Конспект занятия "Оренбургский пуховый платок"
план-конспект занятия (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puh.platok.docx | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «ПУХОВЫЙ ПЛАТОК»
Цель: Развитие представлений о социокультурных ценностях русского народа
Задачи:
Воспитательные:
Продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа. Раскрывать значимость труда в жизни человека, воспитывать позитивные установки к различным видам труда, уважение к труду.
Воспитывать чувства эмпатии, учить откликаться на эмоции воспитателя, реагировать на произведения, созданные руками русских мастеров.
Закреплять и систематизировать этические представления, подводить к осмыслению понятия «культурный человек».
Формировать умение удерживать правило в подвижной игре, умение договариваться при делении на команды.
Развивающие:
Закреплять навыки гостевого этикета.
Развивать мелкую моторику, закреплять умение правильно пользоваться фломастером, рисовать аккуратно, в соответствии с заданным образцом.
Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус.
Формировать интерес к классическому и народному искусству.
Образовательные:
Познакомить детей с тем, чем богат Оренбургский край. Дать детям представление о знаменитом промысле нашего края – Оренбургском пуховом платке.
Активизация и обогащение словаря: музей, паутинка, мастерица, ажурная, узор, пяльцы, «культурный человек»
Приемы руководства деятельностью детей на занятии:
- Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: создание мини-музея, народная закличка, приглашение гостьи
- Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: посиделки как форма организации, беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, эксперимент, анализ и выводы.
- Приемы организации практической деятельности детей: показ слайдов, предметов и атрибутов промысла, комментирование, использование схем, создание точечного узора по образцу.
- Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, подвижная народная игра, музыкальное сопровождение, демонстрация результата создания презентации ребенка с родителями, чередование видов детской деятельности, творческий подарок для гостьи, мотивация на дальнейшую игровую деятельность.
- Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения занятия: Мини-музей «Оренбургский пуховый платок» -коллекция пуховых платков, веретена, клубки, образцы пуха, фотоальбомы, аудиозаписи, мультимедийная презентация «Виды пуховых платков», народные костюмы, ноутбук.
Виды детской деятельности на занятии:
Игровая.
Коммуникативная.
Познавательно-исследовательская.
Продуктивная.
Музыкально-художественная.
Ожидаемые результаты:
- развитие у воспитанников интереса к истории русской культуры, к миру предметов и вещей;
- умения детей действовать самостоятельно;
-знание гостевого этикета;
- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
- воспитание нравственных качеств;
- формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности;
- расширение и активизация словарного запаса.
Критерии оценки деятельности детей на занятии
- Ребенок задает вопрос.
- Активно участвует в продуктивной деятельности.
- Проявляет самостоятельность.
- Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
- Сопереживает.
- Эмоционально реагирует.
- Соподчиняет мотивы.
- Проявляет волевое усилие.
- Аргументирует самооценку.
План занятия
#1042;водная часть:
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели.
Вводная беседа
Знакомство с гостьей- мастерицей
2. Основная часть:
Беседа
Рассказ-презентация ребенка (домашнее задание)
Продуктивная деятельность (рисование)
Подвижная народная игра
Обмен подарками мастерицей
Танец
Прощание с гостьей
#1047;аключительная часть:
Оценка деятельности
Мотивация на последующую игровую деятельность
Ход занятия:
Дети входят в группу под музыкальное сопровождение. Останавливаются перед гостями. Кланяются.
Дети: Мир вам гости дорогие,
Мы явились в добрый час!
Встречу теплую такую
Мы готовили для вас!
Воспитатель: ребята, издавна на Руси люди устраивали посиделки, после трудового дня или в выходные дни ходили друг к другу в гости, угощались, разговаривали, пели песни, рукодельничали. Вот и сегодня я буду хозяйкой и приглашаю вас к себе в гости на посиделки.
Проходите, гости дорогие, садитесь на стульчики, размещайтесь удобно. (Дети проходят на стулья)
А еще к нам на посиделки я пригласила настоящую мастерицу, вязальщицу пуховых платков. Зовут ее… Проходите, пожалуйста, …..
Мастерица: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте.
Мастерица: Я слышала, что дети вашей группы очень много узнали о пуховых платках, мне хотелось бы послушать, что вы узнали. Вы мне расскажите?
Воспитатель: Да, конечно присаживайтесь с нами. Ребята, вы – культурные люди, предложите гостье сесть.
(Дети показывают, куда присесть мастерице, приглашают).
Мастерица: Но просто так, без дела, я сидеть не умею, поэтому я принесла с собой работу, буду сидеть слушать вас очень внимательно и при этом вязать.
Воспитатель: А мы в свою очередь постараемся очень подробно все вам рассказать.
Итак, начнем.
(Воспитатель говорит тихо)
Посиделки в Древней Руси всегда проходили при свечах, и мы с вами сейчас зажжем свечи.
(Воспитатель зажигает свечи).
Настало время не безделья
Время искусного рукоделья!
А как шили и вязали
Так и песни напевали
Песни пели от души,
Песни были хороши
Весело поется – весело прядется,
Но откуда нить берется?
#1054;сновная часть.
Ребята, Игорь Алябьев приготовил со своей мамой выступление с презентацией о том, откуда берется пух для вязания. Давайте его послушаем.
Игорь: Когда не было ножниц, то пух вычесывали специальными гребнями. Потом очищают пух от мелкого мусора и грязи, стирают. Далее пух расчесывают при помощи специальных чесалок – гребней. Затем из расчёсанного пуха начинают делать нитку. Нитку можно получить следующим образом:
- Прокатать между ладошек
- При помощи веретена
- При помощи прялки
Девочки начинали вязать с пяти – шести лет. У каждой девочки было свое веретено, красиво расписанное. Первое веретено дарил своей дочери ее папа.
Воспитатель: Благодарим Игоря и его родителей за такую интересную презентацию и содержательный рассказ. Ну что ж нитка получилась. Что с ней делают дальше?
Дети: Эту пуховую нить сматывают с шелковой нитью в клубок.
Воспитатель: Ну вот, нитка для вязания готова, и теперь мастерицы приступают к изготовлению или пухового платка или паутинки. А почему платок называется паутинкой?
Дети: тонкий, ажурный платок похож на тонкую паутину, которую можно встретить в природе.
Воспитатель: Верно, Оренбургские паутинки настолько тонкие, что такой, на первый взгляд, большой и пушистый платок можно пропустить через обручальное колечко. Хотите убедиться? (Проводит эксперимент)
Ребята, а при помощи чего вяжут мастерицы?
Дети: Мастерицы вяжут обыкновенными железными спицами.
Воспитатель: Мы с вами тоже сегодня будем мастерицами по изготовлению паутинок, но так как мы вязать не умеем, мы нарисуем паутинку. Рисовать будем маркером при помощи точек. У каждого уже нарисован узор паутинки, вам необходимо только на узоре поставить точки.
Рассаживайтесь по своим местам.
(Дети проходят за столы).
А сопровождать вашу работу будет песня нашего земляка, композитора, автора-исполнителя Сергея Шмелева , называется песня «Я Оренбуржец – и этим горжусь» В этой песне есть упоминание и об Оренбургском пуховом платке.
Самостоятельная работа детей. Музыкальное сопровождение во время самостоятельной работы. В конце работы воспитатель вывешивает рисунки на доске.
Воспитатель: А теперь давайте полюбуемся, какая красота у нас с вами получилась. Что же мы с вами сегодня рисовали?
Дети: Паутинку.
Воспитатель: Итак, паутинка готова и теперь ей нужно придать форму, то есть растянуть. А растягивают паутинки на специальных деревянных пяльцах. Что такое пяльцы, вы знаете?
Дети: «Пяльцы» это деревянные бруски и на них набито очень много маленьких гвоздиков.
Для чего они нужны?
Дети: Нужны они, для того чтобы паутинка приняла хорошую форму и не теряла ее.
(Воспитатель показывает наглядно маленькие пяльцы).
Паутинку стирают, и натягивают на пяльцы очень сильно как на барабан. Таким образом, паутинка высыхает и принимает ровную четкую форму, то есть становится пригодной для носки, для использования. Такие красивые паутинки есть и в нашем музее.
Мастерица: Я обратила внимание какой у вас красивый музей в группе. (Предлагает сделать альбом из рисунков детей и поставить его в музей).
Воспитатель: А наши посиделки продолжаются. Особенно интересно на Руси проходили посиделки, которые были посвящены какому-либо знаменитому событию. На посиделках люди не только общались, а еще и распевали песни и устраивали танцы, играли.
И я предлагаю вам немного поиграть. Игра называется «Шатер» (Воспитатель предлагает детям самостоятельно разделиться на две равные команды, напоминает, что культурные люди умеют спокойно договориться). У каждой команды в кругу стоит стул с платком, дети идут по кругу и говорят такие слова:
«Мы хорошие ребята
Собираемся в кружок
Потанцуем и попляшем
И помчимся на лужок.»
(Дети под музыку танцуют, когда музыка заканчивается- ребята должны подбежать к стулу и натянуть шатер – поднять платок вверх).
(Играем два раза).
#1047;аключительная часть.
Молодцы ребята. Вот, мастерица, мы очень много знаем про пуховые платки.
Мастерица: Да, я в этом убедилась. Посмотрите, ребята пока я сидела и слушала вас, то довязала маленькую паутиночку. Эту паутиночку я хочу подарить вам на память.
Дети: Спасибо большое.
Воспитатель: Спасибо большое, мастерица, а вот мы с ребятами знаем, что у нас в народе принято не только гостям приходить с подарками, но и гостям так же дарить подарки. И мы тебя, мастерица, за твой труд тоже благодарим и хотим исполнить для тебя песню и станцевать.
(Дети берут платки и встают в круг).
А споем мы с вами песню, которая называется «Оренбургский пуховый платок»
В этот вьюжный неласковый вечер,
Когда снежная мгла вдоль дорог, (дети идут по кругу)
Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок! (показывают на платок, обнимают)
Я его вечерами вязала
Для тебя, моя добрая мать, (кружатся)
Я готова тебе, дорогая,
Не платок - даже сердце отдать! (раскрывают руки)
Мастерица: Спасибо и вам, ребята. Я рада тому, что вы так много знаете про пуховый платок теперь. Ну что ж, а мне пора с вами прощаться. До свидания. (Уходит)
Воспитатель: Ну вот, и наши посиделки и заканчиваются. Но я вам предлагаю, пока у нас так много разных и красивых платков поиграть в фото-ателье, я вот знаю, что у нас Андрюша умеет фотографировать. Его можно назначить фотографом, а остальные ребята могут пройти за ширму, прихорошится и по фотографироваться
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Народные промыслы, оренбургский пуховый платок» (2023г)
Знакомство с народными промыслами Оренбуржья....
Конспект занятия "Оренбургский пуховый платок"
представление о своей малой родине и ее людях; знакомить с историей Южного Урала, их мастерами и ремеслами. Развивать индивидуальность каждого ребенка, его интерес к разнообразию узор...
Конспект интегрированного занятия "Оренбургский пуховый платок" для детей старшего дошкольного возраста
Материал занятия направлен на ознакомление старших дошкольников с одним из богатств края - Оренбургским пуховым платком....
конспект занятия по художественно - эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему "Оренбургский пуховый платок"
Накинь на плечи пуховый платок,И словно из печи тепла глоток.Мягкий пушистый обнимет, любя,И искрой лучистой согреет тебя.Нежность и ласку подарит тебе,Жизнь будто сказку, откроет в тепле.Он сбе...
Конспект проведения образовательной деятельности в старшей группе по художественно- эстетическому развитию (рисование) Тема: «Оренбургский пуховый платок»
Цель: Формирование представлений о традициях Оренбуржья в диалоговом общении с элементами театрализованной деятельности. Развитие неповторимой индивидуальности каждого ребенка, его интереса...
Конспект интегрированного занятия с элементами ниткографии «Оренбургский пуховый платок» в подготовительной группе.
Конспект интегрированного занятия с элементами ниткографии "Оренбургский пуховый платок"...
Конспект беседы на тему "Оренбургский пуховый платок" в подготовительной группе комбинированной направленности для детей в возрасте от 6 до 7 лет
Задачи: Показать и рассказать, как много труда надо вложить, чтобы связать Оренбургский пуховый платок.- Воспитывать уважительное отношение к художественному национальному наследию, стремление с...