Консультация для воспитателей на тему: «Ознакомление с программой А. В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду»
консультация ( группа) на тему
На современном этапе вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России связано сегодня, прежде всего, с воспитанием высоконравственной личности гражданина своей Родины, развитием его духовности, личностным принятием исторически сложившейся морали и нравственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_a.v._borodinoy_vosstanovlen.docx | 39.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15 «Звёздочка»
Консультация для воспитателей на тему:
«Ознакомление с программой А. В. Бородиной
«Культура и творчество в детском саду»
Консультацию подготовила и провела:
Иосафова Татьяна Николаевна
Воспитатель I категории
МДОУ д/с №15 «Звёздочка»
г. Ермолино
март 2016 г.
Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю ознакомиться с программой А. В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду».
На современном этапе вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России связано сегодня, прежде всего, с воспитанием высоконравственной личности гражданина своей Родины, развитием его духовности, личностным принятием исторически сложившейся морали и нравственности.
Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на и через приобщения его к культурному наследию своего народа.
Культура - это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Для удовлетворения духовных потребностей: в поиске жизненных целей, смысла, идеалов, высших ценностей, современной молодежи, в прямом смысле, на каждом шагу взамен настоящей культуры насильно подается духовная отрава, более опасная, чем нитраты или радиация, которыми все привычно запуганы.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.19, п.2) указывает, что содержание образования должно обеспечивать «духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру».
Программа А. В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду» соответствует Федеральному государственному стандарту дошкольного образования.
Настоящая программа разработана для формирования дошкольными образовательными организациями образовательных программ и организации историко-культурологического образования, духовно – нравственного и патриотического воспитания, культурного и творческого развития дошкольников на основе отечественных традиций.
Программа может быть дополнением к любой примерной образовательной программе, выбранной дошкольной организацией в качестве основной.
Программа А. В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду» обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим демонстрационные материалы, книги для чтения, пособия для педагогов, альбомы для творческой и развивающей деятельности дошкольников.
Цель программы – создание условий для полноценного развития личности и творческих способностей дошкольников, для духовно – нравственного и патриотического воспитания и успешной социализации на основе приобщения детей к отечественным культурно – историческим традициям.
Программа, охватывая несколько областей образования и решая в них многие предметные, метапредметные* и личностные задачи, в целом направлена на выполнение задач, определенных Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования, а именно:
- Охраны и укрепления здоровья детей, их эмоционального благополучия;
- Обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- Обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
*Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Метапредмет – учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала; это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. |
- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- Формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- Обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- Обеспечения психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В основе Программы заложены следующие принципы:
- Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий;
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
- Уважение личности ребенка;
- Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка;
- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- Сотрудничество дошкольной организации с семьей;
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- Учет этнокультурной ситуации развития детей;
- Адаптивность и культуросообразность;
- Психологическая комфортность, бережное отношение к ребенку, уважение к его внутреннему миру;
- Систематичность;
- Овладение культурой;
- Обучение деятельности;
- Опора на предшествующее развитие;
- Интеграция, интегрированное обучение;
- Приоритет духовных общечеловеческих и общероссийских ценностей в воспитательно – образовательном процессе;
- Признание всеобщей талантливости.
Целевые ориентиры программы «Культура и творчество в детском саду» базируется на ФГОС ДО, расширяя те из них, которые касаются уровня речевого, художественно – эстетического, познавательного и социально – коммуникативного развития.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты;
- Ребенок знает о существовании различных народов, национальностей, культур, религий, понимает, что у каждого человека есть право
На веру, национальную культуру, родной язык, уважительно относиться ко всем людям и их национальным особенностям, их культурам и религиозным убеждениям;
- Ребенок владеет простыми способами вежливого поведения и взаимопомощи;
- Ребенок знает о болезнях, о существовании людей с ограниченными физическими возможностями, проявляет сочувствие к ним и готовность оказать помощь в случае необходимости;
- Ребенок владеет элементарными экологическими представлениями, проявляет интерес к живой и неживой природе; бережно относиться к природе;
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, говорит развернутыми фразами, использует различные части речи, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может пересказать небольшой текст, выучить и рассказать стихотворение;
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, управлять ими;
- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения в разных местах (в помещении д/с, в храме, на улице), правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
- Ребенок обладает начальными знаниями о себе, семье, о семейных традициях, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
- Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
- Ребенок проявляет ответственность за начатое дело, за отношения с друзьями, взрослыми;
- Ребенок эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведений искусства (музыку, танцы, картины, театральные постановки, стихи, прозу); имеет представление о народных промыслах (Хохлома, Гжель, Федоскино, Палех, Жостово и др.), о творчестве художников В.М. Васнецова, И.И. Шишкина, И.И. Левитана, И.К. Айвазовского;
- Ребенок проявляет патриотические чувства, чувства радости за достижения народов России, имеет представление о ее географическом разнообразии, о столице, о некоторых памятниках архитектуры;
- Ребенок соблюдает элементарные общепринятые нормы и понимает их этическую основу – любовь, уважение к себе и окружающим людям; имеет представления о понятиях «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло»;
- Ребенок имеет первичные представления о здоровом образе жизни и навык личной гигиены; воспринимает здоровье, жизнь, здоровый образ жизни как ценность.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Содержание Программы обеспечивает дошкольников дополнительными материалами для социально – коммуникативного, речевого, познавательного, художественно – эстетического и творческого развития личности, формирование нравственной мотивации в социально – коммуникативной сфере, развития задатков и способностей детей в различных видах деятельности.
Программа охватывает следующие образовательные области:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие.
Социально – коммуникативное развитие направлено на
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Художественно – эстетическое развитие предполагает
- развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.)
Формы, методы и способы реализации программы.
Программа направлена на:
- развитие любознательности как основы познавательной активности детей;
- развитие творческих способностей ребенка;
- формирование навыков творческой деятельности;
- развитие коммуникативности;
- освоение социально – культурных навыков;
- освоение нравственных норм;
- приобщение к отечественным культурным традициям.
Программа способствует:
- культурному, интеллектуальному, творческому развитию детей;
- обеспечению эмоционального благополучия ребенка;
- созданию условий для формирования нравственно ориентированной личности;
- приобщению детей к общечеловеческим ценностям;
- взаимодействию с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Для работы по программе «Культура и творчество в детском саду» используется время, предназначенное для занятий по ознакомлению с окружающим миром, речевому развитию и ознакомлению с художественной литературой, рисованию, лепке, аппликации, конструированию и ручному труду, музыке, подготовке к обучению грамоте.
В соответствии с ФГОС ДО, содержание Программы отражает следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
- Предметно – пространственная развивающая образовательная среда;
- Характер взаимодействия со взрослыми;
- Характер взаимодействия с другими детьми;
- Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Программа предусматривает организацию детской жизни в трех формах:
- Занятия как специально организованная форма обучения;
- Нерегламентированные виды деятельности;
- Свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.
Содержание образовательной деятельности с детьми 2-7 лет представлено по возрастным группам и по образовательным областям. Программа базируется на содержании ФГОС ДО, дополняя, углубляя и расширяя положения, важные для освоения культуры и развития творчества дошкольников. Повторяющееся, как правило, во всех примерных образовательных программах содержание, в данной Программе может быть опущено, уступая место только новому, дополнительному, имеющему свои особенности или не во всех программах конкретизированному.
ОО «Социально – коммуникативное развитие»
Образовательные задачи программы «Культура и творчество в детском саду»
Социализация в отечественной культуре, развитие общения, духовно – нравственное воспитание, эмоциональное развитие.
Усвоение норм и правил, принятых в обществе. Принятие традиционных ценностей, принятых в обществе: вера (религия), храм, икона, крест, любовь к матери, отцу, сестре, брату, уважение к людям вообще, дружба, справедливость, правда, честность, отзывчивость, сочувствие, сострадание, добро, Родина, традиции.
Формирование отношения к религии как важной части окружающего и внутреннего мира человеческого общества. Формирование сознания ценности православной культуры, осознание православия как религии, которая сопровождала жизнь наших предков на всем протяжении истории нашего Отечества. Воспитание и уважение к религиозным традициям, к православным традициям.
Формирование духовно – нравственной мотивации поступков, поведения, творческой деятельности. Формировать элементарные представления о совести.
Воспитание уважения к правилам и нормам поведения, осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил. Формирование умения правильно оценивать свои и сверстников поступки. Развитие доброжелательного общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Воспитание деликатности.
Формирование готовности детей к совместной деятельности, умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками. Формировать умения ответственно относиться к порученному заданию.
Воспитание любви к Родине, к семье, уважения ко всем членам семьи.
Формирование первичных представлений о труде взрослых. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и к результатам их деятельности.
Воспитание любви к гармонии в окружающем мире и стремления к порядку.
Уважение к убеждениям, национальным, языковым и культурным особенностям других людей.
ОО «Познавательное развитие»
Образовательные задачи программы «Культура и творчество в детском саду»
Развитие познавательных интересов детей к культуре и истории Родины, родного края, к жизни и творчеству людей. Развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий.
Ознакомление с окружающим миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о человеке и обществе, о добре и зле в человеческом мире. Формирование первичных представлений о народе, государстве, культуре, о России как Родине, о малой родине. Формирование представлений о ценностях, принятых в обществе: вера (религия), храм, икона, крест, любовь к матери, отцу, сестре, брату, уважение к людям вообще, дружба, справедливость, правда, честность, отзывчивость, сочувствие, сострадание, добро, Родина, традиции.
Формирование представлений о религии как части окружающего и внутреннего мира человеческого общества. Формирование представлений о православной культуре, о православии как религии, которая сопровождала жизнь наших предков на всем протяжении истории нашего Отечества. Формирование представлений о православных традициях. Формирование первичных представлений о спасении человека и человеческого общества от грехов. Формирование осознанного отношения к религиозным традициям.
Формирование представлений о неживых и живых объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, расположении, композиции, темпе, направлении движения, причинах и следствиях и др.)
Развитие воображения и творческой активности. Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.
Формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных культурных (в том числе духовных) традициях и праздниках.
Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Ознакомление с христианским взглядом на сотворение мира как наиболее распространенным взглядом в обществе.
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование элементарных экологических представлений, понимания того, что человек является частью природы, понимания зависимости жизни человека на Земле от окружающей среды. Формирование бережного и ответственного отношения к природе, умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь её.
ОО «Речевое развитие»
Образовательные задачи программы «Культура и творчество в детском саду»
Расширение словарного запаса дошкольников, обогащение словаря простейшими религиозными понятиями православной культуры, словами культурологического значения, библейскими именами, названиями. Активизация словарного запаса религиозного и культурологического значения. Расширение и понимание смыслов православной лексики.
Развитие связной речи, свободного общения со взрослыми и детьми с использованием содержания православной культуры. Формирование интереса детей к словотворчеству, к рифмованным формам речи. Формирование выразительной речи. Развитие литературной речи с использованием содержания о православной культуре.
Ознакомление с православной культурой, с текстами о православных праздниках, иконах, храмах, евангельских событиях. Воспитание интереса и любви к чтению художественной и познавательной литературы о православной культуре, истории. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения о православной культуре.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
Образовательные задачи программы «Культура и творчество в детском саду»
Формирование интереса к эстетической стороне православной культуры, эстетического отношения к предметам и явлениям православной культуры, произведениям церковного искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности по православной тематике.
Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей на православном содержании. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности; удовлетворение потребности детей в самовыражении, в том числе по православной тематике.
Приобщение к православному искусству. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства, в том числе православного искусства и на исторические темы. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.
Формирование умений видеть, выделять в произведениях изобразительного искусства объекты православной культуры. Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.
Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве.
Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ. Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Программа А. В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду» тесно переплетается с основной образовательной программой нашей ДОО.
Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов, именно в это время закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей - все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.
Спасибо за внимание!
Список литературы.
- А.В. Бородина Программа «Культура и творчество в детском саду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: « Ознакомление детей дошкольного возраста с народно-декоративным искусством России. »
Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслужи...
Консультация для воспитателей на тему: «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством».
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей «Использование музыки при организации режимных моментов и проведении НОД в повседневной жизни детского сада и в жизни ребенка»
Музыка в жизни ребенка входит через взрослое окружение и закладывает то, что потом будет служить его нравственным стержнем в течении всей жизни. Это своеобразная «школа чувств», к...
Презентация - Консультация для воспитателей на тему: «Ознакомление с программой А. В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду»
На современном этапе вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России связано сегод...
Консультация для воспитателей на тему: «Ознакомление старших дошкольников с творческими профессиями»
Консультация поможет воспитателям в планировании работы по ознакомлению старших дошкольников с творческими профессиями....
Консультация для воспитателей на тему: «Ознакомление дошкольников с народным декоративно – прикладным искусством»
Ознакомление дошкольников с народным – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог не только дает детям определенный объем з...
Консультация для воспитателей на тему "Занятия аппликацией из нетрадиционных материалов, как средство развития творчества детей дошкольного возраста"
В детском саду изобразительная деятельность включает в себя такие виды занятий; как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений...