Конспект родительского собрания "Игры детей в современных семьях"
консультация (подготовительная группа) на тему

В этом году мы участвуем в проекте "Родительская школа". И первая тема для интерактивной лекции стала "Игры детей в современных семьях ".Мы провели анкетирование среди родителей и разработали конспект для собрания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_doshkolnom_vozroste1.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

Родительского собрания в подготовительной группе.

Интерактивная лекция

«Игры детей в современных семьях»

Подготовили воспитатели группы № 4

Косьянова Татьяна Евгеньевна

Межевалова Елена Витальевна

Омск 2017

Цель:  повышение педагогической компетенции родителей по проблеме   взаимодействия ребёнка со взрослым в игре.

Задачи:

  1. Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности.
  2. Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком.
  3.  Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях   семьи.

Участники: воспитатели, родители

Подготовительная работа: анкетирование родителей (приложение 1),

памятки для родителей с картотекой игр (приложение 2),

 советы родителям (приложение 3),

Оборудование:

- столы расставлены по кругу;

- выставка различных  игр;

Ход мероприятия:

- Добрый вечер, уважаемые родители! Начинаем родительское собрание. Но сначала определимся с его темой. Предлагаю упражнение «Ассоциации». Опорное слово – ИГРА. Подберите такие слова, которые ассоциируются у вас с этим словом ( дети, азарт, действие, куклы, игрушки, атрибуты, деятельность…)

- А зачем ребенку нужна игра?

-Игра это школа произвольного поведения.  Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и 2х минут. А если провести игру «Море волнуется – раз замри!» Все до одного замрут.

Игра – школа морали в действии. Можно сколько угодно объяснять, что такое хорошо и, что такое плохо лишь через постановку, драматизацию обыгрывание сказок, стихов, жизненных ситуаций сможет научить, правильно действовать ребенка.

Игра, ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

Что значит ведущая? Например, в раннем возрасте (от 1г. до 3-х) ведущей деятельностью является  предметная(малыши манипулируют с предметами), у школьников и студентов – учебная, а у взрослых трудовая. Ведущая - эта та деятельность, которая преобладает над остальными. Поэтому игра для ребёнка является настоящей жизненной потребностью.

 В процессе игры ребёнок развивается физически, психически и личностно.

К сожалению, в последнее время настоящая спонтанная детская игра вытесняется обучением в игровой форме или компьютерными играми. Нужно понимать, что ни та, ни другая деятельность не является, в сущности, той игрой, которая так много даёт для развития ребёнка. Безусловно, настоящие развлечения с шалашами из подушек и пледов не всегда удобны для родителей, приводят к беспорядку и шуму. И все же не следует ограничивать маленького непоседу в его фантазиях и воображении, ведь детство – это время для игр и забав

Ребенок обязательно должен иметь свободу выбора – во что играть и чем заняться. Уважайте его право, не навязывайте развивающие и полезные, на ваш взгляд, игры. И тем более не укоряйте малыша за то, что он играет «неправильно, не так, как другие дети». Самое главное значение игр для детского развития заключается в том, что наигравшись, ребенок успешно переходит на следующую ступень – он готов стать школьником

Игра с мячом.

 - Отвечайте на вопросы, пожалуйста, честно и  откровенно.

  1. В какую игру играли недавно с ребенком?
  2. Если ребенок попросит поиграть с ним, ваши действия?
  3. Какие игры чаще играет ваш ребенок?
  4. При выборе новой игрушки  что учитываете, чем руководствуетесь?
  5. Какие игры играли в детстве, рассказываете ли ребенку?
  6. Если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях?
  7. Где играет Ваш ребёнок дома. Какие условия созданы?
  8.  Какие  игрушки любимые у ребенка?
  9. Кто чаще играет с ребенком: мама или папа? 

Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, дидактические, творческие, театрализованные. Одни развивают мышление и кругозор, другие ловкость  и силу, третьи – конструкторские способности. Все они нужны и по-своему полезны детям. Любая игра радует детей, делает их веселыми, жизнерадостными. Играя вместе, дети приучаются дружить, уступать, заботиться.

Анкетирование

Накануне  нашей встречи, мы провели анкетирование для изучения уровня игрового взаимодействия. Анкетирование проводилось среди родителей нашей группы, в нем приняло участие 15 человек.

По результатам анкетирования можно сделать вывод:

1. Что во многих семьях есть наличие развивающей зоны.

2. Пополнение развивающих зон игровым материалом осуществляется регулярно и чаще всего просто так, без повода, когда попросит ребенок - без причины.

Чаще всего это делают мамы, папы, а остальные члены семьи делают это реже. Покупают в основном развивающие журналы и игры , конструктор «Лего».

3. Чаще всего в семье играют с детьми папы- 73%, мамы немного реже- 66%, и бабушки- 20%.

Дети играют в семье чаще всего в развивающие игры -74%. В спортивные  и подвижные - 26%. Чаще всего игровое взаимодействие происходит в вечернее время -  80%.

4. 100% родителей знают любимые игры, игрушки, сказки и мультики ребенка.

5. 74% родителей хотят повысить свою родительскую грамотность относительно воспитания и развития ребенка. 13% не знают нужно ли им эти знания и 13% не нуждаются в дополнительных знаниях.

Характерной чертой нашего стремительного века является то, что взрослое поколение отдает, много времени и сил работе. Мамы, папы, бабушки и дедушки зачастую работают с самого утра и до позднего вечера. В связи с этим дети проводят большую часть суток в детском саду.

По статистике родители посвящают воспитанию детей очень мало времени в сутки. Неужели вы в другое время не общаетесь с детьми?

Конечно, не только общаетесь, но и воспитываете. Своим личным примером учите ребенка жить, принимать решение, адекватно воспринимать мир. Наша задача - использовать любую возможность для того, чтобы передать детям наш опыт, знания  умения.

Где же найти это время? Оно найдется, стоит только захотеть. Занимаясь домашними делами, взрослые могут общаться с ребенком. Чтобы играть в игре, не требуется выделять специальное время: родители могут использовать элементы этих игр во время прогулки, приготовление обеда, стирки белья и.т.д.

В возрасте 6 лет разворачивается очень важный процесс. Ребенок становится достаточно эмоционально зрелым, ему хочется радовать маму подарками, рисунками, готовить для нее бутерброды, не шуметь - когда она отдыхает . Проявляется интерес к тому, каким был папа маленьким, как поступал в тот или иной ситуации.

Что же конкретно можно делать с детьми, чтобы отношения были по настоящему близкими, связь крепкая, а у ребенка было достаточно материала, чтобы сформировать свои ценности и нравственные установки.

Прислушайтесь к советам, которые помогут вам совместить несовместимое и, самое главное, научат быть вместе с детьми, научат быть ближе к ним.

Практическая часть - игра:

Очень много игр, которые развивают мышление, память, восприятие и в одну из этих игр мы хотим с вами поиграть - это ребусы.

Ребус - это загадка, в виде рисунка с буквами или знаками, которые помогают понять суть задания и ответ. Дети во время игры лучше воспринимают информацию, поэтому ребусы часто приходят на помощь родителям. Кроме того, ребусы  отлично развивают логику и мышление.

Как и в любой игре, в данном случае также имеются правила, не зная которых большинство загадок невозможно разгадать.

- Но вы наверняка с этими правилами знакомы.

 И так – начнем (разгадывание ребусов)

Рефлексия:

Для рефлексии используем мяч (бросаем и задаем вопрос - предлагаем родителям на один вопрос ответить нескольким участникам)

- Какое впечатление осталось у вас от сегодняшнего мероприятия;

- Было ли полезно вам сегодняшнее мероприятие;

- Воспользуетесь ли вы, какими то советами дома;

- Будете ли вы приобретать предложенные игры для своих детей;

Заключение

Наша встреча подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти к нам сегодня.

Игра – это прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия.

Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще.

   

Приложение 2

                             Памятка с играми для родителей.

1.Игры по дороге в детский сад или домой

Это могут быть подвижные игры. Уставший за день ребёнок может капризничать. Поиграйте с ним в игру («От дерева до лавочки, от лавочки до калитки…»)

- Предложить родителям назвать игры, в которые могли бы поиграть они по дороге в детский сад.

2. Игры на улице

Во время прогулки используйте всё, что способствует чувству равновесия, общей координации, ловкости, согласованию рук и ног. Старайтесь каждое действие представить в игровой форме (« Найди клад», « Кто быстрее»).

- Предложить родителям назвать игры, в которые они могли бы поиграть с детьми на улице.

3. Игры в ванной комнате

Можно поэкспериментировать с предметами (пластиковые, резиновые, железные)- какие плавают, какие тонут. Игры под душем, различные игры с пеной.

4. Игры на кухне

« Угадай!» Учим формировать умение думать и анализировать, обогащение речи, развитие творческого мышления, воображения, памяти. Предложить ребенку угадать предмет, описываемый вами на заданную тему, потом поменяйтесь ролями. «Кто больше?»- развивать внимание, память, словарный запас - совместно с ребёнком выберите тему, например, посуда , и по очереди называете виды посуды, кто больше назвал. ( «Съедобное- несъедобное», «Игры с тестом»).

5. Игры перед сном

Перед сном необходимо играть в те игры, в процессе которых не произойдет эмоционального перевозбуждения ребенка. Детские книги или мультфильмы.

«Пантомима»- папа или мама показывает без слов какое-либо движение, например, чистит зубы, моет руки. Ребенок должен отгадать, затем придумывает.

Ребенок очень рад минутам, подаренным ему родителям в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше общих интересов.

Игра «Каждой вещи своё место»

Предложить ребенку заметить, где лежит, стоят, висят различные домашние предметы, а затем выйти из комнаты.

Собрать на столе 7-10 предметов. Пригласите ребенка в комнату и предложите ему вернуть каждый предмет на его постоянное место.

Другой вариант: ведущий меняет предметы местами. Задача играющих вернуть вещи на прежние места. Взрослые незаметно перемещают отдельные предметы, а дети, занимаясь другими делами, играми, время от времени проверяют, все ли вещи в комнате на своих местах.

Игра «Соедини части – получишь целое».

Для игры потребуются две одинаковые красочные открытки. Вместе с ребенком разрежьте открытку на 2 части ломаной линией. Из 2х частей составить открытку не трудно.

Затем разрезать еще на 2 части, и глядя на целую открытку собрать разрезанную.

Повторить задание несколько раз: с каждым разом получается все больше частей, и составлять открытку становиться все трудней.

Игра «Следопыт».

Ребенок выходит из комнаты. Ведущий в разных местах прячет небольшие предметы (коробочки, игрушки, карандаши…).

Ребенку предлагают найти с помощью наводящих вопросов с помощью предлогов: за столом?   Возле шкафа? В тумбочке? И т. д.

Приложение 3

Советы родителям

*****

Очень часто родители заботятся о том, чтобы накупить детям как можно больше игрушек, и притом сложных, дорогих, всячески разукрашенных. Они думают тем доставить больше удовольствия детям и способствовать их развитию. Но в этом они ошибаются. Дети ценят игрушки не с точки зрения, с которой ценят их взрослые. Детям в игрушках дороги побуждения, толчки к собственному творчеству и гибкий материал для выражения их замыслов.

*****

Как рано, поразительно рано проявляются в играх первые зародыши тех форм поведения, которые много лет спустя, подвергшись усложнениям и превращениям, определяют ценность данной личности.

*****

Детям следует приобретать игрушки разных видов:

сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда и быта); двигательные (различные каталки, коляски, спортивные игрушки); строительные наборы (деревянные объёмные геометрические формы); дидактические (разборные башенки, пирамидки, настольно-печатные игры, мозаики )игрушки-забавы, полу готовые игрушки, которые можно доделать самому ребенку.

*****

Приобретение игрушек должно зависеть не от бюджета семьи, а от педагогической ценности игрушки. Соблюдайте чувство меры -  обилие игрушек не улучшает детские игры, оно рассеивает внимание дошкольника, мешает сосредоточиться на игровом замысле.

*****

Для нравственного воспитания дошкольников особенно важны сюжетно-образные игрушки: куклы, мишки, другие животные, Чебурашка, Буратино и т.п. Не следует иметь специально игрушки для мальчиков и девочек. Всем детям одинаково нужны куклы, транспорт, двигательные игрушки и конструктор. Если сын не приучен с ранних лет играть сюжетно-образными игрушками, приобретите ему куклу в образе мальчика, космонавта или матроса, а дочери – техническую игрушку. Отведите малышу удобное место для игр, найдите время поиграть с ним.

Включаясь в игру детей, старайтесь ненавязчиво советовать, подсказывать сыну, дочери, во что и как играть, как выполнять взятую на себя роль.

*****

От взрослых зависит, как ребенок обращается с сюжетно-образными игрушками; являются ли они друзьями, партнерами в его играх или малыш остается к ним равнодушен. Участие взрослых в игре и их отношение к кукле, мишке – пример поведения и отношений к ним ребенка. У сына, дочери должна быть любимая образная игрушка (мишка, обезьяна, кукла, Чебурашка), с которой он гуляет и играет. Такая игрушка может вместе с ребенком участвовать в просмотре мультфильмов, чтении книг, прогулках. В играх с детьми установите правила обращения ребенка с образными игрушками. Она должна иметь место, имя, находиться в определенной позе (сидя, стоя, лежа). Приучайте малыша ухаживать за игрушками: не бросать их, не держать за волосы, за ноги.

*****

Приучайте детей к порядку и бережливости. Для хранения игрушек хорошо иметь открытые полки, еще лучше отдельный игровой уголок.

Книги, пластинки, карандаши – не игрушки. Выделите для них особое место для занятий ребенка дома. Эти учебные пособия развивают детское мышление, приучают к систематическим занятиям, усидчивому труду.

*****

Купив новую игрушку, покажите ребенку, как с ней можно играть, подскажите, как ее использовать в сочетании с другими игрушками, покажите разные варианты игр с ней. Например, устройте для куклы комнату, «пригласите» все игрушки на «день рождения».

Поиграйте вместе с ребенком, пригласите по возможности сверстников или детей, близких по возрасту. Помогите им распределить игровые роли, составьте простой игровой сюжет, следите за взаимоотношениями детей, учите их правилам общения. Еще лучше, если кто-то из родителей поиграет вместе с детьми. Совместные игры не только обогащают игровой и нравственный опыт детей, но и повышают их эмоциональный настрой.

Правило 10 игрушек

Знакома ли вам такая картина: все полки и ящики в детской комнате заставлены игрушками, на детской кровати плотно, прижавшись друг к другу сидят мягкие игрушки, на полу равномерным слоем разбросаны детали лего, пазлы, карточки от настольно-печатных игр, герои мультфильмов из киндер-сюрпризов, колеса от машинок, высохшие фломастеры и воздушный шарик. А по всему этому богатству скучающе ходит потерянный ребенок. Знаете, почему? Потому что вы не используете правило 10 игрушек. Психике дошколенка будет комфортно, если в комнате останется не более 10, максимум 15 игр. Ведь мечты и фантазия - неотъемлемые части игрового процесса. Поэтому убираем все лишнее, а через месяц достаем и меняем. Обязательно выделите специальную удобную зону для хранения игрушек и игр. Ребенок должен иметь самостоятельный доступ к игрушкам и привыкать убирать их на место. Не бойтесь, ребенку скучно не будет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания "Особенности современных детей".

Развернутый конспект родительского собрания в форме круглого стола....

Консультация для родителей «Детско-родительские отношения в современных семьях»

Консультация для родителей «Детско-родительские отношения в современных семьях»...

"Детско - родительские отношения в современных семьях"

О необходимости научить свое сердце быть чутким и добрым по отношению к ребенку....

Буклет для родителей "Детско-родительские отношения в современной семье"

Детско-родительские отношения в семье – это сложная система, в которой необходимо разобраться. Порой, на разбирательство уходит ни один год, чтобы родители и дети смогли научиться понимать друг-...

Консультация для родителей по правам детства «Детско-родительские отношения в современных семьях»

Фундамент личности, или стиль жизни, закладывается и прочно закрепляется в детстве....

Консультация педагога- психолога для родителей «Детско-родительские отношения в современных семьях»

Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому...