Возрастная группа: подготовительная. Цель: создать условие для воспитания любви к своей малой родине, любви к природе. Задачи: систематизировать и уточнить представления детей о хвойном дереве ели; показать значение ели в жизни животных и человека, использование ели в ландшафтном дизайне нашего села и области; закреплять знания детей о взаимосвязях в природе. Закрепить знания о профессии ландшафтный дизайнер. Развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность. Воспитывать любовь к своей малой родине, любовь к природе, бережное отношение к деревьям, желание беречь и охранять природу. Оборудование: мультимедийное оборудование; видеоролик «Письмо ели», аудиозапись песни «Маленькие ёлочки» в исполнении В. Скрипкиной, образцы природного материала (хвоя, шишки, семена), ватман, клей-карандаш и ножницы (по количеству ребят), цветная бумага. Предварительная работа: чтение художественной литературы: М. Пришвин «Ель», «Лось»; Г. Скребицкий «Мать и кормилица», «Клест»; В. Солоухин «Иглопад», «Еловый лес»; Д.Зуев «Глухарь». Наблюдение за елью на участке. Обогащение и активизация словаря: хвоя, хвоинки, хвойное, воск, ельник, кора, ароматные, семена, клест, глухарь. Ход мероприятия: 1. Вступительная часть: Ребята, нам пришло видеописьмо, кто же его прислал? Посмотрите – подпись: «Обиженная соседка»… Кто же это может быть? (Предположения детей) Ребята, а вы сегодня никого не обижали? (Ответы детей). И я никого не обижала. Давайте просмотрим видеописьмо, может быть, тогда поймём, от кого оно. (Давайте). Содержание видеописьма: « Здравствуйте ребята! Я живу с вами рядом. Зимой защищаю окна вашей группы от холодного ветра, а дорожки от обильного снега. Создаю ощущение праздника и дарю отличное настроение. Летом вы можете подо мною укрыться от проливного дождя и палящего солнца. А весной, когда приходит большая вода, я тороплюсь впитать её своими корнями, чтобы лужайки у детского сада быстрее высохли и вы могли на них веселиться. А вы меня совсем не замечаете. Мне очень обидно…» (Видеоролик «Письмо ели» - https://disk.yandex.ru/i/UNCYMmh_bk0bFQ) Ребята, а теперь вы догадались, кто прислал нам это письмо? ( Да, это ель). А ведь и правда, ель всегда была так добра к нам, а мы её игнорировали. Я предлагаю вам сегодня отправиться в гости к ели и исправить свою ошибку. 2. Основная часть: Воспитатель: Ребята, скажите, а где мы можем увидеть ель? Дети: — Ель растет в парках! - Ель растет возле дома! - Ель растет возле детского сада! - Ель растет в лесу! Воспитатель: А как называется лес, в котором растут только ели? Дети: — Этот лес называется ельник. Воспитатель: — Ребята, давайте оденемся теплее, и отправимся в гости к ели. (Дети одеваются и выходят в сад.) Воспитатель: — Ребята, в ельнике даже в солнечный день темно, ветки ели густые и плотные, зимой покрыты снегом, а еще в ельнике теплее, чем в другом лесу. Мохнатые еловые лапы — ветви не пропускают ветер. Воспитатель обращает внимание детей на ель - А вот и наша красавица - ель! Подходите, и будем знакомиться с елью поближе. Обратите внимание на крону дерева. Какой она формы? (Треугольной). А как растут ветви у ели? Почему они направлены вниз? Воспитатель обращает внимание детей на красоту ели. Воспитатель: — Давайте сравним дерево ель с человеком. - У человека — туловище, а у ели, что вместо туловища? Дети: — У ели есть ствол. Воспитатель: — У человека руки, а у ели вместо рук..? Дети: — У ели есть ветки. Воспитатель: — У человека есть ноги, а у ели? Дети: — У ели есть корни. Воспитатель: — Как вы думаете, зачем дереву корни? Дети: — Корни нужны для того, чтобы получать питание из почвы; чтобы удерживать дерево. Воспитатель: — У человека тело покрыто кожей. А у дерева ветки и ствол чем покрыты? Дети: — Ветки и ствол покрыты корой. Воспитатель: — Как вы думаете, для чего нужна кора? Дети: — Кора защищает дерево. Воспитатель: — Вот как много общего у дерева и человека. Человек рождается, растёт, взрослеет, и дерево тоже рождается, растёт и взрослеет. Человек и дерево относятся к объектам живой природы. - Ель растет очень медленно. Чтобы ель выросла на высоту двух метров, нужно 20 лет. А живёт ель более 300 лет. А как вы думаете, сколько лет нашим елям? (Предположения детей). - Ребята, а чем ель отличается от берёзы, клёна, рябины? Дети: — У ели нет листьев. Воспитатель: — А что вместо листьев у ели? Дети: — Ветки ели покрыты иголками. Воспитатель: — А как называются эти иголки? Дети: — Хвоя! Воспитатель: — Ель какое дерево – лиственное или хвойное? Дети: — Хвойное дерево. Воспитатель: — Давайте рассмотрим хвоинки. Какие они? Дети: — Короткие, твёрдые, зелёные, колючие, ароматные (воспитатель предлагает потрогать, понюхать). Воспитатель: — Ребята, я хочу вам рассказать, почему хвоинки всегда зелёные. Хвоинки живут на ветке 5-7 лет, потом опадают. А всегда зеленые хвоинки и так долго живут на ветке потому, что покрыты специальным веществом – воском. А ещё хвоя ели богата эфирными маслами. Находиться возле ели, гулять в ельнике полезно для здоровья. Поэтому ели часто высаживают на территории санаториев, домов отдыха и больниц. - А сейчас мы немного отдохнём, и погреемся под весёлую музыку. Танцевальная пауза под песню в исполнении В. Скрипкиной «Маленькие ёлочки». Давайте вернемся к нашей ели. - Ребята, а как вы думаете, как ель появляется? Дети: — Ель вырастает из семян! Воспитатель: — Возьмём лупу и рассмотрим семечко ели. - Из каких частей состоит семечко? Дети: — Семена состоят из семени и крылышка. Воспитатель: — А как вы думаете, зачем семенам крылышко? Дети: — Чтобы они могли летать! Воспитатель: — Правильно. С помощью крылышка они кружатся в воздухе. Ветер подхватывает семена и уносит далеко от материнского дерева, даже на такое расстояние, как от Павловки до Маркса. Происходит это в конце зимы, начале весны, когда пригревает весеннее солнышко. Воспитатель: А где же прячутся семена? Дети: — В шишках! Воспитатель: — Рассмотрите шишку: какой формы шишка? Какого цвета шишка? - Какая она на ощупь? А сейчас в шишках есть семена? Дети: — Нет, сейчас в шишках нет семян. Воспитатель: — Какие условия необходимы для того, чтобы семена проросли и на свет появились ростки ели? Дети: — Они должны попасть в тёплую и влажную, плодородную почву. Воспитатель: — Молодцы, хорошо потрудились. Мы провели настоящее исследование, а теперь мы вернемся к нашей ели. Воспитатель: — Под деревом я нашла вот такие шишки. Интересно, почему они так необычно выглядят? Дети: Может быть, их кто-нибудь ел? Воспитатель: — Ребята, помните, мы видели, как на этом дереве сидел дятел и стучал своим клювом? Так дятел достаёт семена из шишек и питается ими. Ребята, а как вы думаете, кто ещё питается семенами ели? Дети: другие птицы и белки. Воспитатель: Все верно. В холодное зимнее время ель готова накормить своими семенами многих птиц и зверей: она помогает птицам: дятлам, глухарям, клестам, а так же лосям. Как вы видите, ребята, ель очень доброе дерево. Еловый лес спасает зимой зверей и птиц не только от голода, но и от стужи: в еловом лесу не бывает ветра. А как же ель помогает быть здоровыми? Мини-экскурсия по центру села: А теперь давайте выйдем на площадь и посмотрим, как красив центр нашего села? Что является его главным украшением? (фонтан, клумбы и ели) Да, вы правы, посмотрите, как величественны, стройны и красивы они. Ели – главное украшение центра нашего села. Возвращаемся в группу. Обращаю внимание на мультимедийный экран: показ слайдов «Театральная площадь в г.Саратове», «Городская площадь в г.Марксе», «Вечный огонь в Парке Победы г. Маркса», «Новогодняя ель на площади в Марксе». Рассказ воспитателя: Красоту ели ценят не только в нашем селе, но и в г. Саратове, в г. Марксе используют это дерево для озеленения и для украшения (рассматривание слайдов). Ель выделяет приятный запах и очищает воздух от бактерий. Очень полезно гулять под елями. А еще очень полезна еловая смола, из которой делают лекарства. Очень любим мы с вами это чудесное дерево. Ребята, вы знаете, что во многих странах существует традиция наряжать под Новый год ель. Продуктивная деятельность: Ребята, а сейчас я предлагаю вам стать ландшафтными дизайнерами. Давайте вспомним, чем занимаются ландшафтные дизайнеры? (Ответы детей). Вот и мы сейчас с вами «построим» и украсим улицу нашей мечты. Ребята выполняют коллективную аппликацию: вырезают из цветной бумаги дома, формируют из них улицу и украшают её елями. |
|
|