Конспект организованной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим по теме "Огонь"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Это занятие уточняет знания детей о горючих свойствах материалов и о способах возникновения и тушения огня, способствует развитию опытно-эксперементальной деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект организованной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим.
Тема: «ОГОНЬ»
Материал: макеты бумажного, деревянного, каменного дома .Блюдце с водой, бумага, дерево, камень, лейка для тушения(по количеству детей), пинцеты(по количеству детей), аудиозапись голосов(волна, голос поросят, лес, огонь). Фигурки трёх поросят волка. Предметы для тушения огня: вода, куртка, лопата, земля, вертолёт, телефон; пожарная машина, игрушки(звери и транспорт(имитирующие живое и неживое в природе).
Предварительная работа: беседа об огне; как разводить костёр, где садиться у костра. Занятия-игры: « Способы тушения огня», «Отчего возникает пожар», «Кто такие пожарные?» Чтение литературы: Маршак «Пожар», « Три поросёнка», «Кошкин дом».
Программное содержание:
1.Дать знания о горючих свойствах таких материалов как бумага, дерево, камень.
2.Уточнить знания о способах тушения огня.
3. Закрепить знания о ситуациях, которые способствуют возникновению пожара (зажжённая спичка, брошенный окурок, опрокинутая свеча, чайник на плите и т.д.)
4. Вызвать интерес к экспериментированию, способствовать развитию опытно-экспериментальной деятельности.
5. Закрепить умения выделять живые существа в природе.
6. Развивать связную речь. Умение давать полный ответ на заданный вопрос. Развивать речь за счёт придумывания прилагательных от двух существительных, придумывания описательных прилагательных.
7. Воспитывать чувства сопереживания, доброжелательности к живому.
Ход занятия:
( дети сидят на ковре )
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами очутились на волшебной полянке. Я расскажу вам удивительную сказку, но как она называется, вы угадаете сами, когда отгадаете музыкальную загадку. Слушайте (звучит музыка и голос волка).
- Ребята, чей этот голос?
Дети: Волка
Звучит музыка.
-Что напоминает эта музыка?
Дети: Шум леса, шелест листвы.
Звучит музыка.
-Чьи это голоса?
Дети: Голоса поросят.
-Ребятки, вы догадались как называется сказка, в которой в лесу живут волк и поросята?
Дети: Три поросёнка.
-Правильно, садитесь на стульчики, я вам расскажу интересную историю.
«Жили-были три поросёнка: Наф-Наф, Нуф-Нуф и Ниф-Ниф. Наступила осень и поросятам надо было строить себе дом. Дом спасёт поросят от холода, от злого врага-волка. Решили поросята, что каждый будет строить себе свой дом и приступили к строительству. Наф-Наф построил себе дом из бумаги (в-ль показывает дом). Как одним словом назвать этот дом?
Дети: Бумажный.
-Запел Наф-Наф песенку.
(вместе с детьми) У меня бумажный дом, прочный дом, славный дом.
Никакой на свете зверь не ворвётся в эту дверь,
В эту дверь, в эту дверь!
-Ниф-Ниф построил дом из деревянных брёвнышек (картинка дома). Как называется дом из дерева?
Дети: Деревянный.
-Запел поросёнок песенку: У меня деревянный дом, прочный дом, славный дом.
Никакой на свете зверь не ворвётся в эту дверь,
В эту дверь, в эту дверь!
-Нуф-Нуф построил дом из камней. Как называется такой дом?
Дети: Каменный.
-Запел Нуф-Нуф песенку: У меня каменный дом, прочный дом, славный дом.
Никакой на свете зверь не ворвётся в эту дверь,
В эту дверь, в эту дверь!
-Ребята, каждый из них думал, что его-то дом самый прочный, самый надёжный. Но вот однажды волк разузнал где живут поросята и решил их поймать.
Замёрзший и голодный волк подкрался к домику Наф-Нафа: « Как же его выманить из домика?» думал волк и наконец придумал: «Разведу ка я огонь возле его дома, поросёнок испугается дыма и выбежит» (демонстрация поджога бумажного дома).
-Подул сильный ветер, искра пламени перекинулась на дом и бумажный дом загорелся. Поросёнок с визгом выбежал из дома и бросился бежать.
- Ребята, мы ведь не можем с вами оставить горящий дом, давайте его потушим. Как можно это сделать? (ответы детей).
-Почему загорелся дом? Быстро ли горит дом из бумаги? (ответы детей).
- Как вы думаете, куда побежал Наф-Наф? Правильно, он побежал к Ниф-Нифу, а волк погнался за ним. Наф-Наф рассказал Ниф-Нифу о том как волк поджёг его домик, но Ниф-Ниф успокоил брата, сказав, что дом у него очень прочный. А тем временем волк развёл костёр, сильно дунул и огонь перекинулся на дом. Загорелся ли дом?
Дети: Да.
-Посмотрите, поросята не сразу заметили что их дом горит, они даже успели поесть, а когда почувствовали запах дыма, быстро выбежали из дома и побежали к Нуф- Нуфу, чтобы предупредить его об опасности.
-Поросята вбежали в дом, спрятались под кровать и дрожали от страха. А Нуф-Нуф был очень спокоен и говорил своим братьям, что бояться нечего, у него прочный дом. Тем временем волк развёл костёр, дул-дул, махал-махал, а дом огня не боится. Почему не загорелся дом Нуф- Нуфа?
Дети: Камень не горит.
-Так волк и не поймал поросят, и ушёл ни с чем Наф-Наф и Ниф-Нуф решили остаться жить у Нуф- Нуфа. Почему?
Дети: Своих домиков у поросят больше не было, а каменный дом самый прочный.
-Ребята, а какой дом сгорел быстрее всего?
Дети: Бумажный.
-Ребята, скажите ещё раз, какие материалы горят?
Дети: Бумага, дерево
-А как вы думаете, если намочить бумагу и дерево, они загорятся? (предложения детей). Давайте проверим(дети самостоятельно с помощью пинцета подносят мокрую бумагу и дерево к свече).
-Что вы увидели?
Дети: Мокрая бумага и дерево не горят.
-Правильно. Сухая бумага и дерево горят, а мокрые нет. А теперь давайте снова вернёмся к сказке. Когда весёлые поросята вышли из дома, они увидели , что огонь перекинулся на деревья в лесу.
-Ребята, давайте превратимся в язычки пламени и покажем как огонь подходит к лесу.
Физминутка (под музыку): Огонь только что родился, он слабый, неуверенный. Но вот огонь набирает силу, растёт. Его языки колышатся то в одну, то в другую сторону, то поднимаются выше, то опускаются ниже, то начинают стелиться по земле. Искорки огня разлетелись по всему лесу и зажгли его.
- Опишите словами какой огонь?
Дети: могучий, злой, жестокий, коварный, горячий, красивый…
-Волк испугался и закричал: «Что же делать?» Поросята решили что нужно спасать всё живое.
-Покажите ребята, а что будете делать вы, как вы будете спасать лес от огня?
-Договоритесь кто из вас что будет делать. Главное быстро и без паники (один ребёнок вызывает МЧС, другие вооружились лопатами и засыпают огонь землёй, третьи поливают из лейки, четвёртые тушат одеждой, пятые спасают животных, шестые заливают лес водой с вертолёта).
-Молодцы! Пожар потушен. Расскажите, как вы спасали лес? (полным предложением)
Дети отвечают.
-Вы молодцы, действовали очень быстро, дружно, вы спасли лес от большой беды и теперь все звери могут возвращаться в свой дом. Нам тоже пора возвращаться домой из сказки. Давайте нарисуем эмблемы для ребят других групп, они тоже будут знать отчего может возникнуть пожар, будут осторожны.
Дети рисуют.