Консультация для воспитателей на тему: «Ознакомление с программой А. В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду»
консультация ( группа) на тему

Иосафова Татьяна Николаевна

На современном этапе вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России связано сегодня, прежде всего, с воспитанием высоконравственной личности гражданина своей Родины, развитием его духовности, личностным принятием исторически сложившейся морали и нравственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_a.v._borodinoy_vosstanovlen.docx39.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15 «Звёздочка»

                                                                   

 Консультация для воспитателей на тему:

«Ознакомление с программой А. В. Бородиной

«Культура и творчество в детском саду»

                                                                              Консультацию подготовила и провела:

                                                            Иосафова Татьяна Николаевна

                                                  Воспитатель I категории

                                                         МДОУ д/с №15 «Звёздочка»

 

г. Ермолино

  март 2016 г.

    Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю ознакомиться с программой А. В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду».

     На современном этапе вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России связано сегодня, прежде всего, с воспитанием высоконравственной личности гражданина своей Родины, развитием его духовности, личностным принятием исторически сложившейся морали и нравственности. 

Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на и через приобщения его к культурному наследию своего народа.


Культура - это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Для удовлетворения духовных потребностей: в поиске жизненных целей, смысла, идеалов, высших ценностей, современной молодежи, в прямом смысле, на каждом шагу взамен настоящей культуры насильно подается духовная отрава, более опасная, чем нитраты или радиация, которыми все привычно запуганы.

    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.19, п.2) указывает, что содержание образования должно обеспечивать «духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру».

    Программа  А. В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду» соответствует Федеральному государственному стандарту дошкольного образования.

    Настоящая программа разработана для формирования дошкольными образовательными организациями образовательных программ и организации историко-культурологического образования, духовно – нравственного и патриотического воспитания, культурного и творческого развития дошкольников на основе отечественных традиций.

    Программа может быть дополнением к любой примерной образовательной программе, выбранной дошкольной организацией в качестве основной.

    Программа А. В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду»  обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим демонстрационные материалы, книги для чтения, пособия для педагогов, альбомы для творческой и развивающей деятельности дошкольников.

    Цель программы – создание условий для полноценного развития личности и творческих способностей дошкольников, для духовно – нравственного и патриотического воспитания и успешной социализации на основе приобщения детей к отечественным культурно – историческим традициям.

Программа, охватывая несколько областей образования и решая в них многие предметные, метапредметные* и личностные задачи, в целом направлена на выполнение задач, определенных Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования, а именно:

  1. Охраны и укрепления здоровья детей, их эмоционального благополучия;  

     

  1. Обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

  1. Обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

*Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Метапредмет – учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала; это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов.

  1. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

  1. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

  1. Формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

  1. Обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

  1. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

  1. Обеспечения психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В основе Программы заложены следующие принципы:

  • Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий;
  • Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
  • Уважение личности ребенка;
  • Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка;
  •  Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Сотрудничество дошкольной организации с семьей;
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  •  Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • Учет этнокультурной ситуации развития детей;
  • Адаптивность и культуросообразность;
  • Психологическая комфортность, бережное отношение к ребенку, уважение к его внутреннему миру;
  • Систематичность;
  • Овладение культурой;
  • Обучение деятельности;
  • Опора на предшествующее развитие;
  • Интеграция, интегрированное обучение;
  • Приоритет духовных общечеловеческих и общероссийских ценностей в воспитательно – образовательном процессе;
  • Признание всеобщей талантливости.

Целевые ориентиры программы «Культура и творчество в детском саду» базируется на ФГОС ДО, расширяя те из них, которые касаются уровня речевого, художественно – эстетического, познавательного и социально – коммуникативного развития.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  •  Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
  • Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты;
  • Ребенок знает о существовании различных народов, национальностей, культур, религий, понимает, что у каждого человека есть право

На веру, национальную культуру, родной язык, уважительно относиться ко всем людям и их национальным особенностям, их культурам и религиозным убеждениям;

  • Ребенок владеет простыми способами вежливого поведения и взаимопомощи;
  • Ребенок знает о болезнях, о существовании людей с ограниченными физическими возможностями, проявляет сочувствие к ним и готовность оказать помощь в случае необходимости;
  • Ребенок владеет элементарными экологическими представлениями, проявляет интерес к живой и неживой природе; бережно относиться к природе;
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, говорит развернутыми фразами, использует различные части речи, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может пересказать небольшой текст, выучить и рассказать стихотворение;
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, управлять ими;
  • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения в разных местах (в помещении д/с, в храме, на улице), правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
  • Ребенок обладает начальными знаниями о себе, семье, о семейных традициях, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
  • Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных  видах деятельности;
  • Ребенок проявляет ответственность за начатое дело, за отношения с друзьями, взрослыми;
  • Ребенок эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведений искусства (музыку, танцы, картины, театральные постановки, стихи, прозу); имеет представление о народных промыслах (Хохлома, Гжель, Федоскино, Палех, Жостово и др.), о творчестве художников В.М. Васнецова, И.И. Шишкина, И.И. Левитана, И.К. Айвазовского;
  • Ребенок проявляет патриотические чувства, чувства радости за достижения народов России, имеет представление о ее географическом разнообразии, о столице, о некоторых памятниках архитектуры;
  • Ребенок  соблюдает элементарные общепринятые нормы и понимает их этическую основу – любовь, уважение к себе и окружающим людям; имеет представления о понятиях «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло»;
  • Ребенок имеет первичные представления о здоровом образе жизни и навык личной гигиены; воспринимает здоровье, жизнь, здоровый образ жизни как ценность.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Содержание Программы обеспечивает дошкольников дополнительными материалами для социально – коммуникативного, речевого, познавательного, художественно – эстетического и творческого развития личности, формирование нравственной мотивации в социально – коммуникативной сфере, развития задатков и способностей детей в различных видах деятельности.

Программа охватывает следующие образовательные области:

  • социально – коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно – эстетическое развитие.

Социально – коммуникативное развитие направлено на

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
  •  развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта,  эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры;

  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Художественно – эстетическое развитие предполагает

  • развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.)

Формы, методы и способы реализации программы.

Программа направлена на:

  • развитие любознательности как основы познавательной активности детей;
  • развитие творческих способностей ребенка;
  • формирование навыков творческой деятельности;
  • развитие коммуникативности;
  • освоение социально – культурных навыков;
  • освоение нравственных норм;
  • приобщение к отечественным культурным традициям.

Программа способствует:

  • культурному, интеллектуальному, творческому развитию детей;
  • обеспечению эмоционального благополучия ребенка;
  • созданию условий для формирования нравственно ориентированной личности;
  • приобщению детей к общечеловеческим ценностям;
  • взаимодействию с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Для работы по программе «Культура и творчество в детском саду» используется время, предназначенное для занятий по ознакомлению с окружающим миром, речевому развитию и ознакомлению с художественной  литературой, рисованию, лепке, аппликации, конструированию и ручному труду, музыке, подготовке к обучению грамоте.

В соответствии с ФГОС ДО, содержание Программы отражает следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

  1. Предметно – пространственная развивающая образовательная среда;
  2. Характер взаимодействия со взрослыми;
  3. Характер взаимодействия с другими детьми;
  4. Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Программа предусматривает организацию детской жизни в трех формах:

  • Занятия как специально организованная форма обучения;
  • Нерегламентированные виды деятельности;
  • Свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.

Содержание образовательной деятельности с детьми 2-7 лет представлено по возрастным группам и по образовательным областям. Программа базируется на содержании ФГОС ДО, дополняя, углубляя и расширяя положения, важные для освоения культуры и развития творчества дошкольников. Повторяющееся, как правило, во всех примерных образовательных программах содержание, в данной Программе может быть опущено, уступая место только новому, дополнительному, имеющему свои особенности или не во всех программах конкретизированному.

ОО «Социально – коммуникативное развитие»

Образовательные задачи программы «Культура и творчество в детском саду»

    Социализация в отечественной культуре, развитие общения, духовно – нравственное воспитание, эмоциональное развитие.

    Усвоение норм и правил, принятых в обществе. Принятие традиционных ценностей, принятых в обществе: вера (религия), храм, икона, крест, любовь к матери, отцу, сестре, брату, уважение к людям вообще, дружба, справедливость, правда, честность, отзывчивость, сочувствие, сострадание, добро, Родина, традиции.

    Формирование отношения к религии как важной части окружающего и внутреннего мира человеческого общества. Формирование сознания ценности православной культуры, осознание православия как религии, которая сопровождала жизнь наших предков на всем протяжении истории нашего Отечества. Воспитание и уважение к религиозным традициям, к православным традициям.

    Формирование духовно – нравственной мотивации поступков, поведения, творческой деятельности. Формировать элементарные представления о совести.

    Воспитание уважения к правилам и нормам поведения, осознанного отношения        к необходимости выполнения этих правил. Формирование умения правильно оценивать свои  и сверстников поступки. Развитие доброжелательного общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Воспитание деликатности.

    Формирование готовности детей к совместной деятельности, умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками. Формировать умения ответственно относиться к порученному заданию.

    Воспитание любви к Родине, к семье, уважения ко всем членам семьи.

    Формирование первичных представлений о труде взрослых. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и к результатам их деятельности.

    Воспитание любви к гармонии в окружающем мире и стремления к порядку.

    Уважение к убеждениям, национальным, языковым и культурным особенностям других людей.

    ОО «Познавательное развитие»

Образовательные задачи программы «Культура и творчество в детском саду»

    Развитие познавательных интересов детей к культуре и истории Родины, родного края, к жизни и творчеству людей. Развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий.

    Ознакомление с окружающим миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.  Формирование первичных представлений о человеке и обществе, о добре и зле в человеческом мире. Формирование первичных представлений о народе, государстве, культуре, о России как Родине, о малой родине. Формирование представлений о ценностях, принятых в обществе: вера (религия), храм, икона, крест, любовь к матери, отцу, сестре, брату, уважение к людям вообще, дружба, справедливость, правда, честность, отзывчивость, сочувствие, сострадание, добро, Родина, традиции.

    Формирование представлений о религии как части окружающего и внутреннего мира человеческого общества. Формирование представлений о православной культуре, о православии как религии, которая сопровождала жизнь наших предков на всем протяжении истории нашего Отечества. Формирование представлений о православных традициях. Формирование первичных представлений о спасении человека и человеческого общества от грехов. Формирование осознанного отношения к религиозным традициям.

    Формирование представлений о неживых и живых объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, расположении, композиции, темпе, направлении движения, причинах и следствиях и др.)

    Развитие воображения и творческой активности. Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

    Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей. Развитие     умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.

    Формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных культурных (в том числе духовных) традициях и праздниках.

    Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

    Ознакомление с христианским взглядом на сотворение мира как наиболее распространенным взглядом в обществе.

    Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование элементарных экологических представлений, понимания того, что человек является частью природы, понимания зависимости жизни человека на Земле от окружающей среды. Формирование бережного и ответственного отношения к природе, умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь её.

    ОО «Речевое развитие»

Образовательные задачи программы «Культура и творчество в детском саду»

    Расширение словарного запаса дошкольников, обогащение словаря простейшими религиозными понятиями православной культуры, словами культурологического значения, библейскими именами, названиями. Активизация словарного запаса религиозного и культурологического значения. Расширение и понимание смыслов православной лексики.

    Развитие связной речи, свободного общения со взрослыми и детьми с использованием содержания православной культуры. Формирование интереса  детей к словотворчеству, к рифмованным формам речи. Формирование выразительной речи. Развитие литературной речи с использованием содержания о православной культуре.

    Ознакомление с православной культурой, с текстами о православных праздниках, иконах, храмах, евангельских событиях. Воспитание интереса и любви к чтению художественной и познавательной литературы о православной культуре, истории. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения о православной культуре.

    ОО «Художественно – эстетическое развитие»

Образовательные задачи программы «Культура и творчество в детском саду»

    Формирование интереса к эстетической стороне православной культуры, эстетического отношения к предметам и явлениям православной культуры, произведениям церковного искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности по православной тематике.

    Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей на православном содержании. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности; удовлетворение потребности детей в самовыражении, в том числе по православной тематике.

    Приобщение к православному искусству. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства, в том числе  православного искусства и на исторические темы. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.

    Формирование умений видеть, выделять в произведениях изобразительного искусства объекты православной культуры. Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.

   Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве.

   Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ. Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.  

   Программа  А. В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду» тесно переплетается с основной образовательной программой нашей ДОО.

    Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов, именно в это время закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей - все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.  

Спасибо за внимание!

Список литературы.

  1. А.В. Бородина Программа «Культура и творчество в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: « Ознакомление детей дошкольного возраста с народно-декоративным искусством России. »

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслужи...

Консультация для воспитателей «Использование музыки при организации режимных моментов и проведении НОД в повседневной жизни детского сада и в жизни ребенка»

    Музыка в жизни ребенка входит через взрослое окружение и закладывает то, что потом будет служить его нравственным стержнем в течении всей жизни. Это своеобразная «школа чувств», к...

Презентация - Консультация для воспитателей на тему: «Ознакомление с программой А. В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду»

   На современном этапе вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России связано сегод...

Консультация для воспитателей на тему: «Ознакомление старших дошкольников с творческими профессиями»

Консультация поможет воспитателям в планировании работы по ознакомлению старших дошкольников с творческими профессиями....

Консультация для воспитателей на тему: «Ознакомление дошкольников с народным декоративно – прикладным искусством»

Ознакомление дошкольников с народным – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог не только дает детям определенный объем з...

Консультация для воспитателей на тему "Занятия аппликацией из нетрадиционных материалов, как средство развития творчества детей дошкольного возраста"

В детском саду изобразительная деятельность включает в себя такие виды занятий; как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений...