Проект Новосибирск
проект

Ларина Марина Михайловна

Проект по Новосибирску для старшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_novosibirsku_1.docx538.04 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 100 "Капитошка"

Проект

«Путешествие по Новосибирску»

http://wiki-sibiriada.ru/images/1/10/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%BE%D0%BA2.jpg

Выполнили: Воспитатель первой кв. категории

Ларина Марина Михайловна;

Воспитатель Байдакова Елена Игоревна

Новосибирск 2022

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Актуальность темы определена запросами общества и конкретизирована в Стратегических ориентирах воспитания, сформулированных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным  в проекте государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» Данный образовательный проект предполагает широкий выбор деятельности,  инициативу, творчество, поиск форм и методов работы всех участников образовательных отношений по решению одной из наиболее важных и глобальных проблем современного общества, направленную на:… «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». 

Поэтому предназначение данного проекта не только в том, чтобы дать ребенку представление о Родном крае. Он должен способствовать самообразованию родителей и быть стимулом к взаимодействию всех участников образовательных отношений, давая возможность совершать совместные открытия в деле познания родного края.

В своей группе мы столкнулись с проблемой, что дети с родителями проводят время в торговых центрах и кафе. Они не знают достопримечательностей Новосибирска. Многие не были даже в зоопарке. Поэтому мы решили познакомить детей с родным городом.

В нашем проекте затронута проблема сохранения и изучения культурно исторического наследия города Новосибирска и области, патриотического воспитания через знакомство с малой Родиной, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире. Наш город уникален в своей акселерации – молодой, но бурно растущий, с развивающейся культурой и наукой.  Для детей слово «Новосибирск» долгое время будет означать целую вселенную, безграничную и наполненную самыми замечательными предметами и событиями: запах ванили из соседней булочной, цветомузыкальный фонтан, куда так весело приходить с мамой и папой по выходным, добрый пони, что прокатит по таинственному и заснеженному парк - все это в книгах для взрослых называется «малая Родина», но для ребенка – это огромный Мир!

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: краткосрочный, с 1.02 по 4.03.2022.

ТИП ПРОЕКТА

По виду деятельности: творческий, информационный.

По числу участников: групповой.

По форме: интегративный (речевое, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие).

СОСТАВ УЧАСТНИКОВ: воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников.

ЦЕЛЬ: углубление и обобщение знаний детей и родителей о родном городе, повышение интереса к родному городу, к прошлому и настоящему родного края.

ЗАДАЧИ:

  • Способствовать развитию бережного отношения к городу, его природе, достопримечательностям, культурным ценностям; воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
  • Формировать целостную картину мира, давая представление о связи времен, поколений и культур; развивать связную речь детей; обогащать словарь детей, учить независимо мыслить, фантазировать.
  • Создавать условия, культурно-образовательной среды для объединения усилий ДОУ и семьи в направлении эффективного нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
  • Повышать компетентность, психолого-педагогической культуры родителей в решении задач, связанных с патриотическим воспитанием детей.
  • Неформальное вовлечение и привлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересованность в воспитательно-образовательном процессе как необходимости развития собственного ребёнка.

Условием качественной реализации данного проекта являются следующие принципы:

  • личностно-ориентированные - обеспечивают становление личности, обретение им своего образа, неповторимой индивидуальности; обеспечение личной значимости образования для каждого ребенка;
  • культурно-ориентированные принципы – обеспечивают принятие ребенком обобщенных, целостных представлений о мире, о месте в нем человека;
  • деятельностно-ориентированные принципы – обеспечивают личностно-деятельностный подход к дошкольному образованию.

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1. Изучение инновационных подходов в работе по данному направлению, имеющегося опыта ДОУ.

2. Проведение опроса с целью выявления представлений детей о родном крае; компетентности родителей в области краеведения.

3. Построение образовательного процесса на основе интеграции содержания образовательных областей, детских видов деятельности и вовлечения родителей воспитанников в педагогический процесс.

4. Создание благоприятной атмосферы: доброжелательность со стороны воспитателя, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- будут реализованы мероприятия по ознакомлению дошкольников с историческим, культурным, географическим своеобразием нашего города;

- будет создана комфортная обстановка при совместном решении поставленных исследовательских и творческих задач в союзе «ребенок-взрослый»;

- у детей будет сформировано представление целостной картины мира, пополнится словарный запас воспитанников, будет развиваться связная речь;

-повысится компетентность родителей в вопросах краеведения и организации мероприятий по патриотическому воспитанию в работе с дошкольниками.

В соответствии с поставленной целью был разработан поэтапный план реализации проекта:

ПЕРВЫЙ ЭТАП – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

На данном этапе использовались следующие методы исследования:

-  наблюдения  за играми детей;

- диагностика представлений и отношения детей к родному городу (приложение № 1)

- беседы с родителями и детьми.

Способ введения детей в тему проекта – использование модели трёх вопросов:

  • Что мы знаем?
  • Что мы хотим узнать?
  • Как и где нам найти ответы на вопросы?

Получили следующие результаты:

1.  Смогли составить рассказ о городе в  группе 65 % детей

2. Имеют представление, что  город со временем меняется, рассказывают, каким образом 34 % детей

3. Имеют представление, как люди заботятся о  городе, 70 % детей (не сорят; сажают деревья; красят дома, скамейки, детские дворики; высаживают цветы; выходят на субботники; украшают к праздникам и др.)

4. Знают,  как дети могут заботиться о городе 48 % детей (подметают; убирают снег; помогают взрослым; кормят зимой птиц; не сорят).

Кроме того, на данном этапе мы изучали методическую литературу;  и занимались организацией предметно-развивающей среды.

ВТОРОЙ ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ

Области программы

Формы и методы работы с детьми

Формы и методы работы с родителями

Речевое развитие

  • Беседы «Мы гуляем по Новосибирску», «Вдоль по улицам Новосибирска», «Символы нашего города», «Какие разные театры», «Памятники города», «Где мы любим гулять?», «Интересные места Новосибирска», «Достопримечательности Новосибирска» и др.
  • Творческие рассказы: «Город, в котором я живу», «Моя улица», «Достопримечательности моего города»
  • Чтение произведений Ю.М. Магалифа "Типтик», «Приключения Городовичка", «Кот Котькин»
  • Чтение стихов о Новосибирске
  • Заучивание стихов
  • Составление описательных рассказов «Памятники Новосибирска», «Мой любимый театр», «Достопримечательности нашего города» (одна на выбор), «Любимое место отдыха в городе»
  • Составление кроссвордов по теме «Новосибирск»
  • Разучивание стихотворений новосибирских авторов

Познавательное развитие

  1. НОД «Путешествие по Новосибирску с Городовичком»
  2. НОД «Мой родной край»
  3. НОД «Государственные символы нашего города»
  4. НОД «Мой город вчера, сегодня, завтра»
  • Рассматривание карты г.Новосибирска
  • Рассматривание открыток и иллюстраций с видами города

  • Подготовка информации для составления буклетов
  • Оформление мини-альбомов о достопримечательностях Новосибирска
  • Подготовка информации для оформления книги «Мой Новосибирск»
  • Пополнение патриотического уголка

Социально-коммуникативное развитие

  • Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Детский сад», «Больница», «Семья», «Пожарные», «Экскурсия в музей».
  • Дидактические игры (приложение )
  • Игра-ходилка «Мой Новосибирск»
  • Строительная игра «Улицы Новосибирска», «Дома на нашей улице».
  • Изготовление атрибутики для игры «Экскурсия в музей»
  • Изготовление дидактических игр
  • Пополнение уголка краеведения в группе.

Художественно-эстетическое развитие

  • Рисование «Оперный театр», «Новосибирский цирк», «Городовичок – символ Новосибирска», «День города», «Папа (мама) гуляют со своим ребенком в сквере, по улице», «Как мы гуляем в детском саду» и др.
  • Лепка «Разные человечки» (по замыслу), «Фигуры людей в движении», «Машины на улицах города» и др.
  • Аппликация «Часовня на Красном проспекте», «Герб и флаг Новосибирска», «Дома на нашей улице», «Город ночью», «Бугринский мост»
  • Изготовление книги «Мой Новосибирск»
  • Изготовление книги «Город, в который мы все влюблены»

 

Физическое развитие

  • Подвижные игры
  • Пальчиковая гимнастика
  • Прогулки по любимым местам

Взаимодействие с семьями воспитанников

  • Консультация для родителей «О достопримечательностях Новосибирска», «Куда сходить с ребенком в выходные», «Знаменитые люди Новосибирска», «Памятники Новосибирска»
  • Совместные праздники и мероприятия
  • Совместный проект «Фотоальбом нашей группы»

На этом этапе мы создавали условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах детской деятельности. Создавали условия для самостоятельного выбора детьми вида деятельности: творческой игры, составления рассказов, изготовления поделок, сочинения загадок, аппликации, лепки, рисования, трудовой деятельности и др.   Что позволяло осуществлять интеграцию образовательных областей, взаимопроникновение. Дети рисовали на темы: «Оперный театр», «Новосибирский цирк», «Городовичок – символ Новосибирска», «День города», «Папа (мама) гуляют со своим ребенком в сквере, по улице», «Как мы гуляем в детском саду» и др.

Делали аппликации «Часовня на Красном проспекте», «Герб и флаг Новосибирска», «Дома на нашей улице», «Город ночью», «Бугринский мост». Вместе с родителями изготовили книги «Мой Новосибирск» и  «Город, в который мы все влюблены».  Оформили  мини-альбомы о достопримечательностях Новосибирска и «Фотоальбом нашей группы».

ТРЕТИЙ ЭТАП – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

В ходе нашей работы мы испытали следующие трудности: при составлении конспектов приходилось составлять рассказы из литературы, адресованной взрослым, перефразировав для восприятия   детей дошкольного возраста.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • В дошкольном учреждении ведется работа по ознакомлению детей с родным городом, ведь наш проект является составляющей частью большого внутри садовского проекта «Инновационный подход в консолидации усилий ДОУ и семьи в вопросах нравственно-патриотического воспитания личности дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО».  
  • Программное содержание занятий соответствует возрасту детей.
  • Педагогами  ставятся задачи по привитию чувства любви и интереса к своему городу.
  • Родители знакомят детей с родным городом и хотят, чтобы дети знали о нем больше, но у них не всегда хватает времени, а также знаний о том, какую информацию давать детям, как правильно воспитывать патриотические чувства.

Приложение 1. Анкетирование родителей

«Родной Новосибирск мы любим и знаем!»

Уважаемые родители, предлагаем вам ответить на следующие вопросы:

1. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края?   ___

2. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного края?   ___

3. Знает ли ваш ребёнок названия улиц нашего города и в честь кого они названы?   ___

4. Обращаете ли внимание на растительный и животный мир города и района?___

4. Посещаете ли Вы с ребенком музеи, выставки, культурные мероприятия в городе?   ___

5. Рассказываете ли Вы ребёнку о знаменитостях и о героях Новосибирска?___

6. Какие места нашего города вы можете предложить, как маршрут семейного похода выходного дня?   ___

7. На ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о культуре, истории и природе нашего края, чтобы ответить на возникшие у ребенка вопросы?___

8. Как вы считаете, ребёнок узнал в детском саду что-то новое, интересное об истории, культуре, природе родного края?   ___

9. Нужна ли вам помощь специалистов в получении информации о природе, истории, культуре района, города, области, в чем – то ещё?   ___

10. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?   ___

Спасибо за сотрудничество!

Анализ родительского анкетирования

Цель: изучение отношения родителей к необходимости патриотического воспитания в детском саду.

В нашей группе, в рамках проекта «Путешествие по Новосибирску», было проведено анкетирование родителей на тему: «Родной Новосибирск мы любим и знаем!». В анкетировании участвовало 24 человека. Анкетирование показало, что вопрос патриотического воспитания актуален, поэтому нам, педагогам группы необходимо продолжать работу в этом направлении и освещать ее в коллективе родителей. 

Вывод: Проанализировав анкеты, было, выявлено, что все родители (24 человека) считают необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края и на вопрос «Как вы считаете, ребёнок узнал в детском саду что-то новое, интересное об истории, культуре, природе родного края?», все родители ответили утвердительно.

На вопрос «Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного края?» ответили:

-с малых лет (раннего возраста) - 6 ч.

-с 4-5 лет- 14ч.

-с 6 лет- 4ч.

А на вопрос «Какие места нашего города вы можете предложить как маршрут семейного похода выходного дня?» были следующие ответы:

- посещение различных выставок, театров;

- активный отдых- загородные поездки, походы;

-пешие прогулки по городу, включая площадь Ленина, парки, набережную и прочие общественные места.

 Большинство родителей (17ч.) ответили, что им не нужна помощь специалистов в получении информации о природе, истории, культуре района, города, области, в чем – то ещё, 6ч. ответили утвердительно, что помощь нужна, а 1ч. вообще воздержался от ответа.

В целом, по результатам анализа анкет можно сделать следующий вывод: патриотическое воспитание актуально во все времена, поэтому мы, педагоги группы, будет продолжать работу в этом направлении. Учить познавать родной край, воспитывать любовь к Родине – это задачи не только детского сада, но и семьи.

Эта работа будет более эффективна, если установлена тесная связь с семьёй, родители не только помощники, но и равноправные участники формирования личности ребёнка. Большинство родителей обращают внимание на то, что основную работу по патриотическому воспитанию должен вести детский сад, а родители - только помогать в этом.

Мы считаем, что сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в группе. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, мы будем продолжать вовлекать их в жизнь нашей группы.

 


 Приложение 2. Диагностика

Диагностика представлений и отношения детей к родному городу проводилась по методике, аналогичной методике  Кондратьевой Н.Н. изучения представлений и отношения детей к природе. Детям предлагался набор открыток с изображением достопримечательностей города: ледовый дворец спорта «Сибирь», театр «Глобус», Монумент Славы, набережная реки Обь, ГУМ, Оперный театр, площадь имени Ленина, метрополитен, музыкальный фонтан и пр. Давалось задание рассказать, что изображено на открытках.

 Педагоги дополнительно  задавали детям следующие вопросы:

  • Как называется наш город?
  • Всегда ли наш город был таким, какой он сейчас?
  • Как люди заботятся о городе?
  • Что можешь сделать ты, чтобы наш город стал еще лучше?
  • Что ты рассказал бы гостю  о своем городе?

Ответы детей обозначались баллами:

2  - полный правильный ответ,

1-  неполный ответ, неточный ответ, ответ с помощью взрослого (по наводящим вопросам),

0 – отсутствие ответа, неверный ответ.

Диагностика отношения детей к родному городу проводилась по следующим критериям:

- наличие у  ребенка интереса к окружающему миру,

- характер отношения ребенка к окружающим людям, природе и рукотворному миру (проявление  положительных чувств и эмоций: бережное отношение к предметному миру и миру природы;  уважение к окружающим людям);

- участие в доступном общественно полезном труде (переживание положительных эмоций в процессе деятельности; проявление интереса);

Использовались следующие методы:

- наблюдения за поведением детей в разных видах детской деятельности;

- моделирование ситуации выбора между общественно-полезным делом и другим более привлекательным занятием. Воспитатель предлагала ребенку осуществить уход за нуждающимися в помощи растениями. После принятия ребенком задания, сверстники звали его играть. Фиксировалось, какое решение принимает ребенок  и почему.

Выделяют следующие  уровни развития детей:

12 – 18 баллов - высокий уровень развития – у ребенка устойчивый интерес к окружающему миру, уровень представлений о родном городе соответствует возрасту, ребенок знает, как люди заботятся о городе и как дети могут заботиться о нем, с удовольствием участвует в общественно полезном труде, проявляет бережное отношение  к природе и рукотворному миру;

9 - 12 баллов - средний уровень развития – у ребенка неустойчивый интерес к окружающему миру, уровень представлений о родном городе соответствует возрасту, ребенок может составить небольшой рассказ о городе, но  не может выразить свое отношение к окружающему и в повседневной деятельности оно слабо проявляется, не проявляет большого желания участвовать в общественно полезном труде, не всегда проявляет бережное отношение  к природе и рукотворному миру;

1- 9 баллов - низкий уровень развития – у ребенка слабый или отсутствует интерес к окружающему миру, уровень представлений о родном городе не соответствует возрасту, ребенок не может составить небольшой рассказ о городе, не может выразить свое отношение к окружающему и в повседневной деятельности оно слабо проявляется, не проявляет желания участвовать в общественно полезном труде, не всегда проявляет бережное отношение к природе и рукотворному миру.

Приложение 3. Дидактические игры

Название игры

                     Цель

  Материал к игре

1.

Где находится памятник?

Учить ориентироваться по карте-схеме города, закреплять знания о памятниках города

Карта - схема города, указка, фотоматериалы видов города

2.

Найди отличия

Учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление и речь, закреплять знания о родном городе; воспитывать интерес к его настоящему прошлому

Фотографии и иллюстрации, изображающие улицы и людей старого и современного города

3.

Собери из частей целое

Учить из частей составлять целое, из фрагментов - вид города

Разрезные картинки

4.

Пройдёмся по улицам города

Учить ориентироваться по карте-схеме города, закрепить знания  о названиях улиц города

Фотоматериал, карта города, указка

5.

Экскурсия по городу

Закреплять у детей навыки ориентировки, знания административных и культурных зданий, жилых кварталов

Фотовыставка (ребёнок в игре является гидом)

6.

Вот мой дом, вот моя улица

Учить детей называть улицы ближайшего окружения; знать, в честь кого они названы

Фотографии центральных улиц, карта города

7.

Город будущего

Учить детей фантазировать, придумывать собственные названия улиц, уметь объяснять, почему именно так названа улица

                    _

8.

Что на открытке?

Учить узнавать достопримечательности Новосибирска, составлять рассказы.

Комплект открыток


Приложение 4. Продуктивная деятельность

Прогулки по городу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский проект "Новосибирск спортивный"

Нет задачи сложнее, а может важнее, чем вырастить здорового ребенка. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается ...

ПРОЕКТ «НОВОСИБИРСКИЙ ЗООПАРК»

Познакомить детей с одной из достопримечательностей города – Новосибирским зоопарком....

статья к проекту Новосибирск творческая столица Сибири "Воспитание у дошкольников любви к своей малой родине."

Воспитание у дошкольников любви к своей малой родине. Риммер Валентина Викторовна, воспитатель дошкольного блока МБОУ СОШ № 16 г.Новосибирск За последнее время все большее распространение пр...

Проект «Новосибирск – моя малая Родина»

Проект «Новосибирск – моя малая Родина»Выполнили воспитатели 2 группы:Малова Ася Александровна - первой квалификационной категории,Газизова Анна Михайловна-первой квалификационной ка...

Познавательно-исследовательский проект «Новосибирск- творческая столица Сибири»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска«Средняя общеобразовательная школа №16»Октябрьский районГ. Новосибирск, 630071, ул. Добролюбова, 113 тел. (383)262...

Проект Новосибирск Театральный

Представлен краткосрочный проект детско-взролый "Новосибирск Театральный"...

Исследовательский, практико-ориентированный проект «Новосибирская область – мой край любимый и родной»

laquo;Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать.»(Д. С. Лихачев)...