"Приобщение дошкольников к культурному наследию своего народа посредством дидактических игр"
учебно-методический материал (средняя, старшая группа)

Анисимова Людмила Владимировна

 

«Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»

В. А. Сухомлинский.

Национальная культура - это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору; это ценность, которую нужно беречь и предавать их поколения в поколения.Приобщение дошкольников в современном обществе к национальной культуре становится сегодня очень актуальной задачей. Ведь каждый народ не просто хранит свои традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, для того чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; реализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой.

Дидактические игры могут служить одним из средств приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям, что помогает педагогу решать следующие задачи:

• Формировать познавательный интерес к культуре своего народа, его традициям, ценностям, быту, обогащать знания детей об истрии возникновения своего народа.

• Дать детям представление об уникальности; учить использовать в самостоятельной деятельности дидактические игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор детей.

• Способствовать развитию творческих способностей детей, стремлению больше узнать о родном крае. 

• Воспитывать интерес к дидактическим играм и бережное отношение к культурному наследию своего народа.

В работе по приобщению дошкольников к культурному наследию через дидактические игры целесообразно использовать следующие методы:

• словесный (рассказ, беседа, разучивание потешек, закличек и т. д.):

• наглядный (рассматривание иллюстраций художников, чтение стихов и сказок поэтов и писателей родного края, просмотр мультфильмов, рассматривание предметов старинной утвари, мебели, костюмов, орнаментов, использование презентаций). Например чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом:"Укрась одежду национальным узором","Сложи одежду","Сортируй узоры","Исправь ошибку"(национальные куклы одеты неправильно), « Собери узор» и т.д.

• практический (изготовление атрибутов к играм, проведение праздников и развлечений, консультации и семинары для родителей и педагогов).

Таким образом, для приобщения  детей к истокам народной культуры, определяются следующие направления работы:

- Знакомство с татарским народным бытом;

- Знакомство с обычаями и традициями, с народным творчеством;

 

 - Знакомство с татарским народным национальным костюмом, его элементами.

Таким образом, опыт работы по приобщению детей к татарской народной культуре является результатом многолетних наблюдений и практических наработок, в основе которых  лежит формирование духовно-нравственного здоровья детей и развитие ребенка как личности, его социализация.                                                            Приобщая детей к истокам родной национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа "Земля русская".

Данный проект направлен на  получение  и  закрепление знаний о культуре русского народа, на проявление инициативы детей через пробщение их к истокам культуры, на активное участие родите...

Духовно - нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культурному наследию своего народа. День матери.

quot;Традиции и новации: культура, общество, личность." Российский праздник "День матери" Консультация для родителей и сценарий развлечения ....

Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа "Живые страницы русской старины "

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творчес...

Статья "Приобщение дошкольников к культурному наследию своей родины."

Приобщение дошкольников к культурному наследию своей родины....

Приобщение детей к культурному наследию своего народа через книгу

Как научить ребенка содержательно, грамматически связно и последовательно излагать свои мысли? Какие книги должны быть в домашней библиотеке малыша? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в этой по...

«Приобщение дошкольников к культурному наследию мордовского народа»

Реализация проекта позволит объединить усилия ДОО и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народному искусству и культуре мордовского народа, ее материальным и д...

Приобщение дошкольников к культурному наследию чувашского народа.

Приобщение дошкольников к культурному наследию чувашского народа....