Проект "Моя малая Родина- поселок Понтонный"
проект (средняя группа)

Малоземова Светлана Анатольевна

В процессе бесед с детьми, было выявлено, что дети не знают названий улиц, на которых живут. Не знают в честь кого названы они. Из разговора с родителями я поняла, что не все интересуются жизнью поселка, многие приезжие. В канун годовщины Дня поселка Понтонный, детям и их родителям было предложено провести проектную деятельность «Моя малая Родина- поселок Понтонный».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx44.95 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Моя малая Родина- поселок Понтонный»

(средний дошкольный возраст)

Паспорт педагогического проекта.

   Проблема: В процессе бесед с детьми, было выявлено, что дети не знают названий улиц, на которых живут. Не знают в честь кого названы они. Из разговора с родителями я поняла, что не все интересуются жизнью поселка, многие приезжие. В канун годовщины Дня поселка Понтонный, детям и их родителям было предложено провести проектную деятельность «Моя малая Родина- поселок Понтонный».

   Актуальность: Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к своим близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. С любви к своей природе, к дому, к улице, на которой он живет, к своему поселку, городу, стране.  Каждая семья – это маленькое государство со своими законами, традициями, интересами.

   Воспитание любви и уважения к своим близким, к родному поселку, городу, стране является важнейшей составной частью патриотического воспитания. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства.

   Малая Родина – это часть большой страны.

Цель проекта: формировать первичные представления о родном поселке Понтонный, о его улицах и домах.

 Ожидаемый результат.

- В ходе проекта дети у детей сформируются представления о родном поселке, его истории и людях, в честь которых названы улицы;

- запомнят свой адрес;

-родители станут активными участниками образовательного процесса;

-к семейным традициям прибавиться интерес к событиям жизни поселка.

Авторы и участники проекта:

Воспитатель: Малозёмова С.А.

Дети средней группы, родители.

Образовательная

область

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Название проекта

«Моя малая Родина – поселок Понтонный»

Тип проекта

Краткосрочный, информационно - познавательный

Возрастная группа

Дети 4-5 лет

Проблема

Необходимость формирования у воспитанников интереса к своему поселку

Цель работы над проектом

Формировать первичные представления о родном поселке Понтонный, о его улицах и зданиях.

Задачи

 - Дать представления об истории нашего поселке Понтонный.

 - Учить называть свой адрес, и улицы, названные в честь известных людей поселка;

 - Формировать интерес к жизни поселка и любовь к нему.

 - Воспитывать любовь и бережное отношение к природе своего края.

Этапы работы, формы организации детской деятельности

1 этап. Подготовительный:

- Разработка материалов к НОД;

- Подбор методической литературы;

- Подбор художественной литературы;

- Подбор сайтов для родителей.

2 этап. Практический:

Познавательное развитие:

- Рассматривание фотографий с видами поселка;

- НОД «Моя улица»;

- Беседа «Моя малая родина- это?»;

-Рассматривание фотопортретов «Герои нашего поселка».

Социально – коммуникативное развитие:

  • - Д/и: «Собери герб поселка», «Угадай по описанию здание», «Найди два одинаковых дома»«Где твой дом», «Что лишнее», «Кто где живет»;

- Сюжетно-ролевая игра:«Детский сад», «Семья»

-Игра-викторина «Моя малая Родина»

Речевое развитие:

  • - Чтение художественной литературы: сказка «Рукавичка», «Зимовье зверей»; чтение стихотворений С.Дрожжина «Улицей гуляет», С.Маршака «Почта»;

заучивание стихов о Родине.

- Рассказывание на тему «Что я видел по дороге в детский сад»;

Художественно-эстетическое развитие:

- Рисование: «Дом городской, дом деревенский»;

- Лепка: «Флаг России»;

- Театральная деятельность показ сказки «Теремок».

Организация предметно-пространственной развивающей среды

- Оформление патриотического уголка (карта поселка, герб);

- Создание условий в группе для реализации проекта (фотографии, история поселка, дидактические игры)

 

Взаимодействие с родителями (законными представителями)

Экскурсия «Улица, на которой я живу»;

Консультация для родителей: «Воспитание у дошкольников любви к родному краю»

Итоговое мероприятие по проекту

Коллаж «Дом, в котором я живу». Презентация «Моя малая Родина»

Результат работы по проекту

 Дети уверено называют свой адрес, у них появился интерес к жизни поселка. Проект помог сплотить родителей и детей в создании совместных фотоколлажей.

Конспект занятия «Моя улица»

Цель: Познакомить детей с понятием малая Родина.

Задачи:

  • закрепить знания детей о понятии «улица», знание своего адреса и адреса детского сада, умение рассказывать об улице, на которой живет ребенок; конструировать улицу с помощью деревянного конструктора.
  • развивать речь, познавательный интерес, наблюдательность, внимание, память.
  • воспитывать любовь к родному городу, улице, дому, желание видеть их красивыми, чистыми.

Предварительная работа:

  • беседы о домашнем адресе, посещении магазина, почты;
  • дидактические игры «Найди два одинаковых дома»«Где твой дом», «Что лишнее», «Кто где живет»;
  • сюжетно-ролевые игры «Шоферы»«Детский сад»;
  • чтение стихотворений С.Дрожжина «Улицей гуляет», С.Маршака «Почта»;

   Материалы и оборудование: фотографии с видами поселка, презентация ,элементы строительного материала, сказочный персонаж Филя.

Ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель:- Ребята, послушайте стихотворение и догадайтесь, о чем мы будем говорить:

Утром солнышко встает,

Всех на улицу зовет,

Выхожу из дома я, —

Здравствуй, улица моя!

Ответы детей

Воспитатель:- Правильно, мы будем говорить об улицах нашего поселка. 

Воспитатель:- Ребята, как называется наш поселок. (Ответы детей) Правильно, поселок Понтонный. В нашем поселке много улиц. Название каких улиц вы знаете? (Ответы детей).

Правда красивый у нас поселок?А какой он?

Ответы детей.

Воспитатель: а я бы еще добавила: любимый, красивый, родной, праздничный, нарядный, спортивный.

     Послушайте, пожалуйста, одну историю: «Маленький мальчик гулял со своей мамой и потерялся. Подошел к нему прохожий и говорит: - Не плачь! Скажи свой адрес, и я отведу тебя домой. Мальчик обрадовался и говорит: «Адрес». Прохожий ничего не понимает, и говорит: - Мой адрес: г.Санкт-Петербург, п.Понтонный, ул. Варвары Петровой, д.6. Это и есть мой адрес.
- А вы ребята, знаете свой домашний адрес.
Затруднения в ответах детей
- Вот и у нашего детского сада тоже есть свой адрес: п.Понтонный, ул. Фанерная, д.3
- Что такое адрес? 
(Название улицы, номер дома и квартиры)

- Для чего нужно знать свой адрес? (Ответы детей).

- Может случиться так, что вы потерялись и не знаете, куда идти. Но назовите свой адрес, и взрослые помогут вам попасть домой.

Воспитатель: Что есть на улицах? (ответы детей). На улицах располагаются дома, здания больницы, детского сада, школы, магазина, храма, есть остановки, скверы.

Воспитатель: У вас есть имя? какое? а кто вам дал имя? (ответы детей).

А у улицы есть имя? А кто даёт им имена? (ответы детей)

- Имена улицам дают люди. Например, некоторые улицы названы в честь людей, которые совершили геройские поступки.(ул.Александра Товпеко, ул.Варвары Петровой)

Воспитатель: Попав на улицу, кем вы становитесь?

Дети: Пешеходами.

Воспитатель: Да, верно! А как называется часть дороги, по которой движется транспорт?

Дети: Проезжая часть дороги. 

Воспитатель: А как называется часть дороги, по которой ходим мы с вами?

Дети: Пешеходная дорожка, тротуар. (4 слайд)

Воспитатель: Правильно, это тротуар. Все пешеходы должны соблюдать правила. Обратите внимание на то, что люди, как и машины, идут по одной стороне тротуара и по другой, чтобы не мешать друг другу.

Физкультминутка «Мы по улице гуляем»

Мы по улице гуляем(Ходьба на месте)

За природой наблюдаем (Повороты головы)

Вверх на солнце посмотрели, (Поднять голову вверх)

И нас лучики согрели. (Опустить голову вниз)

Птички в гнездышках сидят, (Присесть)

Птички по небу летят, (Встать, взмахи руками)

И по кочкам скачут, (Прыжки на месте)

И никто не плачет! (Улыбнуться)

Игра «Можно - нельзя».

Воспитатель: А сейчас давайте поговорим о том, что можно делать на улицах города и чего делать нельзя. Я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать молча, используя знак.

КАРТОЧКУ ЗЕЛЕНОГО ЦВЕТА – ПРАВИЛЬНО, КРАСНОГО – НЕ ПРАВИЛЬНО.

Проезжую часть дороги надо переходить только в определенных местах, по переходам.

• Рвать цветы на клумбе.

• Сажать деревья и цветы.

• На проезжей части играть, кататься на санках, коньках, велосипеде.

• Бросать фантики от конфет.

• Перебегать улицу в любом месте.

• Кричать, шуметь в общественных местах.

• По улице идти спокойным шагом.

• Любоваться цветущей клумбой.

• Ходить по улице только по тротуару, по правой стороне.

Воспитатель: Ах, какие умники! Все правила поведения знаете, молодцы,

3. Заключительная часть        Ребята, мы сегодня с вами говорили о нашем городе, об улицах города, о том что на них расположено. Я предлагаю построить улицу из конструктора, и придумать ей название (под музыку «Оренбургские рассветы» дети возводят постройку).

Виды детской деятельности на занятии:

  • Игровая.
  • Коммуникативная.
  • Познавательная
  • Продуктивная.
  • Музыкально-художественная.

Ожидаемые результаты:

  • развитие у воспитанников патриотизма, интереса к истории родного города
  • умения детей действовать самостоятельно
  • проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
  • воспитание нравственных качеств;
  • формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности;
  • расширение и активизация словарного запаса.

Критерии оценки деятельности детей на занятии

  1. Ребенок задает вопрос.
  2. Активно участвует в продуктивной деятельности.
  3. Проявляет самостоятельность.
  4. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
  5. Сопереживает.
  6. Эмоционально реагирует.
  7. Соподчиняет мотивы.
  8. Проявляет волевое усилие.
  9. Аргументирует самооценку.

План занятия

1.Вводная часть: 3 мин.

  1. Создание мотива для деятельности детей.
  2. Определение цели.
  3. Вводная беседа.

2. Основная часть: 12 мин.

  1. Беседа.
  2. Рассказ-презентация о достопримечательностях города.
  3. Продуктивная деятельность (аппликация).
  4. Загадывание загадок по теме.

3.Заключительная часть: 5 мин.

  1. Оценка деятельности.
  2. Мотивация на последующую конструктивную деятельность.

Длительность занятия: 20 мин.

Ход занятия

Части занятия

Содержание

1. Вводная часть

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение и догадайтесь, о чем мы будем говорить:

Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовет,
Выхожу из дома я, -
Здравствуй, улица моя!

Ответы детей
- Правильно, мы будем говорить об улицах нашего города.
Воспитатель: Ребята, мы с вами живём в красивом городе с маленькими улочками и с широкими улицами, с площадями и проспектами,а как называется наш город? Все знают?
(Ответы детей).Конечно, наш город называется Оренбург.
Воспитатель: А вы знаете названия улиц нашего города? Назовите их. 
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте посмотрим достопримечательности нашего города.(слайды)

2. Основная часть

Правда красивый у нас город?А какой он?(любимый, красивый, родной, праздничный, нарядный,осенний, солнечный,ночной, спортивный.
Послушайте, пожалуйста, одну историю: «Маленький мальчик гулял со своей мамой и потерялся. Подошел к нему прохожий и говорит: - Не плачь! Скажи свой адрес, и я отведу тебя домой. Мальчик обрадовался и говорит: «Адрес». Прохожий ничего не понимает, и говорит: - Мой адрес: город Светлогорск улица Зеленая дом 12. Это и есть мой адрес.
- А вы ребята, знаете свой домашний адрес.
Ответы детей
- Как называется наш детский сад?
- Ответы детей.
- Вот и у нашего детского сада тоже есть свой адрес, куда приходят письма. Послушайте адрес нашего детского сада: город Оренбург, поселок Ростоши, улица Успенская. Хорошо, ребята, за вас не стоит беспокоиться, вы знаете свой адрес? А вот Филя потерял свой дом, он его узнает по окошкам. Давайте ей поможем?(аппликация « найди окошки к домикам»)
Прежде, чем приступить к заданию давайте подвигаемся.

Игра-физминутка.

Я по городу иду и на город я смотрю
Поликлиника, аптека
Магазин, библиотека
Много здесь больших домов
И деревьев, и цветов.
Школа,детский сад,музей
Город нужен для людей!

Ребята, на улице могут располагаться не только жилые дома, но и различные учреждения:

Надо хлеба нам купить,
Иль подарки подарить,-
Сумку мы с тобой берём,
И на улицу идём,
Там проходим вдоль витрин
И заходим в ... (магазин)

Друзья, а как мы узнаем, где находится магазин, чем он торгует?

Этот мини-магазин
Не для Вов и не для Зин,
Ходит в него дедушка,
Вовсе не за хлебушком.
Покупает он таблетки -
Очень горькие "конфетки" (аптека)
Здесь дети учатся читать,
Писать и цифры складывать,
Законы мира изучать,
Теории доказывать. (школа)
(обсуждение с детьми)
Малыши приходят утром
И проводят вместе день.
С воспитательницей доброй

Им играть и петь не лень. (детский сад)
Здесь Николая подстригут,
Наташе локоны завьют,
А маму так преобразят,
Что папа будет очень рад. (парикмахерская
)

3. Заключительная часть

Ребята, мы сегодня с вами говорили о нашем городе, об улицах города, о том что на них расположено. Я предлагаю построить улицу из конструктора, и придумать ей название (под музыку «Оренбургские рассветы» дети возводят постройку).

Конспект в средней группе по ознакомлению с социальным миром «Родная улица моя».

Цель: воспитывать у детей любовь и чувство гордости к своей улице, родному селу.

Программное содержание:

Образовательные: закрепить знания детей о понятии «улица», знание своего адреса и адреса детского сада, умение рассказывать об улице, на которой живет ребенок, продолжать знакомить с родным селом, его достопримечательностями активизировать словарь, познавательный интерес, конструировать улицу с помощью деревянного конструктора.

Развивающие: развивать познавательный интерес, память, внимание, навыки речевого общения, расширять словарный запас детей; развивать двигательные навыки, интерес к игровой деятельности.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному селу, улице, дому, желание видеть их красивыми, чистыми

Ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель:- Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Воспитатель:- Ребята, послушайте стихотворение и догадайтесь, о чем мы будем говорить:

Утром солнышко встает,

Всех на улицу зовет,

Выхожу из дома я, —

Здравствуй, улица моя!

Ответы детей

Воспитатель:- Правильно, мы будем говорить об улицах нашего села. (Дети сели)

Воспитатель:- Ребята, как называется наше село. (Ответы детей) Правильно, село Донская Балка. А все его жители, т. е. мы, – это… (Ответы детей) Правильно, донбалковцы. В нашем селе много улиц. Название каких улиц вы знаете(Ответы детей).

Воспитатель:- На какой улице расположен наш детский сад? (На площади Стадиона)

- Как называется наш детский сад? («Ласточка»)

- Назовите адрес детского сада. (Адрес нашего детского сада – с. Донская Балка, площадь Стадиона,5)

- Что такое адрес? (Название улицы, номер дома и квартиры)

- Для чего нужно знать свой адрес? (Ответы детей).

- Может случиться так, что вы потерялись и не знаете, куда идти. Но назовите свой адрес, и взрослые помогут вам попасть домой.

- Ребята, у всех есть домашний адрес.

- Алеша, назови нам свой адрес.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что такое улица? а какими бывают улицы? все ли улицы одинаковые? (затруднение в ответах детей).

Воспитатель: Что есть на улицах? (ответы детей). На улицах располагаются дома, здания больницы, детского сада, школы, магазина, храма, есть остановки, скверы. (2 слайд)

Воспитатель: У вас есть имя? какое? а кто вам дал имя? (ответы детей).

А у улицы есть имя? А кто даёт им имена? (ответы детей)

- Имена улицам дают люди. Например, некоторые улицы названы в честь людей, которые когда-то управляли нашей страной:

Воспитатель: Попав на улицу, кем вы становитесь?

Дети: Пешеходами.

Воспитатель: А чтобы не мешать транспорту и друг другу, пешеходы должны знать, что такое улица. Мы уже говорили об этом, а сейчас давайте вспомним. Ребята, для чего нужна улица?

Дети: Чтобы дома стояли, люди гуляли, машины ездили.

Воспитатель: На какие две части можно разделить улицу?

Дети: Часть, где стоят дома и ходят люди и часть, где ездят машины.

Воспитатель: Да, верно! А как называется часть дороги, по которой движется транспорт?

Дети: Проезжая часть дороги. (слайд 3)

Воспитатель: Что вы можете сказать о проезжей части? Какая она? Большая или маленькая, узкая или широкая, тихая или шумная?

Дети: Проезжая часть большая, широкая, на ней шумят машины и т. д. Воспитатель: Верно, наша дорога длинная, широкая. Машины движутся по одной и по другой стороне дороги. А что нарисовано на дороге?

Дети: Это белая полоса.

Воспитатель: Для чего она нужна, может кто-то из вас знает?

Дети: Чтобы машины не наезжали друг на друга, чтобы не было аварий.

Воспитатель: Конечно, ребята! Чтобы не было столкновения транспорта, проезжую часть обязательно делят белой сплошной (непрерывной) линией.

Воспитатель: А как называется часть дороги, по которой ходим мы с вами?

Дети: Пешеходная дорожка, тротуар. (4 слайд)

Воспитатель: Правильно, это тротуар. Все пешеходы должны соблюдать правила. Обратите внимание на то, что люди, как и машины, идут по одной стороне тротуара и по другой, чтобы не мешать друг другу.

Физкультминутка «Мы по улице гуляем»

Мы по улице гуляем(Ходьба на месте)

За природой наблюдаем (Повороты головы)

Вверх на солнце посмотрели, (Поднять голову вверх)

И нас лучики согрели. (Опустить голову вниз)

Птички в гнездышках сидят, (Присесть)

Птички по небу летят, (Встать, взмахи руками)

И по кочкам скачут, (Прыжки на месте)

И никто не плачет! (Улыбнуться)

Воспитатель:- Приглашаю вас, совершить виртуальное путешествие по улицам родного села. Это будет не простая прогула, а фотопрогулка.

Презентация «Родные улицы»

Воспитатель: Угадайте, что это за здание?

Игра «Можно - нельзя».

Воспитатель: А сейчас давайте поговорим о том, что можно делать на улицах города и чего делать нельзя. Я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать молча, используя знак.

КАРТОЧКУ ЗЕЛЕНОГО ЦВЕТА – ПРАВИЛЬНО, КРАСНОГО – НЕ ПРАВИЛЬНО.

Проезжую часть дороги надо переходить только в определенных местах, по переходам.

• Рвать цветы на клумбе.

• Сажать деревья и цветы.

• На проезжей части играть, кататься на санках, коньках, велосипеде.

• Бросать фантики от конфет.

• Перебегать улицу в любом месте.

• Кричать, шуметь в общественных местах.

• По улице идти спокойным шагом.

• Любоваться цветущей клумбой.

• Ходить по улице только по тротуару, по правой стороне. Воспитатель: Ах, какие умники! Все правила поведения знаете, молодцы,

Воспитатель:- Послушайте красивое стихотворение Р.Сефа:

«Дед Пахом поставил дом

С красной крышей и крыльцом.

А Егор поставил дом

С голубым резным коньком.

А Иван поставил дом

С петухами под окном.

Полюбуйтесь, вот деревня,

- О чем говорится в стихотворении? (ответы детей).

- А у вас дома разные или одинаковые? Хотите рассказать о своем доме? (Дети по желанию рассказывают о свое доме).

Игра «Построим дом».

Воспитатель: -Что вы видите перед собой?, Что из него можно построить?

Мальчики строят одну сторону улицы, а девочки другую.

Воспитатель: -Придумайте название вашей улицы.

III. Заключительная часть.

Рефлексия:

- Дети, а мне бы хотелось узнать ваше настроение. Мы с вами сделаем свой светофор, но это будет не дорожный светофор, а светофор нашего настроения. Перед вами на столе лежат цветные круги. Если вам понравилось наше занятие, то возьмите зеленый круг, а если не понравилось – красный.

- Спасибо, ребята, за работу на занятии.

Консультация для родителей дошкольников «Воспитание любви к родному краю в детском саду и семье»

Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и краю в детском саду и семье всегда был и остается важным. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов.

Семья и детский сад выполняют каждый свою функцию, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к своим близким, любовь к родным местам, это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Всё начинается с семьи, с её традиций.

Отец и мать – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение. Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми.

С чего необходимо начинать? Конечно, с самого дорогого, с близких и родных, с самого ребёнка. Понимание чувства патриотизма, любви к Родине приходит к ребёнку именно в семье через ощущения матери и отца. Именно в любви ребёнка к своей матери и своему отцу заложено его будущее чувство семейного воспитания.

Важно сформировать у ребёнка представление о себе, своём месте в семье (девочка, дочка, сестра, внучка, племянница…).

Знакомить с историей семьи, её родословной, местом каждого члена в жизни семьи.

Очень полезно рассматривать с детьми семейные альбомы. Воспоминания… они есть у каждого человека, большого и маленького. И копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме – символе времени. Листая семейный альбом вместе с ребёнком, можно показать ему даже отрезок времени, когда вы сами были маленькими, а ваши родители были такими же как вы, и бабушка была просто – мамой! Не упускайте возможность лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома.

Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи семейного житейского опыта детям, способствует созданию гуманных отношений в обществе и в целом положительно влияют на личность ребёнка.

Ребёнку необходимо знать свой домашний адрес, телефон.

Задумайтесь, нужно ли объяснять ребёнку, что дом, в котором мы живём, наш подъезд, наш двор – это наш общий дом, который мы должны беречь и охранять? Сажали ли вы во дворе своего дома вместе с ребёнком цветы, деревья, кусты? Надо ли это для воспитания вашего ребёнка?

Знает ли ребёнок номер детского сада, его адрес? Разговариваете ли вы с ребёнком о детском саде?

Многие родители интересуются, чем ребёнок занимался в детском саду, какие у него успехи, как он себя вёл… А какие чувства испытывает ребёнок к детскому саду? (что нравится, чем хотел бы поделиться с друзьями, что рассказать, какое общее дело делали и т.д.) Очень хорошо, когда родители внушают ребёнку доверие к педагогу, когда сами активно участвуют в жизни группы, когда воспитывают гордость за свой детский сад, чувство любви к детям, взрослым, сотрудникам д/сада.

А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? А насколько вы знаете историю своего города?

Основная цель - пробудить у дошкольников чувство любви к своему родному краю, уважение к его традициям и обычаям, истории.

Знакомство с городом в детском саду осуществляется через разные формы работы с детьми: экскурсии и пешие прогулки, посещение разных достопримечательностей (парк, музеи и т.п.), дидактические игры, занятия и викторины, выставки. Однако этого мало. Здесь нам нужна ваша помощь.

Просим вас, гуляя по улицам Тотьмы, обращать внимание на красоту домов и зданий, на архитектурные памятники, спортивные сооружения, особенности природы, на то, как люди украшают родной город (клумбы с цветами, фасады зданий, магазинов), заботятся о его привлекательности и чистоте.

Уважаемые родители! Помните, что знакомство с родным краем:

- расширяется кругозор детей,

- формируется интерес к прошлому и настоящему,

- развивает воображение и фантазию,

- приобщает к культуре,

- развивает потребность в самостоятельном освоении окружающего мира,

- развивает познавательную активность.

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Академик Д.С.Лихачёв

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали первенство общественным учреждениям.

Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери — без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И.Г. Песталоцци: «…семья — подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление».

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. 

Исходя из этого, нравственно-патриотическое воспитание включает целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности в условиях дошкольного учреждения: при непосредственно-образовательной деятельности, в играх, в труде, на прогулке, в быту, воспитывая в ребенке не только патриотические чувства, но и формируя его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Как же приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?

  1. Расскажите, что семья и дом – это очень важные ценности в жизни каждого человека. Расскажите о традициях своей семьи, своих близких друзей. Предложите ребенку сначала построить дом из конструктора, деревянных кубиков. Когда дом построен, поиграйте вместе с ребенком в «новоселье», разместите кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья. 
  2. Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Рассказывайте ребенку сначала о семье, улице проживания, потом о детском саде, микрорайоне, затем о городе, стране.
  3. Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Организуйте экскурсии в Музей, к мемориалу «Вечный огонь», расскажите о тяжелой жизни в военное время, отсутствии еды, и о том, как чтят память погибших. 
  4. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Постарайтесь развивать интерес к содержанию книги. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.
  5. Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено.
  6. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.
  7. Игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметит интересного на нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?». Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось. 
  8. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг», «бережное отношение к хлебу» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, подводя итоги можно сказать, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого поколения, и вы, уважаемые родители способны воспитать достойного Человека!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нравственно-патриотическое воспитание дошкольников "Моя малая родина - поселок Газырь"

Познакомить детей с историей родного поселка. Воспитывать у детей любовь к своей малой родине....

Проект "Малая родина поселок Даровской"

В данном проекте речь пойдёт о значении истории    родного поселка и его влияние на   патриотическое воспитание дошкольников.   Успешность развития дошко...

НОД для детей старшего дошкольного возраста "Моя малая Родина - поселок Газырь"

Данная тема направлена на развитие чувства патриотизма у детей, сначала за свой поселок, а потом и за Родину....

НОД "Моя малая Родина - поселок Газырь"

Материал предназначен для знакомства дошкольников с малой Родиной....

Конспект НОД "Наша Малая Родина- поселок Сухобезводное"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения- одна из самых актуальных задач нашего времени.Любовь к Отечеству начинается с любви к Малой Родине....

Электронное мультимедийное пособие по патриотическому воспитанию в старшей группе на тему «Моя малая Родина – поселок Восточный».

Электронное мультимедийное пособие по патриотическому воспитанию в старшей группе на тему «Моя малая Родина – поселок Восточный». Актуальность. Тема воспитания патриотических чувств у детей дошко...

Методическая разработка Проект "Моя малая родина п.Понтонный"

Познакомить детей с родным посёлком, его историей,достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости и любви к малой родине....