Краткосрочный проект в подготовительной группе «У Дона- батюшки реки, живут ребята- казаки»
проект (подготовительная группа)

Савельева Ольга Викторовна

Сформировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей Краснодарского края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Светлячок»

G:\игры казаков\i (8).jpgКраткосрочный проект в подготовительной группе №2 «У Дона- батюшки реки, живут ребята- казаки»

                                               
                                                     
Выполнила: Савельева О.В

                                            г.Семикаракорск 2019 г

 

АКТУАЛЬНОСТЬ.

«Подобно тому, как цветок вырастает из зерна,

наша любовь к Родине имеет своим истоком

тот «уголок земли», где мы родились и выросли »

(Н. Смирнов)

С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к большой великой Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране и играет огромную роль в становлении личности ребенка.

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило коллектив нашего детского сада к проведению углубленной краеведческой работы. Немаловажным этапом введения краеведения в образовательный процесс является обогащение развивающей среды материалами о родном городе, крае, республике и создание условий для работы с краеведческим материалом детей и взрослых.

Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о родном крае, помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в тематику и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из условий развития ценностного отношения к родному краю.


 Цель:
 Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей Краснодарского края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

   Задачи проекта:

- Сформировать у детей дошкольного возраста интерес к истории Донского края.

 - Воспитывать у детей ценностное отношение к национальным традициям;

- Приобщать детей к национальным ценностям (костюмы, танцы, песни, игры);

- Развивать способности детей на основе знакомства с историей казачества.

   Проблема.

Беседы с детьми показали недостаточный уровень знаний по истории и настоящему казачества, но при этом отмечался интерес к проблеме и желание узнать новое. Поэтому мы решили разработать и реализовать этот проект.

На современном этапе развития общества вопросы духовно- нравственного, патриотического воспитания выступают на первый план, что отражено в основополагающих нормативно – правовых документах, регламентирующих деятельность  дошкольных образовательных учреждений.

Приобщение ребенка к культуре своего народа, к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за нашу землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно  на знании истории донских казаков, его культуры поможет в дальнейшим с уважением и интересом относится к культурным традициям, чтить их.

 Учитывая актуальность исследуемой проблемы, недостаточность ее раскрытия в практической деятельности, а также исторические предпосылки, способствующие ее дальнейшему изучению, была определена цель проекта.
Ожидаемые результаты:

Реализация проекта позволит:

Сформировать у детей основы этнических инстанций, укрепить оптимальные черты личности детей, оптимизировать позитивное восприятие детьми друг друга и сформировать основы бескорыстности и благотворительности, снизить уровень проявления негативных эмоций, развивая тем самым элементы саморефлексии.

Систематизировать уровень работы педагогов по формированию у

дошкольников патриотического воспитания (используя региональный компонент) .

Вовлечение родителей и социума в работу по патриотическому

воспитанию детей;

Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою

Родину, ее прошлому и настоящему;

Воспитание гражданина, духовно-нравственной личности

дошкольника.

Выявить родителей, связанных с историей казачества.

Собрать фотографии, предметы быта, литературу по истории

казачества в мини-музей.

                 Реализация проекта осуществляется в 3 этапа:

   1 этап подготовительный
создание организационных моментов, обеспечивающих реализацию проекта.

Включает в себя:

-постановка целей, задач, определение актуальности и значимости проекта;

-подбор методической литературы для реализации проекта;

-подбор стихотворений, загадок, песен, поговорок, пословиц, танцев  данной тематики.

 

  2 Основной этап.
Рассказ о празднике «Покров», народных приметах, связанных с этим праздником, о казачьих обрядах. Разучивание пословиц и поговорок.
Разучивание казачьих песен и их исполнение, загадывание загадок, знакомство с казачьими подвижными играми. Праздник «Покровская ярмарка на Дону».
Рассказ детям о роли мужчина– отца женщины – матери в казачьей семье. Знакомство с казачьим фольклором, с разнообразием его жанров.
Разучивание и исполнение колыбельных песен.
Познавательная беседа «Песня – душа народа».
Познавательные беседы «Происхождение казачества»,
«Одежда казаков», «Ремесла на Дону». Слушание и разучивание казачьих песен, заучивание пословиц и поговорок о труде.
Рассказ о военной жизни казаков, о воспитании мальчиков в казачьей семье, как будущих воинов.
Знакомство с патриотическими песнями донского края. Рассказ о казаках – героях.
Рассматривание старинных и современных фотографий.
Лепка «Казачка и козак»
Экскурсия в казачью горницу.
Рисование «Казачка и козак»
Рассказ о происхождении куреня. Сюжетно – ролевые игры, отражающие быт казаков.

    3. Заключительный этап.
Обобщение результатов работы; Анализ деятельности; Развлечение; Удовлетворенность всех участников результатами.

«Терпи, казак, атаманом будешь!»: воспитание мальчиков

Если в семье рождался казак (именно так, и никак не мальчиком, называли младенца мужского пола), то его буквально с первых дней жизни воспитывали воином. Важнейшим событием считалось крещение, то есть духовное рождение казака. Выбору крестного также уделялось огромное внимание, ведь именно на него ложилась большая часть ответственности за воспитание нового человека. В день крестин в люльку малышу клали шашку, стрелу или пулю – «на зубок», а потом наблюдали за его реакцией. Младенец, заинтересовавшийся оружием, признавался «добрым казаком», а проявивший равнодушие к воинским атрибутам, огорчал собравшихся своей нерадивостью. Бывало, что на сорокадневного кроху надевали маленькую кольчужку, обозначая таким образом его принадлежность к казачьему роду.
Всеми этими забавами, надо полагать, увлекались отцы, матери же, как и положено матерям, с болью в сердце переживали за будущее своих маленьких сыновей уже с первых дней их жизни. Очень точно передал материнские чувства казачки по отношению к сыну, обреченному на войну, М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Казачья колыбельная»:
Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду –
Ты махнешь рукой…
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь 
пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки-баю.
Достигшему годовалого возраста казаку наголо состригали волосы и сажали его на коня, при этом снова наблюдая за поведением ребенка. Крестный давал ему в руки шашку, правда, это действие носило чисто символический характер. Шашку малыш, естественно, удержать не мог, и она снова возвращалась крестному, который обычно хранил ее у себя до семнадцатилетия своего подопечного.
Когда казаку исполнялось семь лет, его во второй раз стригли наголо. Бритоголовым он торжественно шел к первой в своей жизни исповеди. Тогда же его переселяли в мужскую половину дома, где с этого момента он спал в комнате со старшими братьями или дедом, на жесткой постели. Мать больше не имела права его наказывать, воспитанием будущего воина занимались теперь только мужчины.С трех-пяти лет казачат начинали обучать верховой езде и рукопашному бою, с семи лет учили стрелять, а с десяти – рубить шашкой.
Первоначальные боевые навыки прививали мальчикам отцы и крестные, затем – самые опытные представители казаков, нередко даже атаманы, ведь воспитание в будущих воинах ловкости и силы признавалось крайне важным всеобщим делом. Целенаправленно воспитывалось в парнях и еще одно обязательное для казаков качество – умение быстро, почти молниеносно, принять единственно правильное решение в конкретной ситуации и воплотить его в жизнь. Для этой цели для мальчишек регулярно создавали ситуации, выход из которых они должны были находить самостоятельно. Но зато к 14-15 годам среднестатистический юный казак владел сложнейшими элементами джигитовки, был смышлен и ловок. С 17 лет и до момента, когда он поступал в полк, юноша назывался «малолетком», а в 19 лет отправлялся служить на три или четыре года, в зависимости от региона. Дальнейшая жизнь молодого казака представляла собой почти постоянную военную службу с некоторыми перерывами.Но не только физическим развитием и находчивостью отличались молодые казаки, ведь их с детства учили защищать слабых, с благородством относиться к девушкам и женщинам, быть готовыми бороться за свободу, веру и честь.

G:\игры казаков\i (5).jpg                                       


                               
Уважение к старшим

Особое внимание уделялось тому, чтобы научить юных казаков и казачек уважению к представителям старших поколений. Существовал целый набор правил вежливости по отношению к страшим:
• ко всем старшим, включая и родителей, обращались только на Вы;
• нельзя было заговаривать со старшими без их на то разрешения;
• нельзя было окликать впереди идущего старшего;
• прекословие родителям и неподчинение их воле считалось недопустимой дерзостью;
• курение в присутствии отца, деда или старшего брата считалось неприличным.
Преклонение перед старшими закреплялось не только обычаями, но и официальными казачьими законами, за исполнением которых следила вся казачья община. За непочтительность в общении со старшими наказывали: парня могли высечь, а девушку надолго посадить «под домашний арест».

      «Казачка-краса, тонок стан, туга коса»: воспитание девочек

Девочек с малых лет готовили в казачьи жены, доля которых обычно состояла в том, чтобы ждать мужей со службы. Это значило, что по хозяйству они должны были уметь практически все. С раннего возраста девочек приучали к труду: они стирали, мыли полы, осваивали шитье, вязание, вышивание, нянчили младших братьев и сестер. Будущие хорошие жены должны были привыкнуть вставать раньше мужчин, готовить пищу, поддерживать в доме чистоту и порядок. Опрятности – в быту и в одежде – в казачьей среде уделяли особое внимание: и казачка, и ее дом должны были всегда выглядеть достойно.
Уважительное отношение к мужчине девочки впитывали, наблюдая за отношениями собственных родителей. Жены-казачки, несмотря на то, что в семьях обладали равными правами со своими мужьями,  старались с ними не ссориться, уступать, всячески подчеркивать их авторитет. «Не муж для жены, а жена для мужа» – это знали казачки с ранних лет.Может быть, потому, что первые казацкие жены были из самых красивых представительниц коренных народов, казачки с древности славились своей особенной привлекательностью. Художник В. Суриков, сам будучи выходцем из старинного сибирского казачьего рода, писал о своих двоюродных сестрах: «В девушках была красота особенная: древняя, русская. Сами крепкие, сильные. Волосы чудные. Все здоровьем дышало». Девочек учили нести красоту с достоинством, всегда держать спину прямо, следить за своими движениями, не гримасничать и не жеманиться. Суетиться, впадать в панику или в гнев, кричать от боли с детства привыкшие уважать себя казачки также не могли себе позволить. О воспитании в дочерях терпения и выносливости матери заботились особенно, но при этом не оставляли без внимания они и нравственные качества девушек. Истинная казачка должна была быть доброжелательной, отзывчивой, уважительной по отношению к старшим, целомудренной. Понятие «честь» не было для нее пустым звуком, напротив, оно руководило ее поведением.Муштры в воспитании девушек не было, как не было и ущемления их достоинства. Юные казачки росли в относительной свободе, даже жениха они часто могли выбрать себе сами, разумеется, если тот был из казаков. Как правило, родители не выдавали дочерей замуж против их воли – только разве что в качестве наказания за серьезную провинность.

G:\игры казаков\i (7).jpg

              Пословицы и поговорки донских казаков

e3ueUNG5xvQ

Слава Тебе Господи, что мы казаки!
Бог не без милости, казак не без счастья 
Терпи, казак, атаманом будешь 
Берегись казак бед, пока их нет
Богу молись, а к берегу гребись
Гляди шашку, а не зазубрину на ней
Казак от Дона повёлся
За славой не угонишься — сама придёт
Гайтан на шее да шашка сбоку —  не скоро быть смертному сроку  
Казак за казака горой стит
Казак честью красен 
Дон Тихий, а слава о нём — громкая 
Казак в беде не плачет
От безделья  нет казаку веселья
Казаки никому не кланяются
Господа старики первейшие казаки 
Кому Дон тих,  а кому — лих 
Своя земля и в горсти мила
Либо грудь в крестах, либо голова в кустах
Ни кого казак не бойся, только Бога ты побойся»; Кому душа – грош, а казаку, вынь да положь
Казак душу не заложит, скорее голову положит
Казак жилы порвёт, да всё поймёт (да до всего дойдёт)
В грехах донцы каются, чтоб потом не маятся
Конь для казака отец родной, а сабля острая – мать».
Донец с пикой не знает лиха
Слово не воробей, а и шашка не нож
Тугой лук казаку сердечный друг
Казачья доля – чистое поле, да вольная воля
Казакам царь не указ, коли божий наказ
Лучше голову сложить, да чести казачьей не сломить

                Казачьи стихи-загадки
Голове не будет страха,
если есть на ней … /папаха/
Что удобней для ноги:
туфли или… /сапоги/
В модных джинсах не поскачешь,
а, скорей всего, заплачешь.
Как папаха голове,
надо хлопцам…/галифе/
Кому - плащ, кому - тужурка,
казаку – казачья…. /бурка/
Ну, а если командир,
полагается … /мундир/
Между делом, тары-бары,
Носит батько … /шаровары/
А, чтоб сделать ловкий шаг,
полагается… /кушак/
В ножнах спит, а не в постели.
Как огонь, горит на деле.
И надёжна, и остра.
Казаку в бою - сестра. 
                /шашка, сабля/     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект в подготовительной группе детского сада

Творческое наследие А. С. Пушкина является живым достоянием нашей современности, оно раскрывается в наши дни во всем своем величии и многообразии. Сегодня поэзия Пушкина воспринимается как неотъемлема...

Краткосрочный проект в подготовительной группе на тему "Первые цветы".

Краткосрочный проект  в подготовительной группе на тему "Первые цветы"....

Краткосрочный проект в подготовительной группе "Моя семья"

Краткосрочный проект в подготовительной группе "Моя семья"...

Проект: «У Дона- батюшки реки, живут ребята- казаки»

Актуальность  проекта: стремление расширить познания дошкольников об истории  донского казачества, культуре, быте, его обычаях и традициях....

Проект в подготовительной группе компенсирующей направленности Колокольчик "Они живут с нами рядом"

Рассказ воспитанницы о маленьком бездомном котенке, увиденном в холодную осеннюю погоду, побудил детей задуматься о том, как мы можем помочь животным, оказавшимся на улице по разным причинам.В совреме...

Проект в подготовительной группе компенсирующей направленности «Колокольчик» «Они живут с нами рядом»

В современных городских условиях не каждая семья может позволить держать домашнее животное в квартире или в частном секторе. Животные, живущие рядом с человеком, являются первым источником знаний дете...

проект "У Амура -батюшки реки, живут ребята - казаки"

Цель: Реализация содержания  регионального компонента в художественно - эстетическом развитии детей.  Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомст...