Проект "Малая родина поселок Даровской"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного поселка и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным посеком возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Поэтому с детьми проводился целый ряд различных мероприятий:
-дети посещали мини- краеведческий музей детского сада;
-участвовали в театрализованной деятельности,
-играли в сюжетно-ролевые и дидактические игры по ознакомлению с родным поселком;
-составляли творческие рассказы, вместе с родителями сочиняли сказки, стихи о родном поселке;
-занимались художественно-продуктивной деятельностью (рисовали, конструировали)
-ходили на экскурсии в музеи поселка, совершали целевые прогулки к достопримечательностям поселка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_malaya_rodina_poselok_darovskoy.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3
пгт Даровской
Старший воспитатель
МКДОУ ДС №3
Арбузова М.И
Содержание проекта:
1. Общие положения (название проекта, законодательная часть, региональный компонент)
2. Актуальность выбранной темы
3. Цели и задачи проекта
4. Участники проекта. Сроки реализации проекта.
5. Принципы
6. Этапы реализации проекта
7. Обеспечение проекта
8. Оценка результатов проекта. Диагностика
9. Предполагаемые результаты
Общие положения
Название проекта: «Ознакомление с родным поселком как средство патриотического воспитания
детей старшего дошкольного возраста»
Законодательная часть:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Закон « О музейном фонде РФ и музеях РФ»;
- Устав краеведческого мини- музея МКДОУ ДС № 3;
- Положение о Совете музея;
- Положение «Краеведческого мини- музея в МКДОУ ДС № 3
Региональный компонент:
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью»
В.А. Сухомлинский
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
Актуальность темы.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного поселка и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным посеком возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Поэтому с детьми проводился целый ряд различных мероприятий:
-дети посещали мини- краеведческий музей детского сада;
-участвовали в театрализованной деятельности,
-играли в сюжетно-ролевые и дидактические игры по ознакомлению с родным поселком;
-составляли творческие рассказы, вместе с родителями сочиняли сказки, стихи о родном поселке;
-занимались художественно-продуктивной деятельностью (рисовали, конструировали)
-ходили на экскурсии в музеи поселка, совершали целевые прогулки к достопримечательностям поселка.
Цель проекта:
-Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма,
приобщение дошкольников к истории и культуре родного поселка, местным
достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
-Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и
культурном облике родного края;
-Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным,
географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
-Развивать бережное отношение к поселку, его достопримечательностям,
культурным ценностям, природе;
-Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить
свободно мыслить, фантазировать;
-Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное
отношение к краю.
Участники проекта
Дети 6-7 лет (подготовительная группа)
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Сроки реализации проекта
Долгосрочный
Принципы
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным поселком положены следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий мини- музей , подобран материал о Даровском районе, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном поселке с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, краеведческим музеем поселка и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Даровского района.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
Анализ работы: - выявление затруднений педагогов при работе по данной теме; |
1. Недостаточно методического материала. 2. Нет перспективного плана по работе с книгой 3. Не создана предметно-развивающая среда по теме 4. Нет диагностики для выявления уровня знаний у детей |
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Изучение теоретических вопросов проблемы: - самообразование; - разработка форм работы с детьми, родителями, воспитателями - педагогические советы, семинары; - консультации, открытые просмотры; - работа творческой группы; - индивидуальная работа с педагогами; |
Накопление материала |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
- разработка перспективного плана работы - разработка конспектов занятий; - изготовление практического материала (дидактических игр, макетов); - создание, оснащение и оформление краеведческого мини-музея в детском саду; - разработка анкет для воспитателей и родителей; - пополнение материальной базы видео-, аудиоматериалами - сбор и оформление наглядного материала; - установление взаимосвязи с учреждениями поселка; - разработка диагностического материала по теме - посещение учреждений поселка (библиотек, музея и т.д.) |
1.Разработаны конспекты для старших дошкольников. 2.В краеведческом мини – музее детского сада оформлены тематические экспозиции 3.Разработана диагностика 4.Изготовлены дидактические игры, макеты 5. Театрализация исторических событий 6. Проведение анкетирования, обработка данных анкетирования |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ
- Открытие краеведческого мини- музея в ДОУ «Люблю тебя, мой Вятский край» - выступление с обобщенным опытом на педагогическом совете; - оформление материалов - диагностика детей |
-Обобщение и оформление материалов по проекту - мультимедийная презентация: «Музей в ДОУ»
|
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА.
- Уголки по краеведению в группах
- Макеты
- Картины
- Альбомы, иллюстрации
- Дидактические игры (разработаны и созданы педагогами ДОУ)
- Карты
- Исторические документы, фотографии
- Методическая, краеведческая, художественная литература
- Буклеты, наборы открыток
ДИАГНОСТИКА
Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о родном городе
у детей 6-7 лет.
Задание 1. «Родной поселок»
Цель: Определить уровень знаний о родном поселке, крае (знать название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности поселка, площадей, скверов)
Предварительная работа: Беседы, занятия, экскурсии
Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема поселка, фотографии с достопримечательностями поселка, фишки.
Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.
Оценка результатов.
Высокий уровень (З балла)
Ребенок без особого труда называет название поселка, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности поселка, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности поселка. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
Задание 2 «Символика родного поселка»
Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о гимне, гербе родного поселка.
Материалы: Герб и гимн поселка Даровской.
Методы: беседа
Ход проведения: Беседы и рассматривание герба поселка Даровской, прослушивание гимна.
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла).
Ребенок без труда называет значение изображения на гербе своего поселка. Может объяснить символику герба. Проявляет интерес.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах герба и их значении.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.
Задание 3 «История народной культуры и традиций»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях Вятского народа.
Предварительная работа: Беседы, занятия
Условия: Краеведческий мини-музей в ДОУ «Люблю тебя, мой Вятский край». Д\игра « Ёлочныё игрушки»
Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта, назвать их, рассказать для чего их использовали. Рассмотреть экспозицию в краеведческом музее « В гостях у « Ёлочки»» рассмотреть этапы создания ёлочной игрушки.
Оценка результатов:
Высокий уровень: (3 балла)
Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название народных праздников, их значение.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.
Задание 4. «Историко-географический и природный компоненты родного края»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего Вятского края; о историко-географическом расположении родного поселка.
Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки. Д/игра «Обитатели реки Вятки»
Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении поселка, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем поселке? Ее название? Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки?
Оценка результатов:
Высокий уровень: (3 балла)
Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень: (2 балла)
Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.
Задание 5 «Личностное отношение к родному поселку»
Цель: Определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в поселке?
- Что интересного о родном поселке ты запомнил, посещая музеи нашего поселка?
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Уровни сформированности знаний о родном поселке
Фамилия имя ребёнка | Контрольные задания | ||||
Родной поселок | Символика родного поселка, края | История народной культуры и традиций | Историко- географический и природный компоненты родного края | Личностное отношение к родному поселку | |
у детей 6-7 лет.
Высокий уровень (13-15 баллов)
Знает название поселка, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного поселка, 4-5 улиц, площади; знает и узнает герб поселка ,может объяснить символику герба; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.
Средний уровень (8-12 баллов)
Знает название поселка, свой домашний адрес; герб поселка; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади поселка (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (5-7 баллов)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия поселка, не может объяснить символику родного поселка. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Предполагаемые результаты:
Дети:
- Итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои знания по теме.
- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности
- Проявление самостоятельности и творческой активности в театрализованной деятельности
- Нравственно- патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края
- Развитие связной речи, обогащение словаря (ребёнок-экскурсовод-проведение экскурсий в мини- музее ДОУ)
Воспитатели:
- Разработка конспектов занятий
- Практический материал по всем видам детской деятельности
Старший воспитатель:
- Освоение инновационных технологий по патриотическому воспитанию дошкольников
- Разработка анкет для родителей
- Составление перспективного плана работы
- Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта
- Разработка конспектов занятий досугов и т.п.
- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта
Родители:
- Повышение интереса к работе ДОУ
- Активное участие в конкурсах, выставках
- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок
Предметно-развивающая среда:
- Краеведческий мини- музей в ДОУ «Люблю тебя, мой Вятский край»
- Уголки по краеведению в группах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
нравственно-патриотическое воспитание дошкольников "Моя малая родина - поселок Газырь"
Познакомить детей с историей родного поселка. Воспитывать у детей любовь к своей малой родине....
НОД для детей старшего дошкольного возраста "Моя малая Родина - поселок Газырь"
Данная тема направлена на развитие чувства патриотизма у детей, сначала за свой поселок, а потом и за Родину....
НОД "Моя малая Родина - поселок Газырь"
Материал предназначен для знакомства дошкольников с малой Родиной....
Конспект НОД "Наша Малая Родина- поселок Сухобезводное"
Патриотическое воспитание подрастающего поколения- одна из самых актуальных задач нашего времени.Любовь к Отечеству начинается с любви к Малой Родине....
Электронное мультимедийное пособие по патриотическому воспитанию в старшей группе на тему «Моя малая Родина – поселок Восточный».
Электронное мультимедийное пособие по патриотическому воспитанию в старшей группе на тему «Моя малая Родина – поселок Восточный». Актуальность. Тема воспитания патриотических чувств у детей дошко...
ПРОЕКТ Малая родина - поселок Новокумский (Клягина Н.В)
«Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек перестает быть личностью» ...
План образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы «А» на тему «Моя малая Родина – поселок Дубовое»
План образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы «А» на тему «Моя малая Родина – поселок Дубовое»...