Викторина для детей старшей группы «Люби и знай казачий край».
план-конспект занятия (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 801.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина для детей старшей группы
«Люби и знай казачий край».
Цели: развивать интерес дошкольников к истории и культуре Донского края; закрепить и обобщить знания детей о жизни и быте, традициях, фольклоре казаков; прививать желание следовать славным традициям наших предков.
Воспитатель: предлагаю детям разделиться на команды и придумать им названия. Отвечая правильно на вопросы команда получает подкову. В конце
викторины подводится итог по количеству подков.
Воспитатель: Дон… Земля донская… Донские казаки. Произнесешь эти слова, и перед мысленным взором встанут ковыльные степи, Дон - батюшка, образы Ермака и Платова, Разина и Булавина и сотен других донцов, прославивших Дон и Россию своими деяниями.
Наверное, мало найдется на земле народов, история которых окутана таким количеством тайн и преданий.
Сами казаки считают себя древним народом, в незапамятные времена пришедшим на берега Дона и Азовского моря.
Казаки были прирожденными воинами. А иначе на Дону, в окружении жестоких и не знавших пощады кочевников, выжить было нельзя. В истории сохранились удивительные свидетельства беспримерной храбрости и фантастической боеспособности казачества.
Ребята, сегодня мы поговорим об истории казачества, о наших героях-казаках. Наша викторина начнется с очень простого вопроса, я вам сейчас немного помогу. Рядом с Новочеркасском протекает река Дон и вот теперь первый вопрос: Воспитатель:Значит мы какие казаки?
Дети: -Донские казаки.
Воспитатель: А как казаки называли Дон?
Дети:- Дон-батюшка
Воспитатель: -Скажите, какое главное призвание казаков?
Дети: -Быть воином
Воспитатель: -Какое оружие имел каждый казак?
Дети: -Саблю, пику, шашку, верховую лошадь.
Воспитатель: -Расскажите пожалуйста, какие качества должны быть у казака Дети: -Смелый, отважный, храбрый воин.
Воспитатель: - Опишите казачий герб?
Дети: - На нем изображен олень, пораженный стрелою
Воспитатель: -Назовите из каких цветов состоит казачий флаг и что означают эти цвета?
Дети: -синий- Дон, жёлтый – степь, красный- воля
Воспитатель: А кто знает, как называют командира, которого выбирают за смелость и отвагу?
Дети:- Атаман
Воспитатель: -Правильно. Главным у казаков был казачий атаман, его выбирали из самых смелых казаков. Это казачий командир, у него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки. Атаман всегда был впереди, он отвечал за воинскую дисциплину и порядок. Было раньше, да и сейчас среди казаков есть такое выражение: если мальчик упадёт, коленку разобьёт, то ему говорили: «Не плачь, казак, атаманом будешь!»
Воспитатель: -Назовите имя атамана основателя города Новочеркасска? Дети: -Матвей Иванович Платов
Воспитатель:- Матвей Иванович Платов – граф, русский генерал от кавалерии. Сподвижник А.В. Суворова. Войсковой атаман Донского казачьего войска. И правильно вы сказали, Матвей Иванович является основателем города, столицы казачества – Новочеркасска.
Воспитатель: -А кто такой есаул
Дети:- заместитель атамана, казачье воинское звание).
Воспитатель: -Как называется постоянное поселение казаков?
Дети: -Станица
Воспитатель: Скажите, что являлось центром в казачьей станицы?
Дети: -Центром станицы всегда была церковь.
Воспитатель: Правильно ребята. С нее начиналось основание станицы. Церковь строили всем обществом, а Войско оказывало им различную помощь. Особенно казаки чтили Воскресенский войсковой собор в Старочеркасске и Новочеркасский войсковой собор
Воспитатель: -Как называлось жилище казака и объясните почему?
Дети: - Курень-круглый. В круглом доме комнаты – хата, горница, спальня и чулан соединялись между собой по кругу
Воспитатель: -Расскажите об одежде донских казаков?
Дети: -На Дону очень любили одежду ярких, живописных расцветок, которую казаки привозили из походов
Воспитатель: -Комплект женской одежды состоял из юбки и кофты, так вот как называлась кофта?
Дети:- Баска
Воспитатель: -А как назывался головной убор казака?
Дети:- Фуражка и папаха
Воспитатель: -Много обрядов было у донских казаков. Это касалось и полевых работ, и службы, семейной жизни, рождения ребенка. Казаки, прежде всего, были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку. В семье ребенка не называли мальчиком, а казаком, казачьим сыном
Воспитатель: -В каком возрасте маленькие казачата сами ездили верхом на коне по двору?
Дети: -С трех лет
Воспитатель: -Что означает слово каюк?
Дети:- Плоскодонная лодка
Воспитатель: -А с какого возраста казачок свободно управлял каюком и вместе со старшими ездил на охоту и рыбную ловлю?
Дети: - 7 лет
Воспитатель: -А если говорить о девочках, то до какого возраста она находилась в доме помогала по хозяйству матушке?
Дети: -до 12 лет
Воспитатель: А с какого возраста девушек отпускали на вечерние посиделки? Дети: - с 16 лет
Воспитатель: -Расскажите, какие традиции донского казачества мы ценим и сейчас?
Дети: -Уважение к старшим, к родителям, отношение к земле родной, почитание отчего дома, родного края, служение Отечеству.
Воспитатель: Назовите самый главный казачий праздник
Дети: -14 октября – Покров Пресвятой Богородицы
Воспитатель: -При принятии в казаки к кандидату было два требования, какие же это требования?
Дети: Православная вера, и говорить он должен был на русском языке
Воспитатель: -А теперь давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о казаках.
Дети: Казак и в беде не плачет. Атамана из плохого казака не получиться. Где враг, там и казак. Казак без службы - не казак).
Воспитатель: Последнее испытание, найдите среди флагов, флаг войска донского.
Дети: На флаге изображен олень пронзённый стрелой.
Воспитатель: -Вот наша интересная викторина и подошла к завершению, теперь мы подведем итоги и узнаем, кто сегодня одержал победу в викторине.
Много разных народов живет на земле, и у каждого свои обычаи, сказки, музыка, песни, танцы. У русского народа это Россия. Есть в России такое место, которое дорого любому из нас. Это место, где мы живем. А живем мы с вам на удивительной Донской земле. Давайте же будем хранить и чтить традиции, обычаи и культуру нашего края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/31/picture-558236-1643603571.jpg)
Конспект познавательной викторины для детей подготовительной группы: «Люби и знай Камчатский край, его храни, приумножай»
В ходе викторины дети закрепляют знания детей о природе Камчатки, о бережном и заботливом отношении к ней, развивают твоческие способности, смекалку, умение быстро находить правильный ответ....
Конспект ОД по нравственному воспитанию с использованием нетрадиционного рисования детей старшей группы с малой Родиной. «Казачий край!»
Конспект ОД по нравственному воспитаниюс использованием нетрадиционного рисованиядетей старшей группыс малой Родиной.«Казачий край!»Кубань родная, нежно воспеваюВеликую красу тв...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/30/picture-966191-1509376829.jpg)
Викторина для детей старшей группы по теме «Знай правила пожарной безопасности»
Викторина для детей старшей группы по теме «Знай правила пожарной безопасности»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/16/picture-1164584-1571239188.jpg)
Викторина для детей старшей группы №6 на тему «Свой край родной люби и знай»
Основная образовательная область: познавательное развитие Интеграция: развитие речи, социально-коммуникативное развитие Цель: формирование основ патриотического сознания детей в процессе озн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/30/picture-1237270-1612006199.jpg)
Игра – викторина для детей старшей группы «Коми край люби и знай »
Расширять представления детей о малой Родине на основе изученного....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/22/picture-977020-1511341774.jpg)
сценарий викторины для детей старшей группы"Что мы знаем о здоровье"
Цель : Формировать стремлениек к здоровому образу жизни.Обощать представление детей о здоровье, о необходимых условиях сохранения здоровья....