Проект."Русский пряник".
проект
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Русский пряник»
Полное название проекта | Русский пряник |
Авторы проекта | Дегонская Анна Григорьевна |
Кадры | воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель по ИЗО |
Населенный пункт, район, представивший проект Телефон | д.Шаталово 216491, Смоленская обл., Починковский р-н, д.Шаталово, д.239 3 – 25 - 19 |
Вид, тип проекта | Исследовательско – творческий, групповой, краткосрочный |
Направление деятельности | Приобщение дошкольников к традициям русской национальной культуры (синтез познавательно – речевого и художественно – творческого развития) |
Цель, задачи проекта | Цель: познакомить детей с историей возникновения пряника на Руси. Задачи: - сформировать у детей представления об истории пряника, элементами технологии его приготовления, многообразии видов; - развивать познавательные и творческие способности старших дошкольников; - создать условия по формированию у дошкольников и их родителей ценностного отношения к культуре своего народа; - развивать инициативу, самостоятельность, интерес к данному виду деятельности - воспитывать уважительное отношение к труду |
Краткое содержание проекта | - знакомство с историей возникновения пряника; - вхождение в мир народной пряничной традиции; - накопление знаний, умений и навыков самостоятельного изготовления пряников; - обучение необходимым коммуникативным навыкам для работы в группе; - создание семейных мини – проектов, активное сотрудничество детей и взрослых; - организация экспериментирования (с технологическими картами, продуктами, пряностями); - оформление результата своей работы в виде карт, таблиц, схем; - презентация проекта для детей других групп и родителей, не принимавших участия в проекте |
Сроки проведения | 1 месяц |
Участники проекта | Дети старшей – подготовительной группы, родители, воспитатели |
Возраст детей | 5 – 7 лет |
Форма проведения | - на занятиях, - во второй половине дня |
Ожидаемые результаты | - повышение этнокультурной компетентности дошкольников; - расширение кругозора воспитанников и их родителей; - развитие у детей интереса к поисково-исследовательской деятельности - накопление практического материала по формированию и приобщению дошкольников к народному творчеству; - оптимизация применения ИКТ; - вовлечение родителей в педагогический процесс, помощь в формировании правильного отношения родителей к всестороннему развитию своих детей, укрепление заинтересованности семьи в сотрудничестве с детским садом |
План реализации проекта
Учебно-познавательная деятельность | Художественно-эстетическая деятельность | Театрализованная деятельность |
#1062;икл интегрированных занятий, знакомящих с историей возникновения пряника, многообразием форм и способов выпечки, пряничными традициями 2. Экспериментирование: - смешивание ингридиентов - работа с мерными стаканами (соль, мука, сахар) - с весами - с пищевыми красителями - с пряностями - с технологическими картами 3. Моделирование (составление оригинальных рецептов) 4. Придумывание сказок, рассказов, загадок по теме | ИЗО – деятельность
Музыкальная деятельность
| Инсценировка с использованием различных видов кукольного театра: - «Как солнышко в пряник попало» - «Волшебное путешествие зернышка» |
Работа с родителями
- Оформление сюжетной композиции и подбор материалов для центра экспериментирования
- Разучивание инсценировок: «Как солнышко в пряник попало», «Волшебное путешествие зернышка»
- Разработка семейных мини – проектов «Традиции чаепития в нашей семье», «Мой любимый рецепт пряника», «Его Величество Пряник».
Презентация проекта «Русский пряник»
- Выставка детских работ «Испеку я прянички»
- Конкурс семейных мини – проектов
- Вечер развлечений «Пряники русские»
- Альбом «Какие пекут пряники на Руси»
Конспект спектакля «Пряники русские»
с использованием кукольного театра.
В спектакле участвуют: Сказочница – воспитатель группы
Малаша
Царь
Барашек – куклы
Мастера – пряничники, танцоры, кукловоды – дети
подготовительной группы
Сказочница приглашает детей и гостей в Комнату старины, где стоит ширма для показа театра и приготовлены необходимые атрибуты.
Сказочница: Здравствуйте, взрослые и ребята!
Хотите знать, чем я сегодня богата?
Только сначала друг другу улыбнитесь,
Поклонитесь, да скорее садитесь.
Пряники я вчера купила,
Только чуть надкусила….
Ой, что со мной было!
Смотрю – сарафан на мне какой! Просто загляденье!
Я еще кусочек откусила…Да в стародавних временах очутилась!
А там…сказки по воздуху летают, а люди их за крылышки хватают!
Я за ними на пряничном коне скакала, да в лукошко собирала!
Одну из них я припасла и вам в лукошке принесла.
А называется сказка – «Русский пряник»
Достает из лукошка и показывает
большой печатный пряник, угощает
детей и гостей.
Звучит музыка. На ширме появляется
кукла Малаша.
Сказочница: Жила – была Малаша – девочка наша.
Малаша пряники пекла, да на базар продавать их несла,
Приговаривала:
Малаша: Ой, пряники медовые,
Мягкие, фунтовые.
Не жуй, не глотай,
Только брови поднимай!
Ой, для малых ребятишек,
Для девчонок и парнишек,
Шалунам, озорникам
И беззубым старикам!
Сами печем, отдаем нипочем –
С пылу, с жару, алтын за пару!
Сказочница: Охотно брали люди Малашины пряники. Дивились все:
«Ай да пряник баской!
Что за секрет в нем такой?»
Малаша: В нем солнышко да водичка,
Да медок, да ржаная мукичка,
Да любви частичка,
Да доброе пожелание – слово –
Вот и готово!
Сказочница: Остановился возле Малаши барашек с крутыми рожками и
говорит:
Барашек: Как так солнышко в прянике очутилось? Не бывает такого!
Сказочница: А кто по-другому думает? Давайте-ка докажем Барашку, что
он не прав. (Варианты ответов: - колос солнцем пропитался
- мед на солнышко похож,
пчелы в цветках – солнышках
его собирали)
Сказочница: Вот и выходит, что и вправду солнышко в прянике прячется.
Малаша прянички пекла, старался пахарь, что поле пахал, сеял,
колоски растил, старался бортник, что мед собирал, - каждый
вложил частичку своей души в это пряничное творение, поэтому
и оказался пряник чудом. Верили люди, что пряник излечивает
от тяжелых болезней, волшебной силой обладает…Конечно, он
волшебный, если он даже говорить умеет, вот, сами смотрите:
Показ слайдов «Печатные
пряники с пожеланиями»
Звучит музыка. На ширме
появляется Царь.
Сказочница: Наша Малаша умела такие пряники делать, что слава о них шла
по всей земле. Услышал Царь про Малашины прянички.
Вызывает ее в столицу, спрашивает:
Царь: Такая ль ты умница, как мастерица?
Дай-ко я тебя спытаю!
Чего я в своем царстве не знаю?
Малаша: Да про пряники ты, царь, не знаешь!
Царь: Как не знать? Знаю!
Я их в день по пуду съедаю!
Вяземские да тульские печатные,
Тверские белые, мятные, ароматные,
Городецкие с горохом и теремные,
Да архангельские расписные!
Малаша: А пряниками почему их зовут?
Царь задумывается.
Малаша: А вы, ребята, знаете?
(Варианты ответов:
- в них добавляют пряности: ваниль, гвоздика, шафран, корица
- до того, как пряности в них добавлять стали, звали коврижками -
хлебным лакомством на меду (пр В.И. Далю)
Сказочница: Насупился Царь, а Малаша ему говорит:
Малаша: Что ты, царь – батюшка, смотришь на меня будто пряник печатный?
Отпусти ты меня лучше поглядеть на дело рук пряничных
мастеров, что тебе пряники шлют к царскому столу
Сказочница: Царь дал ей три дня сроку да пряничную ладью, да пряничного
коня, чтоб, знать, скорее обернулась-то. Малашенька к ладье
идет, да нас за собой ведет. Выходи-ка, народ, становись в
хоровод.
Хороводный танец «Вдоль да по речке»
Сказочница: (с пряничной ладьей подходит к карте)
Ты плыви, моя ладья, во заволжские края!
Ладья «останавливается» у города Городца.
Малашу встречают мастера – пряничники
с Городецкими пряничными досками
1 Мастер: Есть у нас в стране местечко,
Где изготовят вам дощечки,
А на них растут цветы
Небывалой красоты!
2 Мастер: Вы по Волге вниз спуститесь,
На крут берег поднимитесь,
Вас встретит, как родной отец,
Славный город Городец.
Мастера проводят мастер – класс по
обучению желающих технологии
изготовления пряников с помощью
оттисков с пряничных досок. Тесто
жмут, печатают, бьют. Поэтому
пряники до сих пор называют
печатными, коврижками, жемками.
Показ слайдов «Вяземские, тульские
печатные фигурные пряники»
1 Мастер: Имеют пряники самую разную форму – фигуру, разный размер –
с ноготок – самые маленькие и теремные – самые большие.
2 Мастер: Городские мастера царю к свадьбе испекли пряник, который пришлось везти на двух подводах, а толщиной он был 19 сантиметров.
Малаша: Хочу еще поглядеть, как архангельские пряники делают!
Сказочница: Оседлала Малаша пряничного коня. Давайте и мы оседлаем
своих коней, поскачем вслед за Малашей
Проводится русская народная игра «Таратушки»
Сказочница: Словно птица летит пряничный конь. Все дальше и дальше на
север, ко граду Архангельску (Слайд) Заснеженный город на
берегу, искрится снежок на крышах домов, дым валит из труб –
печки топятся, в печках пряники пекутся.
Малашу и детей встречают мастера –
пряничники
Сказочница: А вот и то, ради чего мы такое путешествие совершили –
пряники архангельские. Посмотрите, отличаются ли они
от печатных городецких?
Мастера – пряничники проводят мастер
класс по обучению гостей технологии
изготовления пряников.
Показ слайдов.
1 Мастер: У таких пряников много имен: колядки, коровки, козульки,
рогушки. Колядки – потому что их пекли на праздник, который
Колядой называется.
2 Мастер: А это козульки. Их делали несладкими, размером – махонькие.
Причем чем меньше, тем сложнее козулю изготовить. Остался у вас
Кусочек теста. Как раз на козульку. В волшебном комочке сидит
маленький олень – в старину его называли лесным козлом, козюлей
- отсюда и название пряника.
1 Мастер: Поможем ему выбраться из комочка – одну ножку вытянем, вторую. Выправим рожки. Сушить поставим
2 Мастер: Жители Севера рассказывают, что весной солнышко приходит, (возвращается – там ведь полярная ночь) на землю в виде оленя с золотыми рогами. Мы с вами пряники лепили? Значит, пряник такой как назовем?
Дети: Лепной.
1 Мастер: Пряники предназначались для дарения. Их дарили на родины, на крестины, на свадьбах молодым и родителям, в знак уважения и даже на память. Ведь правильно приготовленный пряник может храниться и год, и два…
2 Мастер: Видите, ребятишки, пряники учат нас трудиться с любовью, дарить людям радость, желать добра.
Сказочница: А теперь пора прощаться нам с мастерами – пряничниками.
Научилась многому Малаша в дальней стороне
И отправилась домой на пряничном коне.
Про обжору – царя люди забыли,
А про пряничных дел мастеров сказки да песни сложили.
Артисты и мастера поют песню «Пряники русские»
А за то, что вы не ленились,
Да пряники лепить учились,
Дарят вам наши мастера по вкусному пряничку на память.
Артисты (друг за другом читают стихи):
Не книга он, а его печатают,
Бьют его, а он от этого все краше становится,
Не лекарь он, а лечит,
Языка нет, а говорить может,
С рогами, а не бодает,
Не знает топора, а его вырубают,
Зреет дольше, чем поспевает,
Не ледяной, а во рту тает,
С ним играют, а после съедают,
Он не только сладость,
Но и в доме радость! Что это?
Отвечаем вместе: ПРЯНИК!
Дети угощаются пряниками, желают друг другу приятного аппетита.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Из истории русских пряников"
В ходе занятия детей знакомят с традицией изготовления печатных пряников на Руси, с их разнообразием ( фигурные, штучные, городские, почетные; пряничные коврижки), с традициями использования пряников ...
Презентация проекта. Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»
Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «РУССКИЙ ПРЯНИК»
Перспективное планирование...
Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»
Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...
Детский практико-ориентированный проект «Секреты русского пряника».
Данный материал рассказывает какой проект можно подготовить с детьми подготовительногй группы....
Проект "Русский пряник"
ull;Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий•Продолжительность проекта: краткосрочный.•Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.•Возраст ...
Проект "Русский пряник"
Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...