"Неофициальные символы России"
план-конспект занятия (старшая группа)

Полявкина Татьяна Владимировна

Конспект занятия и презентация в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neofitsialnye_simvoly_rossii.pptx2.23 МБ
Файл neofitsialnye_simvoly_rossii.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему: «НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ СИВОЛЫ РОССИИ» Подготовила: Полявкина Татьяна Владимировна МБДОУ д /с № 18

Слайд 2

Любой русский человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет что-то свое, очень-очень родное. Оказалось, представления у многих людей совпадают.

Слайд 3

Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна. Могучая воля, великая слава — Твоё достоянье на все времена ! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой ! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая — Хранимая Богом родная земля ! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой ! Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу даёт наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда ! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Слайд 7

матрешки полховского майдана семеновские матрешки

Слайд 8

Федор Семченко ОТЧИЙ ДОМ Отчий дом, скамья у дома, За рекой зеленый луг... Как все мило и знакомо, Будто не было разлук. Тот же лес и те же птицы Распевают в вышине... С ветром шепчется пшеница, В пояс кланяется мне. Пахнут ландыши и мята, На полях — моторов гул, Здесь родился я когда-то И отсюда в мир шагнул. И пройдя почти пол - света Поперек широт и вдоль, — Не нашел таких, как этот, Дорогой отцовский дом. Потому, что нет роднее, Где бы не был в мире я, Не нашел земли милее Той, где Родина моя!



Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

Тема: «Неофициальные символы России»

Цели задачи:

  • познакомить детей с основными неофициальными символами РФ;
  • воспитывать любовь и уважение к Родине, ее истории и культуре;
  • воспитывать интерес к русскому народному творчеству, декоративно-прикладному искусству;
  • развивать творческие способности детей, воображение;
  • развивать речь, внимание, память.

Оборудование: картинки с изображением солнца, березы, ромашки, колокольчика, Царь-колокола; колокольчик; игрушки-матрешки (семеновская и полхово-майданская); карточки со слогами для выкладывания слова Родина; тексты стихов, загадок, легенды о Царь-Солнце; предметы декоративно-прикладного искусства с образом солнца; запись песни «Уголок России».

Ход занятия

Дидактическое упражнение «Сложи слово из слогов».

на

Ро

ди

– Какое слово получилось?

– Как еще можно сказать? (Составление синонимического ряда)

– Вспомните, какие три символа – три отличительных знака есть у любой страны, в том числе у России.

  1. Воспитатель
  • Но любой русский человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет что-то свое, очень-очень родное. Оказалось, представления у многих людей совпадают.
  1. Чтение стихотворения «Родина» Э. Александровой

– Что же вспоминает автор, когда произносят слово Родина?

  1. Русская белоствольная березка.

– Для многих людей символом России является белоствольная березонька (демонстрация картинок, символы вывешиваются на доску), потому что таких берез, таких березовых рощ нет больше нигде в мире. Недаром этому дереву многие русские поэты посвящали стихи. Вот послушайте.

Прослушивание отрывков из стихотворений.

Белая береза

Под окном моим

Принакрылась снегом,

Словно серебром

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

С. Есенин

Лист зеленеет молодой.

Смотри, как листьем молодым

Стоят обвеяны березы,

Воздушной зеленью сквозной,

Полупрозрачною, как дым…

Ф. Тютчев

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В зеленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках, с красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее, нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

А. Прокофьев


Хоровод «Березка».

Береза моя березонька,

Береза моя белая,

Береза кудрявая,

Стоишь ты, березонька,

Посередь долинушки.

На тебе, березонька,

Листья зеленые,

Под тобой, березонька,

Трава шелковая.

Дети идут хороводом, взявшись за руки.

Меняют направление движения.

Встали. Руки вверх – вдох.

Опустили руки – выдох.

Руки вверх – вдох.

Опустили руки – выдох.

Руки вверх – вдох.

Опустили руки – выдох.

Дидактическое упражнение «Скажи, какая?».

  • Березка какая? (Подбор слов-признаков.)

2. Желтоокая ромашка.

Отгадывание загадки о ромашке.

- Еще одним символом России является цветок. Отгадайте, какой?

Стоит в лесу кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

(Демонстрация – вывешивание на доску слова-отгадки)

Дидактическое упражнение «Скажи, какая?».

 - Ромашка какая? (Подбор прилагательных)

3. Царь-Солнце.

Отгадывание загадки о солнце.

Бродит одиноко огненное око.

Всюду, где бывает, взглядом согревает.

(Демонстрация слова-отгадки).

Рассказывание славянской легенды о Царь-Солнце с опорой на воображение и иллюстративный материал.

Далеко-далеко, за синим морем, на Востоке есть волшебное царство. Там посреди шелковой травы и цветов-жемчужинок, золотых и серебряных деревьев высится ослепительный переливающийся дворец. Во дворце том восседает могущественный Царь-Солнце на златотканном пурпурном престоле.

И есть у Царя-Солнца чудесная колесница, в которой разъезжает он по небу. Запряжена она двумя золотыми орлами, несущими колесницу по белу свету. И есть у Царя-Солнца две родных сестрицы: Заря Утренняя и Заря Вечерняя. Утренняя Заря выводит солнечную колесницу и провожает брата странствовать по небу. А как наступает вечер, другая сестрица – Заря Вечерняя уже поджидает братца у ворот дворца и принимает колесницу.

Издревле повелось, что орел – солнечная птица, помощник самого Солнца. Поэтому очень часто на Руси орлов вышивали золотой нитью. Да и крылья орлов вышивали так, чтобы походили они на солнечные лучи.

Птиц, запряженных в колесницу Царя-Солнца, было две. Одна смотрит в одну сторону, другая в – в другую. В вышивке часто изображались одна птица с двумя головами, повернутыми в разные стороны.

Подвижная игра «Солнышко, солнышко, загляни в окошечко».

Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства. Воспитатель – без солнца не прожить ни людям, ни животным, ни птицам, ни растениям, поэтому наши предки изображали солнце и в вышивке, и в росписи и слагали о нем легенды.

4. Матрешка.

Отгадывание загадки.

Кого мы сначала ломаем,

А потом играем?

(Вывешивание слова-отгадки)

Рассказ воспитателя:

 - Делают матрешки из липы. Мастерят матрешек мужчины. Сначала точат самую маленькую, а затем все больше и больше. Иногда их бывает больше 50 штук. Потом эти фигурки попадают в руки женщинам. Их обмазывают крахмалом и сушат, и становятся они белее снега. И уже затем перышками и кисточками начинают рисовать. А расписывают их по-разному. У матрешек города Семенова многоцветная роспись и богатый узорс изогнутыми веточками, цветами, ягодками, завитками на светлом фоне. (Демонстрация.)

Матрешки эти вытянутые, тонкий верх переходит в утолщенный низ.

Давайте их посчитаем:

Шли подружки по дорожке.

Было их совсем немножко:

Две матрешки,

Три матрешки

И одна Матрешечка.

Сколько же у нас матрешек?

Продолжение рассказа воспитателя:

 - А есть на Руси город под названием Полховский Майдан. Здесь тоже делают матрешек. Матрешки Полховского Майдана отличаются красками: малиновыми, зелеными, синими, красными. Сочные цветные пятна полыхают в крупных орнаментах и сюжетных росписях. (Демонстрация.)

Воспитатель:

 - Матрешка, наверное, самая популярная русская национальная игрушка. В нее играют дети в разных уголках нашей планеты. А о самой матрешке написано много загадок, частушек, стихов. Вот послушайте наших девочек.

Очень любим мы, матрешки,

Разноцветные одежки.

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к вам придем.

Шла по ягодку Матрешка,

Позабыла взять лукошко.

 - И куда ж такую сласть

Мне теперь, подружки, класть?

Пыль клубится по дорожке.

Едут с ярмарки матрешки

На баранах, на быках,

Все с гостинцами в руках.

Восемь кукол деревянных

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут –

Всех Матрешками зовут.

Как у нашей у хохлатки

Нынче вывелись цыплятки,

Из одной скорлупочки

Матрешки вышли в юбочке.

А. Алехин

4 Дидактическое упражнение «Разрезные картинки». Выполняется индивидуально.

Сложить картинки с изображением неофициальных символов России.

5 Рисование на тему «Если скажут слово Родина».

Воспитатель:

 - А что вы представляете, когда слышите слово Родина? Нарисуйте.

V. Подведение итогов.

Закрепление материалов на других занятиях и в свободной деятельности:

  1. Продолжение беседы и рассказа о неофициальных символах России.
  2. Отгадывание кроссвордов.
  3. Роспись плоскостных матрешек.
  4. Выставка рисунков на тему «Если скажут слово Родина».
  5. Экскурсия в художественный музей, выставочный зал.
  6. Экскурсия в русскую избу.
  7. Разрезные картинки.
  8. Выполнение задания «Дорисуй недостающие части».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Неофициальные символы России"

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для старших дошкольников....

Проект "Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста ".

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.[[{"...

Использование ИКТ на занятиях по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Конспект НОД в подготовительной группе «Неофициальные символы России».

Цель: познакомить детей с основными неофициальными символами России. Обучающие задачи: способствовать развитию грамматического строя речи, стимулировать их речевую активность, упражнять в умении ...

Конспект НОД "Неофициальные символы России"

Неофициальные символы России: матрешка, балалайка, березка. Основная задача: сформировать представление о культурных ценностях нашей страны, посредством рассказа о  неофициальных символах Ро...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию " Неофициальные символы России" в старшей и подготовительных группах.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию " Неофициальные символы России"...

Презентация. "Неделя России". Неофициальные символы России. Пластилинография "Белая береза"

Презентация. "Неделя России". Неофициальные символы России. Пластилинография "Белая береза"Выполнила воспитатель МАДОУ 43 Беляева Елена Владимировна...