Педагогический проект на тему "Приобщение к истокам русской народной культуры"
проект

Бобаруева Марина Анатольевна

 «Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова,сердце преисполняется чувством изящного,

 пусть народная поэзия действует на них как музыка».                              

            В.Г.Белинский.                                           

Актуальность:                                                                                                                         

 Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.

 Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т.е. воздействия на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.                                                                                                         

Постановка   проблемы:                                                                                                    

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России, будут жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России.

 

Цель проекта:

Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами  приобщении  детей  к истокам  русской  народной  культуры.

 

Задачи проекта:

I. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.

II. Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.

III. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в детских садах уютной домашней обстановки с предметно – развивающей средой

IV. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.

 

Планируемый образовательный результат:

- Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.

- Формирование чувств национального достоинства.                                                                       

-  Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.

-   Широкое использование всех видов фольклора.

-  Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

 

Программа реализации педагогического проекта:

 I. Изучение психолого-педагогической литературы по  проблемам проекта.

II. Изучение положительного педагогического опыта, использование народного фольклора для воспитания детей дошкольного возраста.

III. Изучение традиций народного семейного воспитания.

IV. Разработка плана работы с детьми.

 

Основные формы работы с детьми:

I. Непосредственно-образовательная деятельность:

1. Беседы, рассматривание картин, иллюстраций, наглядно-дидактического материала по темам:                                                                                                                                     

«Знакомство с родным краем»;                                                                                              

«Знакомство с декоративно – прикладным искусством»;                                                                         

  «Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше" (места проживания, строительство жилища);                                                                                                                                                                    

«В гостях хорошо, а дома лучше" (быт и основные занятия русских людей);                                             

«Какова пряха - такова на ней и рубаха» (история  русского народного костюма);                             

«Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги – тачать   пирожник» (история мужской и женской обуви);                                                                                                               

 «Не по Сеньке шапка» (история головных уборов);                                                                       

 «Не до шутки, когда пусто в желудке» (история русской кухни). 

2. Художественное творчество детей:

    Рисование на темы:

- «Русская матрёшка»

-  «Городецкая роспись»

- «Это чудо – Гжель»

- «Роспись дымковских игрушек»

     Лепка на темы:

- «В гостях  у сказки»

- «Дымковские игрушки»

     Аппликация на темы:

- «Орнаменты для сарафанов и кокошников»

- «Украшение дымковских игрушек»

II. Проведение праздников и развлечений:

 - «Три встречи осени»

 -  «Покров»

 -  «Рождественские посиделки»         

 -   «Русская ярмарка»

 - «Фольклорный праздник».

  - «Широкая масленица»

   - «Готовимся к Пасхе»

   - «Яблочный спас»

   - «Василисушки»

 

III. Игровая деятельность:

Дидактические игры:

- «Чей костюм», «Укрась кокошник», «Составь узор»

Подвижные народные игры:

- «Гуси-лебеди», «Горелки», «Заря-заряница», «Пятнашки», «Краски», «Колокольцы»

Игры-драматизации:

- по русским народным сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок» и т.д.

IV.  Знакомство с художественной  литературой:

- знакомство с малыми фольклорными формами (потешками, песенками, пословицами, поговорками, прибаутками, закличками);

-  чтение русских народных сказок: «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой» и т.д., стихов.

V. Конкурс детских рисунков по мотивам народных росписей:

-  «Синие цветы Гжели»

- «Золотая Хохлома»

VI: Выставки:

- «Умелые руки не знают скуки»

- «Зимний вернисаж»

- «Пасхальные  композиции»

VII: Экскурсии:

- в  краеведческий музей;

- в выставочный зал;                                                                                              

Система работы с родителями:

  • Анкетирование родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры».
  • Беседа за круглым столом: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».
  • Совместные посиделки с родителями и детьми:

- «Я – семья  – род  – народ»

- «Русская народная песня» (колыбельная, частушки)

- «Русский самовар и чаепитие на Руси»                                                                             -

- «Без примет ходу нет (народные приметы)

 1.  Совместное посещение родителями, детьми и педагогами выставок, художественного и фото творчества.

 2. Проведение совместной выставки «Народные игрушки своими руками».

 

 3.   Проведение родительских собраний на тему:                                                                       

-«Приобщение детей к русской культуре и декоративно-прикладное творчество»

-«Особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте»

  Консультации для родителей:

      -  « Народные игры»

      - «Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом»

      -  «Русские народные праздники»

      - « Из истории русского народного костюма»

      - « Русская народная игрушка»

 

Механизм оценки результатов:                                                                                                       

Психолого-педагогическая диагностика.

- диагностические задания;

- анкетирование родителей;

- тестовые работы;

- наблюдения;

- опросник детей;

Дальнейшее развитие проекта.

I. Продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры, развивая личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

II. Формировать умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.

III. Проводить мероприятия по этнокультуре с детьми и родителями.

IV. Создать музей  русской  старины и уголок русской избы.

Литература:

  1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
  2. Клиенов А. П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
  3. Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003.
  4. Комарова Т. С.Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. Москва. Педагогика, 1990.
  5. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.
  6. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. Детство – Пресс, 2000.
  7. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
  8.   Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
  9. Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. Москва. Русский язык, 1990.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники"

Проект "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники"...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Приобщение детей к истокам русского народного творчества в старшей группе на тему «Русская матрёшка»

Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем-либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой ...

Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредствам устного народного творчества и искусства» (Средний возраст)

Развитие творческих способностей у взрослых и детей по средствам приобщения к декоративно-прикладному искусству русского народа, художественной литературы, русских народных праздников, малого фольклор...

Познавательный педагогический проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»

Цель проекта: Приобщение детей к истокам русских национальных традиций, посредством создания  развивающей предметно-пространственной  среды в группе ДОУ.Задачи проекта: Обучающие:- Дать детя...

ПРОЕКТ « ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»

Приобщение детей к русской народной культуре является одной из актуальных задач дошкольного воспитания в детском саду. В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде,...

Выступление на педагогическом совете " Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Вопитание детей посредствам приобщения детей к истокам народной культуры. Знакомство с историей, традициями русской народной культуры. Значение и влияние корней нашего народа на формирование нрав...