Проект «Фольклорные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской национальной культуры»
проект (старшая группа)
Создание системы музыкальных народных игр по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Фольклор в ДОУ" | 60.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципального бюджетного дошкольного образовательное учреждения
«Васьковский детский сад»
Проект
«Фольклорные игры как средство приобщения старших дошкольников
к истокам русской национальной культуры»
Составители: музыкальный руководитель
Гончарова И. С.
Васьково 2023
Содержание
1. Пояснительная записка 3
1.1 Этапы реализации проекта 4
2. Приложение 1. 6
3. Приложение 2. 13
4. Литература 20
Пояснительная записка
Актуальность
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Необходимость приобщения дошкольника к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.
Собственный опыт работы показал, что у воспитанников не достаточно сформировано представление о русской национальной культуре.
Проанализировав опыт работы коллег по приобщению детей к русской национальной культуре, а также таких педагогов как А.П. Усова, К.Д. Ушинский, Ю. Г. Круглова пришла к выводу, что игра является неотъемлемой частью воспитания детей, а музыкальные и хороводные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребёнка. И именно в музыкальной игре наиболее отчётливо проявляется принцип начального музыкального воспитания: «Слушаю – двигаюсь – пою – понимаю – говорю».
Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольников позволил выявить ряд противоречий:
- между сложившейся в семье культурой быта и повседневностью, и прививаемой в ДОУ русской народной культурой;
- между широким спектром задач музыкального воспитания и ограниченностью ресурсов (личностных, методических, материальных).
- Учитывая выше изложенные противоречия можно определить основные проблемы состоящие:
- в поиске путей оказания эффективной помощи детям старшего дошкольного возраста в развитии музыкальных способностей;
- в недостаточности методической литературы, разработанных технологий и методик по дошкольному возрасту. Книги носят собирательный характер.
Таким образом, была сформулирована следующая гипотеза: включение в содержание музыкального воспитания игр фольклорно – музыкального характера будет способствовать приобщению воспитанников к истокам русской народной культуры.
Цель: Создание системы музыкальных народных игр по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
Задачи:
- Приблизить детей к культуре наших предков через музыкальные и хороводные игры.
- Дать конкретные сведения о сезонных приметах, жизни, быте, обрядах обычаях русского народа через игровую деятельность.
- Способствовать пониманию красоты и ценности русской национальной культуры.
- Воспитывать основы духовности и нравственности ребёнка.»
Ожидаемый результат
- Пробуждение интереса детей к истории и культуре своей Родины.
- Расширение знаний всех участников проекта о русской национальной культуре.
- Развитие умений всех участников проекта активно использовать музыкальные и хороводные игры, потешки, считалки, скороговорки для проведения русских обрядовых праздников и развлечений.
- Осмысленное участие детей в русских народных праздниках, развлечениях (знают название праздника, поют песни, исполняют хороводные игры, заклички, прибаутки).
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный – сентябрь - октябрь
- Определение педагогом темы, целей и задач, прогнозирование результата.
- Выбор методов диагностики.
- Изучение литературы по музыкальным и хороводным играм, которые оказывают влияние на приобщение воспитанников к истокам русской национальной культуры.
- Подготовка проекта «Музыкальные народные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской национальной культуры»
II. Основной этап реализации проекта – ноябрь – апрель
Срок | Вид деятельности | Название |
Сентябрь | Народные игры | « Воевода» |
Хороводные игры | «По дорожке Валя шла» | |
Октябрь | Народные игры | «Колпачок» |
Хороводные игры | «Бабушка Маланья» | |
Праздник | «Осенняя ярмарка» | |
Ноябрь | Народные игры | «Сокол» |
Хороводные игры | «Подковка » «Мы топаем ногами» | |
Развлечение | «Фольклорная тропинка» | |
Декабрь | Народные игры | « В льдинку» |
Хороводные игры | «Подарки» | |
Январь | Народные игры | «Крута гора» «Каравай» |
Хороводные игры | «Медведь» | |
Февраль | Народные игры | « Метелица» |
Хороводные игры | «Бабка Ежка» | |
Март | Праздник | «Масленица» |
Хороводные игры | «Каблучок » | |
Апрель | Народные игры « Гуси и волк» «Прокати яйцо» Хороводные игры «Груша» | |
Праздник «Народные традиции» | ||
Май | Народные игры | «Пчёлы» «Займи место» |
Хороводные игры | «Березка» | |
Праздник | «Что посеешь, то пожнёшь» |
III. Аналитический – май
- Анализ деятельности системы по приобщению старших дошкольников к истокам национальной культуры.
- Обобщение, систематизация опыта.
Участники проекта:
- воспитанники подготовительных групп;
- воспитатели.
Длительность проекта: 9 месяцев.
Проект построен на основе главных методических принципов:
- учет возрастных особенностей детей;
- доступность материала;
- постепенность его усложнения.
Общий результат: создание системы музыкальных народных игр по приобщению детей к истокам национальной культуры (проект)
Продукт: изготовление картотеки народных и хороводных игр, пособий и атрибутов по теме проекта.
Приложение №1
«Культурные традиции русского народа»
Задачи: Продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Создать радостное настроение, стимулировать желание проявлять в играх смекалку, ловкость.
Материалы: костюмы для скоморохов; реквизит для игр.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, загадок, сочинение загадок, разучивание игр, жеребьевок, считалок.
Ход развлечения:
Звучит русская народная музыка, вбегают скоморохи.
Федя: Как у нас на Руси мальцы дешевы!
Первый молодец – хоть бы дров пучок,
Второй молодец – хоть бы лыка мешок,
Третий молодец хоть бы дегтю кувшин.
Прохор: Да, погоди, Федя, не спеши! Вот здесь то молодцы –
удальцы! Давай – ка проверим на что они способны.
Федя: Проверить-то можно. Молодцы-удальцы, вы готовы?
Дети: Готовы!
Федя: Первое вам задание – «соколиком походить»: показать, как русские молодцы ходили – гордо, красиво, «соколом».
Звучит русская народная песня «Вдоль по улице молодчик идет». Мальчики изображают походку русских молодцев.
Прохор: Ну, ходить- то все умеют. А вот смекалку показать смогут ли?
Федул: Если вы читали русские народные сказки, то, конечно, сможете
ответить на мои вопросы. В какой русской народной сказке мужик
дожил до старости, а домовничать так и не научился? («Как старик
домовничал»). В какой сказке говорится о соколе, который
появлялся, если перышко на пол положить? («Финист – ясный
сокол»). В какой сказке царь дал не обдуманное обещание?
(«Морской царь и Василиса премудрая»). В какой сказке Иванушка
поймал коня – одна шерстинка золотая, другая серебряная? («Сивка
— бурка»). А в какой сказке Иван-царевич отправился за
молодильными яблоками и живой водой для своего батюшки?
(«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»). А еще какие
русские народные сказки вы знаете?
Аукцион «Сказки»
Прохор: Сказки, видимо читали –
Их вы дружно отгадали.
Я загадки вам припас,
Загадаю их сейчас!
Кругло, широко,
Из лесу взято,
Дыр много,
А вылезти некуда.
(Сито, решето)
Три братца пошли купаться,
Два купаются,
А третий на берегу валяется.
(Ведра и коромысло)
Зелененький, маленький
по полу елозит,
Себя не занозит.
Обежал весь теремок
И опять встал в уголок.
(Веник)
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем пить чай велит.
(Самовар)
Прохор: Вы, ребята, не зевали, все загадки отгадали! И я, скоморох Прошка,
предлагаю поиграть немножко! Какие русские народные игры вы
знаете? (Ответы детей)
Федя: Я тоже знаю много народных игр, вот только не все названия хорошо запомнил. Поможете мне? Я начинаю, а вы продолжайте: «У медведя…» и т.д.
Игра «Самовар»
Прохор: Мы к вам парою пришли,
Игр много принесли.
Тушки-тутушки,
Хлопайте, девчушки!
Поиграют молодцы,
Силачи и удальцы!
Игровой блок:
«Жмурки с колокольчиком»
«Веселый бой»
«У медведя во бору»
«Заря — зарница»
«Мышеловка»
Прохор: А сейчас девчушки – хохотушки пропоют для нас частушки!
Частушки:
Эх, топну ногой
Да притопну другой.
Пойду попляшу,
Себя людям покажу.
На дворе по лужку
Бегают утята.
А я с печки босиком –
Думала — ребята!
Запевай моя родная,
мне не запевается,
Я конфетами объелся –
Рот не разевается.
Я сидела на окошке.
Ехал милый мой на кошке,
Стал к окошку подъезжать
Не мог кошку удержать.
Федя: Хорошо поют девчушки свои звонкие частушки!
Прохор: Девочки не только частушки петь умеют, но и хороводы водить.
Хороводные игры
Прохор: Мы чудесно поиграли,
Вы и спели, и сплясали.
Проявили ловкость, силу,
Вы нас просто удивили!
Федя: Вы гостинцы принимайте,
В гости чаше приглашайте!!
Нам теперь домой пора,
До свиданья, детвора!
«Фольклорная тропинка»
Программные задачи:
Образовательные:
- Формировать этническое мировоззрение, как выражение национального характера;
- Приобщать детей к традициям русского народа, используя:
устное игровое творчество, игровую деятельность.
- Расширять и обогащать социально – нравственный и эмоциональный кругозор детей
Развивающие:
- Способствовать развитию устойчивого интереса детей к познанию национального быта, народных праздников, игр, фольклора.
- Развивать и обогащать экологические знания детей, любознательность, интерес к природе и окружающему миру, учить наблюдать, делать выводы.
- Способствовать непринужденному речевому общению, на основе совместной деятельности, расширять и обогащать словарный запас детей.
- Стимулировать познавательную деятельность, эмоциональную отзывчивость.
- Создавать атмосферу увлеченности заинтересованности между взрослыми и детьми.
Воспитательные:
- Воспитывать желание принимать участие в народных праздниках, развлечениях.
- Воспитывать интерес к яркому образному родному языку.
Ход развлечения
Хозяйка.
День добрый, детушки - касаточки!
Проходите не стесняйтесь,
Всем ли место хватило?
Много у меня ребят и для каждого
Ласковое слово найдется!
Наши деточки в дому,
Что оладушки в меду,
Что оладушки в меду
Сладки яблочки в саду.
Не замерзли в дороге ребята? Стужа на улице!
Дети. Холодно, зимушка-зима! Хозяйка: Давайте - ка мы погреемся, да в игру поиграем.
Игра «Согревалочка»
Хозяйка. А месяц-то как называется?
Дети. Декабрь!
Хозяйка. А в народном календаре его звали-называли: Стужайло! Почему? (Да потому, что это первый зимний месяц, он всегда морозный, холодный).
Хозяйка. И пословицы, и поговорки есть про декабрь, да про зимушку:
- Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет;
- Декабрь год кончает, зиму начинает,
- Зима лодыря морозит,
- Зима-хранительница полей.
Даты: 1 декабря. Платон да Роман
"Каков Платон да Роман, такова и зима" А если на Платона да Романа ворона ходит по дороге - к теплу.
7 декабря. Екатерина Санница
Первое катание на санках, все выходили на пригорок и катались на санках.
Хозяйка: Собирайся народ, Кто играть идет.
Игра « Кружок» (смотреть карточку)
14 декабря. Наумов день, Наум - грамотник
(Сына грамоте учи, уму разуму учи, учи, как учили нас, учи, чаще плеткой хлещи);
("Учителя: отставной солдат или церковнослужитель).
13 декабря. Новым Годом Первозванный - слушали воду
Тихая вода - хорошая зима,
Шумная вода - предстоят морозы, бури, метели.
25 декабря. - Спиридон солнцеворот
Медведь в берлоге поворачивается на другой бок.
Солнце на лето - зима на мороз.
День прибывает на воробьиный скок.
Хозяйка. (Выбираем ребенка - Кузю) Хозяйка: Кузя, давай поиграем, Солнышко зазываем.
Игра «Солнышко»
(Слышится плач ребенка-младенца)
Хозяйка. Разбудили Катеньку! (усаживаемся на скамейке, Дети. передают аккуратно куклу и поют колыбельные).
Баю-баю-байки. Прискакали зайки,
Они спрятались в траву. Не сказали никому.
Баю-бай Мать пошла за рыбою,
Отец пошел по воду. Приморозил бороду
Ай - люли, ай- люли. Прилетели к нам гули
Гули стали ворковать,
Нашу Катеньку качать
Хозяйка. А какие веселые праздники ожидают нас впереди?
Дети. Новый год! Рождество!
Хозяйка. В народе, в старину эти праздники назывались - Зимние Святки.
Святки - это от слова "святой". Ведь на Рождество родился Христос - сын бога.
На святки был такой обычай:
Собиралась молодежь. Дети, ходили по домам, поздравляли хозяев с Новым Годом, Рождеством, желали всего самого хорошего. Играли в веселые игры.
Игра «Гори, гори ясно»
Чего можно пожелать в праздник? (Ответы детей)
Хозяйка. Поздравляли не просто словами, а специальными песенками- колядками. А еще любили рядиться. Давайте мы тоже с вами нарядимся, и пойдем колядовать?! (все надевают маски и др.)
Первый дом (Дети берут зерно)
Дети. Сеем, сеем, просеваем.
С Новым Годом поздравляем,
Уродись пшеничка, горох, чечевичка.
В поле копнами
На столе пирогами!
Хоть рубль,
Хоть пятак
Не уйдем отсюда так! Ну – ка весело встаем, И игру вес заведем.
Игра «Заря – Заряница»
(выходит первая Хозяйка дома)
Хозяйка. Спасибо-спасибо
Вот вам награда
Конфеты, печенье - кому что надо!
все благодарят, низко кланяются, и идут дальше со словами: "Пошла Коляда - отворяй ворота"
Второй дом
Дети. Коляда, коляда.
Подавайте пирога.
Не дадите пирога,
Мы корову за рога,
Боровка за бока,
Телку за холку,
Бычка за хвост,
Уведем на мороз!
(выходит вторая Хозяйка дома)
Хозяйка. Не плясали и не пели,
Угощенья захотели!?
Дети. Мы плясать-то мастера,
Не боимся пляски,
Пляши не скучай
Рождество встречай!
(Звучит музыка плясовая и Дети пляшут)
Дети. Коляда, коляда,
Прикатила молода.
Мы нашли коляду,
У хозяйки во дворе,
Вели скоро подавать
Или тепленький пирог,
Или маслица, творог,
Или денежку копьем,
Или рубль серебром.
(Хозяйка выслушивает колядку, благодарит детей и угощает детей караваем)
Хозяйка. Вот вам пышный каравай
Его с поклоном получай!
(Дети благодарят хозяйку 2,кланяются, радуются угощению и уходят)
(Дети снимают маски)
Хозяйка. Ребята, какое у вас настроение сейчас?
Дети. Нам весело, радостно.
Хозяйка. А где живет ваша радость, веселье?
(Дети прижимают руки к сердцу)
Хозяйка. Давайте же поделимся нашей радостью с гостями.
(Хозяйка обращается к гостям)
Хозяйка. Уважаемые гости, протяните нам свои ладони, Дети, поделитесь своей радостью. (Дети идут к гостям и закрывают их ладони своими, улыбаются друг другу, смотрят в глаза, а затем возвращаются к хозяйке)
А сейчас идем угощаться.
Приложение №2
Картотека хороводных игр в подготовительной группе
1. «Угадай, чей голосок»
Цель: Развитие слухового восприятия, умения различать голоса сверстников. Воспитание желания активно участвовать в играх.
Ход игры:
Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами. Дети идут по кругу со словами:
«Мы собрались в ровный круг
Повернемся разом вдруг,
А как, скажем: (говорит первый ребенок)
«Скок - скок - скок, угадай, чей голосок?»
Водящий должен узнать ребенка по голосу. Ребенок, чей голос узнали, становится водящим. Дети идут в другую сторону.
2. «Колпачок»
Цель: Обучение детей различным танцевальным движениям. Воспитание дружеских отношений друг к другу.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. В центре один ребенок - «колпачок» сидит на корточках. Дети идут по кругу со словами:
«Колпачок, колпачок
Тоненькие ножки
Красные сапожки
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили
Танцевать заставили»
Дети останавливаются, хлопают в ладоши со словами:
«Танцуй, сколько хочешь
Выбирай, кого захочешь»
Ребенок — «колпачок» танцует и выбирает другого «колпачка
3. «Заря – зарница»
Цель: Обучение детей умению четко произносить слова. Развитие силы бега. Воспитание интереса к игре.
Ход игры:
Один из детей держит шест с прикрепленными на конце лентами. Все играющие берут по одной ленте. Один из участников - водящий - стоит вне круга. Дети идут по кругу с лентами в руках со словами:
«Заря - зарница
Красная девица
По полю ходила,
Ключи обронила
Ключи золотые
Ленты голубые
Раз - два, не воронь,
А беги как огонь».
С последними словами водящий дотрагивается до одного игрока. Они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, победитель, а неудачник становится водящим.
4. «Капуста»
Цель: Обучение детей умению четко произносить слова. Воспитание двигательной активности.
Ход игры:
Рисуется круг - огород. На его середину играющие складывают свои вещи - шапки, пояса, платки и т. д., обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один из ребят, выбранный хозяином, садится рядом с капустой. Хозяин, изображая движениями воображаемую работу, говорит:
«Я на камушке сижу
Мелки колышки тешу
Мелки колышки тешу
Огород свой горожу,
Чтоб капусту не украли
В огород не прибегали
Волк и лисица,
Заинька усатый,
Медведь толстопятый».
Ребята пытаются быстро забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого хозяин коснется рукой у себя в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет «капусты» из огорода, объявляется победителем.
5. «Бабушка Маланья»
Цель: Обучение детей различным танцевальным движениям. Воспитание дружеских отношений друг к другу.
Ход игры:
Дети берутся за руки, а взрослый становится в круг и начинает напевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями.
У Маланьи, у старушки дети движутся по кругу
Жили в маленькой избушке в одну сторону,
Семь дочерей, держась за руки.
Семь сыновей,
Все без бровей. Останавливаются
С такими глазами, и с помощью жестов
С такими ушами, и мимики изображают то,
С такими носами, о чем говорится в тексте:
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой…
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее (на него) глядели,
Делали вот так…. Повторяют за ведущим любое смешное движение.
6. «Мы топаем ногами»
Цель: Обучение детей умению четко произносить слова. Воспитание двигательной активности
Ход игры:
Воспитатель вместе с детьми становится по кругу на расстояние выпрямленных в стороны рук. В соответствии с произносимым текстом дети выполняют упражнения:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
С этими словами дети дают друг другу руки, образуя круг, и продолжают:
И бегаем кругом,
И бегаем кругом.
Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!». Дети, замедляя движение, останавливаются. Игра повторяется.
7. «Бабка Ежка»
Цель: Обучение детей умению двигаться в соответствии со словами. Воспитание дисциплинированности.
Ход игры:
В середине круга встает водящий – «Бабка Ежка». В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ежка,
Костяная ножка
С печки упала,
Ногу сломала,
А потом и говорит:
У меня нога болит.
Пошла она на улицу
Раздавила курицу.
Пошла на базар –
Раздавила самовар.
«Бабка Ежка» скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот и замирает.
8. «Карусель»
Цель: Обучение детей умению двигаться в соответствии со словами.
Воспитание интереса к хороводным играм.
Ход игры:
Дети образуют круг, держась за руки, и идут по кругу сначала медленно, потом быстрее, переходя на бег.
«Еле - еле, еле - еле,
Закружились карусели,
А потом кругом, кругом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише - тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз - два, раз - два
Вот и кончилась игра!»
Затем сменить направление и продолжить игру.
9. «Пчёлы»
Цель: Обогащать двигательный опыт детей. Воспитывать желание выразительно двигаться. Быть аккуратным в движениях и перемещениях. Содействовать развитию игровой деятельности;
Ход игры:
Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчёл. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:
Пчёлки яровые,
Крылья золотые,
Что вы сидите,
В поле не летите?
Аль вас дождичком сечёт,
Аль вас солнышком печёт?
Летите за горы высокие,
За леса зелёные
На кругленький лужок,
На лазоревый цветок.
Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая,
то опуская руки, мешают им. Как только одной из Пчёл
удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа,
не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы бегут за
ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши.
10. «Воевода»
Цель: Обогащать двигательный опыт детей. Воспитывать желание выразительно двигаться. Быть аккуратным в движениях и перемещениях. Содействовать развитию игровой деятельности;
Ход игры:
Катилось яблоко
В круг хоровода.
Кто его поднял
Тот воевода.
-Воевода, воевода
Выбегай из хоровода!
Раз, два, не воронь
Беги, как огонь!
Играющие стоят по кругу. На первые 4 строки перекатывают мяч от одного к другому. Получивший мяч со словами «воевода» выбегает из круга, на строки 5 – 6 бежит за спинами играющих и кладет мяч на пол между двумя игроками. На последние две строки они разбегаются в разные стороны и, обежав круг, должны взять мяч. Остальные в это время хлопают в ладоши. Выигрывает тот, кто первым добежит до мяча. Он начинает новую игру (катит мяч по кругу). Вместо мяча можно взять кольцо.
11. «Грушка»
Цель: Обучение детей умению двигаться в соответствии со словами.
Воспитание интереса к хороводным играм.
Ход игры:
Играющие образуют круг, в середине которого становится ребенок – это будет «грушка». Все ходят вокруг «грушки» по кругу:
Мы посадим грушку – вот, вот!
Пускай наша грушка растет, растет!
Вырастай ты, грушка, вот такой вышины;
Вырастай ты, грушка, вот такой ширины;
Вырастай ты, грушка, вырастай в добрый час!
Потанцуй, Марийка, покрутись ты для нас!
А мы эту грушку все щипать будем.
От нашей Марийки убегать будем!
Грушка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне (танцевать, крутиться). На слова «Вот такой вышины» дети поднимают руки вверх, а на слова «Вот такой ширины» разводят их в стороны. Когда поют: «А мы эту «грушку» все щипать будем», все приближаются к «грушке», чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а «грушка» ловит детей. Все игровые действия должны быть согласованы со словами.
12. «Березка»
Цель: Обогащать двигательный опыт детей. Воспитывать желание выразительно двигаться. Быть аккуратным в движениях и перемещениях. Содействовать развитию игровой деятельности;
Ход игры:
Дети становятся в круг и поют:
Березка белена,
Маковка зелена,
Летом мохнатенькая,
Зимой сучковатенькая,
Где она стоит,
Там и шумит.
Девочка «березка», стоящая в кругу, под песню отбирает у всех играющих платки, поднимает их над головой и, когда запевают:
Березка зелененькая,
Весной веселенькая,
Среди поля стоит,
Листочками шумит,
Гремит, гудит,
Золотым венчиком звенит,-
«Березка» изображает шум листьев, движение веток, — она шуршит платьем, машет над головой платками. Под приговор:
А осенью корни у березки усыхают,
листочки опадают!
13. «Кружок»
Цель: Учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями.
Ход игры:
Встаем в круг, держась за руки. Ведущий предлагает повторить за ним движения:
Мы сперва пойдем направо
А затем пойдем налево
А потом в кружок сойдемся
И присядем на немножко
А теперь назад вернемся
И на месте покружимся
И похлопаем в ладоши.
А теперь в кружок все вместе.
(Повтор игры несколько раз, но в ускоряющемся темпе).
14.«Ходит Ваня»
Цель: Обучение детей умению двигаться в соответствии со словами.
Воспитание интереса к хороводным играм.
Ход игры:
Дети стоящие в кругу, идут вправо. «Ваня» ходит в кругу, дети поют:
Ходит Ваня, ходит Ваня
Посреди кружочка, посреди кружочка.
«Ваня» ходит по кругу, выбирая себе «дружочка». Остальные дети стоят.
Ищет Ваня, ищет Ваня
Для себя дружочка, для себя дружочка.
«Ваня», выбрав себе «дружочка», ведет его в центр круга.
Нашел Ваня, нашел Ваня
Для себя дружочка, для себя дружочка.
По окончании песни «Ваня» и «дружочек» пляшут под хлопки детей. Выбирается другой «Ваня» и игра повторяется
15. «Согревалочка»
Цель: Учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями.
Ход игры:
Идём-идём с тобой вдвоём (парами по кругу)
Идём дорогой длинною
К зайчишках, мишкам, снегирям
Идём дорогой зимнею
(поворачиваются друг к другу лицом и выполняют движения по тексту)
Мы руками хлоп-хлоп
И ногами топ-топ
Головою круть-круть
Постучали в грудь, в грудь
А на улице мороз
Отморозит деткам нос
Отморозит ушки
Щёчки, словно плюшки (надувают щёчки и "протыкают" пальчиками)
Не страшен холод и мороз,
Когда с тобою вместе мы
Мы в тёплый шарфик спрячем нос
И нам поможет песенка.
16. «Займи место»
Цель: Обучение детей умению играть по правилам. Развитие силы бега.
Ход игры:
Один из участников - водящий - становится за круг. Дети, взявшись за руки, идут по кругу. Водящий говорит:
«Как сорока стрекочу
Никого в дом не пущу.
Как гусыня гогочу
Тебя хлопну по плече - беги!»
Сказав «беги!» водящий слегка ударяет по плечу одного из игроков. Круг останавливается, а тот, кого ударили, убегает со своего места и бежит навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, оставшийся становится водящим.
Правило: Круг должен сразу остановиться при слове «беги». Во время бега не касаться стоящих в кругу детей.
Литература
1. Народные праздники в детском саду. Авторский коллектив: М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова /Методическое пособие/ - Мозаика – Синтез, Москва 2005.
2. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулов Н. А., Потапова Н.Н / Учебное пособие / — М.: Педагогическое общество России 2005.
3. Князева О. Л., Маханева М. А, Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа / Учебно-методическое пособие.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Практическое пособие/. — М.: Айрис-Пресс, 2003.
5. Романенко О. Г. Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре / URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2562/
6.Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба…..Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
7.Бударина Т.А., Корепанова О.Н., Куприна Л.С. и др Знакомство детей с русским народным творчеством. Санкт – Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Музыкальный фольклор как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской культуры" Методические рекомендации
В авторском методическом пособии предлагаются советы и рекомендации для решения задач по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуре средствами музыкального фольклора....
Музыкально – фольклорные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской национальной культуры
Создание системы музыкальных народных игр по приобщению детей к истокам русской национальной культуры. ...
Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"
Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....
ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «МУЗЫКАЛЬНО – ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ »
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культур...
Программа "Приобщение старших дошкольников к истокам русской народной культуры через рисование в программе Whiteboard"
Программа разработана для детей старшего возраста....
Педагогический проект "Музыкально-фольклорные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской национальной культуры"
Цель проекта: Приобщение старших дошкольников к истокам, традициям русской национальной, сибирской культуры через знакомство с играми, хороводами, народн...