Педагогический проект "Музыкально-фольклорные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской национальной культуры"
проект (подготовительная группа)
Цель проекта: Приобщение старших дошкольников к истокам, традициям русской национальной, сибирской культуры через знакомство с играми, хороводами, народными музыкальными инструментами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.doc | 45.5 КБ |
pedagogicheskiy_proekt.doc | 45.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Музыкально-фольклорные игры
как средство приобщения старших дошкольников
к истокам русской национальной культуры»
Участники проекта: дети старшей, подготовительной групп, родители воспитанников, музыкальный руководитель, воспитатели.
Тип проекта: долговременный, художественно- творческий.
Цель проекта: Приобщение старших дошкольников к истокам, традициям русской национальной, сибирской культуры через знакомство с играми, хороводами, народными музыкальными инструментами.
Задачи: 1.Создать условия для восприятия красоты и ценности русской национальной культуры посредством знакомства с музыкально-фольклорными играми и хороводами, народными инструментами;
2.Развивать коммуникативные навыки, умение сотрудничать в разновозрастном сообществе;
3.Развивать речевую активность в музыкально-игровой деятельности;
4.Развивать самостоятельность, инициативность, побуждая детей организовывать игры, хороводы со сверстниками в свободной деятельности;
5.Способствовать воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, к родному краю, малой Родине, уважения к традициям наших предков в совместной игровой деятельности.
Актуальность проекта.
В соответствии с требованием ФОП сохранение и возрождение национальной культуры, воспитание уважения к малой Родине (регионального компонента) является сейчас одной из первостепенных задач. Для этого необходимо пробудить эмоционально положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет. Важно развивать умение видеть красоту окружающего мира, желание узнать больше о своей Родине.
Музыкальные, хороводные игры, танцы являются ценным средством всестороннего воспитания личности ребенка, способствуют приобщению детей к истокам русской народной культуры. В игре наиболее отчетливо проявляется принцип музыкального воспитания: «Слушаю- двигаюсь - пою - понимаю- говорю». В музыкально-фольклорной игре формируется понимание как вести себя в большом коллективе.
Предполагаем, что работа, организованная в рамках данного проекта, будет оптимизировать взаимоотношения между детьми, родителями и сотрудниками МБДОУ.
Предполагаемый результат.
1.Дети приобщились к традициям русской народной, сибирской культуры, научились ценить красоту окружающего мира;
2. Проявляют интерес, уважение к малой Родине, к родному краю, в совместной игровой деятельности
3.Развили коммуникативные навыки, умение сотрудничать в разновозрастном сообществе;
4.Проявляют речевую активность в музыкально-игровой деятельности;
5.Умеют самостоятельно организовывать игры, хороводы со сверстниками в свободной деятельности;
Ресурсы обеспечения проекта
Организационные:
- деятельность педагогов и детей регулируется в соответствии с разработанным планом деятельности и содержанием учебно-воспитательной работы в МДОУ:
-федеральная образовательная программа обучения и воспитания дошкольников;
-непосредственно-образовательная деятельность в студии старшей, подготовительной групп 1 раза в неделю -30минут;
Информационные:
- научно-методическая литература, СД диски, фильмы;
- компетентность педагогов;
- информирование родителей ( стенд в группах)
-участие в играх на совместных праздниках и развлечениях;
Кадровое обеспечение:
- музыкальный руководитель высшей категории, стаж работы 35 лет, образование высшее педагогическое;
- воспитатели высшей категории, стаж работы более 30 лет, образование высшее педагогическое;
Материально-техническое обеспечение:
- -музыкальный зал ДОУ, мультимедийная аппаратура; дидактические пособия, природный материал, игрушки, детские музыкальные и шумовые инструменты.
Описание этапов.
1 этап (сентябрь) -
Задачи:
- разработка плана проекта, подбор музыкального репертуара; организационные моменты: составления расписания работы студии; ознакомление с учебным планом педагогов;
- - обеспечение и распространение информации всем участникам проекта;
2 этап. Становление проекта.
Задачи.
- -использование разработанного учебного материала;
- - проведение НОД в студии «Забавушка» 1 раз в неделю;
- - привлечение родителей к созданию дополнительных атрибутов, русской народной одежды (сарафаны для девочек, косоворотки для мальчиков), самодельных инструментов.
Перспективный план работы с детьми на 2023-2024 уч.г.
Месяц\занятие | задачи | содержание |
Октябрь | 1.Создать условия для формирования совместного игрового пространства: правила поведения, одежда; 2.Учить соблюдать с правила в играх; 3.Развивать навык хорового пения, умение слушать другого; 4.Развивать танцевальное творчество. Движения для мальчиков и девочек | Приветствие «Здрасьте, мы вас ждем» Хороводная игра «Звонарь» (игра на выбывание, с вкл. ин-тов) Игра на русских народных инструментах «Ярмарка»; Игра парами «Перевертушки» Танец (танц. творчество) «Плетень» Прощание. |
Ноябрь | 1. Развивать певческие навыки; 2.Развивать навыки сотрудничества с детьми другой группы; 3.Учим движения народного танца; | Танц.творчество. Муз. «Ярмарка» «Игра в гостей» Игра «12 палочек» Игра «Корзинка» Перепляс «Ой, за что люблю Ивана» |
Декабрь | 1.Развивать коммуникативные навыки, соблюдение правил игры; 2. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам. 3.Закреплять навык игры на русских народных инструментах. | Игра «Льдинки, ветер и мороз» Сибирская игра. Игра «Подарки» Коммуникативный танец «Жила бабка» Оркестр «На горе-то калина» |
Январь | 1.Развивать умение двигаться выразительно, ритмично выполнять движения; 2.Развивать игровое творчество посредством игр с предметами, хорового пения с движениями; | Тема «Кадриль» Танец парный «Сибирская кадриль» Песня игровая «Где ты был мой баран?» Игра «Колечко» |
Февраль | 1.Формировать умение договариваться во время игры; 2.Активизировать внимание детей на пение во время игры, выполнять движения по тексту. 3.Развивать умение применять жесты для украшения песни, игры. | Игра парами «Бай -качи, качи, качи» Игра «Колпак мой треугольный» Игра «Ремешок» Игра «Катись, Блинок» Игра «Водяной» |
Март | Знакомство с танцем кадриль. Основные движения. 2. развивать слуховое восприятие через музыкальные игры с предметами. | «Сказка о том, как родилась Кадриль». Танец «Задорная кадриль» Игра с цветными платочками» в кругу (встреч. пары с одинаковыми платочками и танцуют) |
Апрель | 1.Познакомить с хороводными движениями, с основными перестроениями ; 2.Развивать ориентировку в пространстве; 3.Закреплять основные приемы игры на шумовых инструментах; 4. Развивать творческие способности детей через игру на инструментах. | Танец с платками (хоровод для девочек) Танец «Каблучки» Р.н. м Игра в оркестре «Я -дирижер» Игра «Научи меня играть» Песня «Наш край» Д. Кабалевский |
Май |
| Хоровод «Красно солнышко» Повторение пройденного материала |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Музыкально-фольклорные игры
как средство приобщения старших дошкольников
к истокам русской национальной культуры»
Участники проекта: дети старшей, подготовительной групп, родители воспитанников, музыкальный руководитель, воспитатели.
Тип проекта: долговременный, художественно- творческий.
Цель проекта: Приобщение старших дошкольников к истокам, традициям русской национальной, сибирской культуры через знакомство с играми, хороводами, народными музыкальными инструментами.
Задачи: 1.Создать условия для восприятия красоты и ценности русской национальной культуры посредством знакомства с музыкально-фольклорными играми и хороводами, народными инструментами;
2.Развивать коммуникативные навыки, умение сотрудничать в разновозрастном сообществе;
3.Развивать речевую активность в музыкально-игровой деятельности;
4.Развивать самостоятельность, инициативность, побуждая детей организовывать игры, хороводы со сверстниками в свободной деятельности;
5.Способствовать воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, к родному краю, малой Родине, уважения к традициям наших предков в совместной игровой деятельности.
Актуальность проекта.
В соответствии с требованием ФОП сохранение и возрождение национальной культуры, воспитание уважения к малой Родине (регионального компонента) является сейчас одной из первостепенных задач. Для этого необходимо пробудить эмоционально положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет. Важно развивать умение видеть красоту окружающего мира, желание узнать больше о своей Родине.
Музыкальные, хороводные игры, танцы являются ценным средством всестороннего воспитания личности ребенка, способствуют приобщению детей к истокам русской народной культуры. В игре наиболее отчетливо проявляется принцип музыкального воспитания: «Слушаю- двигаюсь - пою - понимаю- говорю». В музыкально-фольклорной игре формируется понимание как вести себя в большом коллективе.
Предполагаем, что работа, организованная в рамках данного проекта, будет оптимизировать взаимоотношения между детьми, родителями и сотрудниками МБДОУ.
Предполагаемый результат.
1.Дети приобщились к традициям русской народной, сибирской культуры, научились ценить красоту окружающего мира;
2. Проявляют интерес, уважение к малой Родине, к родному краю, в совместной игровой деятельности
3.Развили коммуникативные навыки, умение сотрудничать в разновозрастном сообществе;
4.Проявляют речевую активность в музыкально-игровой деятельности;
5.Умеют самостоятельно организовывать игры, хороводы со сверстниками в свободной деятельности;
Ресурсы обеспечения проекта
Организационные:
- деятельность педагогов и детей регулируется в соответствии с разработанным планом деятельности и содержанием учебно-воспитательной работы в МДОУ:
-федеральная образовательная программа обучения и воспитания дошкольников;
-непосредственно-образовательная деятельность в студии старшей, подготовительной групп 1 раза в неделю -30минут;
Информационные:
- научно-методическая литература, СД диски, фильмы;
- компетентность педагогов;
- информирование родителей ( стенд в группах)
-участие в играх на совместных праздниках и развлечениях;
Кадровое обеспечение:
- музыкальный руководитель высшей категории, стаж работы 35 лет, образование высшее педагогическое;
- воспитатели высшей категории, стаж работы более 30 лет, образование высшее педагогическое;
Материально-техническое обеспечение:
- -музыкальный зал ДОУ, мультимедийная аппаратура; дидактические пособия, природный материал, игрушки, детские музыкальные и шумовые инструменты.
Описание этапов.
1 этап (сентябрь) -
Задачи:
- разработка плана проекта, подбор музыкального репертуара; организационные моменты: составления расписания работы студии; ознакомление с учебным планом педагогов;
- - обеспечение и распространение информации всем участникам проекта;
2 этап. Становление проекта.
Задачи.
- -использование разработанного учебного материала;
- - проведение НОД в студии «Забавушка» 1 раз в неделю;
- - привлечение родителей к созданию дополнительных атрибутов, русской народной одежды (сарафаны для девочек, косоворотки для мальчиков), самодельных инструментов.
Перспективный план работы с детьми на 2023-2024 уч.г.
Месяц\занятие | задачи | содержание |
Октябрь | 1.Создать условия для формирования совместного игрового пространства: правила поведения, одежда; 2.Учить соблюдать с правила в играх; 3.Развивать навык хорового пения, умение слушать другого; 4.Развивать танцевальное творчество. Движения для мальчиков и девочек | Приветствие «Здрасьте, мы вас ждем» Хороводная игра «Звонарь» (игра на выбывание, с вкл. ин-тов) Игра на русских народных инструментах «Ярмарка»; Игра парами «Перевертушки» Танец (танц. творчество) «Плетень» Прощание. |
Ноябрь | 1. Развивать певческие навыки; 2.Развивать навыки сотрудничества с детьми другой группы; 3.Учим движения народного танца; | Танц.творчество. Муз. «Ярмарка» «Игра в гостей» Игра «12 палочек» Игра «Корзинка» Перепляс «Ой, за что люблю Ивана» |
Декабрь | 1.Развивать коммуникативные навыки, соблюдение правил игры; 2. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам. 3.Закреплять навык игры на русских народных инструментах. | Игра «Льдинки, ветер и мороз» Сибирская игра. Игра «Подарки» Коммуникативный танец «Жила бабка» Оркестр «На горе-то калина» |
Январь | 1.Развивать умение двигаться выразительно, ритмично выполнять движения; 2.Развивать игровое творчество посредством игр с предметами, хорового пения с движениями; | Тема «Кадриль» Танец парный «Сибирская кадриль» Песня игровая «Где ты был мой баран?» Игра «Колечко» |
Февраль | 1.Формировать умение договариваться во время игры; 2.Активизировать внимание детей на пение во время игры, выполнять движения по тексту. 3.Развивать умение применять жесты для украшения песни, игры. | Игра парами «Бай -качи, качи, качи» Игра «Колпак мой треугольный» Игра «Ремешок» Игра «Катись, Блинок» Игра «Водяной» |
Март | Знакомство с танцем кадриль. Основные движения. 2. развивать слуховое восприятие через музыкальные игры с предметами. | «Сказка о том, как родилась Кадриль». Танец «Задорная кадриль» Игра с цветными платочками» в кругу (встреч. пары с одинаковыми платочками и танцуют) |
Апрель | 1.Познакомить с хороводными движениями, с основными перестроениями ; 2.Развивать ориентировку в пространстве; 3.Закреплять основные приемы игры на шумовых инструментах; 4. Развивать творческие способности детей через игру на инструментах. | Танец с платками (хоровод для девочек) Танец «Каблучки» Р.н. м Игра в оркестре «Я -дирижер» Игра «Научи меня играть» Песня «Наш край» Д. Кабалевский |
Май |
| Хоровод «Красно солнышко» Повторение пройденного материала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...
Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события. Тема: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная».
Презентация к сообщению - Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события.Тема:...
Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события. Тема: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная».
Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события.Тема: «Приобщение детей к...
Проект по приобщению детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная – игрушка отличная» (старший дошкольный возраст, познавательно-творческий)
- формирование у детей 5-6 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы;- создание своей коллекции (мини-музея) тряпичных кукол. изготовленные совместно ро...
Проект "Русские народные игрушки и игры" как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры"
Как жили люди на Руси? Чем занимались? В какие игры и какими игрушками играли? Данный проект поможет ответить на все вопросы....
Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"
Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....
Педагогический проект Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ
Педагогический проектПриобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ...