Педсовет. Тема:«Региональный компонент в содержании образования»
методическая разработка
Новое время выдвинуло актуальные требования к образованию: воспитыванию людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, интеллектуально развитых, компетентных.
Использование регионального компонента в образовательном процессе ДОУ предполагает введение детей в многообразный окружающий мир, раскрытие региональных особенностей и традиций народов , влияет на духовно-нравственное формирование личности ребенка. На этом фоне приобретает особую значимость задача формирования патриотизма и гражданственности, воспитания положительных нравственных качеств личности.
Приобщение маленького ребенка к истокам национальной культуры должно начинаться с ознакомления с культурным наследием родного края. Строя свою работу с детьми на основе краеведческого материала, широко включаю в быт и деятельность детей. При изучении краеведческих традиций важно эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий.
Региональный компонент реализуется через все направления основной образовательной деятельности в ДОУ. Содержание направления осуществляется в ходе ознакомления детей на специально организованных занятиях и в повседневной деятельности с историей, достопримечательностями и традициями родного края, бытом народа, его фольклором, играми, природой, животным и растительным миром. У детей формируются представления о символике республики, о творчестве поэтов, писателей и художников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_regionalnyy_komponent.docx | 38.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружная администрация Якутска
Управление образования
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Центра развития ребенка – Детский сад № 12 «Улыбка»
городского округа «город Якутск»
677015, РС(Я), г.Якутск, ул. С.Данилова, д.10/1, ф. 44-73-04, т. 44-79-15
www.detsad12.yaguo.ru, ulibka-12@mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Тема: «Региональный компонент в содержании образования»
Форма проведения: семинар – практикум
вид: тематический
Разработала:
Старший воспитатель
Андреева Сардана Ивановна
Педагогический совет
Тема: «Региональный компонент в содержании образования»
Дата проведения:
Время: с 13 ч.00 мин. до 14 ч. 40 мин.
Участники: педагоги ДОУ: заведующая, старший воспитатель, специалисты, воспитатели.
Цель: Повышение компетентности в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников, используя региональный компонент.
Задачи.
1. Систематизировать работу по региональному компоненту, установить взаимодействие специалистов, воспитателей и родителей ДОУ по данной теме.
2. Создавать условия для личностной и профессиональной самореализации.
3. Выявлять и распространять передовой педагогический опыт работы по вопросам регионального компонента.
4. Повышать творческую активность педагогов.
Предварительная работа:
- Тематический контроль «Региональный компонент в содержании образования»
- Смотр – конкурс «Край родной»
- КВН среди подготовительных групп «У истоков родного края»
- «Даниловские чтения» среди педагогов
- Конкурс рисунков «Чарующие звуки хомуса»
- Дефиле национального якутского костюма «Национальная одежда»
- Участие в фестивале выразительного чтения, посвященный якутскому поэту Константину Туярскому
- Выпуск альбомов: «Достопримечательности моего города», «Три героя Вилюйского улуса», «Стихи местных поэтов о нашем городе».
Выпуск презентаций «Что мы Родиной зовем»
Оборудование:
Проектор, ноутбук, музыкальное сопровождение
Технологическая карта педагогического совета
Тема: «Региональный компонент в содержании образования»
Время | Мероприятие | Ответственные |
12.45. | Подготовка | старший воспитатель |
13.00-13.10 | Вступительное слово Обсуждение решения предыдущего педсовета №1; Вступительное слово к педсовету №2 | заведующая ДОУ |
13.10 – 13.20 | Показ презентации «Региональный компонент государственного стандарта общего образования» | старший воспитатель |
13.20. – 13.30. | Аналитическая справка «Региональный компонент в нашем саду» с презентацией. | старший воспитатель |
13.30.- 14.00. | Народные игры и физическое развитие» мастер - класс «Народный фольклор в жизни ребенка» мастер – класс, презентация. | Инструктор по физической культуре Музыкальный руководитель |
14.00. – 14.30. | Из опыта работы: показ проектов: «Что мы Родиной зовем», «Мой Якутск», «Мой любимый город Якутск». | педагоги групп |
14.30. – 14.40. | Решение педагогического совета | заведующая |
Повестка
педагогического совета:
- Вступительное слово/ заведующая
- Показ презентации «Региональный компонент государственного стандарта общего образования»/ старший воспитатель
- Аналитическая справка-презентация «Региональный компонент в ЦРР – д/с№12»Улыбка»/ старший воспитатель
- Народные игры и физическое развитие» мастер – класс/инструктор физического развития
- «Народный фольклор в жизни ребенка» мастер – класс/музыкальный руководитель
- Из опыта работы: показ проектов:
«Что мы Родиной зовем»,
«Мой Якутск»,
«Мой любимый город
Якутск».
- Решение педагогического совета
Ход педагогического совета
- Вступительное слово
- Показ презентации «Региональный компонент государственного стандарта общего образования»
- Аналитическая справка «Региональный компонент в ЦРР – д/с №12 «Улыбка»
- «Народные игры и физическое развитие детей»
- «Народный фольклор в жизни ребенка»
- Из опыта работы: показ проектов «Что мы Родиной зовем»
- Решение педагогического совета.
Аналитическая часть:
- Вступительное слово
Новое время выдвинуло актуальные требования к образованию: воспитыванию людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, интеллектуально развитых, компетентных.
Использование регионального компонента в образовательном процессе ДОУ предполагает введение детей в многообразный окружающий мир, раскрытие региональных особенностей и традиций народов , влияет на духовно-нравственное формирование личности ребенка. На этом фоне приобретает особую значимость задача формирования патриотизма и гражданственности, воспитания положительных нравственных качеств личности.
Приобщение маленького ребенка к истокам национальной культуры должно начинаться с ознакомления с культурным наследием родного края. Строя свою работу с детьми на основе краеведческого материала, широко включаю в быт и деятельность детей. При изучении краеведческих традиций важно эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий.
Региональный компонент реализуется через все направления основной образовательной деятельности в ДОУ. Содержание направления осуществляется в ходе ознакомления детей на специально организованных занятиях и в повседневной деятельности с историей, достопримечательностями и традициями родного края, бытом народа, его фольклором, играми, природой, животным и растительным миром. У детей формируются представления о символике республики, о творчестве поэтов, писателей и художников.
- «Региональный компонент государственного стандарта общего образования»
"Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала".
Учебный план образовательного учреждения
- федеральный компонент;
- национально-региональный компонент;
- компонент образовательного учреждения
Структура регионального компонента
- цели изучения в образовательных областях;
•обязательный минимум содержания в основных образовательных программах по областям;
•требования к уровню подготовки выпускников
Цели:
- обеспечение права каждого воспитанника на получение знаний о природе, истории, экономике и культуре РС(Я);
- формирование личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций;
- формирование деятельностной личности;
- расширение, углубление и конкретизация знаний, предусмотренных федеральным компонентом;
- повышение статуса образования как фактора развития региона
Основные функции :
- преемственность ступеней образования;
- содержание и структура должны соответствовать задачам развития личности в школе в целом и на каждой ступени обучения
- определение статуса регионального компонента в учебном плане ОУ региона;
- определение обязательного минимального объема знаний и умений воспитанника;
• установление единых методологических подходов и создание базы для разработки учебно-методических комплексов;
• обеспечение вариативности учебных планов и преемственности обучения на различных ступенях;
• отражение баланса интересов и компетенции государства, региона и ДОУ
Требованиями, предъявляемые к региональному компоненту:
- преемственность ступеней образования;
- содержание и структура должны соответствовать задачам развития личности в школе в целом и на каждой ступени обучения
Главные принципы реализации регионального компонента содержания образования:
- Принцип региональности;
- Принцип гуманизации;
- Принцип историзма;
- Принцип комплексности и интегративности;
Принцип экологизации
Способы реализации регионального компонента в образовательном процессе:
- введение учебного предмета как предмета регионального компонента в учебный план ОУ;
- включение регионального содержания в базовое;
- углублённое изучение регионального содержания через учебные курсы, факультативы, образовательные модули, элективные курсы
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам).
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).
- Аналитическая справка «Региональный компонент в ЦРР – д/с №12 «Улыбка» (например)
Понимание «родной край» у дошкольника тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, но всему, что окружает ребенка в детстве – одно из важных актуальных направлений современной дошкольной педагогики.
Для эффективности реализации по ознакомлению с родным краем должны быть созданы необходимые условия. Постоянно действующая экспозиция «Патриотического воспитания», «Утварь», материалы для оперативного развертывания тематических выставок – детские работы, образцы декоративно-прикладного искусства, библиотека литературных и фольклорных произведений.
Декада родного языка и письменности в нашем саду началась с конкурса центров «Край родной». Где оценивалось доступность, трансформируемость, утварь, литература, альбомы, символика, эстетика. Во всех группах собран и накоплен богатый материал, приобретено много литературы. Все педагоги и воспитанники, родители постарались. Хорошую оценку по центрам показали группы: «Забава», «Непоседы», «Василек», «Олененок», «Лучик».
По итогам смотра центров :
I место заняла группа «Забава»;
II место заняла группа «Непоседа»;
III место заняла «Василек»
Второй конкурс прошел среди педагогов. Конкурс чтецов посвященный в поэзии Семена Данилова проводится с целью развития выразительности поэтичного слова.
Задачей конкурса было:
- воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям;
- выявление у педагогов художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений;
- выявить лучших чтецов среди педагогов, предоставление им возможности для самовыражения.
Участники очень хорошо подготовились. Было много эмоций, поэтичности, талантов. В этом конкурсе первое место заняла Егорова Л.А., она прочитала стихотворение динамично, с мелодикой, окраской речи.
Был предложен проект « Что мы родиной зовем». По этому проекту были оформлены фотоальбомы и презентации «Достопримечательности города Якутска», «Что мы Родиной зовем», «Герои земляки Верхневилюйского улуса», сборник стихов о городе Якутске. Поучительные презентации о достопримечательности города Якутска, республики сделали группы «Забава», «Лучик», «Непоседа». Альбомы группа «Олененок», «Непоседа».
В конкурсе рисунков «Чарующие звуки хомуса», участвовали 7 групп. Можно отметить рисунки воспитанников: Эрхана Постникова (гр. «Забава»); Дайаана Дьячковская (гр. «Сказка»); Родионов Богдан (гр. «Василек»); Грищенко Вика (гр. «Дюймовочка»); Левченко Толя (гр. «Северяночка»).
Результаты конкурса:
I диплом – группа «Забава»
II диплом – группа «Василек»
III диплом – группа «Сказка».
27 февраля прошел дефиле, посвященный, национальному костюму. В этот вечер мы увидели и познакомились цветом одежды отражающую природную палитру – цвета земли, неба, растений, солнца и снега, цветов всегда гармоничных, радующих глаз свежестью и красотой. Было изобилие костюмов. Все группы активно участвовали. Праздник подарили наши родители и педагоги.
17 марта прошел викторина – КВН среди подготовительных групп. Под названием «Знатоки Якутска». Цель мероприятия: Закрепить знания детей о достопримечательностях города Якутска, развивать память, воображение. Воспитывать у детей умение договариваться с товарищами, согласовывать действия, любовь к родному краю. Воспитанники выполнили домашнее задание: раскрыли смысл пословицы и показали действием. Было предложена презентация по фрагменту фотографии, где дети должны были узнать достопримечательности нашего города и рассказать о ней. Лучшие знания о родном городе Якутске, умение договариваться с товарищами, согласовывать действия показала группа «Лучик». И награждена дипломом победителя.
Всем группам большое спасибо за активное участие во всех мероприятиях декады родного языка и письменности.
Практическая часть:
Народные игры имеют богатейшие возможности для развития, укрепления здоровья, физических и психических свойств организма ребенка.
Создание условия для организации двигательной активности детей, задача каждого педагога. В физкультурном и музыкальном залах, в центрах групп должно быть достаточное количество атрибутов к настольным, подвижным народным играм.
- «Народные игры и физическое развитие детей» (инструктор по физ.культ.)
- «Народный фольклор в жизни ребенка» (Муз.рук)
Содержание по ознакомлению родного края в каждой возрастной группе должна изменяться объемом материала и формой организации образовательной деятельности. Таким образом, мировоззрение детей, обогащенное новыми знаниями и представлениями, меняется и наполняется значимыми для формирования личности ребенка понятиями и выводами.
- Из опыта работы: показ проектов «Что мы Родиной зовем» (3 группы)
- Решение педагогического совета:
- Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания воспитаннику.
Срок: ежемесячно
Ответственные: педагоги ДОУ
- Обобщить опыт работы по теме: «Что мы Родиной зовем» среди групп ДОУ.
Срок: до сентября
Ответственные: педагоги групп, ст/воспитатель
- Пополнить соответствующий раздел по региональному компоненту методического кабинета описаниями народных игр, конспектами занятий, презентаций по родному краю.
Срок: до конца мая
Ответственные: педагоги групп, ст/воспитатель
- Продолжать пополнять предметно-развивающую среду по «Родному краю».
Срок: ежемесячно
Ответственные: педагоги групп, ст/воспитатель, специалисты
- Разработать и реализовать творческо-познавательные проекты по
знакомству детей с Якутией.
Срок: до конца учебного года
Ответственные: педагоги групп, ст/воспитатель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей "Содержание образования в области физической культуры в ДОУ"
семинар-практикум...
Педсовет по теме"Обновление системы образования ДОУ" Федеральные Государственные Требования программы дошкольного образования.
Доклад на тему:" Федеральные Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования...
Педсовет "ФГТ к ООП дошкольного образования"
Нормативно - правовые документы, образовательные области и основные требования к условиям реализации....
Выступление на педсовете. Консультация для воспитателей "Содержание работы с детьми по развитию познавательных способностей".
Содержание работы с детьми по развитию познавательных способностей по теме" Движение", " Развитие"....
Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьник...
Педсовет: Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
выступление на педсовете "Предоставление опыта по содержанию персонального сайта педагога"
выступление на педсовете...