Сообщение из опыта работы Введение регионального компонента в содержание дошкольного образования через организацию мини – музея в ДОУ
статья
Тенденции современного мира требуют, чтобы ребенок знал свои генетические корни, край в котором живет, имел интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до малейшего творения рук человеческих). Еще важнее, чтобы он любил все это и хотел сберечь и преумножить. Неоспорим тот факт, что именно через познание истории своего края, людей живущих в нем, ребенок может осознать себя и своих сверстников на фоне настоящего.
Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.
Поэтому в настоящее время в дошкольных учреждениях создаются условия для приобщения воспитанников к культуре своего народа и развитию национального самосознания.
Введение регионального компонента в содержание дошкольного образования позволяет организовать в детском саду систематическую и целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с основами краеведения, культурой и историей родного края на уровне доступном их пониманию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы
«Введение регионального компонента в содержание дошкольного образования через организацию мини – музея в ДОУ»
Зуйкова Раиса Федоровна,
воспитатель МБДОУ №14 г.Ковдор,
высшая кв.кат.
Тенденции современного мира требуют, чтобы ребенок знал свои генетические корни, край в котором живет, имел интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до малейшего творения рук человеческих). Еще важнее, чтобы он любил все это и хотел сберечь и преумножить. Неоспорим тот факт, что именно через познание истории своего края, людей живущих в нем, ребенок может осознать себя и своих сверстников на фоне настоящего.
Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.
Поэтому в настоящее время в дошкольных учреждениях создаются условия для приобщения воспитанников к культуре своего народа и развитию национального самосознания.
Введение регионального компонента в содержание дошкольного образования позволяет организовать в детском саду систематическую и целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с основами краеведения, культурой и историей родного края на уровне доступном их пониманию.
Содержание регионального компонента ориентировано на развитие и воспитание детей дошкольного возраста на базисе культурных традиций, нравственных ценностей, векового опыта соотечественников. Решить эти задачи педагогам помогает музейная педагогика, которая на сегодняшний день рассматривается как инновационная педагогическая технология.
С 2010 года работаю в группе компенсирующей направленности для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи. Совместно с коллегой обращали внимание на то, что реализация регионального компонента в данной группе затруднена, так как дети имеют особенности развития психических процессов (узость восприятия, дефицит внимания, небольшой объем зрительной памяти, задержка развития всех компонентов речи). Результаты анкетирования родителей воспитанников группы также показали некомпетентность взрослых в вопросах истории и особенностях Кольского Заполярья.
Приняли общее решение и с 2015 года стали углубленно работать над темой патриотическое воспитание дошкольников.
Цель:
создание системы работы по развитию у детей познавательного интереса к Кольскому Заполярью через разнообразные виды деятельности в мини-музее ДОУ.
Задачи:
1. Подобрать эффективные приемы и методы работы с детьми, которые бы способствовали развитию познавательной активности детей в процессе ознакомления с национальной культурой.
2. Организовать развивающую предметно-пространственную среду группы, как условие развития творческой и познавательной активности детей.
3. Обеспечить взаимосвязь в работе с социумом: родителями, краеведческим музеем, центральной районной библиотекой.
Задачи работы с детьми:
1. Продолжать знакомить детей с национальной культурой, бытом народа, народным творчеством через использование разнообразных видов деятельности.
2. Развивать творческие способности детей в художественной деятельности.
3. Формировать интерес и уважение к культуре саамов, воспитывать любовь к родному краю.
Для обеспечения эффективности работы по реализации регионального содержания дошкольного образования оформили в помещении группы постоянно действующий мини-музей «Моя родина Россия», включающий обширную экспозицию «Кольское Заполярье».
Организацию работы в мини-музее условно разделили на три этапа:
1. Подготовительный этап
2. Основной этап
3. Обобщающий этап
Остановимся подробнее на каждом этапе создания мини-музея.
На подготовительном этапе разработали совместно со старшим воспитателем модель будущего музея. Совместно с коллегой являлись дизайнерами и декораторами, подключили к работе родителей. Определили место мини-музея в групповом помещении, и содержание экспозиции.
Подобрали объекты экспозиции с учетом принципов музейной педагогики:
- Доступность.
- Динамичность.
- Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
- Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).
- Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
- Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
- Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
- Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
В подборе экспонатов приняли участие педагоги, учитель-логопед группы и родители. Дошкольники почувствовали свою причастность к созданию мини-музея: они участвовали в обсуждении его тематики, приносили из дома экспонаты. Также в музее представлены результаты совместной деятельности с воспитанниками – аппликация «Северные ягоды», поделки из природного материала «Саамская кувакса», «Олененок Сиверко». Ведь в обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции.
Введение краеведческого материала в работу с детьми осуществляется с учётом принципа постепенного перехода от более близкого для понимания ребёнком материла, личностно-значимого (семья, детский сад, родная улица, родной город, родной край, к менее близкому – культурно-историческим фактам (традиции и праздники региона, быт и семейный уклад предков, символика области). Исходя из данного принципа составили перспективный план работы в мини-музее, в котором предусматривались не только занятия с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки.
Следующий этап - основной. На нем совместно с воспитанниками создали экспозицию. Центром экспозиции «Кольское Заполярье» выбрали изображение северного сияния, как символа нашего края. Вокруг композиционного центра на подставках и полочках расставили разнообразные экспонаты, которыми ребята активно манипулировали, задавали вопросы, обсуждали друг с другом увиденное.
По ходу работы мини-музея экспозиция продолжала пополняться и расширяться. Это предоставило нам возможность познакомить детей с каждым объектом отдельно. Выяснив какие факты об истории родного края вызвали эмоциональный отклик у воспитанников, спроектировали содержание экскурсий для других дошкольников. А также в музее для самостоятельной деятельности воспитанников организовали мини-библиотеку художественной литературы о Кольском Заполярье.
Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее знаний, выступает творческая работа как самый естественный для детей способ освоения информации. Поэтому в мини-музее отвели место для уголка изодеятельности «Секреты саамов», в котором дошкольникам предоставлена возможность отразить полученные впечатления с помощью изготовления поделок, рисования или лепки.
Ведущей формой работы музея является экскурсия. Экскурсии делятся на:
Обзорные экскурсии. Они, как правило, предполагают ознакомление детей с достаточно широким кругом экспонатов
Тематические экскурсии предполагают знакомство дошкольников с определенной темой.
Научно-просветительские экскурсии направлены на более углубленное изучение какой-либо темы.
В начале экскурсоводами выступали педагоги, которые провели ряд обзорных экскурсий: «Животный мир Кольских лесов», «Растительный мир Заполярья», «Жизнь и быт саамов».
Затем между несколькими воспитанниками распределили тематические экскурсии: «Жилище саамов – кувакса», «Почему появляется северное сияние», «По оленьим тропам». На экскурсии приглашали родителей, педагогов и воспитанников других групп. Помимо экскурсий на материале музеев организовали занятия, развлечения и семейные вечера.
Занятия проводились не только по развитию речи, но и по ручному труду, изобразительной деятельности, продукты которой значительно позволили расширить содержание экспозиций.
В структуру развлечений включали полюбившиеся детям саамские игры разной степени подвижности «Пригони шар», «Поймать оленя», «Игра в веревочку». Посредством рассматривания картин, иллюстраций, презентаций знакомили детей с природой родного края, воспитывая умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, формируя желание больше узнавать о родной природе.
При ознакомлении с родной природой активизировали речь воспитанников путем формирования элементарных представлений о природе на участке детского сада, краеведческих сведений о природе родного северного края с помощью просмотра фотоальбомов, презентаций, видеофрагментов.
Во время семейных вечеров воспитанники совместно с родителями становились актерами в коротких инсценировках по мотивам саамских сказок.
Благодаря реализации проектов, таких как «Северные ягоды», «Саамский народный костюм», значительно пополнилась экспозиция мини-музея.
На материале музея проводили разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
Разработали серию дидактических игр «Составь картинку (олень Сиверко, северное сияние)», «Четвертый лишний» (животные и растения Крайнего Севера), «Кто заблудился в северном лесу», «Что не растет в лесах Заполярья» и др.
Помимо игр использовали такие виды работы, как:
- заполнение музейных дневников, в которых собрали детские рисунки, коллажи, аппликации;
- выполнение заданий совместно с родителями (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)
На заключительном обобщающем этапе подвели итоги работы, организовали экскурсию для гостей детского саду, отражающей тематику и содержание работы с детьми в музейном пространстве.
Конечно, при создании мини-музея мы столкнулись с определенными трудностями, такими как: недостаточная материальная база, высокие требования, предъявляемые к педагогу (а именно, воспитатель выступает в роли дизайнера, художника, экскурсовода, музееведа и историка).
И, тем не менее, воспитательное и познавательно-развивающее значение данного вида работы нельзя недооценивать. Организация работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой северных народов способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма. Благодаря музейной педагогике ребенок осознает ценности природы и истории родного края, постепенно становится деятельным патриотом малой Родины, И в заключении хотелось бы произнести народную мудрость: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины».
Литература
1) Антонов Ю.Е., Левина Л.В. «Как научить детей любить Родину»
2) Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
3) Галкина Е.Л., Мацкевич М.В, Минина С.Б. «Ребенок в музее».
4) Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
5) Рыжова Н., Логинова Л. «Мини – музей в детском саду».
6) Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
7) Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
8) Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
9) Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
26 ноября 2013 года состоялся педагогический совет по теме: "Работа по развитию социальной компетентности и познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев"
26 ноября 2013 года состоялся педагогический совет по теме: "Работа по развитию социальной компетентности и познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев"Цель...
Создание условий для развития нравственно-патриотических чувств через организацию мини-музея «Кубанская горница»
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усвоив культурно-исторический опыт народа...
Статья. "Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста через организацию мини- музея в ДОУ".
quot;Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста через организацию мини-музея в ДОУ"Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена, в Российском госу...
Проект «Источник вдохновения» Художественно эстетическое - воспитание дошкольников через организацию мини - музея.
Проек предназначен для воспитателей детских садов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Проект спосоьствует формированию фундамента будущих ченителей искусства и культуры нашей стр...
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с введением регионального компонента в содержание дошкольного образования
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с введением регионального компонента в содержание дошкольного образования...
Сообщение из опыта работы Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой
Сообщение из опыта работы Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой...
Сообщение из опыта работы с методическими рекомендациям«Обновление содержания образовательной деятельности в области физического развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада». мастер класс «Тимбилдинг игры – игры для сплочения коллектива».
В последние годы умение работать в команде имеет большое значение практически во всех сферах деятельности современного общества. Команды сопровождают деятельность человека...