Педсовет. Тема:«Региональный компонент в содержании образования»
методическая разработка

Новое время выдвинуло актуальные требования к образованию: воспитыванию людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, интеллектуально развитых, компетентных.

          Использование регионального компонента в образовательном  процессе ДОУ предполагает введение детей в многообразный окружающий мир, раскрытие региональных особенностей и традиций народов , влияет на духовно-нравственное формирование личности ребенка. На этом фоне приобретает особую значимость задача формирования патриотизма и гражданственности, воспитания положительных нравственных качеств личности.

Приобщение маленького ребенка к истокам национальной культуры должно начинаться с ознакомления с культурным наследием родного края. Строя свою работу с детьми на основе краеведческого материала, широко включаю в быт и деятельность детей. При изучении краеведческих традиций важно эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий.

        Региональный компонент  реализуется  через все направления основной образовательной деятельности  в ДОУ. Содержание   направления  осуществляется в ходе  ознакомления детей на специально организованных занятиях и в повседневной деятельности  с историей, достопримечательностями и традициями родного края,  бытом народа,  его фольклором, играми, природой, животным и растительным миром. У детей формируются представления о символике республики, о творчестве поэтов, писателей и художников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_regionalnyy_komponent.docx38.67 КБ

Предварительный просмотр:

Окружная администрация Якутска

Управление образования

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центра развития ребенка – Детский сад № 12 «Улыбка»

городского округа «город Якутск»

677015, РС(Я), г.Якутск, ул. С.Данилова, д.10/1, ф. 44-73-04, т. 44-79-15

www.detsad12.yaguo.ru, ulibka-12@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Тема: «Региональный компонент  в содержании образования»

Форма проведения: семинар – практикум

вид: тематический

Разработала:

Старший воспитатель

Андреева Сардана Ивановна

Педагогический совет

Тема: «Региональный компонент  в содержании образования»

Дата проведения:

Время: с 13 ч.00 мин. до 14 ч. 40 мин.

Участники: педагоги ДОУ: заведующая, старший воспитатель, специалисты, воспитатели.

Цель: Повышение компетентности в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников, используя региональный компонент.

Задачи.

1. Систематизировать работу по региональному компоненту, установить взаимодействие специалистов, воспитателей и родителей ДОУ по данной теме.

2. Создавать условия для личностной и профессиональной самореализации.

3. Выявлять и распространять передовой педагогический опыт работы по вопросам регионального компонента.

4. Повышать творческую активность педагогов.

Предварительная работа: 

  1. Тематический контроль «Региональный компонент в содержании образования»
  2. Смотр – конкурс «Край родной»
  3. КВН среди подготовительных групп «У истоков родного края»
  4. «Даниловские чтения» среди педагогов
  5. Конкурс рисунков «Чарующие звуки хомуса»
  6. Дефиле национального якутского костюма «Национальная одежда»

  1. Участие в фестивале выразительного чтения, посвященный якутскому поэту Константину Туярскому
  2. Выпуск альбомов: «Достопримечательности моего города», «Три героя Вилюйского улуса», «Стихи местных поэтов о нашем городе».

Выпуск презентаций «Что мы Родиной зовем»

Оборудование:

Проектор, ноутбук, музыкальное сопровождение

Технологическая карта педагогического совета

Тема: «Региональный компонент  в содержании образования»

Время

Мероприятие

Ответственные

12.45.

Подготовка

старший воспитатель

13.00-13.10

Вступительное слово

Обсуждение решения предыдущего педсовета №1;

Вступительное слово к педсовету №2

заведующая ДОУ

13.10 – 13.20

Показ презентации «Региональный компонент государственного стандарта общего образования»

старший воспитатель

13.20. – 13.30.

 Аналитическая справка «Региональный компонент в нашем саду»

с презентацией.

старший воспитатель

13.30.-

14.00.

Народные игры и физическое развитие» мастер - класс

«Народный фольклор в жизни ребенка» мастер – класс, презентация.

Инструктор по физической культуре

Музыкальный руководитель

14.00. – 14.30.

Из опыта работы: показ проектов:

«Что мы Родиной зовем»,

           «Мой Якутск»,

           «Мой любимый город      

             Якутск».

педагоги групп

14.30. – 14.40.

Решение педагогического совета

заведующая

Повестка

педагогического совета:

  1. Вступительное слово/ заведующая
  2. Показ презентации «Региональный компонент государственного стандарта общего образования»/ старший воспитатель
  3. Аналитическая справка-презентация «Региональный компонент в ЦРР – д/с№12»Улыбка»/ старший воспитатель
  4. Народные игры и физическое развитие» мастер – класс/инструктор физического развития
  5. «Народный фольклор в жизни ребенка» мастер – класс/музыкальный руководитель
  6. Из опыта работы: показ проектов:

«Что мы Родиной зовем»,

«Мой Якутск»,

«Мой любимый город      

Якутск».

  1. Решение педагогического совета

Ход педагогического совета

  1. Вступительное слово      
  2. Показ презентации «Региональный компонент государственного стандарта общего образования»  
  3. Аналитическая справка «Региональный компонент в ЦРР – д/с №12 «Улыбка»  
  4. «Народные игры и физическое развитие детей»  
  5. «Народный фольклор в жизни ребенка»    
  6. Из опыта работы: показ проектов «Что мы Родиной зовем»    
  7. Решение педагогического совета.                

Аналитическая часть:

  1. Вступительное слово

Новое время выдвинуло актуальные требования к образованию: воспитыванию людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, интеллектуально развитых, компетентных.

          Использование регионального компонента в образовательном  процессе ДОУ предполагает введение детей в многообразный окружающий мир, раскрытие региональных особенностей и традиций народов , влияет на духовно-нравственное формирование личности ребенка. На этом фоне приобретает особую значимость задача формирования патриотизма и гражданственности, воспитания положительных нравственных качеств личности.

Приобщение маленького ребенка к истокам национальной культуры должно начинаться с ознакомления с культурным наследием родного края. Строя свою работу с детьми на основе краеведческого материала, широко включаю в быт и деятельность детей. При изучении краеведческих традиций важно эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий.

        Региональный компонент  реализуется  через все направления основной образовательной деятельности  в ДОУ. Содержание   направления  осуществляется в ходе  ознакомления детей на специально организованных занятиях и в повседневной деятельности  с историей, достопримечательностями и традициями родного края,  бытом народа,  его фольклором, играми, природой, животным и растительным миром. У детей формируются представления о символике республики, о творчестве поэтов, писателей и художников.

  1. «Региональный компонент государственного стандарта общего образования»

"Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала".

Учебный план образовательного учреждения

  • федеральный компонент;
  • национально-региональный  компонент;
  • компонент образовательного учреждения

Структура регионального компонента

  • цели изучения в образовательных областях;

•обязательный минимум содержания в основных  образовательных программах по областям;

•требования к уровню подготовки выпускников

Цели:  

  • обеспечение права каждого воспитанника на получение знаний о природе, истории, экономике и культуре РС(Я);
  • формирование личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций;
  • формирование деятельностной личности;
  • расширение, углубление и конкретизация знаний, предусмотренных федеральным компонентом;
  • повышение статуса образования как фактора развития региона

Основные функции :

  • преемственность ступеней образования;
  • содержание и структура должны соответствовать задачам развития личности в школе в целом и на каждой ступени обучения
  • определение статуса регионального компонента в учебном плане ОУ региона;
  • определение обязательного минимального   объема знаний и умений воспитанника;

•   установление единых методологических подходов и создание базы для разработки учебно-методических комплексов;

•  обеспечение вариативности учебных планов и преемственности обучения на различных ступенях;

• отражение баланса интересов и компетенции государства, региона и ДОУ

Требованиями, предъявляемые к региональному компоненту:

  • преемственность ступеней образования;
  • содержание и структура должны соответствовать задачам развития личности в школе в целом и на каждой ступени обучения

Главные принципы реализации регионального компонента содержания образования:

  • Принцип региональности;
  • Принцип гуманизации;
  • Принцип историзма;
  • Принцип комплексности и интегративности;

Принцип экологизации

Способы реализации регионального компонента в образовательном процессе:

  • введение учебного предмета как предмета регионального компонента в учебный план ОУ;
  • включение регионального содержания в базовое;
  • углублённое изучение регионального содержания через учебные курсы, факультативы, образовательные модули, элективные курсы

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.

2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам).

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).

  1. Аналитическая  справка «Региональный компонент в ЦРР – д/с №12 «Улыбка» (например)  

Понимание «родной край» у дошкольника тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, но всему, что окружает ребенка в детстве – одно из важных актуальных направлений современной дошкольной педагогики.

Для эффективности реализации по ознакомлению с родным краем должны быть созданы необходимые условия. Постоянно действующая экспозиция «Патриотического воспитания», «Утварь», материалы для оперативного развертывания тематических выставок – детские работы, образцы декоративно-прикладного искусства, библиотека литературных и фольклорных произведений.

Декада родного языка и письменности в нашем саду началась с конкурса центров «Край родной». Где оценивалось доступность, трансформируемость, утварь, литература, альбомы, символика, эстетика. Во всех группах собран и накоплен богатый материал, приобретено много литературы.  Все педагоги и воспитанники, родители постарались.  Хорошую оценку по центрам показали группы: «Забава», «Непоседы», «Василек», «Олененок», «Лучик».

По итогам смотра центров :

I место заняла группа «Забава»;

II место заняла группа «Непоседа»;

III место заняла «Василек»

 Второй конкурс прошел среди педагогов.  Конкурс чтецов посвященный в поэзии Семена Данилова  проводится с целью развития выразительности поэтичного слова.

 Задачей  конкурса было:

- воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям;

- выявление у педагогов художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений;

- выявить лучших чтецов среди педагогов, предоставление им возможности для самовыражения.

Участники очень хорошо подготовились. Было много эмоций, поэтичности, талантов. В этом конкурсе первое место заняла Егорова Л.А.,  она прочитала стихотворение динамично, с мелодикой, окраской речи.

Был предложен проект « Что мы родиной зовем». По этому проекту были оформлены фотоальбомы и презентации «Достопримечательности города Якутска», «Что мы Родиной зовем», «Герои земляки Верхневилюйского улуса», сборник стихов о городе Якутске.  Поучительные презентации  о достопримечательности города Якутска, республики сделали группы «Забава», «Лучик», «Непоседа». Альбомы  группа «Олененок», «Непоседа».

В конкурсе рисунков «Чарующие звуки хомуса», участвовали 7 групп. Можно отметить рисунки воспитанников: Эрхана Постникова (гр. «Забава»); Дайаана Дьячковская (гр. «Сказка»);  Родионов Богдан (гр. «Василек»);  Грищенко Вика (гр. «Дюймовочка»); Левченко Толя (гр. «Северяночка»).

Результаты конкурса:

I диплом – группа «Забава»

II диплом – группа «Василек»

III диплом – группа «Сказка».

27 февраля прошел дефиле, посвященный, национальному костюму. В этот вечер  мы увидели и познакомились цветом  одежды отражающую  природную палитру – цвета земли, неба, растений, солнца и снега, цветов всегда гармоничных, радующих глаз свежестью и красотой.  Было изобилие костюмов. Все группы активно участвовали. Праздник  подарили наши родители и педагоги.

 17 марта прошел викторина – КВН среди подготовительных групп. Под названием «Знатоки Якутска». Цель мероприятия: Закрепить знания детей о достопримечательностях города Якутска, развивать память, воображение. Воспитывать у детей умение договариваться с товарищами, согласовывать действия, любовь к родному краю. Воспитанники выполнили домашнее задание: раскрыли смысл пословицы и  показали действием. Было предложена  презентация по фрагменту фотографии, где дети должны были узнать достопримечательности нашего города и рассказать о ней. Лучшие знания о родном городе Якутске, умение договариваться с товарищами, согласовывать действия  показала группа «Лучик». И награждена дипломом победителя.

Всем группам большое спасибо за активное участие  во всех мероприятиях декады родного языка и письменности.

Практическая часть:

Народные игры имеют богатейшие возможности для развития, укрепления здоровья, физических и психических свойств организма ребенка.
Создание условия для организации двигательной активности детей, задача каждого педагога. В физкультурном и музыкальном залах, в центрах групп должно быть достаточное количество атрибутов к настольным,  подвижным народным играм.

  1. «Народные игры и физическое развитие детей» (инструктор по физ.культ.)
  2. «Народный фольклор в жизни ребенка» (Муз.рук)

Содержание по ознакомлению родного края  в каждой возрастной группе должна изменяться объемом материала и формой организации образовательной деятельности. Таким образом, мировоззрение детей, обогащенное новыми знаниями и представлениями, меняется и наполняется значимыми для формирования личности ребенка понятиями и выводами.

  1. Из опыта работы: показ проектов «Что мы Родиной зовем» (3 группы)  
  2. Решение педагогического совета:
  1. Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания воспитаннику.

Срок: ежемесячно

Ответственные: педагоги ДОУ

  1. Обобщить опыт работы по теме: «Что мы Родиной зовем» среди групп ДОУ.

Срок: до сентября

Ответственные: педагоги групп, ст/воспитатель  

  1. Пополнить соответствующий раздел по региональному компоненту методического кабинета описаниями народных игр, конспектами занятий,  презентаций по родному краю.

Срок: до конца мая

Ответственные: педагоги групп, ст/воспитатель  

  1. Продолжать пополнять предметно-развивающую среду по «Родному краю».

Срок: ежемесячно

Ответственные: педагоги групп, ст/воспитатель, специалисты

  1.  Разработать и реализовать творческо-познавательные проекты по

знакомству детей с Якутией.

Срок: до конца учебного года

 Ответственные: педагоги групп, ст/воспитатель  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет по теме"Обновление системы образования ДОУ" Федеральные Государственные Требования программы дошкольного образования.

Доклад на тему:" Федеральные Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования...

Педсовет "ФГТ к ООП дошкольного образования"

Нормативно - правовые документы, образовательные области и основные требования к условиям реализации....

Выступление на педсовете. Консультация для воспитателей "Содержание работы с детьми по развитию познавательных способностей".

Содержание работы с детьми по развитию познавательных способностей по теме" Движение", " Развитие"....

Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

    Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это   сложный и ответственный этап  в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьник...

Педсовет: Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...