов дошкольного образования возлагается ответственная задача – воспитание подрастающего поколения настоящими патриотами своей страны. Именно в детском саду у малышей закладываются основ...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с введением регионального компонента в содержание дошкольного образования

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с введением регионального компонента в содержание дошкольного образования...

Педсовет. Тема:«Региональный компонент в содержании образования»

Новое время выдвинуло актуальные требования к образованию: воспитыванию людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, интеллектуально развитых, компетентных....

Сообщение из опыта работы Введение регионального компонента в содержание дошкольного образования через организацию мини – музея в ДОУ

Тенденции современного мира требуют, чтобы ребенок знал свои генетические корни, край в котором живет, имел интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до малейшего творения рук челов...

Региональный компонент - часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное и региональное своеобразие культуры

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Осознавая своё «Я», ребёнок начинает самоутверждаться, активно вступает...

«Региональный компонент в содержании образования»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"31730242","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...