Конспект занятия "Оренбургский пуховый платок"
план-конспект занятия (средняя группа)

Малыхина Ольга Евгеньевна
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из самых актуальных задач нашего времени, включающая в себя воспитание любви к близким, детскому саду, родному городу, родной стране. В детском возрасте формируются основные качества личности человека. Поэтому так важно напитать восприимчивую душу ребенка высокими человеческими ценностями, зародить интерес к истории России и родного города. На нашем занятии мы расскажем детям об истории создания Пухового платка в игровой форме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puh.platok.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:


Тема: «ПУХОВЫЙ ПЛАТОК»

Цель: Развитие представлений о социокультурных ценностях русского народа

Задачи:

Воспитательные:

Продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа. Раскрывать значимость труда в жизни человека, воспитывать позитивные установки к различным видам труда, уважение к труду.

Воспитывать чувства эмпатии, учить откликаться на эмоции воспитателя, реагировать на произведения, созданные руками русских мастеров.

Закреплять и систематизировать этические представления, подводить к осмыслению понятия «культурный человек».

Формировать умение удерживать правило в подвижной игре, умение договариваться при делении на команды.

Развивающие:

Закреплять навыки гостевого этикета.

Развивать мелкую моторику, закреплять умение правильно пользоваться фломастером, рисовать аккуратно, в соответствии с заданным образцом.

Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус.

Формировать интерес к классическому и народному искусству.

Образовательные:

Познакомить детей с тем, чем богат Оренбургский край. Дать детям представление о знаменитом промысле нашего края – Оренбургском пуховом платке.

Активизация и обогащение словаря: музей, паутинка, мастерица, ажурная, узор, пяльцы, «культурный человек»

Приемы руководства деятельностью детей на занятии:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: создание мини-музея, народная закличка, приглашение гостьи
  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: посиделки как форма организации, беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, эксперимент, анализ и выводы.
  3. Приемы организации практической деятельности детей: показ слайдов, предметов и атрибутов промысла, комментирование, использование схем, создание точечного узора по образцу.
  4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, подвижная народная игра, музыкальное сопровождение, демонстрация результата создания презентации ребенка с родителями, чередование видов детской деятельности, творческий подарок для гостьи, мотивация на дальнейшую игровую деятельность.
  5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.

Создание среды для организации и проведения занятия: Мини-музей «Оренбургский пуховый платок» -коллекция пуховых платков, веретена, клубки, образцы пуха, фотоальбомы, аудиозаписи, мультимедийная презентация «Виды пуховых платков», народные костюмы, ноутбук.

Виды детской деятельности на занятии:

Игровая.

Коммуникативная.

Познавательно-исследовательская.

Продуктивная.

Музыкально-художественная.

Ожидаемые результаты:

- развитие у воспитанников интереса к истории русской культуры, к миру предметов и вещей;

- умения детей действовать самостоятельно;

-знание гостевого этикета;

- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;

- воспитание нравственных качеств;

- формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности;

- расширение и активизация словарного запаса.

Критерии оценки деятельности детей на занятии

  1. Ребенок задает вопрос.
  2. Активно участвует в продуктивной деятельности.
  3. Проявляет самостоятельность.
  4. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
  5. Сопереживает.
  6. Эмоционально реагирует.
  7. Соподчиняет мотивы.
  8. Проявляет волевое усилие.
  9. Аргументирует самооценку.

План занятия

#1042;водная часть:

Создание мотива для деятельности детей.

Определение цели.

Вводная беседа

Знакомство с гостьей- мастерицей

2. Основная часть:

Беседа

Рассказ-презентация ребенка (домашнее задание)

Продуктивная деятельность (рисование)

Подвижная народная игра

Обмен подарками мастерицей

Танец

Прощание с гостьей

#1047;аключительная часть:

Оценка деятельности

Мотивация на последующую игровую деятельность

Ход занятия:

Дети входят в группу под музыкальное сопровождение. Останавливаются перед гостями. Кланяются.

Дети: Мир вам гости дорогие,

Мы явились в добрый час!

Встречу теплую такую

Мы готовили для вас!

Воспитатель: ребята, издавна на Руси люди устраивали посиделки, после трудового дня или в выходные дни ходили друг к другу в гости, угощались, разговаривали, пели песни, рукодельничали. Вот и сегодня я буду хозяйкой и приглашаю вас к себе в гости на посиделки.

Проходите, гости дорогие, садитесь на стульчики, размещайтесь удобно. (Дети проходят на стулья)

А еще к нам на посиделки я пригласила настоящую мастерицу, вязальщицу пуховых платков. Зовут ее… Проходите, пожалуйста, …..

Мастерица: Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуйте.

Мастерица: Я слышала, что дети вашей группы очень много узнали о пуховых платках, мне хотелось бы послушать, что вы узнали. Вы мне расскажите?

Воспитатель: Да, конечно присаживайтесь с нами. Ребята, вы – культурные люди, предложите гостье сесть.

(Дети показывают, куда присесть мастерице, приглашают).

Мастерица: Но просто так, без дела, я сидеть не умею, поэтому я принесла с собой работу, буду сидеть слушать вас очень внимательно и при этом вязать.

Воспитатель: А мы в свою очередь постараемся очень подробно все вам рассказать.
Итак, начнем.

(Воспитатель говорит тихо)

Посиделки в Древней Руси всегда проходили при свечах, и мы с вами сейчас зажжем свечи.

(Воспитатель зажигает свечи).

Настало время не безделья

Время искусного рукоделья!

А как шили и вязали

Так и песни напевали

Песни пели от души,

Песни были хороши

Весело поется – весело прядется,

Но откуда нить берется?

#1054;сновная часть.

Ребята, Игорь Алябьев приготовил со своей мамой выступление с презентацией о том, откуда берется пух для вязания. Давайте его послушаем.

Игорь: Когда не было ножниц, то пух вычесывали специальными гребнями. Потом очищают пух от мелкого мусора и грязи, стирают. Далее пух расчесывают при помощи специальных чесалок – гребней. Затем из расчёсанного пуха начинают делать нитку. Нитку можно получить следующим образом:

  1. Прокатать между ладошек
  2. При помощи веретена
  3. При помощи прялки

Девочки начинали вязать с пяти – шести лет. У каждой девочки было свое веретено, красиво расписанное. Первое веретено дарил своей дочери ее папа.

Воспитатель: Благодарим Игоря и его родителей за такую интересную презентацию и содержательный рассказ. Ну что ж нитка получилась. Что с ней делают дальше?

Дети: Эту пуховую нить сматывают с шелковой нитью в клубок.

Воспитатель: Ну вот, нитка для вязания готова, и теперь мастерицы приступают к изготовлению или пухового платка или паутинки. А почему платок называется паутинкой?

Дети: тонкий, ажурный платок похож на тонкую паутину, которую можно встретить в природе.

Воспитатель: Верно, Оренбургские паутинки настолько тонкие, что такой, на первый взгляд, большой и пушистый платок можно пропустить через обручальное колечко. Хотите убедиться? (Проводит эксперимент)

Ребята, а при помощи чего вяжут мастерицы?

Дети: Мастерицы вяжут обыкновенными железными спицами.

Воспитатель: Мы с вами тоже сегодня будем мастерицами по изготовлению паутинок, но так как мы вязать не умеем, мы нарисуем паутинку. Рисовать будем маркером при помощи точек. У каждого уже нарисован узор паутинки, вам необходимо только на узоре поставить точки.

Рассаживайтесь по своим местам.

(Дети проходят за столы).

А сопровождать вашу работу будет песня нашего земляка, композитора, автора-исполнителя Сергея Шмелева , называется песня «Я Оренбуржец – и этим горжусь» В этой песне есть упоминание и об Оренбургском пуховом платке.

Самостоятельная работа детей. Музыкальное сопровождение во время самостоятельной работы. В конце работы воспитатель вывешивает рисунки на доске.

Воспитатель: А теперь давайте полюбуемся, какая красота у нас с вами получилась. Что же мы с вами сегодня рисовали?

Дети: Паутинку.

Воспитатель: Итак, паутинка готова и теперь ей нужно придать форму, то есть растянуть. А растягивают паутинки на специальных деревянных пяльцах. Что такое пяльцы, вы знаете?

Дети: «Пяльцы» это деревянные бруски и на них набито очень много маленьких гвоздиков.

Для чего они нужны?

Дети: Нужны они, для того чтобы паутинка приняла хорошую форму и не теряла ее.

(Воспитатель показывает наглядно маленькие пяльцы).

Паутинку стирают, и натягивают на пяльцы очень сильно как на барабан. Таким образом, паутинка высыхает и принимает ровную четкую форму, то есть становится пригодной для носки, для использования. Такие красивые паутинки есть и в нашем музее.

Мастерица: Я обратила внимание какой у вас красивый музей в группе. (Предлагает сделать альбом из рисунков детей и поставить его в музей).

Воспитатель: А наши посиделки продолжаются. Особенно интересно на Руси проходили посиделки, которые были посвящены какому-либо знаменитому событию. На посиделках люди не только общались, а еще и распевали песни и устраивали танцы, играли.
И я предлагаю вам немного поиграть. Игра называется «Шатер» (Воспитатель предлагает детям самостоятельно разделиться на две равные команды, напоминает, что культурные люди умеют спокойно договориться). У каждой команды в кругу стоит стул с платком, дети идут по кругу и говорят такие слова:

«Мы хорошие ребята

Собираемся в кружок

Потанцуем и попляшем

И помчимся на лужок.»

(Дети под музыку танцуют, когда музыка заканчивается- ребята должны подбежать к стулу и натянуть шатер – поднять платок вверх).

(Играем два раза).

#1047;аключительная часть.

Молодцы ребята. Вот, мастерица, мы очень много знаем про пуховые платки.

Мастерица: Да, я в этом убедилась. Посмотрите, ребята пока я сидела и слушала вас, то довязала маленькую паутиночку. Эту паутиночку я хочу подарить вам на память.

Дети: Спасибо большое.

Воспитатель: Спасибо большое, мастерица, а вот мы с ребятами знаем, что у нас в народе принято не только гостям приходить с подарками, но и гостям так же дарить подарки. И мы тебя, мастерица, за твой труд тоже благодарим и хотим исполнить для тебя песню и станцевать.

(Дети берут платки и встают в круг).

А споем мы с вами песню, которая называется «Оренбургский пуховый платок»

В этот вьюжный неласковый вечер,
Когда снежная мгла вдоль дорог, (дети идут по кругу)
Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок! (показывают на платок, обнимают)

Я его вечерами вязала
Для тебя, моя добрая мать, (кружатся)
Я готова тебе, дорогая,
Не платок - даже сердце отдать! (раскрывают руки)

Мастерица: Спасибо и вам, ребята. Я рада тому, что вы так много знаете про пуховый платок теперь. Ну что ж, а мне пора с вами прощаться. До свидания. (Уходит)

Воспитатель: Ну вот, и наши посиделки и заканчиваются. Но я вам предлагаю, пока у нас так много разных и красивых платков поиграть в фото-ателье, я вот знаю, что у нас Андрюша умеет фотографировать. Его можно назначить фотографом, а остальные ребята могут пройти за ширму, прихорошится и по фотографироваться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Народные промыслы, оренбургский пуховый платок» (2023г)

Знакомство с народными промыслами Оренбуржья....

Конспект занятия "Оренбургский пуховый платок"

представление о своей малой родине и ее людях;  знакомить с историей  Южного Урала, их мастерами и ремеслами. Развивать индивидуальность каждого ребенка, его интерес к разнообразию узор...

Конспект интегрированного занятия "Оренбургский пуховый платок" для детей старшего дошкольного возраста

Материал занятия направлен на ознакомление старших дошкольников с одним из богатств края - Оренбургским пуховым платком....

конспект занятия по художественно - эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему "Оренбургский пуховый платок"

Накинь на плечи пуховый платок,И словно из печи тепла глоток.Мягкий пушистый обнимет, любя,И искрой лучистой согреет тебя.Нежность и ласку подарит тебе,Жизнь будто сказку,  откроет в тепле.Он сбе...

Конспект проведения образовательной деятельности в старшей группе по художественно- эстетическому развитию (рисование) Тема: «Оренбургский пуховый платок»

Цель: Формирование представлений о традициях Оренбуржья в диалоговом общении с элементами театрализованной деятельности. Развитие неповторимой индивидуальности каждого ребенка, его интереса...

Конспект интегрированного занятия с элементами ниткографии «Оренбургский пуховый платок» в подготовительной группе.

Конспект интегрированного занятия с элементами ниткографии "Оренбургский пуховый платок"...

Конспект беседы на тему "Оренбургский пуховый платок" в подготовительной группе комбинированной направленности для детей в возрасте от 6 до 7 лет

Задачи:  Показать и рассказать, как много труда надо вложить, чтобы связать Оренбургский пуховый платок.- Воспитывать уважительное отношение к художественному национальному наследию, стремление с...