Образовательная деятельность «Всех теплее и дороже – дом родной»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Витязева Светлана Юрьевна

Образовательная деятельность по формированию основ семейных ценностей, уважительного отношения к родному дому с использованием этнокультурного компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dom_rodnoy.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального

образования городского округа «Усинск»

(Управление образования АМО ГО «Усинск»)

«Усинск» кар кытшын муниципальнőй юкőнлőн администрацияса

йőзőс велőдőмőн веськőдланiн

(«Усинск» КК МЮА йöзöс велöдан веськöдланiн)

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад  общеразвивающего вида № 24»  г. Усинска

(МБДОУ «ДСОВ № 24»  г. Усинска)

«Челядьöс сöвмöдан 24 №-а видзанiн» школаőдз велöдан Усинск карса

муниципальнőй сьöмкуд учреждение

(«ЧС 24 №-а В» ШВ Усинск карса МСУ)

Республиканский конкурс профессионального мастерства

«Коми велöдысь»

Конспект занятия

 

«Всех теплее и дороже – дом родной»

для детей 6 – 8 лет

                                                                        Разработал:

Витязева С.Ю., воспитатель

Усинск

2021

Цель: формирование основ семейных ценностей, уважительного отношения к родному дому с использованием этнокультурного компонента.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать знания детей о культуре коми народа;

-  использовать в активной речи слова на коми языке;

- формирование грамматической основы речи путем погружения в языковую среду;

- закрепление навыков нетрадиционного рисования.

Развивающие:

- формировать познавательную активность краеведческой направленности;

- совершенствовать диалогическую речь;

- развивать творческие способности;

- формировать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

Воспитывать:

- любовь и уважение к  своим близким, родному дому;

- патриотические чувства к своей малой Родине в контексте диалога культур.

Оборудование: экспонаты коми  мини-музея.

Ход занятия.

Педагог.

Дети и педагог находятся в группе. Педагог начинает образовательную деятельность с непринужденной беседы, актуальность которой связана с повседневной жизнью детей.

Ребята, я заметила, что многие из вас по утрам, при расставании с мамой, с папой немножко грустят. А почему?

Ответы детей.

Педагог. А вы слышали такую поговорку «Всех теплее и дороже – дом родной», а как вы думаете,  почему люди так говорят?

Ответы детей.

Педагог. А почему теплее в родном доме, от чего и от кого исходит это тепло? Ответы детей.

Педагог. А знаете, ребята, в старину, в коми деревне, в которой  родилась я,  моя мама и бабушка, мы всей семьей собирались в уютной коми избе и устраивали домашние посиделки. Не было раньше электричества, на столе стояла загадочная керосиновая лампа, которая поведала мне много очень интересных историй…

А хотите одну из них?

Педагог предлагает детям отправиться в Коми мини-музей (коми – керку). 

Педагог. Пырöй, пуксьöй, челядь! Ребята, располагайтесь поудобнее за нашим гостеприимным столом, зажжем старинную лампу….

Ну что, хотите историю? Тогда слушайте ( кывзöй). Давным-давно в деревне, жила одна семья, оставила в наследство большой сундук добра! Слово «сундук» так же звучит и на коми языке. А вам  интересно, что же в этом сундуке? Сундук очень тяжелый, поэтому первой открыть позвольте, пожалуйста, мне.

Педагог достает из сундука щучью голову.

Ребята, а что это? (рыбья голова)

Педагог. Правильно, ребята.  Это  -  щучья голова (сир юр), давайте повторим: «сир юр».  Рассмотрите ее. Коми народ считал, что раскрытая пасть и острые зубы щуки оберегают  жилище от всякого зла, от непрошенных гостей. Сир юр – это старинный домашний оберег и располагался  он у входа в дом. Предлагаю найти этому оберегу достойное место в нашей избе (керке). 

Ребенок находит подходящее место для оберега сир юр.

Педагог. А чем еще богат наш сундучок-толстенький бочок?

Педагог предлагает детям достать оставшиеся предметы.

Педагог. Бусы разноцветные – разбирайте девочки! А кто знает, как будет звучать слово «бусы» на коми языке?

Ответы детей (сикöтш).

Мне кажется что-то еще осталось в сундуке, давайте посмотрим!

Дети достают пояса.

Педагог. А для мальчиков – пояса: яркие вязаные,  пояс по коми  - вöнь.

Всем достались подарки из нашего старинного сундучка. Надевайте на себя, да любуйтесь!  Вöнь - связала мама, сикöтш -  собирали сестры…. А у меня на голове – очелье – юркытш. Вöнь, сикöтш, юркытш – это обереги. Посмотрите, какую форму они имеют?

Дети. Форму круга.

Педагог. Правильно, все они имеют форму круга. Они, как бы оборачивают человека, охраняя его и сделаны руками близких людей.

В каждом доме есть вещи, которые дороги нашему сердцу. А у вас в доме есть такие вещи?  Назовите их.

Ответы детей.

Вот какие у нас добрые посиделки в коми - керке! Подарочки получили и слова на коми языке мы повторили. На лавочке  сидели, да смотрю, засиделись, разбеседовались! Поиграем (ворсыштам) в старинную подвижную  коми игру «Лавич»? 

Описание игры. По краям лавочки сидят два ребенка, говорят слова: мы на лавочке сидели друг на друга все смотрели 1, 2, 3 беги! Бегут в противоположные стороны и занимают свои места. Кто быстрее прибегает тот и выигрывает. Игра повторяется.

Педагог. Как тепло и уютно в нашем доме, как здорово, когда все вместе! В печи уютно потрескивают угольки…. Сердце дома -  пач. У меня для вас осталась еще одна история. Видзöдлöй мый тайö, сулалö пач вылан, зэв сьöкыд, кöртысь вöчöма, быд кöзяйкалöн выйым татшöм утюг. Этому утюгу больше ста лет! Чтобы выгладить одежду, нужно было достать горящие угли из печи, наполнить ими утюг. Он становился очень горячим и мог выполнять свою работу. Рассмотрите старинный утюг внимательно, откройте его, посмотрите, что внутри. Дети рассматривают утюг,  видят внутри утюга угли.

Педагог. Уголь – шом. Ребята, а как вы думаете, можно ли рисовать угольками как карандашами?

Ответы детей.

А что бы хотели нарисовать? А может быть написать? Я знаю, что некоторые из вас уже это умеют.

Вы можете нарисовать все, что вам нравится, любимые вещи и предметы ващего родного дома, уютные уголки любимых мест, все, что вам по-настоящему дорого. Дома можно раскрасить рисунок цветными карандашами или красками и ваш рисунок или письмо станет началом новой истории по изучению Коми края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая образовательная деятельность по экологическому воспитанию на тему:"Родное Белогорье" для детей подготовительной группы детского сада

Обобщить знания детей о Белгородчине, научить применять их в любых жизненных ситуациях. Поддерживать в детях добрые чувства к своему краю....

Презентация к организованной образовательной деятельности в средней группе "Наша Армия родная"

Презентация рассказывает о жизни солдат в мирное время, знакомит детей с тем, как солдаты тренируются, учатся....

Итоговая образовательная деятельность по экологическому воспитанию на тему:"Родное Белогорье" для детей подготовительной группы детского сада

Обобщить знания детей о Белгородчине, научить применять их в любых жизненных ситуациях. Поддерживать в детях добрые чувства к своему краю....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Родной язык»

Занятие по развитию речи о любви к родному языку, краю....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с учётом национально-культурных особенностей родного края с детьми подготовительной к школе группы «Родина моя»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с учётом национально-культурных особенностей родного края с детьми подготовительной к школе группы «Родина моя»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Земля - наш дом родной » Приоритетная образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей:  «Речевое развитие» «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное» «Физическое развитие»Возраст детей: 5-6 лет, старшая группа.Формы непосредственной о...

Конспект образовательной деятельности «Экономия тепла, света, воды»

Конспект образовательной деятельности  «Экономия тепла, света, воды»...