Конспект интегрированного занятия "Оренбургский пуховый платок" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа)

Белоброва Любовь Николаевна

Материал занятия направлен на ознакомление старших дошкольников с одним из богатств края - Оренбургским пуховым платком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_orenburgskiy_platok.docx390.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад  №148»

Конспект интегрированной образовательной деятельности

для детей 5-6 лет « Богатства Оренбургского края. Оренбургский пуховый платок».

Образовательная область «Познавательное развитие»

C:\Users\Sony\Desktop\Пух платок\bbaf013c3bd022c574283f93e5wq--aksessuary-puhovyj-platok-shal-s-vyshivkoj-pautinka-iz-natura.jpg

Подготовила: воспитатель

первой квалификационной категории

Белоброва Л.Н.

                                               

г. Оренбург – 2019 г.

Организационная информация

Примечание (дополните-льная информация к конспекту)

1.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

2.

Вид деятельности детей

Познавательная, коммуникативная, игровая, продуктивная

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

Интегрированная образовательная деятельность « Богатства Оренбургского края. Оренбургский пуховый платок».

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Беседа с детьми, использование демонстрационного материала, в том числе с применением технических средств, организационный момент «Приветствие», сюрпризный момент, физкультминутка, продуктивная деятельность.

3.

Интеграция образовательных областей

социально-коммуникативное развитие, речевое развитие,  художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

4.

Возрастная группа

5-6 лет

5.

Цель:

Знакомство с богатством Оренбургского края – оренбургским пуховым платком.

6.

Задачи:

6.1

Образовательные:

- познакомить детей с местным народным пуховязальным промыслом, его изобразительными и выразительными средствами;

- познакомить детей с процессом ручной вязки пуховых платков;

- учить детей составлять узоры по мотивам Оренбургских паутинок;

- продолжить работу по активизации и уточнению словаря: зубчики, узор, изящный, ажурный, пуховый, веретено, чески.

 

6.2

Развивающие:

- развивать интеллектуальные операции (умение анализировать, выделять главное, делать вывод)

- развивать умение выделять характерные особенности  оренбургского пухового платка;

- развивать эстетическое восприятие, образные представления,чувства цвета и композиции;

- упражнять в выполнении имитационных движений,

- развивать моторику рук.

6.3

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательность, отзывчивость, желание приходить на помощь в трудную минуту

- воспитывать эмоционально-положительное отношение к народному искусству;

- воспитывать любовь и чувство гордости за родной край;

- приобщать детей к старинному ремеслу оренбургских пуховязальщиц.

7.

Планируемые результаты:

- принимает участие в предлагаемой игровой и продуктивной деятельности;

- проявляет интерес к историческому наследию родного края, народным промыслам;

- способен выделять в предметах и объектах окружающего мира характерные признаки, делать простые выводы;

- используя нетрадиционную технику рисования, создает орнамент оренбургского пухового платка;

- сформирована мотивация дальнейшей совместной деятельности

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

- украшения зала в стиле деревенской избы с оборудованием для пуховязания;  

  • технические средства – телевизор;
  • образцы пуховых изделий: пуховый платок, шаль, паутинка, палантин;
  • воспитатель и вязальщица в русских сарафанах;
  • слайды с изображением пуховых изделий;
  • аудиозапись с исполнением песни «Оренбургский пуховый платок» Л.Зыкиной.
  • вощеные дощечки и пустые стержни для продуктивной деятельности.

- разрезные картинки с изображением           пуховых изделий.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

- рассматривание иллюстраций с изображением пуховых;

- беседа о богатствах родного края;

- слушание песен об оренбургских пуховых платках.

Образовательная деятельность

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему (вовлечение детей в деятельность)

Звучит запись песни Р.Пономаренко «Оренбургский пуховый платок». Дети входят в зал в сопровождении воспитателя, одетого в русский народный костюм.

2 минуты

1.2

Мотивация деятельности детей

Воспитатель выражает свое беспокойство, что в зале прохладно. Спрашивает детей, что нужно сделать, чтобы не простудиться? (Ответы детей)

Можно тепло одеться, а можно накинуть на плечи красивый и теплый пуховый платок. Предлагает детям накинуть на плечи платки.

2 минуты

1.3

Целеполагание

Воспитатель предлагает детям узнать об истории создания пухового платка – визитной карточки нашего края.

1 минута

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

В. Милости прошу, разлюбезные гости! Заходите, проходите, да на горницу поглядите! Просим в горницу. Проходите, не стесняйтесь. Поудобнее располагайтесь (дети садятся).

Богат и славен Оренбург

Природным газом, нефтью, хлебом.

Ты знаменитым стал не вдруг

Под голубым российским небом.

И вот уж сотни лет подряд,

Как символ трудовой земли,

Пуховниц наших прославляют

Оренбургские платки!

В. Дорогие ребята, мы с амии в «Уральской горнице». Я – Ее хозяйка. Ребята, мы с вами живем в Оренбуге. Наш Оренбургский край очень красив и богат. Мы ранее уже начали знакомство с родным краем.

-Чем же славится наш край? ( Хлеб, газ, пуховый платок).

-Сегодня мы с вами поговорим об истории оренбургского пухового платка.

3 минут

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Воспитатель снимет с плеч пуховый платок и вместе с детьми рассматривает его.

 Оренбургский пуховый платок тонкий, словно снежное кружево, мягкий, как облако, теплый, как мамины руки.

 Оренбургский пуховый платок – не просто старинный народный промысел, это еще и визитная карточка нашего края.

Оренбургские платки бывают нескольких видов: простой пуховый платок (шаль) – серые толстые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел. Наиболее теплый вид платка. Такие платки используются для повседневной носки.

Платок – это большое пуховое изделие, имеющее форму квадрата с узором по кайме. Середина, как правило, гладкой вязки, без рисунка. По красоте уступает паутинке за счет плотной вязки, но гораздо теплее. В холодную погоду это незаменимая вещь. Можно носить как головной убор и как накидку на плечи.

 Палантин – прямоугольной формы легкое изделие на праздник. Носят как накидку на плечи и головной убор.

 Паутинка – квадратной формы легкий пуховый платок с рисунком по полю и кайме. Невесомые, легкие, теплые. Для праздников.

В. Ребята, давайте рассмотрим пуховые изделия и определим, какое пуховое изделие на каждом из вас.

В. Цвет оренбургского пуха черный, серый и все его оттенки. Белые пуховые оренбургские козы – это новый тип коз оренбургской породы, который создан в совхозе «Губернский» Оренбургской  области. Пух белого цвета тонкий. Оренбургский пух – самый тонкий пух в мире.

 Ческа пуха. Пух чешут ческами (дралками). Чешут один раз, перемешивают, еще раз чешут. При этом каждый раз сдергивают пух с чесок, чтобы удалить остатки «мякиша».

  (демонстрация чески пуха).

Физкультминутка.

Пух с козы мы вычешем,вычешем.

Потом нитку выпрядем, выпрядем.

Тянись, нитка, тонкая, длинная,

Ложись, нитка, ровная, красивая.

Ты вяжись, узор, паутинкою,

Мягкой, теплой, дивною, дивною.

Легенда гласит: гуляя по лесу, девушка увидела в воздухе летающую паутину. Она была так тонка, а ее узор так прекрасен, что девушке захотелось дотронуться до нее. Что из этого вышло? Легенда гласит, что паутина, которую увидела девушка, это не паутина, а пряжа Богоматери, из которой стали вязать такие невесомые и красивые платки.

 Как же становятся мастерицами? Девочки обучаются мастерству с самого детства. В 5-6 лет она перебирает пух. Затем смотрит, как платок плетется. Свой первый платок девочка вяжет в 12-13 лет, он называется катетка.

 Раньше платки вязали только вручную, а теперь новую жизнь получил традиционный местный народный промысел – пуховязальный. Сейчас весь сложный процесс изготовления платков осуществляется машинным способом.

 Оренбургский пуховый платок стал сувениром нашего края. На выставках во всех странах мира посетителей постоянно восхищали белые ажурные паутинки, которые умещаются в скорлупе гусиного яйца и проходят через обручальное кольцо. На всемирной выставке в Брюсселе они отмечены серебряной медалью.

Оренбургский платок красивый.

На нем тонкий ажурный узор.

Словно это не нить – паутинку

Кто-то очень искусно сплел.

7 минут

2.3.

Актуализация ранее приобретенных знаний

Воспитатель предлагает детям рассмотреть образцы паутинок, пуховых платков, палатина.  Дети рассматривают представленные модели и с помощью воспитателя делают вывод: какой образец пухового изделия чем является.

Воспитатель просит детей вспомнить, как называются части пухового платка (середина, кайма, зубчики).

Продуктивная деятельность. (ТРИЗ)

В: «Ребята, я приготовила для вас работу. Хотите составить узоры для своих паутинок? Мы с вами будем создавать узоры не на листочках, а на восковой подкладке, не кистью, не карандашом, а шариковой ручкой с пустым стержнем, т.е. будем рисунок процарапывать».

- Дети, с чего вы начнете работу? (нарисуем середину платка).

- Какой она формы? (квадратная)

- Как вы выделите кайму? (нужно соединить уголки)

- Как вы будете рисовать зубчики? (волнистой линией).

Дети выполняют работу.

Затуманились зарницы,

Воют ветры-степняки.

Вяжут, вяжут пуховницы

Оренбургские платки.

Ах, платочек, мой платочек,

Весь в узорах уголок,

Он белее ковыля

Распушистые поля.

8 минут

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ результатов деятельности

Дети вместе с воспитателем рассматривают свои работы, выполненные в нетрадиционной технике, закрепляют название частей оренбургского пухового платка.

1 минута

IV.

Определение перспективы дальнейшей деятельности

4.1

Дети и воспитатель рассматривают рассматривают оренбургские пуховые изделия, отмечают, что это одно из богатсв края. Вспоминают, чем еще богат наш край (хлеб, газ). Решение: познакомиться с другими богатствами края.

  1 минута


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Моя родина: малая и большая»

Закреплять знания детей о государственной символике; поддерживать у детей интерес к историческим событиям, дать понятие большой и малой родины....

Конспект интегрированного итогового занятия для детей старшего дошкольного возраста.

Занятие построено в форме интеллектуальной игры "Своя игра"....

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Как Герда Кая спасла"

Цель: формирование здорового образа жизни и создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих....

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Поздравим маму с праздником"

Цель: воспитывать чувство любви к маме через приобщение к произведениям искусства (литература, музыка, живопись), в которых главным является образ женщины – матери....

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Будь здоров, Лунтик!»

Тема: «Становление устойчивого интереса у детей старшего дошкольного возраста к правилам и нормам ЗОЖ в разнообразных видах детской деятельности» «Будь здоров, Лунтик!»...

конспект интегрированной занимательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "День Победы"

Цели:— развивать художественно-графические навыки, память, наглядно-образное мышление, восприятие цвета, формы и пространства, концентрацию внимания, связную речь, мелкую моторику, самоконтроль,...