"БАЙКАЛ - ЖЕМЧУЖИНА СИБИРИ"
методическая разработка
Экологическое образование детей дошкольного возраста является достаточно проблематичным и актуальным вопросом в настоящее время. Изучение и закрепление материала по региональному компоненту посредством беседы несет неэффективный характер усвоения. Наиболее действенным и результативным способом будет применение различных ярких демонстрационных материалов, игровые ситуации и дидактические пособия. Данные средства несут в себе отражение ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игра. Нами было изготовлено дидактическое пособие в виде большого куба – «Дидактический куб «Байкал – жемчужина Сибири»», который является одним из ярких средств экологического образования детей и включающий в себя различные приемы и способы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
baykal_-_zhemchuzhina_sibiri.docx | 912.21 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА ДЕТСКИЙ САД № 148 (МАДОУ Г. ИРКУТСКА ДЕТСКИЙ САД №148)
664053, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, д. 333А,
ОГРН 1023801427792, ИНН 3810023989, телефон 513-981, 513-980
e-mail: mdou148irk@yandex.ru сайт: https://rused.ru/irk-mdou148
Предметно-образное пособие к парциальной программе:
«Дидактический куб –
«Байкал – жемчужина Сибири»»
Подготовили:
Амагзаева Алена Викторовна – воспитатель;
Вапняр Анастасия Николаевна – учитель-дефектолог
Иркутск 2024 г
Пояснительная записка
Экологическое образование детей дошкольного возраста является достаточно проблематичным и актуальным вопросом в настоящее время. Изучение и закрепление материала по региональному компоненту посредством беседы несет неэффективный характер усвоения. Наиболее действенным и результативным способом будет применение различных ярких демонстрационных материалов, игровые ситуации и дидактические пособия. Данные средства несут в себе отражение ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игра. Нами было изготовлено дидактическое пособие в виде большого куба – «Дидактический куб «Байкал – жемчужина Сибири»», который является одним из ярких средств экологического образования детей и включающий в себя различные приемы и способы.
Основной целью данного куба является изучение и закрепление знаний по парциальной программе «Байкал – жемчужина Сибири» как в общеразвивающих группах дошкольного образовательного учреждения, так и группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.
Все дидактические задания разделены на девять блоков, соответствуя парциальной программе (Растительный мир Прибайкалья, ветры Байкала, быт, традиции, культура народов Прибайкалья, животный мир Прибайкалья, серебристое богатство Байкала, ластоногий символ озера Байкал, уникальность озера: воды Байкала, охрана озера. Спорт и туризм, невидимые санитары озера). Дидактическое пособие направлено на решение трех образовательных задач, адаптированных к детям с ОВЗ:
Обучающие задачи: знакомить детей с разнообразием природного и животного мира Прибайкалья (ягоды, грибы, цветы, животные, водные жители), формировать представления о народах Прибайкалья и особенностях их быта, знакомить с правилами поведения и базовыми знаниями по охране природы Прибайкалья, закреплять полученные знания в дидактических играх;
Развивающие задачи: развивать мелкую моторику в заданиях со стимульным материалом, развивать активный и пассивный словарный запас, развивать зрительное восприятие, развивать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.
Воспитательные задачи: воспитывать положительное отношение к родному краю, формировать сосредоточенность и усидчивость.
Дидактический куб предполагает осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при обучении детей с ОВЗ. Он заключается в применении куба, как демонстрационным, то есть для всеобщего обозрения и познания, так и может быть структурирован под индивидуальную работу.
Данное пособие используется на разных этапах педагогического процесса: при изучении нового материала, наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал; с целью систематизации и закрепления материала. Применение куба способно разнообразить образовательный процесс, сделать его более эффективным и удобным, как для педагога, так и для ребенка. Задания, содержащиеся в кубе, содержательны и наглядны. Иногда куб может пригодиться только в самом начале занятия или в конце для закрепления материала.
Практическая значимость данного пособия заключается в доступности для каждого пользователя. Она позволяет дошкольнику получить необходимые базовые знания, лучше узнать об окружающем мире Прибайкалья.
Данный дидактический куб поможет воспитателям и узким специалистам детского сада (разновозрастных групп для детей с ОВЗ, а также общеразвивающих групп: младших и средних) в проведении подгрупповых занятий и в проведении индивидуальной работы по экологическому воспитанию.
Описание дидактического материала
Автор-разработчик дидактического материала: Амагзаева Алена Викторовна - воспитатель, Вапняр Анастасия Николаевна – учитель-дефектолог.
Тема недели ПОП ДО «Байкал-жемчужина Сибири», актуальная для работы с дидактическим материалом: темы соответствуют адаптированной программе для детей с умственной отсталостью: «Животные и их детеныши», «Рыбы», «Деревья», «Цветы», «Грибы, ягоды», «Погода», «Моя семья».
Название: «Дидактический куб «Байкал – жемчужина Сибири»»
Внешний вид (для всех номинаций) - что собой представляет, из каких элементов состоит: дидактический куб – яркий элемент предметно-пространственной среды группы компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта, главной целью которого является закрепление регионального компонента. (прил. 1)
Куб состоит из следующих сторон:
Первая сторона: «Собери рыбку». Задание представляет собой сборку на липучках разрезной картинки рыб, обитающих в Байкале, состоящих из двух частей. Задание возможно как для самостоятельного пользования детей (разрезные картинки), так и для совместной деятельности с педагогом по словесной инструкции.
Вторая сторона состоит из карманов со следующими играми: «Сохраним природу Байкала», «Ветер – ветерок». Сторона украшена картинками народы Прибайкалья и их жильё.
Третья сторона состоит из игры «Животные и растения заповедника». Игра состоит из игрового поля, фишек и маленьких изображений растений, животных Прибайкалья. Сторона украшена жильём жителей Прибайкалья.
Четвертая сторона состоит из карманов со следующими играми: разрезные картинки «Водоёмы» и «Мамы – нерпы и нерпята». Сторона украшена картинками с народами Прибайкалья.
Пятая сторона состоит из карманов со следующими играми: «Кому что есть?», «Найди детёныша для мамы», «Времена года», «Рыбы, грибы, ягоды, цветы».
Дидактический/развивающий аспект: все задания поделены на блоки, соответствуя учебно-методическому пособию «Байкал – жемчужина Сибири» и адаптированы для детей с интеллектуальными нарушениями.
I Блок Растительный мир Прибайкалья:
Игра для детей 3-5 лет «Рыбы, грибы, ягоды, цветы»
Цель: Закрепление представлений о растениях сибирского леса, умений быстро ориентироваться в вопросе и правильно находить картинки в соответствии с вопросом.
Стимульный материал: подготовить красочные картинки (можно фотографии, открытки (5х10) с изображением рыб, грибов, ягод, цветов.
Ход игры: Дети рассаживаются по кругу. Воспитатель раздает каждому ребенку 4 картинки с изображением рыб, грибов, ягод, цветов. При произнесении слова «Рыбы», дети показывают картинку с рыбами, слово «грибы» - картинку с грибами и так далее. Воспитатель постепенно ускоряет темп. Данную игру можно проводить индивидуально.
2 вариант игры
Ход игры: В игре участвует 4-5 (может и больше) детей. Каждому ребенку воспитатель раздает по 5-6 картинок с изображением рыб, 3-4 картинки с изображением цветов, 3-4 картинки с изображением ягод, и 3- 4 картинки с изображением грибов. Воспитатель предлагает детям выбрать все картинки с изображением грибов, потом ягод и так далее. Можно предложить детям, кто быстрее выберет картинки с определенным изображением.
II Блок «Ветры Байкала»:
Игра для детей 3-5 лет «Ветер-ветерок»
Цель: Закрепление представлений детей о ветре - как природном явлении.
Стимульный материал: Картинки с изображением ясной, солнечной, спокойной погоды и картинки с ветреной погодой (примерно 20 картинок).
Ход игры: Воспитатель предлагает детям разложить картинки на две стопки. В одну стопку положить все картинки, где изображена спокойная погода, в другую стопку – картинки, где изображена ветреная погода.
III Блок «Быт, традиции, культура народов Прибайкалья»:
Игра для детей 3-5 лет «Семья»
Цель: Закрепление представлений детей о коренных жителях, их особенностях.
Стимульный материал: картинки русской, бурятской, эвенкийской семьи. Разрезные картинки этих же изображений.
Ход игры: Воспитатель рассказывает детям, о том, что на нашей иркутской земле живет очень много семей разных национальностей. Воспитатель предлагает детям собрать разрезную картинку по образцу.
Игра для детей 5-7 лет «Жилища»
Цель: Закрепление представлений детей о жилищах сибирского народа, жилых и нежилых помещениях.
Стимульный материал: Группа картинок (фотографий) «Жилые здания»: изба, юрта, многоугольные срубы, высотные пятиэтажки, блочные, панельные кирпичные дома. «Нежилые здания»: поликлиника, библиотека, школа, детский сад, милиция, офисы, банк, магазины и т.д. Разрезные картинки этих же изображений.
Ход игры: Картинки раздаются детям. «Ребята, давайте рассмотрим рисунки (фотографии), которые у вас в руках, и скажем, что на них изображено». Можно подсказывать названия зданий, которые детям плохо знакомы. «Все эти постройки выполнены руками людей и для людей. Но в некоторых из них люди живут – это жилые здания, а некоторые здания нужны только для работы, или каких либо других дел. Там люди не живут. Такие здания называются нежилыми. Подумайте, к какой группе относится здание на вашей картинке, и займите место в соответствующей группе. Можно предложить детям разложить по группам жилые и нежилые помещения. Кто быстрее? Можно предложить выбрать деревянные постройки. Можно предложить разложить по порядку постройки от самых первых, до современных.
2 вариант игры
Воспитатель предлагает детям собрать разрезную картинку по образцу.
IV Блок «Животный мир Прибайкалья»:
Игра для детей 3-5 лет «Найди детёныша для мамы»
Цель: Закрепление представлений о животных и их детенышах, а также о их голосовых звучаниях.
Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на машину, которая привезла гостей, и рассказывает. Однажды медвежонок, волчонок, зайчонок и лисенок убежали далеко от мамы и заблудились; встревоженные мамы поехали на машине искать их. Медвежонок, он был маленьким, споткнулся и заревел. Как он заревел? (Хоровой и индивидуальные ответы) Услышала его медведица и позвала. Как она его позвала? Воспитатель предлагает кому-либо из детей взять из кузова машины медведицу (найти её среди других «мам»), вместе с этой игрушкой подойти к столу, на котором лежат картинки с изображением медвежонка, волчонка, лисенка, зайчонка, и выбрать детёныша медвежонка. Аналогично дети выполняют и три других задания – на выбор нужной картинки.
V Блок «Серебристое богатство Байкала»:
Игра для детей 3-5 лет «Собери рыбку»
Цель игры: Закрепление представлений детей о строении рыб. Развитие внимания, памяти, речи.
Стимульный материал: Набор двойных картинок с изображением рыб озера Байкал (омуль, хариус, широколобки, голомянки) и др. Первый набор необходим для образца, второй набор, картинки разрезать на две части.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением рыб, обращая внимание на форму тела, чешую, цвет, размер. Обязательно проговаривает название рыбы. Потом предлагает разрезные картинки, которые дети должны собрать в соответствии с выбранным образцом. Игру можно усложнить, если убрать образец.
VI Блок «Ластоногий символ озера Байкал»:
Игра для детей 3-5 лет «Мамы - нерпы и нерпята»
Цель игры: Закрепление представлений детей о ластоногом животном, живущем в озере Байкал. Закрепление цвета, величины.
Стимульный материал: Набор картинок с изображением взрослого животного нерпы (6-7). У каждой нерпы на шее повязана красивая ленточка. Второй набор с изображением детеныша нерпы, с такой же ленточкой, как у мамы. Можно взять разноцветные ленточки, а можно ленточки с узором.
Ход игры: Воспитатель вносит коробочку с нерпами, рассказывая детям о том, что нерпята приехали к ним в гости. Далее предлагает детям устроить праздник для нерпят, дети придумывают имена каждому нерпёнку, играют, показывают игрушки. А когда звенит звоночек, воспитатель предупреждает ребят о том, что это приехали за нерпятами их мамы. Но кому, какого нерпёнка отдавать, они ведь все одинаковые? Воспитатель обращает внимание на то, что на шее у каждого нерпёнка завязана ленточка такая же, как у его мамы. Дети находят маму с такой же ленточкой как у нерпёнка и подсаживают нерпёнка к его маме.
2 вариант
Воспитатель предлагает детям сопоставить маму нерпу и её малыша по цвету шарфика (соотнесение по цвету).
VII Блок «Уникальность озера: воды Байкала»:
Игра для детей 5-7лет «Водоемы»
Цель игры: Закрепление представлений детей о водоёмах. Развитие логического мышления, сосредоточенности, внимания.
Стимульный материал: Подготовить двойные разрезные картинки (пазлы) с рисунком любого водоема. Одна картинка образец, вторая разрезана на несколько частей.
Игра для детей 3-5 лет «Времена года»
Цель игры: Закрепление представлений детей о том, в разное время года вода имеет разное свойство. Развитие внимания, памяти, сосредоточенности, речи.
Стимульный материал: Подготовить по несколько (5-6, можно больше) картинок о природе в разные времена года.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям определить какие картинки относятся к какому времени года (весна, лето, осень, зима). Детей старшей группы можно спросить по каким признакам они определяли сезон года.
VIII Блок «Охрана озера. Спорт и туризм»:
Игра для детей 3-5 лет «Сохраним природу Байкала»
Цель игры: Закрепление представлений детей о том, что каждый человек может сохранять озеро Байкал. Закрепление правил поведения на природе.
Стимульный материал: Подготовить круглые знаки с красной каймой «Правила поведения на природе», и картинки с изображением как человек загрязняет природу, с синей каймой.
Ход игры: Воспитатель, рассказывая детям о Байкале, предлагает рассмотреть картинки. После чего, дети должны разложить картинки на две группы, в одной группе знаки как надо себя вести на природе, в другой – как нельзя себя вести. Воспитатель проверяет правильность исполнения.
Игра для детей 5-7 лет «Животные и растения заповедника»
Цель игры: Закреплять представления о растениях и животных. Развивает память, внимание.
Стимульный материал: Подготовить карты (10х20) по количеству детей, каждая карта поделена на клетки (4х5), всего 10 клеток. В трех клетках изображены животные, в трех других клетках – растения. Необходимо подготовить карточки с изображением животных и растений. Идентичные рисунки должны быть изображены в картах. В картах могут повторятся животные, но растения должны быть разные. (или разные и животные, и растения) Принцип игры (русское лото).
Ход игры: воспитатель берет карточку, называет животное, дети находят животное (или растение) у себя в карточке и закрывают картинку цветным квадратиком. Выигрывает тот, кто быстрее закроет карту.
IX Блок «Невидимые санитары озера»:
Игра для детей 5-7 лет «Кому что есть?»
Цель игры: Закрепление представлений детей о связи растительного и животного мира. Систематизация знаний, развитие мыслительных процессов.
Стимульный материал: Подготовить картинки с изображением животных, рыб, рачков, растений, птиц, насекомых.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям разложить картинки друг напротив друга, так, чтобы было видно, кто, чем питается. (Например: Волк – заяц, белка; лось – трава, кора, ветки. Рыба – рачки, водоросли. Птицы – жучки, камушки, насекомые и т.д
В игровой деятельности с дидактическим кубом создаются условия для обогащения и накопления также сенсорного опыта, развития мелкой моторики, развития познавательной сферы детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями. Дети не только закрепляют знания о родном крае, но и учатся ориентироваться в различных свойствах предметов: форма, величина. В игре с кубом обогащается активный словарь ребенка. Данное пособие уникально еще и потому, что он мобильный, соответственно есть возможность использовать его на самых разных занятиях, с разным возрастом. Данным кубом пользуются группы младшего и среднего возраста.
Благодаря данному кубу, есть возможность закреплять ранее полученные знания по региональному компоненту в игровой форме, на других занятиях и с разными возрастами. А самое главное, что количество вариантов данной игры неограниченно и зависит от фантазии педагога и его умения формулировать вопросы.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Дидактический куб «Байкал – жемчужина Сибири» фото
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация недели "Байкал - жемчужина Сибири" в детском саду
Представляем Вашему вниманию презентацию семейной выставки - конкурса "Ластоногий символ Байкала" в детском саду № 68 города Братска Иркутской области. Которая проводилась между семьями воспитанников ...
Конспект НОД «Байкал – жемчужина Сибири»
В конспекте представлено занятие по празднованию дня Байкала...
Байкал "Жемчужина Сибири"
Знакомство детей с Байкалом....
Проект совместной деятельности педагога с детьми старшей и подготовительной группы: «Байкал – жемчужина Сибири»
Мы живем на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его флоре и фауне. Дети и ...
«Байкал – жемчужина Сибири»
Технологическая карта...
Конспект открытого занятия то теме: "Байкал - жемчужина Сибири"
Разрабатка занятия то теме: "Байкал - жемчужина Сибири" для детей подготовительной группы....
Серия авторских конспектов по теме "Байкал - Жемчужина Сибири", для детей 6-7 лет
На данных занятиях дети знакомятся с природой родного края, с уникальным озером Байкал с его флорой и фауной. Учатся любить и ценить природу....