Педагогический проект на тему "Приобщение к истокам русской народной культуры"
проект
«Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова,сердце преисполняется чувством изящного,
пусть народная поэзия действует на них как музыка».
В.Г.Белинский.
Актуальность:
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.
Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т.е. воздействия на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.
Постановка проблемы:
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России, будут жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России.
Цель проекта:
Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры.
Задачи проекта:
I. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
II. Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
III. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в детских садах уютной домашней обстановки с предметно – развивающей средой
IV. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.
Планируемый образовательный результат:
- Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
- Формирование чувств национального достоинства.
- Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.
- Широкое использование всех видов фольклора.
- Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
Программа реализации педагогического проекта:
I. Изучение психолого-педагогической литературы по проблемам проекта.
II. Изучение положительного педагогического опыта, использование народного фольклора для воспитания детей дошкольного возраста.
III. Изучение традиций народного семейного воспитания.
IV. Разработка плана работы с детьми.
Основные формы работы с детьми:
I. Непосредственно-образовательная деятельность:
1. Беседы, рассматривание картин, иллюстраций, наглядно-дидактического материала по темам:
«Знакомство с родным краем»;
«Знакомство с декоративно – прикладным искусством»;
«Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше" (места проживания, строительство жилища);
«В гостях хорошо, а дома лучше" (быт и основные занятия русских людей);
«Какова пряха - такова на ней и рубаха» (история русского народного костюма);
«Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги – тачать пирожник» (история мужской и женской обуви);
«Не по Сеньке шапка» (история головных уборов);
«Не до шутки, когда пусто в желудке» (история русской кухни).
2. Художественное творчество детей:
Рисование на темы:
- «Русская матрёшка»
- «Городецкая роспись»
- «Это чудо – Гжель»
- «Роспись дымковских игрушек»
Лепка на темы:
- «В гостях у сказки»
- «Дымковские игрушки»
Аппликация на темы:
- «Орнаменты для сарафанов и кокошников»
- «Украшение дымковских игрушек»
II. Проведение праздников и развлечений:
- «Три встречи осени»
- «Покров»
- «Рождественские посиделки»
- «Русская ярмарка»
- «Фольклорный праздник».
- «Широкая масленица»
- «Готовимся к Пасхе»
- «Яблочный спас»
- «Василисушки»
III. Игровая деятельность:
Дидактические игры:
- «Чей костюм», «Укрась кокошник», «Составь узор»
Подвижные народные игры:
- «Гуси-лебеди», «Горелки», «Заря-заряница», «Пятнашки», «Краски», «Колокольцы»
Игры-драматизации:
- по русским народным сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок» и т.д.
IV. Знакомство с художественной литературой:
- знакомство с малыми фольклорными формами (потешками, песенками, пословицами, поговорками, прибаутками, закличками);
- чтение русских народных сказок: «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой» и т.д., стихов.
V. Конкурс детских рисунков по мотивам народных росписей:
- «Синие цветы Гжели»
- «Золотая Хохлома»
VI: Выставки:
- «Умелые руки не знают скуки»
- «Зимний вернисаж»
- «Пасхальные композиции»
VII: Экскурсии:
- в краеведческий музей;
- в выставочный зал;
Система работы с родителями:
- Анкетирование родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры».
- Беседа за круглым столом: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».
- Совместные посиделки с родителями и детьми:
- «Я – семья – род – народ»
- «Русская народная песня» (колыбельная, частушки)
- «Русский самовар и чаепитие на Руси» -
- «Без примет ходу нет (народные приметы)
1. Совместное посещение родителями, детьми и педагогами выставок, художественного и фото творчества.
2. Проведение совместной выставки «Народные игрушки своими руками».
3. Проведение родительских собраний на тему:
-«Приобщение детей к русской культуре и декоративно-прикладное творчество»
-«Особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте»
Консультации для родителей:
- « Народные игры»
- «Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом»
- «Русские народные праздники»
- « Из истории русского народного костюма»
- « Русская народная игрушка»
Механизм оценки результатов:
Психолого-педагогическая диагностика.
- диагностические задания;
- анкетирование родителей;
- тестовые работы;
- наблюдения;
- опросник детей;
Дальнейшее развитие проекта.
I. Продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры, развивая личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
II. Формировать умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.
III. Проводить мероприятия по этнокультуре с детьми и родителями.
IV. Создать музей русской старины и уголок русской избы.
Литература:
- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
- Клиенов А. П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
- Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003.
- Комарова Т. С.Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. Москва. Педагогика, 1990.
- Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.
- Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. Детство – Пресс, 2000.
- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
- Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. Москва. Русский язык, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры":«Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».
Выступление на педсовете "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (краткая форма)....
Проект " Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники"
Проект "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники"...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Приобщение детей к истокам русского народного творчества в старшей группе на тему «Русская матрёшка»
Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем-либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой ...
Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредствам устного народного творчества и искусства» (Средний возраст)
Развитие творческих способностей у взрослых и детей по средствам приобщения к декоративно-прикладному искусству русского народа, художественной литературы, русских народных праздников, малого фольклор...
Познавательный педагогический проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»
Цель проекта: Приобщение детей к истокам русских национальных традиций, посредством создания развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ.Задачи проекта: Обучающие:- Дать детя...
ПРОЕКТ « ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»
Приобщение детей к русской народной культуре является одной из актуальных задач дошкольного воспитания в детском саду. В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде,...
Выступление на педагогическом совете " Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
Вопитание детей посредствам приобщения детей к истокам народной культуры. Знакомство с историей, традициями русской народной культуры. Значение и влияние корней нашего народа на формирование нрав...