Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Шадринский пряник»
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Шадринский пряник»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Шадринский пряник» | 27.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Умка»
Конспект
занятия по познавательному развитию на тему:
«Шадринский пряник»
Возрастная группа: старшая (5-6 лет)
Методист: М.В. Усынина
г. Шадринск
Цель: ознакомление детей с русским народным пряничным ремеслом
Задачи:
Обучающие:
1. Знакомить с традициями русского народа на примере изготовления пряников в Шадринке.
2. Формировать умение детей лепить пряники из соленого теста.
Развивающие:
1. Развивать интерес к русской народной культуре.
2. Содействовать развитию воображения при украшении пряника.
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывающие:
1. Воспитывать уважение к труду пряничных мастеров, гордость за их успехи, желание сохранять народное искусство.
Материалы и оборудование: костюм Хозяюшки, мультимедийная презентация «Шадринский пряник», баночки с пряностями (корица, ванилин, мята, пряники разной формы, расписной сундучок, поднос, угощение для детей (шадринские пряники). Раздаточный материал для детей: готовое тесто для сладких пряников, кондитерская посыпка, формочки, скалки, мука, дощечки, салфетки.
ТСО: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация об истории пряничного промысла.
Предварительная работа: чтение пословиц, поговорок о хлебе, разучивание стихов, беседа с родителями, бабушками, дедушками о хлебе.
Словарная работа: печатные, лепные, вырезные, силуэтные, пряничные доски, козули, пряности, ароматный.
Ход ОД
Воспитатель одет в русский народный костюм, встречает детей с поклоном.
Воспитатель: Здравствуйте, люди добрые, гости званые, гости желанные! Зовусь Марьей - искусницей, приглашаю вас к себе в гости, изба моя не простая, изба моя – мастеровая. Проходите, мои детушки.
На Руси принято угощать гостей чаем. Вот и я постелила на стол праздничную скатерть, поставила самовар и конечно же пряники.
Ой, какие пряники!
Пряники печатные! До того нарядные!
Мы не сразу их съедим, а сначала поглядим.
- Скажите, пожалуйста, как раньше называли пряники? (Медовики)
- Почему их стали называть именно пряниками? (Потому, что в них добавляли разные пряности)
- Какие пряности в них ложили?
- Давайте рассмотрим пряники - какой они формы, на что похожи.
Рассматриваем вместе с детьми пряники, обращая внимание на форму, размер, на что похожи,, побуждая детей использовать сравнения – как цветочек, как сердечко и т.п.)
Дети садятся на стульчики к экрану.
Просмотр презентации.
Воспитатель: В начале XX века в Шадринском уезде создается пряничное производство. В 1908 г. В Шадринске было около десяти пряничных заведений, который производили до 65 тысяч пудов пряников. Также пряники выпускали в Мехонском, Каргапольских селах. Для производства пряников использовались мука, крупчатка, патока, изюм. Пряники производили не круглый год, а с октября по июль. Патоку производили в курганском уезде из картофеля.
Воспитатель: Была еще одна очень давняя традиция – украшать пряниками новогоднюю елку. Новый год у ворот, а дел еще невпроворот. Поможете мне напечь пряников сладких для украшения новогодней елки?
- Я вас сейчас научу стряпать пряники. Поможет мне в этом веселая игра. Становитесь дети в круг.
Подвижная игра «Замеси тесто»
На столе стояла миска - идут по кругу
Ну а в миске пусто
Завести нам тесто надо - в другую сторону
Будет очень вкусно
Чтоб фигуристый и ярок - рисуют в воздухе
Получился русский пряник
Тесто нужно нам размять - мнут
Скалкой нужно раскатать - раскатывают
Другим боком повернуть - поворачивают
И еще чуть - чуть катнуть - раскатывают
А потом, а потом в руки формочки возьмем
На тесто мы ее поставим и немножечко надавим - давят
А теперь смотрите сами пряник прямо перед нами
И чтоб радовал он взгляды
Нам украсит его надо - тычки в воздухе по кругу
Воспитатель: Ну что, добры молодцы, да красны девицы, запомнили как готовятся пряники? Чтоб нам правильно все сделать давайте с вами повторим, что сначала нужно сделать? А потом? (Ответы детей)
Воспитатель показывает по этапное выполнение силуэтного пряника из готового сладкого теста с помощью формы. Закрепляет приемы лепки с детьми: скатывание, раскатывание, сплющивание; работу стекой.
Воспитатель: Мой пряник получился какой-то скучный и некрасивый что то я забыла сделать? (Варианты ответов детей)
- Вот интересно, а как пряник на елочку мне повесить? Что нужно сделать?
Воспитатель: За работу добрый люд! Никто в стороне не останется, каждому дело достанется! Проходите в мастерскую, будете сегодня добрыми пекарями. Напечем пряников, чтобы украсить новогоднюю елку.
Воспитатель: Подходите к своим стульчикам, надевайте шапочки и фартучки, садитесь на свои места и принимайтесь за работу.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Мороки бояться - пряника не видать.
Тарас есть пряники горазд, а Федот и каше рад.
Без работы пряников не поешь.
Воспитатель: Ай да молодцы! Славно потрудились. Похвалите-ка пряники!
Дети читают стихотворение
Пряники, русские пряники, -
Пряничные избы, дома, терема,
Часы, пастухи, паровозы,
Рыбы, коровы, медведи и козы,
Петухи и чудо-птицы -
Вот какие небылицы!
- Ох и пряники! Загляденье! Я их на кухню отнесу и печку попрошу: «Печка-матушка, испеки прянички»
- А сейчас чай будем пить с пряниками. Отгадайте-ка загадку:
У носатого Фоки постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит, и, как зеркало, блестит.
- Ну конечно же. Это самовар. Ни одно чаепитие не обходилось в прежние времена без самовара и пряников. А пока будет чай кипеть, да завариваться, мы с вами вымоем руки и поиграем.
Проводится русская народная игра «Пирожок»
Воспитатель: Ребятушки, все готово к чаепитию.
Дети пьют чай с пряниками
Итог занятия.
Воспитатель: Ребятушки, понравилось вам у меня в гостях?
- А чем мы с вами занимались?
- Что запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Из истории русских пряников"
В ходе занятия детей знакомят с традицией изготовления печатных пряников на Руси, с их разнообразием ( фигурные, штучные, городские, почетные; пряничные коврижки), с традициями использования пряников ...
Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе «Как помочь Мишутке?»(в конспекте фото занятия)
Цель: формирование представлений об основах здоровьесбережения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Дать представление о способах укрепления и сохранения здоровья (утрен...
Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»
Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»...
Конспект занятия по познавательной деятельности "Из истории русских пряников"
Знакомство детей с историей и традициями русского народа, со способами изготовления пряников, с их разными вкусовыми качествами....
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...
Конспект занятия по познавательному развитию детей в средней группе Тема: «Пряники русские, сладкие, мятные»
Конспект занятия по познавательному развитию детей в средней группеТема: «Пряники русские, сладкие, мятные»...