Педагогический проект "Музыкально-фольклорные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской национальной культуры"
проект (подготовительная группа)

Кабанова Людмила Ивановна

Цель проекта: Приобщение старших дошкольников    к истокам, традициям   русской национальной, сибирской  культуры через знакомство с  играми, хороводами, народными музыкальными инструментами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc45.5 КБ
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc45.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогический проект  «Музыкально-фольклорные игры

как средство приобщения старших дошкольников

к истокам русской национальной культуры»

Участники проекта: дети старшей, подготовительной групп, родители воспитанников, музыкальный руководитель, воспитатели.

Тип проекта:  долговременный, художественно- творческий. 

Цель проекта: Приобщение  старших дошкольников   к истокам, традициям   русской национальной, сибирской  культуры через знакомство с  играми, хороводами, народными музыкальными инструментами.

Задачи: 1.Создать условия для восприятия  красоты и ценности русской национальной культуры посредством знакомства с музыкально-фольклорными играми и хороводами, народными инструментами;

2.Развивать  коммуникативные навыки, умение сотрудничать в разновозрастном сообществе;

3.Развивать  речевую активность в  музыкально-игровой деятельности;

4.Развивать самостоятельность, инициативность, побуждая детей организовывать игры, хороводы со сверстниками в свободной деятельности;

5.Способствовать воспитанию   в детях патриотических  чувств,  любви к Родине, к родному краю, малой Родине, уважения   к  традициям  наших предков в совместной игровой деятельности.

Актуальность проекта.

        В соответствии с требованием ФОП сохранение и возрождение национальной культуры, воспитание уважения к малой Родине (регионального компонента) является сейчас одной из первостепенных задач. Для этого необходимо пробудить эмоционально положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет. Важно развивать умение видеть красоту окружающего мира, желание узнать больше о своей Родине.

 Музыкальные, хороводные игры, танцы являются ценным средством всестороннего воспитания личности ребенка, способствуют приобщению детей к истокам русской народной культуры. В игре наиболее отчетливо проявляется принцип музыкального воспитания: «Слушаю- двигаюсь - пою - понимаю- говорю». В музыкально-фольклорной  игре  формируется понимание как вести себя в большом коллективе.

Предполагаем, что работа, организованная в рамках данного проекта,  будет оптимизировать взаимоотношения между детьми, родителями и сотрудниками МБДОУ.

Предполагаемый результат.

1.Дети  приобщились к традициям  русской народной, сибирской культуры, научились ценить красоту окружающего мира;

 2. Проявляют интерес, уважение к малой Родине, к родному краю, в совместной игровой деятельности

3.Развили  коммуникативные навыки, умение сотрудничать в разновозрастном сообществе;

4.Проявляют  речевую активность в  музыкально-игровой деятельности;

5.Умеют  самостоятельно организовывать игры, хороводы со сверстниками в свободной деятельности;

Ресурсы обеспечения проекта

Организационные:

- деятельность педагогов и детей регулируется в соответствии с разработанным планом деятельности и содержанием учебно-воспитательной работы в МДОУ:

 -федеральная образовательная программа обучения и воспитания дошкольников;

 -непосредственно-образовательная деятельность в студии старшей, подготовительной групп 1 раза в неделю -30минут;

Информационные:

- научно-методическая литература, СД диски, фильмы;

- компетентность педагогов;

- информирование родителей ( стенд в группах)

-участие в играх на совместных праздниках и развлечениях;

Кадровое обеспечение:

  • музыкальный руководитель высшей  категории, стаж работы 35 лет, образование высшее педагогическое;
  • воспитатели высшей  категории, стаж работы более 30 лет, образование высшее педагогическое;

Материально-техническое обеспечение:

  • -музыкальный зал ДОУ,  мультимедийная аппаратура; дидактические пособия, природный материал, игрушки, детские  музыкальные и шумовые инструменты.  

Описание этапов.

1 этап  (сентябрь) -

Задачи:

  • разработка плана проекта, подбор музыкального репертуара; организационные моменты: составления расписания работы студии; ознакомление с учебным планом педагогов;
  • - обеспечение и распространение информации всем участникам проекта;

2 этап. Становление проекта.

Задачи.

  • -использование разработанного учебного материала;
  • - проведение НОД  в студии «Забавушка»  1 раз в неделю;
  • - привлечение родителей к созданию дополнительных  атрибутов, русской народной одежды (сарафаны для девочек, косоворотки для мальчиков), самодельных  инструментов.

Перспективный план работы с детьми на 2023-2024 уч.г.

Месяц\занятие

задачи

содержание

Октябрь

1.Создать условия для формирования совместного игрового пространства: правила поведения, одежда;

2.Учить соблюдать с правила в  играх;

3.Развивать навык хорового пения, умение слушать другого; 4.Развивать танцевальное творчество. Движения для мальчиков  и девочек

Приветствие «Здрасьте,  мы вас ждем» Хороводная игра «Звонарь» (игра на выбывание, с вкл. ин-тов)

Игра на  русских народных инструментах «Ярмарка»;

Игра  парами «Перевертушки»

 Танец  (танц. творчество) «Плетень»

 Прощание.

Ноябрь

1. Развивать певческие навыки; 2.Развивать  навыки сотрудничества  с детьми другой группы;

3.Учим движения народного танца;

Танц.творчество. Муз. «Ярмарка»

«Игра в гостей»

 Игра «12 палочек»

Игра «Корзинка»

Перепляс «Ой, за что люблю Ивана»

Декабрь

1.Развивать коммуникативные навыки, соблюдение правил игры;

2. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам.

3.Закреплять навык игры на  русских народных инструментах.

Игра «Льдинки, ветер и мороз» Сибирская  игра.

Игра «Подарки»

Коммуникативный танец «Жила бабка»

Оркестр «На горе-то калина»

Январь

1.Развивать умение двигаться выразительно, ритмично

выполнять движения;

2.Развивать игровое творчество посредством игр с предметами, хорового пения с движениями;

 Тема «Кадриль»

Танец парный «Сибирская кадриль»

Песня игровая «Где ты был мой баран?»

Игра «Колечко»

Февраль

1.Формировать умение договариваться  во время игры;

2.Активизировать внимание детей на пение во время игры, выполнять движения по тексту.

3.Развивать  умение  применять жесты для украшения песни, игры.

Игра  парами «Бай -качи, качи, качи»

Игра «Колпак мой треугольный»

Игра «Ремешок»

Игра «Катись, Блинок»

Игра «Водяной»

Март

Знакомство с танцем кадриль. Основные движения.

2. развивать слуховое восприятие через  музыкальные игры с предметами.

«Сказка о том, как родилась Кадриль».

Танец «Задорная кадриль»

Игра с цветными платочками»  в кругу  (встреч. пары с одинаковыми платочками  и танцуют)

Апрель

1.Познакомить с хороводными движениями, с основными перестроениями ;

2.Развивать ориентировку в пространстве;

3.Закреплять  основные приемы игры на  шумовых инструментах;

4. Развивать творческие способности детей через игру на инструментах.

Танец с платками (хоровод для девочек)

Танец «Каблучки» Р.н. м

Игра в оркестре «Я -дирижер»

Игра «Научи меня играть»

Песня «Наш край» Д. Кабалевский

Май

  1. Закрепление полученных знаний, навыков в творческой деятельности;

Хоровод «Красно солнышко»

Повторение пройденного материала



Предварительный просмотр:

Педагогический проект  «Музыкально-фольклорные игры

как средство приобщения старших дошкольников

к истокам русской национальной культуры»

Участники проекта: дети старшей, подготовительной групп, родители воспитанников, музыкальный руководитель, воспитатели.

Тип проекта:  долговременный, художественно- творческий. 

Цель проекта: Приобщение  старших дошкольников   к истокам, традициям   русской национальной, сибирской  культуры через знакомство с  играми, хороводами, народными музыкальными инструментами.

Задачи: 1.Создать условия для восприятия  красоты и ценности русской национальной культуры посредством знакомства с музыкально-фольклорными играми и хороводами, народными инструментами;

2.Развивать  коммуникативные навыки, умение сотрудничать в разновозрастном сообществе;

3.Развивать  речевую активность в  музыкально-игровой деятельности;

4.Развивать самостоятельность, инициативность, побуждая детей организовывать игры, хороводы со сверстниками в свободной деятельности;

5.Способствовать воспитанию   в детях патриотических  чувств,  любви к Родине, к родному краю, малой Родине, уважения   к  традициям  наших предков в совместной игровой деятельности.

Актуальность проекта.

        В соответствии с требованием ФОП сохранение и возрождение национальной культуры, воспитание уважения к малой Родине (регионального компонента) является сейчас одной из первостепенных задач. Для этого необходимо пробудить эмоционально положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет. Важно развивать умение видеть красоту окружающего мира, желание узнать больше о своей Родине.

 Музыкальные, хороводные игры, танцы являются ценным средством всестороннего воспитания личности ребенка, способствуют приобщению детей к истокам русской народной культуры. В игре наиболее отчетливо проявляется принцип музыкального воспитания: «Слушаю- двигаюсь - пою - понимаю- говорю». В музыкально-фольклорной  игре  формируется понимание как вести себя в большом коллективе.

Предполагаем, что работа, организованная в рамках данного проекта,  будет оптимизировать взаимоотношения между детьми, родителями и сотрудниками МБДОУ.

Предполагаемый результат.

1.Дети  приобщились к традициям  русской народной, сибирской культуры, научились ценить красоту окружающего мира;

 2. Проявляют интерес, уважение к малой Родине, к родному краю, в совместной игровой деятельности

3.Развили  коммуникативные навыки, умение сотрудничать в разновозрастном сообществе;

4.Проявляют  речевую активность в  музыкально-игровой деятельности;

5.Умеют  самостоятельно организовывать игры, хороводы со сверстниками в свободной деятельности;

Ресурсы обеспечения проекта

Организационные:

- деятельность педагогов и детей регулируется в соответствии с разработанным планом деятельности и содержанием учебно-воспитательной работы в МДОУ:

 -федеральная образовательная программа обучения и воспитания дошкольников;

 -непосредственно-образовательная деятельность в студии старшей, подготовительной групп 1 раза в неделю -30минут;

Информационные:

- научно-методическая литература, СД диски, фильмы;

- компетентность педагогов;

- информирование родителей ( стенд в группах)

-участие в играх на совместных праздниках и развлечениях;

Кадровое обеспечение:

  • музыкальный руководитель высшей  категории, стаж работы 35 лет, образование высшее педагогическое;
  • воспитатели высшей  категории, стаж работы более 30 лет, образование высшее педагогическое;

Материально-техническое обеспечение:

  • -музыкальный зал ДОУ,  мультимедийная аппаратура; дидактические пособия, природный материал, игрушки, детские  музыкальные и шумовые инструменты.  

Описание этапов.

1 этап  (сентябрь) -

Задачи:

  • разработка плана проекта, подбор музыкального репертуара; организационные моменты: составления расписания работы студии; ознакомление с учебным планом педагогов;
  • - обеспечение и распространение информации всем участникам проекта;

2 этап. Становление проекта.

Задачи.

  • -использование разработанного учебного материала;
  • - проведение НОД  в студии «Забавушка»  1 раз в неделю;
  • - привлечение родителей к созданию дополнительных  атрибутов, русской народной одежды (сарафаны для девочек, косоворотки для мальчиков), самодельных  инструментов.

Перспективный план работы с детьми на 2023-2024 уч.г.

Месяц\занятие

задачи

содержание

Октябрь

1.Создать условия для формирования совместного игрового пространства: правила поведения, одежда;

2.Учить соблюдать с правила в  играх;

3.Развивать навык хорового пения, умение слушать другого; 4.Развивать танцевальное творчество. Движения для мальчиков  и девочек

Приветствие «Здрасьте,  мы вас ждем» Хороводная игра «Звонарь» (игра на выбывание, с вкл. ин-тов)

Игра на  русских народных инструментах «Ярмарка»;

Игра  парами «Перевертушки»

 Танец  (танц. творчество) «Плетень»

 Прощание.

Ноябрь

1. Развивать певческие навыки; 2.Развивать  навыки сотрудничества  с детьми другой группы;

3.Учим движения народного танца;

Танц.творчество. Муз. «Ярмарка»

«Игра в гостей»

 Игра «12 палочек»

Игра «Корзинка»

Перепляс «Ой, за что люблю Ивана»

Декабрь

1.Развивать коммуникативные навыки, соблюдение правил игры;

2. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам.

3.Закреплять навык игры на  русских народных инструментах.

Игра «Льдинки, ветер и мороз» Сибирская  игра.

Игра «Подарки»

Коммуникативный танец «Жила бабка»

Оркестр «На горе-то калина»

Январь

1.Развивать умение двигаться выразительно, ритмично

выполнять движения;

2.Развивать игровое творчество посредством игр с предметами, хорового пения с движениями;

 Тема «Кадриль»

Танец парный «Сибирская кадриль»

Песня игровая «Где ты был мой баран?»

Игра «Колечко»

Февраль

1.Формировать умение договариваться  во время игры;

2.Активизировать внимание детей на пение во время игры, выполнять движения по тексту.

3.Развивать  умение  применять жесты для украшения песни, игры.

Игра  парами «Бай -качи, качи, качи»

Игра «Колпак мой треугольный»

Игра «Ремешок»

Игра «Катись, Блинок»

Игра «Водяной»

Март

Знакомство с танцем кадриль. Основные движения.

2. развивать слуховое восприятие через  музыкальные игры с предметами.

«Сказка о том, как родилась Кадриль».

Танец «Задорная кадриль»

Игра с цветными платочками»  в кругу  (встреч. пары с одинаковыми платочками  и танцуют)

Апрель

1.Познакомить с хороводными движениями, с основными перестроениями ;

2.Развивать ориентировку в пространстве;

3.Закреплять  основные приемы игры на  шумовых инструментах;

4. Развивать творческие способности детей через игру на инструментах.

Танец с платками (хоровод для девочек)

Танец «Каблучки» Р.н. м

Игра в оркестре «Я -дирижер»

Игра «Научи меня играть»

Песня «Наш край» Д. Кабалевский

Май

  1. Закрепление полученных знаний, навыков в творческой деятельности;

Хоровод «Красно солнышко»

Повторение пройденного материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события. Тема: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная».

Презентация к сообщению - Развитие   художественного  творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события.Тема:...

Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события. Тема: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная».

Развитие   художественного  творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события.Тема: «Приобщение детей к...

Проект по приобщению детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная – игрушка отличная» (старший дошкольный возраст, познавательно-творческий)

- формирование у детей 5-6 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы;- создание своей коллекции (мини-музея) тряпичных кукол. изготовленные совместно ро...

Проект "Русские народные игрушки и игры" как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры"

Как жили люди на Руси? Чем занимались? В какие игры и какими игрушками играли? Данный проект поможет ответить на все вопросы....

Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"

Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....

Педагогический проект Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ

Педагогический проектПриобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ...