Интернет -конкурс "Использование семейной геральдики в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"
статья по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Профессиональный конкурс работников образования
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
(2013-2014 учебный год)
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии:
Дошкольное образование.
Использование семейной геральдики в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Автор:
Попова Марина Васильевна
воспитатель
высшая категория
Место выполнения работы:
МБДОУ д/с № 12
г. Челябинск, ул. Лермонтова, 19
Опыт использования семейной геральдики в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Тема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста всегда была актуальна для системы дошкольного воспитания. Актуальна она и в настоящее время. Проводя занятия по нравственно патриотическому воспитанию детей, я всегда обращалась к теме семьи.
Семья, как основной элемент государства, была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит его формирование как гражданина своего государства. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.
Это источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Создавая семью, люди, стремящиеся скрепить свой брак не только печатью в паспорте и контрактом, но и укрепить, защитить свой союз романтикой традиций, все больше стали обращать свое внимание на исключительность и торжественность обрядов, на вековую мудрость наших предков. Ничто так не цементирует семейные узы, как фамильный герб - символ особой ответственности за свое будущее. За будущее своих близких и детей, за будущее всего рода. Потому что, переходя к следующим поколениям, герб становиться родовым символом.
Родословие – неотъемлемая составляющая истории каждой семьи, каждого человека. К сожалению, чаще всего история семьи, происхождение рода и фамилии сокрыто в глубине веков, не сохранено в человеческой памяти. Знать свою родословную до «7-го колена» сейчас практически невозможно, но начать её создание вполне по силам даже дошкольникам. Раньше, на Руси практически у каждого фамильного рода был свой Герб. Герб передавался из поколения в поколение, был для человека символом семьи, дома, Родины.
Создание личных, семейных и фамильных гербов уже несколько лет не выходит из моды. Интерес к ним настолько велик, что ими вплотную заинтересовались на уровне многих государственных ведомств. Это породило тенденцию к отделению функций герба, как знака принадлежности к дворянству, к функции герба, как личной или семейной эмблемы. В основе интереса россиян к личным гербам лежит чувство собственного гражданского достоинства. Сегодня герб уже не выполняет функцию определения имущественного статуса. Каждый индивид творит свою историю и продолжает свой род, который накапливает не только материальные, но и моральные, духовные ценности. С помощью личного герба люди хотят дать окружающим представление о том, какие у них корни, что они собой представляют, каково их историческое предназначение. На личных и семейных гербах отражается символически обработанная информация о качествах, достоинствах и достижениях одного человека или целого рода.
Целью своей работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей я определила формирование у дошкольников ценностного отношения к семейным традициям, воспитание чувства уважения и любви к своим родным и близким. Разработка и составление семейного герба является одной из задач нравственно-патриотического воспитания детей, а также формой объединения семьи.
Фамильный, семейный герб это символ семьи. Он показывает интересы, увлечения, желания членов семьи, рассказывает о прошлом, настоящем семьи, предсказывает будущее.
Составление собственного герба оказалось делом непростым, но очень увлекательным для большинства семей воспитанников группы. Участвуя в этом мероприятии, родители и дети узнавали много нового не только о себе, но и о своих предках. А, узнав, стали еще больше любить и уважать историю своей семьи. В составлении семейного герба принимали участие все члены семьи. О каждом родственнике нужно было собрать информацию. Обязательным условием было участие детей в создании герба. Составляя герб, родители отдавали детям свою любовь. А дети чувствовали это и становились более уверенными в себе. Если дети были слишком малы, для того чтобы высказывать собственное мнение, родители сами придумывали художественный элемент, который их характеризовал.
В гербах нашли отражение особенности каждой семьи, труд родителей, дедушек, бабушек, семейные традиции. Многие семьи написали свой семейный девиз.
Ничто так не объединяет людей, как общее дело. Изготовление семейного герба увлекло и родителей, и детей. Фантазия родителей и детей оказалась безграничной: гербы были нарисованы, сделаны аппликативно, или выполнены на компьютере. Появились целые шедевры.
Было очень приятно наблюдать, как дети делились своими впечатлениями о проделанной работе. Они узнали много о своих семейных традициях, важных событиях, о прошлом семьи, многие с гордостью рассказывали о своих прадедушках и прабабушках.
Такая работа по составлению семейных гербов проводится мною уже с двумя поколениями детей, и каждый раз я радуюсь, видя счастливые лица детей и их родителей. Они всё ещё не верят в то, что у них получилось чудо!
Ничто так не объединяет людей, как общее дело. Изготовление семейного герба увлекло и родителей и детей.
А у меня появилась новая коллекция семейных гербов
И пусть эти работы не выстроены в основных принципах геральдики, но они отразили главные ценности современной молодой семьи – любовь друг к другу и детям, уважение к старшему поколению в семье и перспективы на будущее развитие семьи.
Хорошее настроение, любовь к своей семье, гордость за принадлежность к своему роду, развитие нравственных чувств – вот итог нашей совместной работы.
Ну а мы, воспитатели детского сада, узнали, насколько талантливы родители наших воспитанников. «Когда семья вместе, и сердце на месте» - говорят с древних времен.
Перспективный план нравственно-патриотического воспитания детей средней группы | ||||
№ п/п | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | "День рождения города" - беседа | Рассматривание, фото, иллюстраций с видами города | "Памятники нашего города" - рассказ | Оформление фотоальбома "Мой город" |
Октябрь | История возникновения города - рассказ | "Как жили люди на Руси"-беседа | "От крепости к городу" - рассказ | Выставка рисунков "Мой город" |
Ноябрь | "Богатырь Урал" - беседа | Чтение мифов и сказов об Урале | "Край мой уральский…" слушание народных песен | Дидактическая игра "Собери картинку" |
Декабрь | "Моя семья" - рассказ | "Рисуем маму и папу" | "Новый год моей семьи" - составление рассказа | Оформление фотоальбома "Моя семья" |
Январь | "Праздники моей семьи" - составление рассказа | Экскурсия в зимний лес | "Я пеку, пеку, пеку всем родным по пирожку" - лепка из солёного теста | Сюжетно-ролевая игра "Семья" |
Февраль | Родительское собрание "Генеалогическое древо моей семьи" | "Моя семья" - выпуск домашней газеты | "Наша армия" - рассказ | "Мой папа- самый лучший" - конкурс рисунков |
Март | "Что в имени моем?" - рассказ о том, как образовывается отчество | "Подарок маме" поделка к празднику | «Ласковое слово в шкатулку» - дидактическая игра | Продолжаем составлять альбома "Я и моя семья" |
Апрель | Знакомство с государственной символикой (герб, флаг, гимн) | "Чей я внук?" беседа о родственных отношениях | "Рисуем дерево семьи" (совместно с родителями) | Дидактическая игра "Собери флаг" |
Май | Символика моего города - рассказ | "Аллея славы" - экскурсия к памятнику. | Знакомство с гербами древних рыцарей | Современный герб России, родного города |
Перспективный план нравственно-патриотического воспитания детей старшей группы | ||||
№ п/п | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | "Здравствуй, город мой, родной" - беседа к дню рождения города | Экскурсия в детский досуговый центр "Аквариум" | Составляем альбом "Край, в котором я живу" | Рисунки детей "Мой любимый город" |
Октябрь | "Моя семья" - рассказ | Сюжетно-ролевая игра "Дом: бабушка заболела" | Игра с элементом ТРИЗ «Хорошо -плохо» | "Дом, в котором я живу" - рисунки детей |
Ноябрь | "Семейные традиции" - рассказ | "Правила нашей семьи" - рассказы детей | Составление альбома "Папа, мама, я - дружная семья" | Изготовление подарков ко дню матери |
Декабрь | "Мое дерево - мои родные люди" "Знакомство с генеалогическим деревом" | "Я кузнец, а ты -сапожник" рассказ о том, как появились фамилии | "Учимся составлять генеалогическое древо" | "Маленькие поэты" - учимся рифмовать слова сочиняем стихи о семье |
Январь | "Путешествие в страну Геральдики" | "Откуда герб пришел?" - история возникновения герба | Рассматривание картины В.Васнецова "Три богатыря" | Чтение русских народных сказок о подвигах русских богатырей |
Февраль | "Древние защитники рода" - беседа | "Мой папа – Рыцарь" конкурс рисунков | Дидактическая игра "Создай своего рыцаря" | Выставка военной техники |
Март | "Моя мама красавица" - конкурс рисунков | "Вкусные сюрпризы" - совместное чаепитие, изготовление детьми блюд к празднику | Мастер-класс бабушек по вязанию, вышиванию, плетению | Родительское собрание "Герб моей семьи" |
Апрель | Дерево моей семьи - рассказ о достижениях и успехах своих родственников | "Знакомство с законами геральдической науки | Рисуем герб семьи | Семейный праздник "Цветок семейного счастья" |
Май | Рассматривание эмблем, гербов, фирменных знаков | "Боевая слава" - встреча с ветеранами | "Создаем герб группы" | Выставка семейных гербов и генеалогических деревьев |
Литература
- Далецкая В. Знакомим детей с прошлым/Мой ребенок – 2004.3.-20-22.
- Козлова С.А. Дошкольная педагогика. – М.: «Академия», 1998.
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников./Р.С. Буре и др. – М.: Просвещение, 1989.-96с.
- Воспитателю о работе с семьей./ Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.- 192с.
- Лунина Г.Н. Гуманистические идеи русской народной педагогики. – М., 1995.
- Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 1999-122с.
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004.-156с.
- Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания.// Дошкольное воспитание 2003г. ,№ 6 С. 45-55
- Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста.// Дошкольная педагогика 2006, №6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план воспитания нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Перспективный план рекомендован для воспитателей ДОУ при работе с родителями...
"Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, через ценностные ориентиры"
Районное педагогическо - творческое объединение + открытое музыкальное занятие подготовительная группа...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проект "Я помню! Я горжусь" - теоретические основы, актуальность, цели, задачи, основные направления работы, перспективный план, итоговые мероприятия....
работа с родителями по теме « Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Проблема патрио...
Обобщение опыта на тему «Формирование нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и воспитателей через проектный метод деятельности»
Цель данного опыта - целостное развитие личности ребенка, его познавательые и творческие способности на основе взаимодействия музыкального руклвлдителя, инструктора по физическому воспитанию и воспита...
Конспект НОД : «Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот...
Доклад "Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного посёлка"
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого,не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человек...