Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "К истокам татарской народной культуры"
методическая разработка (подготовительная группа)

Уразаева Маргарита Николаевна

Данная тема выбрана не случайно, её считают очень актуальной. В последнее время в нашей жизни произошли перемены к лучшему. Возрождаются забытые народные традиции и обычаи, знакомиться с которыми необходимо не только детям, но и их родителям. Много родителей, которые не могут общаться даже на родном языке. Современные концепции личности ребенка, а так же региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включения отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни.

     Обращение к воспитательным традициям татарского народа  отражает глубинные процессы пробуждения национального самосознания татар. Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой народов становиться важным направлением социального воспитания.

Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_istokam_tatarskoy_narodnoy_kultury_-_kopiya.docx63.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №25 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»

 Республики Татарстан

Проект

 по нравственно-патриотическому

воспитанию дошкольников

«К ИСТОКАМ ТАТАРСКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

                                                                    Автор:

                                                                      Уразаева М.Н., старший воспитатель

                                                                  МБДОУ «Детский сад №25»

РТ, г.Лениногорск, 2023 г.

ПЛАН ПРОЕКТА

1.     Актуальность темы

2.     Цели и задачи

3.     Этапы проведения

4.     Формы работы по реализации проекта

5.      Описание хода и результатов работы

6.     Итоги

7.    Литература

Актуальность проекта

    Данная тема выбрана не случайно, её считают очень актуальной. В последнее время в нашей жизни произошли перемены к лучшему. Возрождаются забытые народные традиции и обычаи, знакомиться с которыми необходимо не только детям, но и их родителям. Много родителей, которые не могут общаться даже на родном языке. Современные концепции личности ребенка, а так же региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включения отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни.

     Обращение к воспитательным традициям татарского народа  отражает глубинные процессы пробуждения национального самосознания татар. Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой народов становиться важным направлением социального воспитания.

Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

     Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих ( Д.Б.Эльконин, Р.Е. Левина, А.П.Усова, Е.И.Тихеева и др). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведение народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти-шести лет.

     К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше и меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становиться еще актуальнее.

В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину при ознакомлении старших дошкольников с народным творчеством, педагогами не обращается внимание на жанровые и языковые особенности.  Их использование зачастую сводиться лишь к заучиванию пословиц, загадок, поговорок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми.

      Поэтому у педагогов возникает потребность в развитии речи детей средствами народного творчества. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса.

ЦЕЛЬ:    

воспитание нравственно-патриотических чувств через национальную культуру татарского народа, для выявления оптимальных условий развития речи детей с помощью различных форм фольклора.

 

ЗАДАЧИ:

- развивать нравственность и патриотизм детей через знакомство с творчеством татарского народа, формирование первоначальных представлений об истории и культуре татарского народа;

- обучение устной речи через ознакомление с татарскими народными праздниками и национально декоративно-прикладным творчеством;

- воспитывать терпимость к разным культурам, верованиям через приобщение детей к культурно - историческим ценностям татарского народа.

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ

  1. Подготовительный этап (сентябрь)- изучение интересов детей; сбор информации; разработка программ и сценариев мероприятий.
  2. Основной этап (октябрь-февраль) (непосредственно обучение) - организация исследовательской работы; проведение мероприятий.
  1. Заключительный (февраль-март) - подведение итогов работы; оценка результатов реализации проекта, оформление фото-отчетов выставок.

 

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 Для достижения поставленных целей и задач требуется комбинация нескольких форм работ, которые охватывают не только саму работу непосредственно с детьми, но включают в работу родителей и остальных педагогов дошкольного образовательного учреждения. Только при сочетании этих трех факторов, достижение целей и задач будет наиболее оптимальным.   В данном проекте использованы три формы работы:

 

        

Деятельность воспитателя по обучению татарскому языку

Деятельность детей

Связь с другими педагогами

Работа с родителями

Знакомство с народным творчеством через чтение сказок, рассматривание иллюстраций, повтор содержания.

Слушают, рассматривают иллюстрации. Рассказывают о чем сказка.

Воспитатель закрепляет звуки

Создание информационного стенда, консультации, анкетирование, просмотр открытых мероприятий.

Разучивание пословиц, поговорок.

Заучивают пословицы и поговорки.

Проговаривание и пропевание на музыкальных занятиях и в режимные моменты.

Закрепление разученных пословиц и поговорок с родителями дома

Ознакомление с татарским орнаментом.

Рассматривание изделий с татарским орнаментом, рисование элементов орнамента.

Использование полученных знаний на занятиях.

Изготовление альбома с образцами татарского орнамента.

Фотоальбом «Народные праздники в детском саду».

Рассматривание альбома, высказывания детей.

Проведение народных праздников «Навруз», «Сабантуй», «Карга  боткасы»

Организация фотовыставки «Семейные народные праздники».

Постановка театрализованных представлений.

Участие детей в представлении.

Участие педагогов в театральных представлениях

Участие родителей в театральных представлениях, совместное изготовление масок и атрибутов для театра

Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством.

Рассматривание изделий народного промысла.

Изготовление изделий народного промысла

Организация выставки изделий народного промысла.

РЕЗУЛЬТАТ  РАБОТЫ

        Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народным традициям, укладом жизни и, таким образом, формируем любовь к малой и большой Родине.

     Прежде всего мы обновили в группах уголки ЭРС, где окружающие предметы впервые пробуждают душу ребенка, воспитывают в ней чувство красоты, любознательность. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого татарского народа (Приложение №1). 

   В соответствии с требованиями МО и НРТ, авторами УМК оформлен кабинет по обучению татарскому языку. Предметно-развивающая среда в кабинете эстетично оформлена, доступно расположен материал. В кабинете татарского языка имеются дидактические игры, символика РТ. Для повышения эффективности образовательного процесса воспитатель по обучению татарскому языку использует информационно - коммуникативные технологии: компьютер, Интернет, телевизор, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуальное оборудование, то есть все то, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Воспитатель по обучению татарскому языку применяет разные формы и методы в зависимости от намеченных целей и поставленных задач. Также учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей (Приложение №2).

 Также созданы условия для обучения детей татарскому языку в музыкальном и физкультурном залах. Имеется картотека татарской музыки: детская эстрадная, народная, классическая («Шома бас», «Зурбүләк»). Имеются портреты татарских композиторов-классиков и современных композиторов: Салих Сайдашев, Рустам Яхин, Фарид Яруллин; нотная литература в соответствии с регионально-национальном компонентом; музыкальные инструменты: курай, ударные и шумовые. Пополнена развивающая предметная среда яркими картинками («Төлке бии», «Әтәч җырлый»), что привлекает ребенка, вызывает интерес, и стимулирует реальное общение на татарском языке.

    На стенах закреплены лексические минимумы татарских слов для каждого возраста детей, которые музыкальный руководитель использует на каждом музыкальном занятии.

В физкультурном зале имеются пиктограммы для педагогов (беги, стой, иди, сиди, играй), картинки для детей (я иду, я бегу, я стою, я сижу, я играю).

    Создана картотека подвижных игр народов Поволжья.

Индивидуальная работа по закреплению пройденного материала на занятиях по татарскому языку отражена в календарных планах музыкального руководителя и инструктора по физкультуре (Приложение №3) 

 Для реализации поставленных задач мы объединяем усилия педагогов и  родителей, являющихся нашими единомышленниками,  заинтересованными в реализации проекта. Формы работы разнообразны. В приёмных групп оформлен стенд «Татарча сөйләшәбез», где представлена информация об официальном сайте, консультации, информация для родителей об онлайн – уроках татарского языка «С нуля!» (Ана  - теле); словарный минимум для каждой возрастной категории детей и консультации для родителей о новых подходах в обучении государственным языкам в РТ и мультимедийных ресурсах нового поколения по обучению детей татарскому языку, формы и методы работы с детьми дома. Информация оформляется так же в виде папки-передвижки, ширм.

     У родителей повысился интерес к народному творчеству и  речевому развитию детей. Они с удовольствием заучивают скороговорки, потешки, поговорки, пословицы  (Приложение №4). 

      В своей работе мы широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и др.) В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты татарского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу и нежность (Приложение №5).

     Большое внимание в своей работе Детский сад уделяет приобщению детей к народной культуре через народные праздники и традиции. В них фокусируется накопленные веками наблюдения характерными особенностями времен года, поведение птиц. Причем эти наблюдения связаны трудом и различными сторонами общественной жизни человека (Приложение № 6).

     Особую роль отводим ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным промыслом. Так как предметы искусства и ремесленного дело является своеобразной связующей нитью культурной жизни татарского народа в прошлом и настоящем, в них отражаются традиции, история, любимая цветовая гамма народа (Приложение №7).

Практика показала, что для всестороннего развития ребенка особое значение приобретают игры - забавы с использованием народного творчества.

Мы старались вводить в игры хорошо известные детям поговорки, пословицы, чтобы дать возможность проявить речевую активность (Приложение №8).

     Использование малых форм народного творчества в театрализованной деятельности (игры, драматизации, концерты, праздники), где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи .

В рамках социального партнертсва налажена тесная связь с краееведческим музеем, центральной и детской библиотеками, СОШ №8. Дети регулярно посещают тематические мероприятия (Приложение № 9). 

     Итак, использование народного творчества в развитии речи детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них.

ЛИТЕРАТУРА

1. Т.Н.Образцова «Ролевые игры для детей», Москва 2005 год.

2. Файзуллина Р.Ш. «Татарский народный орнамент»- пособие для воспитателей детских садов, Казань 1984 г.

3. В.Г.Гомәрова, Ф.Я.Зарипова «Бәйрәмнәр бәйләме” Казан, Мәгариф 2005 ел.

4. Р.Ф.Ягъфәрова “Балалар фольклоры” Казан, Мәгариф 2000 ел.

5. К.В.Закирова, Р.Ә. Кадыйрова “Әхлакнигезе- матур гадәт” Казан, Мәгариф 1998 ел.

6. Д.М.Исхаков “Этнография татарского народа” Казань, Магариф 2004 год.

7. Ф.С.Баязитова “Народные обряды” Казань, татрское книжное издательство, 1995 год.

8. Г.Г.Гәрәева “Уйный-уйный укыйбыз” Казан, “Яңалиф” 2007 ел.

9. К.В.Закирова “Уйный-уйный үсәбез” Казан, Мәгариф, 2005 ел.

10. К.В.Закирова “Күңел ачыйк бергәләп” Казан, Мәгариф, 2003 ел.

11. К.В.Закирова, С.М.Гаффарова “Әткәм-әнкәмнең теле” Казан, Мәгариф, 1997 ел.

12. Нурия Сергеева “Веков связующая нитҗ. Татарское декоративное и изобразительное искусство для детского творчества” Казань, 2004  год.

13. Ф.Ф.Харисова “Национальная культура и образование” Москва, 2000год.

14. Н.А.Кузьменко, Л.А.Кошмак “Приезжайте к нам в Казань” Казань, 2004 год.

15. Девятых Л.И., Белоглазов А.В. “Казань- времен связуюая нить”, 2000 год

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Матрешка - приобщение детей к истока русской народной культуры"

Ознакомление детей с русской игрушкой матрешкой - это одна из частей приобщения детей к истокам русской народной культуры...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуре "Мои истоки" в средней группе

Проект расчитан  с сентября по май. Один раз в месяц дети проводят день в русских народных костюмах, приобщаясь к истокам через разные виды деятельности....

Педагогический проект на тему "Приобщение к истокам русской народной культуры"

laquo;Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова,сердце преисполняется чувством изящного, пусть народная поэзия действует на них как музыка».        ...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

Проект для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) «К истокам татарской народной культуры»

   На наш взгляд в настоящее время, как никогда, актуальна проблема гражданской самоидентификации детей дошкольного возраста и их родителей. А также потребность в изучении собственных...

Проект для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) «К истокам татарской народной культуры»

На наш взгляд в настоящее время, как никогда, актуальна проблема гражданской самоидентификации детей дошкольного возраста и их родителей. А также потребность в изучении собственных истоков и наследия ...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

      Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что н...