Конспект интегрированного занятия "Оренбургский пуховый платок" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа)
Материал занятия направлен на ознакомление старших дошкольников с одним из богатств края - Оренбургским пуховым платком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_orenburgskiy_platok.docx | 390.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №148»
Конспект интегрированной образовательной деятельности
для детей 5-6 лет « Богатства Оренбургского края. Оренбургский пуховый платок».
Образовательная область «Познавательное развитие»
Подготовила: воспитатель
первой квалификационной категории
Белоброва Л.Н.
г. Оренбург – 2019 г.
Организационная информация | Примечание (дополните-льная информация к конспекту) | |||
1. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие | ||
2. | Вид деятельности детей | Познавательная, коммуникативная, игровая, продуктивная | ||
Методическая информация | ||||
1. | Тема образовательной деятельности | Интегрированная образовательная деятельность « Богатства Оренбургского края. Оренбургский пуховый платок». | ||
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия | Беседа с детьми, использование демонстрационного материала, в том числе с применением технических средств, организационный момент «Приветствие», сюрпризный момент, физкультминутка, продуктивная деятельность. | ||
3. | Интеграция образовательных областей | социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. | ||
4. | Возрастная группа | 5-6 лет | ||
5. | Цель: | Знакомство с богатством Оренбургского края – оренбургским пуховым платком. | ||
6. | Задачи: | |||
6.1 | Образовательные: - познакомить детей с местным народным пуховязальным промыслом, его изобразительными и выразительными средствами; - познакомить детей с процессом ручной вязки пуховых платков; - учить детей составлять узоры по мотивам Оренбургских паутинок; - продолжить работу по активизации и уточнению словаря: зубчики, узор, изящный, ажурный, пуховый, веретено, чески.
| |||
6.2 | Развивающие: - развивать интеллектуальные операции (умение анализировать, выделять главное, делать вывод) - развивать умение выделять характерные особенности оренбургского пухового платка; - развивать эстетическое восприятие, образные представления,чувства цвета и композиции; - упражнять в выполнении имитационных движений, - развивать моторику рук. | |||
6.3 | Воспитательные: - воспитывать доброжелательность, отзывчивость, желание приходить на помощь в трудную минуту - воспитывать эмоционально-положительное отношение к народному искусству; - воспитывать любовь и чувство гордости за родной край; - приобщать детей к старинному ремеслу оренбургских пуховязальщиц. | |||
7. | Планируемые результаты: | |||
- принимает участие в предлагаемой игровой и продуктивной деятельности; - проявляет интерес к историческому наследию родного края, народным промыслам; - способен выделять в предметах и объектах окружающего мира характерные признаки, делать простые выводы; - используя нетрадиционную технику рисования, создает орнамент оренбургского пухового платка; - сформирована мотивация дальнейшей совместной деятельности | ||||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | - украшения зала в стиле деревенской избы с оборудованием для пуховязания;
- разрезные картинки с изображением пуховых изделий. | ||
9. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | - рассматривание иллюстраций с изображением пуховых; - беседа о богатствах родного края; - слушание песен об оренбургских пуховых платках. | ||
Образовательная деятельность | ||||
I. | Вводная часть | |||
1.1 | Введение в тему (вовлечение детей в деятельность) | Звучит запись песни Р.Пономаренко «Оренбургский пуховый платок». Дети входят в зал в сопровождении воспитателя, одетого в русский народный костюм. | 2 минуты | |
1.2 | Мотивация деятельности детей | Воспитатель выражает свое беспокойство, что в зале прохладно. Спрашивает детей, что нужно сделать, чтобы не простудиться? (Ответы детей) Можно тепло одеться, а можно накинуть на плечи красивый и теплый пуховый платок. Предлагает детям накинуть на плечи платки. | 2 минуты | |
1.3 | Целеполагание | Воспитатель предлагает детям узнать об истории создания пухового платка – визитной карточки нашего края. | 1 минута | |
II. | Основная часть: | |||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | В. Милости прошу, разлюбезные гости! Заходите, проходите, да на горницу поглядите! Просим в горницу. Проходите, не стесняйтесь. Поудобнее располагайтесь (дети садятся). Богат и славен Оренбург Природным газом, нефтью, хлебом. Ты знаменитым стал не вдруг Под голубым российским небом. И вот уж сотни лет подряд, Как символ трудовой земли, Пуховниц наших прославляют Оренбургские платки! В. Дорогие ребята, мы с амии в «Уральской горнице». Я – Ее хозяйка. Ребята, мы с вами живем в Оренбуге. Наш Оренбургский край очень красив и богат. Мы ранее уже начали знакомство с родным краем. -Чем же славится наш край? ( Хлеб, газ, пуховый платок). -Сегодня мы с вами поговорим об истории оренбургского пухового платка. | 3 минут | |
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Воспитатель снимет с плеч пуховый платок и вместе с детьми рассматривает его. Оренбургский пуховый платок тонкий, словно снежное кружево, мягкий, как облако, теплый, как мамины руки. Оренбургский пуховый платок – не просто старинный народный промысел, это еще и визитная карточка нашего края. Оренбургские платки бывают нескольких видов: простой пуховый платок (шаль) – серые толстые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел. Наиболее теплый вид платка. Такие платки используются для повседневной носки. Платок – это большое пуховое изделие, имеющее форму квадрата с узором по кайме. Середина, как правило, гладкой вязки, без рисунка. По красоте уступает паутинке за счет плотной вязки, но гораздо теплее. В холодную погоду это незаменимая вещь. Можно носить как головной убор и как накидку на плечи. Палантин – прямоугольной формы легкое изделие на праздник. Носят как накидку на плечи и головной убор. Паутинка – квадратной формы легкий пуховый платок с рисунком по полю и кайме. Невесомые, легкие, теплые. Для праздников. В. Ребята, давайте рассмотрим пуховые изделия и определим, какое пуховое изделие на каждом из вас. В. Цвет оренбургского пуха черный, серый и все его оттенки. Белые пуховые оренбургские козы – это новый тип коз оренбургской породы, который создан в совхозе «Губернский» Оренбургской области. Пух белого цвета тонкий. Оренбургский пух – самый тонкий пух в мире. Ческа пуха. Пух чешут ческами (дралками). Чешут один раз, перемешивают, еще раз чешут. При этом каждый раз сдергивают пух с чесок, чтобы удалить остатки «мякиша». (демонстрация чески пуха). Физкультминутка. Пух с козы мы вычешем,вычешем. Потом нитку выпрядем, выпрядем. Тянись, нитка, тонкая, длинная, Ложись, нитка, ровная, красивая. Ты вяжись, узор, паутинкою, Мягкой, теплой, дивною, дивною. Легенда гласит: гуляя по лесу, девушка увидела в воздухе летающую паутину. Она была так тонка, а ее узор так прекрасен, что девушке захотелось дотронуться до нее. Что из этого вышло? Легенда гласит, что паутина, которую увидела девушка, это не паутина, а пряжа Богоматери, из которой стали вязать такие невесомые и красивые платки. Как же становятся мастерицами? Девочки обучаются мастерству с самого детства. В 5-6 лет она перебирает пух. Затем смотрит, как платок плетется. Свой первый платок девочка вяжет в 12-13 лет, он называется катетка. Раньше платки вязали только вручную, а теперь новую жизнь получил традиционный местный народный промысел – пуховязальный. Сейчас весь сложный процесс изготовления платков осуществляется машинным способом. Оренбургский пуховый платок стал сувениром нашего края. На выставках во всех странах мира посетителей постоянно восхищали белые ажурные паутинки, которые умещаются в скорлупе гусиного яйца и проходят через обручальное кольцо. На всемирной выставке в Брюсселе они отмечены серебряной медалью. Оренбургский платок красивый. На нем тонкий ажурный узор. Словно это не нить – паутинку Кто-то очень искусно сплел. | 7 минут | |
2.3. | Актуализация ранее приобретенных знаний | Воспитатель предлагает детям рассмотреть образцы паутинок, пуховых платков, палатина. Дети рассматривают представленные модели и с помощью воспитателя делают вывод: какой образец пухового изделия чем является. Воспитатель просит детей вспомнить, как называются части пухового платка (середина, кайма, зубчики). Продуктивная деятельность. (ТРИЗ) В: «Ребята, я приготовила для вас работу. Хотите составить узоры для своих паутинок? Мы с вами будем создавать узоры не на листочках, а на восковой подкладке, не кистью, не карандашом, а шариковой ручкой с пустым стержнем, т.е. будем рисунок процарапывать». - Дети, с чего вы начнете работу? (нарисуем середину платка). - Какой она формы? (квадратная) - Как вы выделите кайму? (нужно соединить уголки) - Как вы будете рисовать зубчики? (волнистой линией). Дети выполняют работу. Затуманились зарницы, Воют ветры-степняки. Вяжут, вяжут пуховницы Оренбургские платки. Ах, платочек, мой платочек, Весь в узорах уголок, Он белее ковыля Распушистые поля. | 8 минут | |
III. | Заключительная часть | |||
3.1 | Анализ результатов деятельности | Дети вместе с воспитателем рассматривают свои работы, выполненные в нетрадиционной технике, закрепляют название частей оренбургского пухового платка. | 1 минута | |
IV. | Определение перспективы дальнейшей деятельности | |||
4.1 | Дети и воспитатель рассматривают рассматривают оренбургские пуховые изделия, отмечают, что это одно из богатсв края. Вспоминают, чем еще богат наш край (хлеб, газ). Решение: познакомиться с другими богатствами края. | 1 минута |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Моя родина: малая и большая»
Закреплять знания детей о государственной символике; поддерживать у детей интерес к историческим событиям, дать понятие большой и малой родины....
Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «В гости к весне»
«В гости к весне»...
Конспект интегрированного итогового занятия для детей старшего дошкольного возраста.
Занятие построено в форме интеллектуальной игры "Своя игра"....
Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Как Герда Кая спасла"
Цель: формирование здорового образа жизни и создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих....
Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Поздравим маму с праздником"
Цель: воспитывать чувство любви к маме через приобщение к произведениям искусства (литература, музыка, живопись), в которых главным является образ женщины – матери....
Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Будь здоров, Лунтик!»
Тема: «Становление устойчивого интереса у детей старшего дошкольного возраста к правилам и нормам ЗОЖ в разнообразных видах детской деятельности» «Будь здоров, Лунтик!»...
конспект интегрированной занимательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "День Победы"
Цели:— развивать художественно-графические навыки, память, наглядно-образное мышление, восприятие цвета, формы и пространства, концентрацию внимания, связную речь, мелкую моторику, самоконтроль,...