Путешествие по Забайкальскому краю
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Знакомство с видами животных, обитающих в различных природных зонах Забайкалья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_zabaykalskomu_krayu.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект од в подготовительной группе по природному миру
«Животный мир Забайкальского края»
Цель: Систематизация представлений детей о животных, обитающих в различных природных зонах Забайкальского края.
Задачи: Закрепить представления детей о природных зонах Забайкальского края. Уточнить знания детей о деревьях, кустарниках, ягодах, грибах, произрастающих в лесах родного края. Закрепить знания детей о животных, проживающих в лесах Забайкальского края в процессе игры «Узнай по силуэту». Формировать умение ориентируясь по внешнему виду животного соотносить его с оставленными им следами. Расширять кругозор детей через формирование представлений о животном мире гор, пустыни. Показать детям взаимозависимость строения животного от среды обитания в процессе экспериментальной деятельности. Расширять представления о взаимодействии живых организмов в экосистеме. Развивать психические процессы, умение понимать задачу и выполнять ее самостоятельно. Воспитывать уважительное отношение к природному миру родного края.
Материалы и оборудование: следы ежа, записка, карта Забайкальского края с изображением природных зон: лес, горы, пустыня, степь; картинки «Лес», «Горы», «Пустыня», «Степи»; игра «Угадай по силуэту», «Чей след»; разные картинки «Животные гор», песок, палочки; картинки животных для игры «Паутина жизни».
Ход ОД:
Дети заходят в группу и обращают внимание на следы, находящиеся в группе.
Воспитатель: Интересно, кто это был у нас в гостях? (выслушать предположения детей). А вот и какая-то записка. Прочитаем?
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я был у вас в гостях, но не застал вас. Вам интересно, кто я? Тогда попробуйте догнать меня, так как я очень торопился и отправился дальше. Оставляю вам карту, по которой вы сможете проследить мой путь. Желаю удачи!»
Воспитатель: Интересно, кто это был? Пойдем на поиски нашего неизвестного гостя? Не боитесь? Тогда изучим карту… Куда сначала идут следы? В лес. Тогда отправляемся в лес.
Речь с движением « Вместе к лесу мы идем»
Вместе к лесу мы идем,
Не спешим, не отстаем.
Зашагали ножки
По ровненькой дорожке.
Воспитатель: Вот и пришли мы с вами в лес. Что такое лес?
- Ребята, а вы знаете, какие деревья растут в нашем лесу?( кедр, сосна, ель..)
- Кроме деревьев, в лесу растёт много кустарников. Кто из вас знает, какой кустарник является символом нашего края?
- Правильно ребята, это багульник. Посмотрите, когда он цветёт это так красиво!
- Леса славятся не только своей красотой, но и богатством. Что это за богатства такие, может вы, ребята знаете? (Грибами, кедровыми орехами, ягодами)
- А сколько зверья! Вы, знаете, какие звери живут в тайге?
Игра «Узнай по силуэту»
- Как вы думаете, здесь спрятался наш гость, проверьте по следам.
- Значит, наш гость отправился дальше. Посмотрим, куда ведут следы. Идем по его следам.
Воспитатель: Где мы оказались? В горах, это яблоневый хребет. Посмотрите, не видно ли здесь кого-нибудь? (дети находят разрезные картинки, на которых изображены животные, обитающие в горах Забайкальского края).
- Каких разных животных мы встретили в горах. Как вы думаете, есть ли среди них наш гость? Проверяем по следам животных. Да у всех горных животных копыта. А у нас следы копытного животного?
Оказывается, благодаря эволюции, у горных козлов по-особому устроено копыто. На "подошве" копыта есть такая мягкая подушечка, которая может практически прилипать к поверхности камня. Эти подушечки постоянно обновляются, растут. Это такая приспособительная функция. А кроме того, имеет значение стремительность, с которой горные козлы летят по горным утесам. Они касаются камне на мгновение, потому и удерживаются на кручах. Мышцы у них сильные и тренированные.
- Где же нам найти того, кто приходил в гости. Смотрим карту: куда нам дальше следовать?
Воспитатель: Мы оказались в пустыне. Это Чарские пески.
- В пустыне может показаться, что никто не живет и ничего не растет, но это совсем не так. Посмотрите на картинки у меня в коробочке и определите, какие животные живут в пустыне. Выберите по одной картинке и примагнитьте к изображению пустыни.
- Как вы думаете, легко ли животным передвигаться по песку?
«Легко ли верблюду шагать по песку?»
Восп: дети, возьмите палочку и ее острым концом пошагайте по песку. Что происходит? Почему? А теперь поверните другим концом и «походите» по песку. Палочка проваливается в песок?
Дети: да, палочка с тонким концом проваливается. А палочка с плоским основанием не тонет в песке.
Восп: так легко ли верблюду шагать по песку?
Почему?
Дети: ему легко, потому что ступня плоская и «пружинит».
Восп: правильно, ребята в природе нет ничего случайного, поэтому копыта у верблюда плоские и широкие, чтобы удобно было передвигаться по песку.
Опыт «Следы животных, которые бегают по песку»
Воспитатель: Смог бы наш гость жить в пустыне? Нет, строение его лап не располагает к жизни в пустыне.
- Тогда отправляемся дальше. Как вы думаете, куда мы пришли? Это степи. Как много следов. Нужно разобраться, какие животные обитают в степях. Рассмотрите картинки.
Д/и «Назови животное по его следам»
В степи водятся: суслик, хомячки, полевки, тушканчики-прыгуны и забайкальский солонгой, встречаются куланы, сайгак, а также степная кошка манул, волки, лисицы, корсаки …
Физминутка «Изобрази животное»
Воспитатель: Ну вот мы и догадались, кто к нам приходил в гости. Кто это? Даурский еж.
Ёж: Здравствуйте, ребята, я очень рад вас видеть. Я очень редкий еж, даурский еж. Я занесен в Красную книгу Забайкальского края.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите на карту и скажите, вы ничего не заметили необычного? Конечно, мы путешествовали по территории Забайкальского края, побывали в различных природных его зонах. Это каких? (лес, горы, пустыня, степи). Назвали животных, которые обитают в этих природных зонах.
Воспитатель: Ребята, а наш гость сказал, что он занесен в Красную книгу Забайкальского края? Почему, как вы думаете?
- В природе всё взаимосвязано. Все нужны, чтобы жизнь на земле продолжалась. Предлагаю вам это проверить на «Паутинке жизни».
Возьмите каждый по одной карточке, лежащей на столе. Я вам буду задавать вопросы, а ответом будут представители природы. У кого будет ответ на мой вопрос, поднимает картинку и называет. Понятно?
1)Итак, наш гость – Даурский еж. Кого он может поймать и съесть?
2) Мышь. Что нужно мыши для питания?
3) Зернышки, травка.. Где растет трава?
4) Поле, полянка. Что нужно поле, полянке, чтобы трава выросла?
5) Дождь. Откуда появляется дождь?
6) Из тучки. Как появляется туча на небе?
7) Вода испаряется из реки и скапливается в тучке. Что нужно, чтобы вода из речки испарялась?
8)Яркое солнце. Где находится солнце?
9) Кому еще нужно солнце для жизни?
10) Деревья, насекомые, птицы, человек.
- Ребята, обратите внимание, что ниточка соединила вас всех. Такие же невидимые нити есть в природе. Просто мы их не видим. Но в природе, все связано между собой. Представьте, что в реке исчезла вода. Появится ли тогда в небе тучка? (Ребенок с тучкой опускает ниточку). Польет ли тучка полянку? Вырастут ли на полянке травы? Сможет ли поесть мышь? (Дети по одному опускают ниточку). Вот видите, сколько связей может нарушиться, если из цепочки исчезнет лишь один элемент. И нам надо очень стараться, чтобы сберечь все невидимые нити. Поэтому люди и создали Красную книгу, природные заповедники. И вы, я надеюсь, где бы ни оказались: в лесу, в степях, в горах – будете ценить, беречь природный мир.
- Ну что, нашли мы того кто к нам приходил в гости? Думаю, вам было интересно путешествовать по Забайкальскому краю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Терренкур, как альтернатива прогулки в условиях Забайкальского края.
Я работаю в детском саду присмотра и оздоровления для тубинфицированных детей. Дети, посещающие наш детский сад в основном из социально незащищенных семей. Дети все иммуно-ослабленные,...
викторина"Растения Забайкальского края"
экологическая викторина для дошкольников "Растения Забайкальского края"...
Викторина "Знатоки Забайкальского края"
Игра - викторина "Знатоки Забайкальского края" для детей подготовительной логопедической группы...
Проект "Дикие животные Забайкальского края"
В данном проекте описана работа в рамках реализации проекта о диких животных Забакальского края, которая была проведена с детьми подготовительного возраста...
План - конспект познавательного занятия по ознакомлению с региональной культурой Забайкальского края тема: "Путешествие по городу Борзя"
Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и достопримечательностями нашего города. Путешествие по городу на интерактивной доске....
Поделка Вечный огонь воспитанника детскогосада " Солнышко" с. Тарбагатай Петровск-Забайкальского района Забайкальского края Попова Ивана
Поделка из соленого теста...
Поделка Вечный огонь воспитанника детского сада " Солнышко" с. Тарбагатай Петровск-Забайкальского района Забайкальского края Попова Ивана
Поделка " Вечный огонь" сделана из соленого теста...