Проект "Мое Оренбуржье"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МБДОАУ № 170
Проект
Тема: «Мое Оренбуржье»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет №2
Срок реализации: март - апрель 2024 г.
Состав участников (дети, педагоги, родители)
Выполнили: Слободских В.Н.
Пояснительная записка
Люблю бескрайние просторы,
Край необъятный странный наш,
Платков изящные узоры,
Степей и гор простой пейзаж.
Люблю зимы трескучий холод
И лета томную жару,
На окнах - роспись и узоры,
Росу на листьях поутру,
Урала жгучую прохладу,
Степей бескрайний наш простор,
В лесу из зелени преграду -
Сосновый стройный частокол.
Актуальность проекта
Изучение края - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. В современных условиях остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», для формирования патриота своей страны. Важно понимать, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, природу. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Актуальность программы заключается в том, что она позволяет больше узнать, правильно понять исторические, природные особенности малой Родины. Содействует сохранению того, что веками создавалось народом, проживающим на этой территории. Воспитывая у детей любовь к малой Родине, самое главное - необходимо подвести к пониманию, что наше село – частица большой Родины - России. Важно показать уникальность родного города, помочь увидеть его неповторимость и красоту. Что здесь, в Оренбурге, как и в других городах, селах страны трудятся люди - это их близкие и родные, они живут дружно, берегут и охраняют природу. Следует понимать, что мир ребёнка отличается от мировоззрений взрослого человека. Мир ребёнка - это его дом, семья, улица, ближайшая территория: двор, лес, река - всё-то, что окружает его, влияет на его жизнь.
Поэтому сегодня основы экологической культуры дошкольников и природоохранности малой Родины необходимо осуществлять комплексно в соответствии с их интересами и способностями. Детское экспериментирование – основная особенность такой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Работа по формированию патриотизма, экологических знаний более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители выступают не только как помощники детского сада, но и как участники формирования личности ребёнка. Мы педагоги, и, конечно же, родители должны помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родного края. Это даёт возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, к малой родине.
Цель: формирование первичных представлений о родине у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1. Сформировать основы экологического сознания, осуществляя познавательно-речевое и коммуникативно-личностное развитие детей в процессе экспериментальной и опытнической деятельности детей.
2. Сформировать умения рассказывать о малой родине, познакомить взрослых и сверстников с ее объектами.
2. Прививать правила, умения и навыки экспериментальной деятельности, проводить эксперименты по алгоритму со слов воспитателя.
3. Воспитывать эмоционально-положительное, бережливое отношение к природному наследию своего края.
Планируемые результаты
- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно - исследовательской деятельности;
- проявляет устойчивый интерес к истории и традициям Оренбургского края
- способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации о традициях семьи, об истории родного края.
- ребенок способен рассказывать о себе, о событиях своей жизни, семейных традициях и традициях своего села, о профессиях родителей и людей, работающих в селе, имеет представления о культурных ценностях общества и о своем месте в нем, о природе родного села его достопримечательностях, способен обобщать и производить анализ полученных знаний;
- проявляет поисковую активность и умение извлекать необходимую информацию об объекте в ходе эксперимента;
- проявляет интерес к предметам и явлениям природно-предметного мира. Задает вопросы «Почему?» «Зачем?» «Как?»;
- самостоятельно выполняет ряд последовательных действий по алгоритму, предложенному воспитателем (проводит опыт). демонстрирует результаты своих исследований, через презентации, дневники наблюдений, создание коллекций);
Личностные качества - развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения)
- развитие личности дошкольников путем прививания чувств патриотизма, гордости за то, что мы живем в Оренбуржье.
Интеллектуальные качества
-пробуждение интереса подрастающего поколения к природным богатствам Оренбуржья
- проявление интереса к чтению художественной литературы патриотической направленности.
Физические качества
-проявление ловкости, силы, выносливости, гибкости
-развитие координации движений
-развитие мышц рук, ног
-развитие мелкой моторик рук - способен проявить волевые усилия при рисовании (довести работу до конца).
Содержание проекта
Срок реализации: 2 месяца (краткосрочный)
Состав участников: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Форма проведения: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Вид проекта: познавательно-творческий
Планируемое время на реализацию проекта по этапам: 2 месяца (март- апрель)
Описание продукта, полученного в результате проекта
- выставка детских рисунков «Моя малая Родина»
- создание альбомов: «Красная книга Оренбургской области», «Богатства Оренбургского края», «Гербарий растений Оренбургской области».
- огород на окне (посадка семян в разных условиях) с последующей фиксацией и наблюдением результатов опыта
- создание макетов газопровода, Бузулукского бора, национальных жилищь Оренбуржья
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта
Подготовка презентации «Бузулукский бор»
«Полезные ископаемые Оренбургской области»
«Животный мир Оренбургских степей»
«Достопримечательности города Оренбурга»
«Красная книга Оренбургской области»
«Разнообразие природы родного края»
Согласованная работа воспитателей группы по качественной подготовке деятельности детей
Связь с родителями, выполняющими роль участников
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
для педагога:
Иллюстрации, картинки, художественная литература, проектор, экран, ноутбук, фотоматериал
для детей:
Бумага, краски, карандаши, пластилин.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
2 месяца (март-апрель 2024г.)
№ п/п | Этап | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Поисковый | Подбор и анализ литературного, иллюстративного, игрового, фото и видео материала по теме проекта. | март |
2 | Аналитический | Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта | март |
3 | Практический | Образовательная деятельность Познавательное развитие «Путешествие по жемчужинам Оренбургской области» Художественно-эстетическое развитие Лепка «Хлебобулочные изделия» из соленого теста Рисование «Золотые колосья хлеба» Прослушивание: Л.Зыкина «Оренбургский пуховый платок» А.Лепин «Оренбургские степи» | март- апрель |
Рассказывание Беседа «Природные богатства нашего края» Беседа «Полезные ископаемые Оренбургской области» «Любимые места родного города. Достопримечательности города Оренбурга» | март- апрель | ||
Чтение художественной литературы «Оренбургская область» Таша Васильева «Оренбургский край» Светлана Сергеевна Марычева | март- апрель | ||
Подвижные игры Русская народная игра «Гуси-лебеди» Русская народная игра «Ручеёк» Татарская народная игра «Скок-перескок» Узбекская народная игра «Медведи и пчелы» | март- апрель | ||
Игры (настольно-печатные, дидактические) Дидактическая игра «Лото мой любимый Оренбург» Дидактическая игра «Буква за буквой» Дидактическая игра «Перекресток» Дидактическая игра «Кто знает, тот угадает» | март- апрель | ||
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по родному городу» Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» | март-апрель | ||
4 | Презентационный | Оформление альбомов: «Богатства Оренбургского края», «Красная книга Оренбургской области», «Гербарий растений Оренбургской области». | март- апрель |
5 | Контрольный | Анализ проведенных мероприятий по теме проекта, обобщение. | апрель |
6 | Взаимодействие с родителями | Консультации для родителей: «Воспитание чувства любви к своей малой Родине» Рекомендации «Как знакомить ребенка с родным краем»
| март- апрель |
Список используемой литературы:
1. Вахрушева. Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5 – 7 лет. Творческий центр. М., Сфера, 2012 – 96с.
2. Деркунская В.А. Ошкина А. А.Игры-эксперименты с дошкольниками. - М.: Центр педагогического образования, 2013. – 64с.
3. Иванова. А.И. Методика организации экологических наблюдений и организации экологических наблюдений и экспериментов. М.: ТЦ: Сфера, 2009 – 320с.
4. Корнилова В.М. Экологическое окно в детском саду. Методические рекомендации. Творческий центр. М., Сфера, 2009 – 157с.
5. И.Э.Куликовская, Н.Н.Совгир «Детское экспериментирование» 2003г. г. Москва
6. Лыкова И. А. Рыжова Н. А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду:.- М.: Цветной мир,2012.-144с.
7. МашковаС.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7лет на экологической тропе / Суздалева Г.Н., Еорова Л.А., Березняк Я.К., Макаренко Л.П., Могомедова Л.П. Волгоград: Учитель,2013-174с.
8.. Николаева С.Н.Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.: - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ,2010.-105с.
9. Нищева Н.В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Выпуск 2.:-СПб. Детство-Пресс,2013.-238с.
10. Нищева Н.В.Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду.- .:-СПб. Детство-Пресс,2013.-301 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Красная книга Оренбуржья
описание, среда обитания некоторых животных, растений, птиц, насекомых, занесенных в КРАСНУЮ КНИГУ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ...
Презентация Оренбуржье-просторы малой родины.
https://docs.google.com/presentation/d/1Cv911tZBpd144dL0gyeCnUA08nvLpHvGRc7sBn-VpdQ/edit?usp=sharing Цель данной работы рассказать и показать многогранность нашего Оренбургского края....
Интегрированное занятие в разновозрастной дошкольной группе "Моя малая Родина-Оренбуржье".
Интегрированное занятие «Моя малая Родина – Оренбуржье». Цель: Формирование духовно-нравственных отношений и чувства сопричастности к родному краю, культурному наследию народа.Задачи:• Сфор...
Конспект образовательной деятельности по физической культуре Тема: «Дружно весело играем в Оренбуржье нашем» Старшая группа
Цель:Оптимизировать двигательную активность воспитанников посредством народных подвижных игр как одного из компонентов по этнокультурному развитию детей старшего дошкольного возраста....
Культура и традиции Оренбуржья. Приложение к Программе.
Культура и традиции Оренбуржья. Приложение к Программе....
Конспект НОД по развитию речи "Моё Оренбуржье"
Цель: Формирование представлений о традициях Оренбуржья в диалоговом общении с элементами театрализованной деятельности....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по программе «Оренбуржье моё» – «Музыка народов Оренбуржья»
Через музыкальное наследие народов Оренбуржья дети знакомятся с музыкальными традициями казахского, татарского и башкирского народов....