Конспект занятия "Во что играют дети в тундре?"
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию «Выӈгана’ ӈацекы” ӈамгэна сянаку”» (Во что играют дети в тундре)
для детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 85.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию «Выӈгана’ ӈацекы” ӈамгэна сянаку”» (Во что играют дети в тундре)
для детей старшей группы
Автор разработки: Педагог дополнительного образования
Окотэтто Анастасия Пирчикувна
Яр - Сале
2024
Тема: Выӈгана’ ӈацекы” ӈамгэна сянаку” «Во что играют дети в тундре»
Продолжительность: 25 минут
Возраст: 5 - 6 лет, старшая группа
Тип занятия: интегрированное
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
Цель: ознакомление детей с ненецкими национальными игрушками «Вывко», «Пясько»
Задачи:
Обучающие:
- актуализировать знания детей о ненецкой культуре;
- дать возможность детям при помощи взрослого узнать об игрушках детей в тундре;
- сформулировать у детей потребность употреблять в речи названия игрушек;
- научить изготавливать ненецкую игрушку «Пясько» - волчок;
Развивающие:
- совершенствовать способность контролировать движения рук и управлять ими с помощью игрушки «Вывко»;
- развивать потребность задавать вопросы взрослым и сверстникам;
- продолжать развивать интерес к ненецкой культуре и языку;
- развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук при сборке игрушек Вывко, Пясько
Воспитательные:
- прививать уважительное отношение к ненецкой культуре;
- воспитывать в детях аккуратность при изготовлении игрушки;
- воспитывать чувства сплоченности и взаимопомощи;
- воспитывать умение играть дружно;
- продолжать воспитывать способность договариваться, учитывать интересы и чувства других;
- продолжать воспитывать сопереживать неудачам и радоваться успехам других
Словарная работа: сянако” – игрушки, жужжалка «Вывко», вывна – жужжит, волчок «Пясько», сюра – крутится.
Форма организации: совместная деятельность педагога с детьми
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, изобретательная
Демонстрационный и раздаточный материал: мешочек «Падкоця», игрушки ненецких детей: «Вывко», «Пясько», заготовки деталей для изготовления «Пясько» - палочки 10 шт., картон 10 шт, шаблон для вырезания 10 шт.; ножницы 10 шт., карандаши 10 шт., пуговицы для «Вывко» 10 шт., нитка.
Методы и приемы: наглядный метод (демонстрация игрушек); словесный метод (рассказ, беседа); практический метод (изготовление игрушки); метод имитации (физминутка), игровой (игра с «пясько», «вывко»).
Ход НОД
Вводная часть (мотивационный этап):
Педагог: Ӈани торова! Ӈацекые, мань падкоцями таня. Ребята, что я сейчас сказала?
Ребята, у меня есть падкоця, но это падкоця не простой, он внутри что-то хранит. А как вы думаете, что в падкоця может прятаться? Мне очень нравятся ваши ответы, а действительно ли там то, что вы мне назвали, мы скоро узнаем.
Ребята, ӈамтыда намдерця ни. Что я сказала? Да, присаживаетесь на стульчики.
Ребята, все готовы слушать дальше, если да, то тарем мэд (хлопни в ладоши 3 раза).
Основная часть (содержательный этап):
Для того чтобы открыть наш падкоця, надо ответить на вопросы.
Итак, ребята!
Перечислите мне, хэтара, чем вы занимаетесь в детском саду? (Подвести к ответу про игрушки).
А вот мы мне ответили, что играете, я вижу у вас в группе много разных игрушек - сянако”. А какие у вас самые любимые сянако”?
А в тундре, ребята, дети играют? У них есть игрушки - сянако”? А ведь в тундре нет магазинов, откуда они берут игрушки, как вы думаете? (Подвести к ответу, что сами изготавливают игрушки).
А какие ненецкие игрушки вы знаете? Вы не знаете? А узнать хотите? Тогда пора мне открыть наш падкоця, который что хранит внутри? (Игрушки).
Знакомство с игрушками:
(Достаю вывко)
Я хочу познакомить вас сегодня с игрушками, в которые играют ненецкие ребятишки. И научу вас как с ними играть. Хотите научиться? (Ответы детей).
Первая игрушка, с которой мы познакомимся «Вывко» - жжужалка, гуделка. Давайте повторим ВЫВКО, название происходит от звучания.
Посмотрите, ребята, из чего состоит Вывко - жужжалка? Нитка, деревянный корпус с двумя отверстиями в центре. А как в нее играть, кто-нибудь скажет? Если это жужжалка, то что она должна делать? Жужжать.
Игра заключается в том, что концы ниток одеваются на пальцы и игрушка взмахом рук закручивается и издает определенный звук. Звук похож на завывание ветра. Ребята, послушайте, как в тундре завывает ветер.
У ненцев есть такое поверье: с помощью «Вывко» в жаркую погоду, в безветрие просить ветер, чтобы он пришел в стойбище и принес с собой прохладу.
А знаете из чего можно сделать вывко? Вот посмотрите (показать вариант из пуговицы). Посмотрите! Вывко из пуговицы! Хотите свою Вывко сделать и поиграть? А что нам понадобится для этого? (нитка, пуговица). Тогда я раздаю вам по пуговице и нитке. Смотрите, берем конец нитки и просовываем в отверстие. И еще раз в другое отверстие и завязываем.
Ребята, внимание, помним про правила безопасности: заводим Вывко подальше от лица! Находимся подальше друг от друга, чтобы не задеть никого!
Заводим вывко!
Физминутка
Предлагаю отдохнуть! Встали.
Выв-выв-выв, вывко вывна,
Выв-выв-выв, вывко вывна.
Выв-выв-выв, вывко сюра,
Выв-выв-выв, вывко сюра!
Вывко вывна – это что значит? (жужжалка жужжит).
Вывко сюра? Вывко крутится.
Итак, идем дальше! Где же мой падкоця – что это, падкоця? Мешочек. Ребята, а в ней еще что-то есть, посмотрите. Что же там находится? Манэтава – посмотрим?
(Достаю пясько)
Сырнада, тюку намгэ? Какую игрушку напоминает? Юлу.
Ребята, это волчок - Пясько. Давайте повторим – пясько.
Еще одна ненецкая игрушка. Как называлась, я уже забыла?
Из каких деталей состоит пясько? (Эта игрушка состоит из кружочка с отверстием в центре и палочки).
Пясько очень любит сюра – крутиться. Посмотрите, как она вращается, «Пясько» постоянно крутится по кругу. Пясько сюра – что я сказала? Пясько крутиться.
А мы с вами сможем изготовить пясько, как вы думаете? Из чего мы сделаем пясько? Посмотрите на эту. Из картона или бумаги!
Сейчас я предлагаю каждому из вас сделать свой пясько! Садитесь за столы.
Практическая работа
У вас на столе шаблон круглый, картон, ножницы, палочка, карандаш. (Вспоминаем технику безопасности при работе с ножницами). Ребята, с ножницами как работаем? Как мы их передаем? Кольцами вперед, держа их за сомкнутые лезвия, не машем ножницами!
Теперь берем круглый шаблон и обводим карандашом на картон. Дальше вырезаем, и вставляем палочку. Поставить палочку я помогу.
Пясько готовы! Можно их запускать! А знаете на какой поверхности лучше будет крутиться пясько? Нужна гладкая поверхность! Можем их запустить на полу! Делитесь на пары и будем соревноваться, чей пясько дольше будет крутиться! Потом меняемся парами!
Подходить к каждой паре и спрашивать про пясько.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
(На коврике в кругу)
Итак, ребята! С какими сянако познакомились сегодня?
Как называется сянако, которая состоит из веревочки и деревянного корпуса? Вывко
Как играть в вывко?
Вывко какой звук напоминает?
Как называется сянако, которая сотоит из палочки и кружочка? Пясько.
Как играть в пясько?
Что делает пясько?
Ребята, если вам сегодня все понравилось, и у вас все получилось, вы мне громко скажете «До свидания на ненецком языке», а если вы чем-то огорчены, у вас что-то не получилось вы скажете «До свидания» тихо, нанецком языке.
Я вижу, вам все понравилось, лакамбой!
Использованная литература
Материальная и духовная культура народов Сибири. Ленинград «Наука», 1988.
Няруй В. Н., Сэрпиво Т. Л. Ненцы. Уроки предков. Т: Изд-во ИПОС СО РАН, 2007.
Хомич Л. В. Ненцы. М: Дрофа, 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия игровой деятельности детей младшего возраста «Игры с Капелькой» (игры с водой)
Элементарное эксперементирование в процессе игровой деятельности. Закрепить знания детей о свойствах воды....
Конспект сюжетно-ролевой игры детей подготовительной к школе группы на тему: телерепортаж «Спасатели» (с применением ЭОР)
В данном конспекте представлено комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой....
Методическая разработка на тему: «Играют дети – играем вместе» в форме "Разработка плана конспекта проведения родительского собрания". по курсу "Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС".
Разработка плана конспекта проведения родительского собрания...
Конспект игровой деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в рамках проекта «Играем вместе» Квест-игра «Путешествие на Север».
Ребята отправляются на Северный полюс, где путешествуют по станциям, вместе с родителями проводят опыты, делают выводы и в конце изготавливают макет Севера....
Конспект родительского собрания "Игры детей в современных семьях"
В этом году мы участвуем в проекте "Родительская школа". И первая тема для интерактивной лекции стала "Игры детей в современных семьях ".Мы провели анкетирование среди родителей и разработали кон...
конспект родительского собрания "Играют дети - играем вместе"
Цель: повысить компетенцию родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условии семьи....
Конспект праздника – развлечения «Играем с мамой в народные игры» для детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Сегодня я предлагаю вам поговорить на одну очень важную и нужную тему – влиянии песенок и потешек на развитие наших деток. Родители всегда стараются предложить малышу самое лучшее. Новые игрушки...