НОД на тему «Как у Дона у реки…»
план-конспект занятия (старшая группа)
НОД на тему «Как у Дона у реки…» разработан с целью создать условия для формирования у дошкольников интереса к занятиям по экологическому направлению и познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_.docx | 458.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Семикаракорского района Детский сад «Звездочка»
Всероссийский фестиваль-конкурс Всероссийского казачьего общества
«Во славу Отечества!» 2024г 1 этап «Где казак, там и слава»
НОД на тему «Как у Дона у реки…»
Воспитатель: Симорина Т.И.
г.Семикаракорск
2024г.
Цель: создать условия для формирования у дошкольников интереса к занятиям по экологическому направлению и познавательной деятельности.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
уточнять и закреплять знания о рыбах донского края- стерлядке, лине, угре.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- учить изготавливать из растительных элементов узор;
- вызвать интерес к народному творчеству.
Образовательная область «Речевое развитие»:
- расширять словарный запас детей;
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- развивать уважительное отношение к истории родного края, чувство гордости за свой народ и как высшую ценность – любовь к Родине через знакомство с историей, бытом, традициями казачества.
Методы и приемы:
Наглядный метод: приём показа предметов; приём показа образца; приём показа способов действий.
Словесный метод: рассказ; беседа; художественное слово.
Практический метод: планирование выполнений заданий; постановка задания; анализ результатов.
Информативно - рецептивный метод: рассматривание; образец воспитателя.
Игровой метод: загадывание загадок; организация игровой ситуации;
выполнение педагогом игровых действий;
Предварительная работа: беседа «Водоемы Семикаракорского района», рассматривание картинок «Пресноводные и морские животные Ростовской области», знакомство с работами Семикаракорских мастеров.
Оборудование и материалы: письмо, мольберты с заданиями, ткань голубого цвета, картинки с изображением стадий жизненного цикла разных видов рыб; иллюстрации блюд с изображением рыб и казаков, элементы Семикаракорской росписи, клей, салфетки, листы картона, контурный рисунок рыбы.
Ход занятия:
Педагог. дети, к нам сегодня пришли в гости казаки: подхорунжий Прохоров Михаил Александрович и вахмистр Вишнивецкий Вячеслав Васильевич. Казаки: Здорово дневали казачата!
Дети: слава Богу!
Дети. Ребята, я вас пригласила на беседу. Очень хочу, чтобы наша беседа была интересной. А вы хотите?
Дети. Хотим.
Педагог. Тогда так пусть и будет. Дети, сторож позвонил и сказал, что нам пришло письмо. Сходим? Посмотрим?
Дети. Да.
Дети идут на улицу к почтовому ящику.
Педагог: дети, к нам пришло письмо. В этом письме дети другого детского сада просят рассказать о том, чем славиться наш город?
Вот это новости! Что вы думаете по этому поводу? Сможем ли мы рассказать о том, чем славиться наш город?
Дети. Сможем.
Педагог. Дети, а вы любите играть? Я предлагаю вам прямо сейчас поиграть! Кто за? Я за!
Игра «Поменяй свое место в кругу!»
Педагог. Становимся все в круг. Меняют свое место все девочки. Я девочка, я меняю свое место. Меняют место все мальчики, но не обычным способом. Мальчики меняют свое место спиной вперед. Получилось? Поменяют свое место в кругу те, кто любит интересные истории. А сейчас каким способом поменяем свое место в кругу? (Дети называют свой способ). Меняют свое место те, кто знает, чем славиться наш край.
Педагог: Ребята отгадайте загадку.
Кто весь век в воде живет,
А самой воды не пьет,
Ни озерной, ни речной,
Ни какой-нибудь иной?
Ребята: Рыба.
Педагог: Верно. Донской край издавна славиться богатыми запасами речной и морской рыбы. Кто расскажет о том, какими видами рыб славиться наш край.
Ребенок. Думаю, ребятам будет интересно узнать о жизни необычайных рыб. Я хочу рассказать о жизни одной рыбы. Ее называют «царской» рыбой. Вы догадались, о какой рыбе сначала пойдет речь?
Педагог. Кто – то знает, запомнил, а кто – то забыл, вспоминает.
Дети: стерлядь.
1 Ребенок: верно, это стерлядка. Стерлядь – это рыба, которая считается одной из наиболее древних видов рыб. Ее предки появились на Земле задолго до появления человека. Стерлядка – это хищник, живущий исключительно в реках. Питается эта рыбка личинками насекомых, рачками – бокоплавами, разнообразными моллюсками. Икринки откладывает на дне реки. Через несколько дней выводятся мальки.
Малек должен вести себя тихо, незаметно и осторожно, потому что легко может стать добычей хищных рыб и птиц.
Для сохранения популяции стерляди построен Донской осетровый завод.
Педагог. Ребята, о том, как заботятся казаки и местные жители о популяции стерляди, нам расскажет Михаил Александрович.
Рассказ казака.
2 Ребенок. А я хочу рассказать еще об одной интересной рыбе. Её в простонародье называют «доктором». Эту рыбку зовут линь. Есть много версий, почему ее так называют. Мне понравилась одна – потому, что она малоподвижная, т.е. ленивая. Доктором ее называют потому, что толстый слой слизи является антибиотиком для других рыб. Раненая рыбка трется о бок линя, и выздоравливает. Кровь этой рыбы ядовита. Но при термической обработке яд полностью распадается.
3 Ребенок. А я тоже хочу рассказать о необычной рыбке. К сожалению, она почти исчезла из нашей реки. Эту рыбку зовут угорь. Живет она в Дону. А вот нереститься угорь уходит в море. Эта рыба появилась на нашей Земле более 100 млн. лет назад. Есть у нее еще одна особенность. Если ей не нравится водоем, в котором она жила, рыба переползает по суше в другой водоем.
Педагог. А некоторые считают угря змеёй, а не рыбой. Кто согласен с таким высказыванием? Откуда вы узнали эту информацию? Какая книга самая любимая? Откуда еще мы узнаем новую информацию? Я поверю вам.
Педагог: чем еще славен наш город, чего нет во многих городах России?
Дети: наш город славиться донским фаянсом, который отличается особыми формами и ручной росписью.
Педагог: дети, посмотрите на работу наших мастеров. Что мы видим?
Педагог: верно, эти работы уникальные. Так как расписано вручную и отражает традиции донского казачества. Художниками и мастерами промысла создано Семикаракорское письмо, с использованием в росписи букетно – растительного орнамента. Как вы думаете, может ли мы связать казаков, рыбу и наш Семикаракорский фаянс?
Дети. Казаки - рыбаки ловят рыбу, а художники и мастера лепят фигурки из глины и расписывают их вручную.
Дети, как вы думаете, а вы сможете украсить наших рыб?
Дети: да.
Педагог: я уверена, что у вас получатся интересные работы. Как называются люди, которые расписывают изделия?
Дети: художники.
Педагог: так получается, что мы становимся художниками. Как вы думаете, что еще нам нужно, что бы получилась интересная работа? Может быть нам нужно какое – то особое настроение? Что нам может помочь? А может нам помочь музыка? Думаю, нам будет удобно фантазировать под музыку.
Дети слушают музыку.
Педагог: ну что, ребята, вам удалось найти то самое настроение? Тогда расскажите, какими элементами украсите свою работу?
Прежде чем приступить к работе, я предлагаю распределиться по парам.
Мне кажется, вы готовы творить! Приглашаю вас подойти к столам (на столах фигуры рыб и элементы Семикаракорской росписи). На столах есть все, что поможет вам воплотить свой замысел. Выбирайте, что вам нужно и украшайте своих рыбок. Желаю вам интересной творческой работы! (Самостоятельная художественная деятельность детей).
Педагог: мне очень интересно посмотреть на ваши работы. Предлагаю организовать выставку работ. А где будут жить ваши рыбы? Вы готовы к следующему заданию? Подойдите к мольбертам и сотрите неправильно написанные буквы. Что у вас получилось?
Дети. Рулон бумаги.
Педагог. Что бы организовать выставку, нам нужен рулон бумаги. Поищите глазками, где лежит рулон. Теперь аккуратно разворачивайте бумагу. На что похож этот лист бумаги?
Дети. На голубую полоску, на речку, на ленту и т.д.
Педагог. Я предлагаю выпустить ваших рыбок в речку. Кто за, похлопайте. Подойдите к своим рабочим местам, смажьте клеем свою рыбку и наклейте на лист. Какая красота получилась! Все ли получилось, как вы задумывали? (Ответы детей). Ребята, а для чего мы так старались? Верно, мы отправим наши работы детям в другой детский сад, чтобы они узнали, чем славиться наш город.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия. Тема: "Великий труженик и волшебные реки".
Дети знакомятся с работой сердца, а так же на занятии объясняется роль вен и артерии в работе сердечно - сосудистой системы. Ребята учатся находить пульс на запястье....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада на тему: «Зима на Дону.»
Наш датский сад активно работает в направлении "Патриотического воспитания"Вот и я решила сделать интегрированное занятие на эту тему....
Конспект занятия на тему: "Великий труженик и волшебные реки"
Проект: "Учимся быть здоровыми"ссылка к презентации и проекту: http://luchik116.ru/2778268403/6901091149.html...
Конспект по познавательному развитию (экология) в средней группе на тему: «C голубого ручейка начинается река».
Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, ко...
Проект: «У Дона- батюшки реки, живут ребята- казаки»
Актуальность проекта: стремление расширить познания дошкольников об истории донского казачества, культуре, быте, его обычаях и традициях....
КОНСПЕКТ географической викторины по теме «Из далека долго течет река Волга».
В глухом лесу в непроходимых болотах и трясинах рождается великая Волга, всем рекам нашим река, всем рекам мать и царица. Это самая главная и самая русская река. Волга – самая крупная и многоводн...
Краткосрочный проект в подготовительной группе «У Дона- батюшки реки, живут ребята- казаки»
Сформировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей Краснодарского края. Воспитание ...