Статья "Развивающие дидактические игры для детей раннего возраста"
материал

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvivayushchie_didakticheskie_igry.docx182.24 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие дидактические игры

 для детей раннего возраста

Дидактические игры по сенсорному развитию — эффективное средство совершенствования предметного восприятия, открывающего многообразие мира объектов и явлений.

Дидактические игры помогают формировать и закреплять представления о внешних характеристиках объектов, материалов и явлений. Дошкольники глубже знакомятся с такими параметрами как форма, величина, цвет, пространственное положение, вкус, запах, текстура. Малыши с удовольствием возятся с разными предметами, изучают их, сжимают в руках, трясут, нюхают, иногда даже «пробуют на зуб».

Помимо совершенствования зрительного, вкусового, тактильного, слухового восприятия, дидактические сенсорные игры способствуют развитию мелкой моторики рук, что положительно влияет на интеллектуальные и речевые способности детей.

Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста имеют следующие особенности, они:

·   учат ощущать окружающий мир через все органы чувств;

·   учат исследовать окружающий мир;

·   формируют систему сенсорных шаблонов;

·   учат самостоятельно применять сенсорные шаблоны в зависимости от ситуации

 Игрушки, которые помогут в 1,5 - 3 года развивать сенсорику:

Ø  Пирамидки. Покажите, как собирается, расскажите, что кольца нанизываются в порядке уменьшения. Предложите повторить увиденное.

Ø  Конструкторы. Стройте замки и города, изучайте базовые фигуры, цвета, , величины (большое-маленькое, легкое-тяжелое).

Ø  Кубики. Сооружайте башни из разных цветов, высокие и низкие, широкие и узкие.

Ø  Шнуровки. Протягивайте шнурки в бусины. Шнуровки отлично развивают мелкую моторику, готовят руку к письму, стимулируют речевые центры.

Понравится малышам играть в «найди предмет»: давайте разные игрушки и просите отыскать в доме вещи, схожие по цвету, форме, размеру. Чем бы ребенок ни занимался в этом возрасте, комментируйте его действия, рассказывайте об окружающих предметах. Используйте образную, «сказочную» речь.

Вашему вниманию предлагаются дидактические игры, в которые вы можете играть дома вместе со своими детьми.

«Бусинки»https://documents.infourok.ru/821b8f5b-b053-465f-87f0-2e8abe833148/0/image001.jpg

Игра учит чередованию предметов по размеру. Для игры нужны веревочка или шнурок, крупные бусинки диаметром 2–3 см и в таком же количестве маленькие, около 1 см в диаметре. По расцветке и иным параметрам бусины должны быть одинаковыми. Они должны иметь отверстия для продевания.

Малышу предлагается сделать для любимой игрушки бусы. Нужно обратить внимание ребенка на то, что бусины имеют разную величину, нанизывать их на веревочку можно в разном порядке. Взрослый должен показать, как это делается. Пусть ребенок сначала попробует сначала нанизать бусинки в простом порядке: крупная, маленькая, крупная, маленькая и так далее. Затем, освоившись в процессе, малыш может придумать свою очередность нанизывания бусинок.

Если ребенок затрудняется с выполнением задания, допускает ошибки, взрослый должен ему помогать, корректировать процесс. В конце работы ребенок надевает бусы на игрушку.

«Бусинки и кубики»

Игра схожа с предыдущей, только учит чередованию предметов по форме. Нужно подготовить в равном количестве круглые бусины и кубики такой же величины, такого же цвета, а также веревочки или шнурки для изготовления бус. Взрослый обращает внимание ребенка, что материал для создания бус различается формой. Есть бусины в форме шара, а есть в форме квадрата. Взрослый показывает малышу очередность нанизывания: сначала квадрат, потом шарик, квадрат, шарик и так далее. Это простое чередование, но, поняв принцип работы, ребенок может придумать свою очередность, более сложную.

«Разноцветные крышечки»

Игра учит различению основных цветов. Для игры нужны ведерки или другие любые емкости красного, зеленого, синего и желтого цветов, а также крышечки из-под пластиковых бутылок, окрашенных аналогично. Перед игрой крышечки нужно высыпать в кучку, перемешать. Взрослый берет произвольную крышечку, спрашивает, какого она цвета, предлагает рассортировать крышечки по ведеркам (емкостям), учитывая окраску игрового материала.

Завершив сортировку, малыш и взрослый заглядывают в ведерки, смотрят, не оказалось ли там неправильной крышечки. Если нашлась такая крышка, ее нужно переложить в правильную емкость.

      «Подбери фигуру»

В игре закрепляются представления о геометрических формах.

Для игры нужны: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона и карточки с контурами геометрических форм или есть готовая игра, которую можно купить в магазине.

Взрослый показывает ребенку фигуры, обводит каждую пальцем, называет ее, затем предлагает малышу разложить все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались. Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывать («прятать») ее на начерченную фигуру или вкладывать в окошечко.

«Чудесный мешок»https://documents.infourok.ru/821b8f5b-b053-465f-87f0-2e8abe833148/0/image004.png

Игра формирует умение тактильно, без задействования органов зрения, определять формы предметов. Для игры требуются некрупные предметы разных геометрических форм, например, шары, кубики и другие разные предметы. Эти предметы должны быть знакомы детям. Также для игры понадобиться красивый мешок, в который нужно положить все подобранные предметы.https://documents.infourok.ru/821b8f5b-b053-465f-87f0-2e8abe833148/0/image002.pnghttps://documents.infourok.ru/821b8f5b-b053-465f-87f0-2e8abe833148/0/image003.pnghttps://documents.infourok.ru/821b8f5b-b053-465f-87f0-2e8abe833148/0/image006.png

Сначала ребенок, опустив руку в мешок, должен нащупать предмет, назвать его, потом вытащить и показать. Далее игра усложняется, взрослый называет предмет, который нужно вытащить.

 Таким образом, дидактические игры способствуют сенсорному развитию детей и решают следующие задачи:

Ø  формируют навык сравнения и группирования предметов;

Ø  закрепляют представления о палитре, о цветовых свойствах объектов;

Ø  закрепляют представления о геометрических формах;

Ø  улучшают зрительную и моторную координации;

Ø  совершенствуют мелкую моторику и тактильное восприятие;

Ø  воспитывают усидчивость, внимательность

Шестернина И.А., воспитатель первой  младшей группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для детей раннего возраста

В процессе действий с предметами ребёнок учится различать их форму. Малыша необходимо научить таким действиям, при котором он мог бы понять, что от умения определять форму зависит результат его ...

Практическое занятие для молодых родителей детей 2-3 лет «Бизиборд – дидактические игры для детей раннего возраста»

    Бизиборд предназначался для того, чтобы ребенок ознакомился с бытовыми предметами в максимально безопасной форме. Поэтому в оригинале такая развивающая доска должна содержать все ...

«Лучшая научно-исследовательская или дидактическая игра». Дидактическая игра для детей раннего возраста «Нарядим ёлочку».

Дидактическая игра:-обеспечивает накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и ...

Практическое занятие для молодых родителей детей 2-3 лет «Бизиборд – дидактические игры для детей раннего возраста.

Бизиборд предназначен для интеллектуального развития малышей через решение простых бытовых задач, развитие мелкой моторики рук и стимуляции познавательного развития ребенка....

Мастер – класс для педагогов на тему: создание дидактической игры для детей раннего возраста по познавательному развитию «Познаем, играя!»

Мастер – класс для педагогов на тему: создание дидактической игры для детей раннего возраста по познавательному развитию «Познаем, играя!»...