"Приобщение дошкольников к культурному наследию своего народа посредством дидактических игр"
учебно-методический материал (средняя, старшая группа)
«Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»
В. А. Сухомлинский.
Национальная культура - это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору; это ценность, которую нужно беречь и предавать их поколения в поколения.Приобщение дошкольников в современном обществе к национальной культуре становится сегодня очень актуальной задачей. Ведь каждый народ не просто хранит свои традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, для того чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; реализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой.
Дидактические игры могут служить одним из средств приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям, что помогает педагогу решать следующие задачи:
• Формировать познавательный интерес к культуре своего народа, его традициям, ценностям, быту, обогащать знания детей об истрии возникновения своего народа.
• Дать детям представление об уникальности; учить использовать в самостоятельной деятельности дидактические игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор детей.
• Способствовать развитию творческих способностей детей, стремлению больше узнать о родном крае.
• Воспитывать интерес к дидактическим играм и бережное отношение к культурному наследию своего народа.
В работе по приобщению дошкольников к культурному наследию через дидактические игры целесообразно использовать следующие методы:
• словесный (рассказ, беседа, разучивание потешек, закличек и т. д.):
• наглядный (рассматривание иллюстраций художников, чтение стихов и сказок поэтов и писателей родного края, просмотр мультфильмов, рассматривание предметов старинной утвари, мебели, костюмов, орнаментов, использование презентаций). Например чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом:"Укрась одежду национальным узором","Сложи одежду","Сортируй узоры","Исправь ошибку"(национальные куклы одеты неправильно), « Собери узор» и т.д.
• практический (изготовление атрибутов к играм, проведение праздников и развлечений, консультации и семинары для родителей и педагогов).
Таким образом, для приобщения детей к истокам народной культуры, определяются следующие направления работы:
- Знакомство с татарским народным бытом;
- Знакомство с обычаями и традициями, с народным творчеством;
- Знакомство с татарским народным национальным костюмом, его элементами.
Таким образом, опыт работы по приобщению детей к татарской народной культуре является результатом многолетних наблюдений и практических наработок, в основе которых лежит формирование духовно-нравственного здоровья детей и развитие ребенка как личности, его социализация. Приобщая детей к истокам родной национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа "Земля русская".
Данный проект направлен на получение и закрепление знаний о культуре русского народа, на проявление инициативы детей через пробщение их к истокам культуры, на активное участие родите...
Духовно - нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культурному наследию своего народа. День матери.
quot;Традиции и новации: культура, общество, личность." Российский праздник "День матери" Консультация для родителей и сценарий развлечения ....
Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа "Живые страницы русской старины "
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творчес...
Статья "Приобщение дошкольников к культурному наследию своей родины."
Приобщение дошкольников к культурному наследию своей родины....
Приобщение детей к культурному наследию своего народа через книгу
Как научить ребенка содержательно, грамматически связно и последовательно излагать свои мысли? Какие книги должны быть в домашней библиотеке малыша? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в этой по...
«Приобщение дошкольников к культурному наследию мордовского народа»
Реализация проекта позволит объединить усилия ДОО и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народному искусству и культуре мордовского народа, ее материальным и д...
Приобщение дошкольников к культурному наследию чувашского народа.
Приобщение дошкольников к культурному наследию чувашского народа....