обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

в данной консультации предоставлена информация для родителей по обогащению лекики детей. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ д /с № 11 г. Пласта Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста Обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста Подготовила: Учитель-логопед Титова Т.В.

Слайд 2

Необходимо обогащать словарь: 1) названиями частей предметов. Ребёнку предлагается показать и назвать части предметов. У стула (спинка, сиденье, ножки) . У чайника (дно, крышка, носик, горлышко, ручка) . У машины (кабина, кузов, колеса) . У сапога (носик, пятка, подошва, каблук) . И т. д.. 2) обобщающими понятиями. Ребёнку предлагается назвать одним словом группу предметов, например: пиджак, платье и юбку. После того, как ребёнок назовёт обобщающее слово, попросите его назвать ещё что-нибудь из одежды. Или, можете сами назвать обобщающее слово, а ребёнок будет называть конкретные существительные, например: «Назови, какую ты знаешь одежду?» Назови одним словом. Пиджак, платье, юбка, … (одежда); сапоги, туфли, тапочки,… (обувь); стол, кровать, шкаф,… (мебель), яблоко, апельсин, груша,… (фрукты); синица, ворона, голубь,… (зимующие птицы); грач, скворец, ласточка,… (перелетные птицы); помидор, огурец, морковь,… (овощи); кофейник, салатница, солонка, масленка, сковорода, хлебница, соусница,… (посуда); автобус, легковая машина, грузовая машина,… (наземный транспорт); корабль, пароход, яхта,… (водный транспорт); самолет, вертолет,… (воздушный транспорт); собака, коза, свинья,… (домашние животные); лиса, медведь, волк,… (дикие животные); пенал, карандаш, краски, тетрадь, учебник,… (учебные принадлежности); пылесос, стиральная машина, компьютер, холодильник,… (электрические приборы/бытовая техника). Используйте и другие слова.

Слайд 3

3) названиями детёнышей животных В этом задании важно, чтобы ребёнок умел правильно образовывать существительные в единственном и множественном числе, т.к. очень часто бывает, что дети правильно называют детенышей животных в единственном числе и делают грамматические ошибки при образовании множественного числа (напр.: « котёнки » - котята, « поросёнки » - поросята). Назови детёныша/ детенышей. У кошки (котенок, котята), у собаки (щенок, щенята), у лошади (жеребенок, жеребята), у овцы (ягненок, ягнята), у коровы (теленок, телята), у свиньи (поросенок, поросята), у тигра (тигренок, тигрята), у льва (львенок, львята), у ежа (ежонок, ежата), у зайца (зайчонок, зайчата), у белки (бельчонок, бельчата), у волка (волчонок, волчата), у лисы (лисенок, лисята). У курицы (цыпленок, цыплята), у индюка (индюшонок, индюшата), у утки (утенок, утята), у гуся (гусенок, гусята). 4) антонимами («Слова - наоборот») Скажи наоборот. Толстая палка, а наоборот? (тонкая палка); длинная лента, а наоборот? (короткая лента); острый карандаш, а наоборот? (тупой карандаш); грустный мальчик, а наоборот? (весёлый мальчик); высокий дом, а наоборот? (низкий дом); широкое полотенце, а наоборот? (узкое полотенце); грязные руки, а наоборот? (чистые руки); старый человек, а наоборот? (молодой человек). Тонкая палка, а наоборот? (толстая палка); и т.д. с другими словами. Используйте и другие предметы.

Слайд 4

5) названиями профессий . Назови профессию человека, который: Стрижет волосы (парикмахер), убирает мусор (уборщица), шьет одежду (портниха, швея), продает товар (продавец), прыгает с парашютом (парашютист), разносит письма, газеты, журналы (почтальон), лечит людей (врач), воспитывает детей (воспитатель), учит детей (учительница), проводит экскурсии (экскурсовод), выдает книги (библиотекарь), фотографирует детей ( фотограф), чинит часы (часовщик), вставляет стекло (стекольщик), дрессирует зверей (дрессировщик), получает деньги в магазине (кассир), охраняет нашу границу (пограничник), штукатурит дом (штукатур), чинит сапоги (сапожник), красит дом (маляр). Что делает парикмахер (стрижёт волосы), и т.д. с другими профессиями. 6) словами со сложной слоговой структурой . Скажи слово по слогам, прохлопывая ладонями ( прошагивая , стукая подбородком по ладони - сколько раз стукнет – столько и слогов) каждый слог. Скажи слово полностью. -1.Портфель, черепаха, кукуруза, крокодил, балалайка, радуга, карандаши, барабан, молоток, милиционер, градусник, сумка, банка, сумка, ведро, лампа, рюкзак, фартук, клубок, стакан, медведь, температура, телевизор, аквариум, электричество, фотографироваться, стрекоза, библиотека, регулировщик, велосипед, полотенце, сковорода, телевизор, мотоцикл. -2.Слесарь-инструментальщик, космонавт-исследователь, молодой экскурсовод, строгий регулировщик. -3.Лара забрала Рому домой. Экскурсию проводил молодой экскурсовод. На перекрестке стоит регулировщик.

Слайд 5

7) предлогами. Необходимо следить за окончаниями существительных и ударениями, т.к. встречаются аграмматизмы («на столу» - на столе, «со ст о ла» - со стол а ). Где лежит ручка? (На столе.) Откуда я взяла ручку? (Со стола.) Куда я ее положила? (Под стол.) Откуда я ее достала? (Из-под стола.) Куда я ее положила? (За стол.) Откуда я ее достала? (Из-за стола.) Где сейчас ручка? (Над столом, между книгами, около карандаша.) И т. д. с другими предметами. Нужно учить детей правильно образовывать: 1) притяжательные прилагательные . («Чей хвост? Чья морда/голова? Чьё ухо?») У кошки чья морда? (кошачья морда); чей хвост? (кошачий хвост); чьё ухо? (кошачье ухо). У коровы чья морда? (коровья морда); чей хвост? (коровий хвост); чьё ухо? (коровье ухо). У собаки чья морда? (собачья морда); чей хвост? (собачий хвост); чьё ухо? (собачье ухо). У лошади чья морда? (лошадиная морда); чей хвост? (лошадиный хвост); чьё ухо? (лошадиное ухо). У волка чья морда? (волчья морда); чей хвост? (волчий хвост); чьё ухо? (волчье ухо). У белки чья морда? (беличья морда); чей хвост? (беличий хвост); чьё ухо? (беличье ухо). У лисы чья морда? (лисья морда); чей хвост? (лисий хвост); чьё ухо? (лисье ухо). У зайца чья морда? (заячья морда); чей хвост? (заячий хвост); чьё ухо? (заячье ухо). У медведя чья морда? (медвежья морда); чей хвост? (медвежий хвост); чьё ухо? (медвежье ухо). У льва чья морда? (львиная морда); чей хвост? (львиный хвост); чьё ухо? (львиное ухо).

Слайд 6

2) относительные прилагательные . («Образование слов-признаков от предметов») Шкаф сделан из дерева, значит он какой? (шкаф деревянный); чемодан из кожи, значит он какой? (чемодан кожаный); кружка из пластмассы, значит она какая? (кружка пластмассовая); ваза из стекла, значит она какая? (ваза стеклянная); клещи из железа, значит они какие? (клещи железные); варежки из шерсти, значит они какие? (варежки шерстяные); кукла из бумаги, значит она какая? (кукла бумажная); сок из овощей, значит он какой? (сок овощной); сок из моркови, значит он какой? (сок морковный); сок из яблок, значит он какой? (сок яблочный); сок из апельсинов? (апельсиновый); сок из мандаринов? (мандариновый); сок из сливы? (сливовый); сок из вишни? (вишнёвый); сок из малины? (малиновый); сок из клубники? (клубничный); сок из бананов? (банановый). 3) слова во множественном числе («Один – много – нет чего?») Один лист – когда их много это? (листья) – нет чего? (листьев); один глаз – когда их много это? (глаза) – нет чего? (глаз); одно ухо – когда их много это? (уши) – нет чего? (ушей); одна рука – когда их много это? (руки) – нет чего? (рук); одна нога – когда их много это? (ноги) – нет чего? (ног); один стул – когда их много это? (стулья) – нет чего? (стульев); одно окно – когда их много это? (окна) – нет чего? (окон); одно ведро – когда их много это? (вёдра) – нет чего? (вёдер); один мост – когда их много это? (мосты) – нет чего? (мостов); один утёнок – когда их много это? (утята) – нет кого? (утят); один цыплёнок - когда их много это? (цыплята) – нет кого? (цыплят). И т.д. с другими словами. Предложенные задания можно выполнять с использованием картинок, реальных предметов, игрушек, с помощью беседы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИКИ И РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА...

ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИКИ И РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИКИ И  РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА...

Обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста

Речевые игры в помощь родителям для полноценного формирования словарного запаса и грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста....

Консультация «Обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста»

Консультация  «Обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста»...