Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Шадринский пряник»
план-конспект занятия (старшая группа)

Усынина Марина Викторовна

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Шадринский пряник»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Умка»

Конспект

занятия по познавательному развитию на тему:

«Шадринский пряник»

Возрастная группа: старшая (5-6 лет)

Методист: М.В. Усынина

г. Шадринск

Цель: ознакомление детей с русским народным пряничным ремеслом 
Задачи:

Обучающие:

1. Знакомить с традициями русского народа на примере изготовления пряников в Шадринке.

2. Формировать умение детей лепить пряники из соленого теста.

Развивающие: 

1. Развивать интерес к русской народной культуре.

2. Содействовать развитию воображения при украшении пряника.

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук. 

Воспитывающие: 

1. Воспитывать уважение к труду пряничных мастеров, гордость за их успехи, желание сохранять народное искусство.

Материалы и оборудование: костюм Хозяюшки, мультимедийная презентация «Шадринский пряник», баночки с пряностями (корица, ванилин, мята, пряники разной формы, расписной сундучок, поднос, угощение для детей (шадринские пряники). Раздаточный материал для детей: готовое тесто для сладких пряников, кондитерская посыпка, формочки, скалки, мука, дощечки, салфетки.

ТСО: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация об истории пряничного промысла.

Предварительная работа: чтение пословиц, поговорок о хлебе, разучивание стихов, беседа с родителями, бабушками, дедушками о хлебе.

Словарная работа: печатные, лепные, вырезные, силуэтные, пряничные доски, козули, пряности, ароматный.

Ход ОД

Воспитатель одет в русский народный костюм, встречает детей с поклоном. 

Воспитатель: Здравствуйте, люди добрые, гости званые, гости желанные! Зовусь Марьей - искусницей, приглашаю вас к себе в гости, изба моя не простая, изба моя – мастеровая.  Проходите, мои детушки.

На Руси принято угощать гостей чаем. Вот и я  постелила на стол праздничную скатерть, поставила самовар и конечно же пряники.

Ой, какие пряники!

 Пряники печатные!  До того нарядные!

 Мы не сразу их съедим, а сначала  поглядим.

- Скажите, пожалуйста, как раньше называли пряники? (Медовики)

- Почему их стали называть именно пряниками? (Потому, что в них добавляли разные пряности)

- Какие пряности в них ложили?

- Давайте рассмотрим пряники  -  какой они  формы, на что похожи.

Рассматриваем вместе с детьми пряники, обращая внимание на форму, размер, на что похожи,, побуждая детей использовать сравнения – как цветочек, как сердечко и т.п.)

Дети садятся на стульчики к экрану.

Просмотр презентации.

Воспитатель: В начале XX века в Шадринском уезде создается пряничное производство. В 1908 г. В Шадринске было около десяти пряничных заведений, который производили до 65 тысяч пудов пряников. Также пряники выпускали  в Мехонском, Каргапольских  селах. Для производства пряников использовались мука, крупчатка, патока, изюм. Пряники производили не круглый год, а с октября по июль. Патоку производили в курганском уезде из картофеля.

Воспитатель: Была еще  одна очень давняя традиция – украшать пряниками новогоднюю елку. Новый год у ворот, а дел еще невпроворот. Поможете мне напечь пряников сладких для украшения новогодней елки?

- Я вас сейчас научу стряпать пряники. Поможет мне в этом веселая игра. Становитесь дети в круг.

Подвижная игра «Замеси тесто»

На столе стояла миска - идут по кругу

Ну а в миске пусто

Завести нам тесто надо -  в другую сторону

Будет очень вкусно

Чтоб фигуристый и ярок - рисуют в воздухе

Получился русский пряник

Тесто нужно нам размять - мнут

Скалкой нужно раскатать - раскатывают

Другим боком повернуть - поворачивают

И еще чуть - чуть катнуть - раскатывают

А потом,  а потом в руки формочки возьмем

На тесто мы ее поставим и немножечко надавим - давят

А теперь смотрите сами пряник прямо перед нами

И чтоб радовал он взгляды

Нам украсит его надо - тычки в воздухе по кругу

Воспитатель: Ну что, добры молодцы, да красны девицы, запомнили как готовятся пряники?  Чтоб нам правильно все сделать давайте с вами повторим,  что сначала нужно сделать? А потом? (Ответы детей)

Воспитатель показывает по этапное выполнение силуэтного пряника из готового сладкого теста с помощью формы. Закрепляет приемы лепки с детьми: скатывание, раскатывание, сплющивание; работу стекой. 

Воспитатель: Мой пряник получился какой-то скучный и некрасивый что то я забыла сделать? (Варианты ответов детей)

- Вот интересно, а как  пряник  на елочку мне повесить? Что нужно сделать?

Воспитатель: За работу добрый люд! Никто в стороне не останется, каждому дело достанется! Проходите в мастерскую, будете сегодня добрыми пекарями. Напечем пряников, чтобы украсить новогоднюю елку. 

Воспитатель: Подходите к своим стульчикам, надевайте шапочки и фартучки, садитесь на свои места и принимайтесь за работу.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Мороки бояться  - пряника  не видать.

          Тарас есть пряники  горазд,  а Федот и каше  рад.

          Без работы пряников не поешь.

Воспитатель: Ай да молодцы!  Славно потрудились. Похвалите-ка пряники!  

Дети читают стихотворение

          Пряники, русские пряники, -

          Пряничные избы, дома, терема,

          Часы, пастухи, паровозы,

          Рыбы, коровы, медведи и козы,

          Петухи и чудо-птицы  -  

          Вот какие небылицы!

   -  Ох  и  пряники!  Загляденье! Я их на кухню отнесу и печку попрошу: «Печка-матушка, испеки прянички»

  - А сейчас чай будем пить с пряниками. Отгадайте-ка загадку:

          У носатого Фоки постоянно руки в боки.

          Фока воду кипятит, и, как зеркало, блестит.

      -  Ну конечно же. Это самовар. Ни одно чаепитие не обходилось в прежние времена  без самовара и пряников.   А пока будет чай кипеть, да завариваться, мы с вами вымоем руки и поиграем.  

Проводится русская  народная  игра  «Пирожок»

Воспитатель: Ребятушки, все готово к чаепитию.

Дети пьют чай с пряниками

Итог занятия.

Воспитатель: Ребятушки, понравилось вам у меня в гостях?

- А чем мы с вами занимались?

- Что запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Из истории русских пряников"

В ходе занятия детей знакомят с традицией изготовления печатных пряников на Руси, с их разнообразием ( фигурные, штучные, городские, почетные; пряничные коврижки), с традициями использования пряников ...

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе «Как помочь Мишутке?»(в конспекте фото занятия)

Цель: формирование представлений об основах здоровьесбережения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Дать представление о способах укрепления и сохранения здоровья (утрен...

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»...

Конспект занятия по познавательной деятельности "Из истории русских пряников"

Знакомство детей с историей и традициями русского народа, со способами изготовления пряников, с их разными вкусовыми качествами....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект занятия по познавательному развитию детей в средней группе Тема: «Пряники русские, сладкие, мятные»

Конспект занятия по познавательному развитию детей в средней группеТема: «Пряники русские, сладкие, мятные»...