ПРОЕКТ «Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия ДОУ и семьи»
статья
Семья была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, хначимым фактором становления личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_s_roditelyami_mihalchenkova_ta_ds138.docx | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Кургана
«Детский сад комбинированного вида № 138 «Дюймовочка»
ПРОЕКТ
«Семейная творческая мастерская
как средство взаимодействия ДОУ и семьи»
Автор проекта: Михальченкова Т.А.
воспитатель
высшая кв. категория
Пояснительная записка
Актуальность и значимость проекта
Семья была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, значимым фактором становления личности ребенка. В последних нормативно- правовых документах, определяющих развитие современного общества, подчеркивается важность формирования активного и ответственного родительства.
Работа по взаимодействию с семьей является одним из приоритетных направлений Образовательной программы ДОУ. Деятельность педагогов должна основываться на интересах и запросах семьи. В связи с этим, современные дошкольные образовательные учреждения ориентированы на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителей, способствовали формированию активной родительской позиции.
Для того чтобы повысить компетентность в вопросах воспитания с целью активного вовлечения родителей (законных представителей) в образовательную деятельность мы основывались на методический аспект, представленный Зверевой О.Л., Кротовой Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ». Они считают, что в работе воспитателя с родителями ДОУ важно использовать комбинации элементов традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с родителями воспитанников.
Выбор форм и содержания работы с родителями зависит с одной стороны от потребностей и желания родителей, а с другой — от профессионализма, компетентности и индивидуальности воспитателя. Эта проблема широко исследована в работах Л.Ф.Островской. Она дополнила традиционные формы работы детского сада с семьей. Рекомендует использовать формы, предполагающие взаимодействие (обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями): это создание и реализация образовательных проектов, организация досуговой деятельности, организация работы в творческих мастерских, участие в социально-значимых акциях, онлайн-общение.
Изучив методические рекомендации и опыт работы наставников, мы выбрали, на наш взгляд, наиболее эффективную форму взаимодействия с семьей, в которых родители не только пассивно воспринимают полезную информацию, но и с увлечением участвуют в каком-либо процессе. Одной из таких форм стала организация творческой мастерской с участием педагога, воспитанников и их родителей. Совместное творчество формирует доверительные отношения между детьми и родителями, оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Помимо этого, совместная творческая деятельность — интересное и увлекательное времяпровождение. Организационная совместная творческая деятельность — это включение родителя в занятие ребенка. Это ситуация, в которой ребенок, столкнувшись с определенной трудностью, имеет возможность обратиться за помощью к родителю. А родитель получает возможность выполнить работу вместе с ребенком. В результате совместной творческой деятельности, общих интересов ребенок и родитель достигают взаимопонимания и становятся ближе друг к другу. Сама творческая атмосфера встреч побуждает родителей раскрыться, поделиться своими знаниями, умениями и учиться у других, а также познать своего ребенка, его способности и возможности гордиться им. Сотворчество родителя и ребенка, их тесное общение в творческой атмосфере, где раскрываются их таланты, где они учатся друг у друга, дают возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому.
Цель проекта: содействие развитию активности родителей и детей старшего дошкольного возраста через совместную деятельность в рамках творческой мастерской «Лучики»
Задачи проекта:
1.организовать совместную деятельность родителей и детей старшего дошкольного возраста в рамках творческой мастерской;
2.укрепить детско- родительские отношения;
3.осуществлять методическую и педагогическую поддержку родителей по вопросам художественно-эстетического, познавательного и творческого развития детей старшего дошкольного возраста и применения современных образовательных средств;
4.способствовать созданию единого развивающего пространства для воспитанников старшего дошкольного возраста;
5.развивать художественный вкус, креативность детей и родителей.
Реализация проекта предполагает осуществление совместной деятельности детей и родителей в творческой мастерской «Лучики» под руководством воспитателя.
Условия деятельности в творческой мастерской «Лучики»:
• эмоционально и положительно окрашенные взаимоотношения участников совместной деятельности;
• реализация субъектной позиции детей и родителей;
• активное сотрудничество детей и взрослых в процессе творчества.
Принципы успешного взаимодействия педагогов и семьи
В своей работе мы придерживаемся следующих принципов:
* позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями — значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
* индивидуальный подход в общении необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
* сотрудничество, а не наставничество. Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
* динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Предполагаемый результат
Создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства детского сада и семьи будет способствовать:
- повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;
- формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогами детского сада, а также участию в образовательном процессе ДОУ;
- установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом и семьей.
- результативность участия родителей и детей в конкурсах, фестивалях, выставках и других мероприятиях различного уровня.
Этапы реализации проекта
Первый этап - организационно-подготовительный | ||||
№ | Мероприятия | Срок реализации | Ответственные | Целевая аудитория |
1 | Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников ДОУ 5-7 лет в рамках творческой мастерской «Лучики» | Сентябрь | Администрация ДОУ, Воспитатель | Родители |
2. | Подбор и изучение образовательных программ, методик, технологий, направленных на развитие творчества с использованием современных образовательных средств | Сентябрь | Воспитатель | Педагоги, воспитанники ДОУ |
3. | Определение тематики встреч в рамках творческой мастерской «Лучики» | Сентябрь | Воспитатель | Родители, воспитанники |
4. | Освоение технологий развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста | Октябрь | Воспитатель | Воспитанники ДОУ |
Второй этап — реализационный | ||||
1. | Проведение совместных детско-родительских мероприятий в рамках творческой мастерской «Лучики»:
- Беседа-диалог «Сотрудничество детского сада и родителей в интересах ребёнка» - Душевный разговор «Роль семьи в вопитании дошкольников» - Круглый стол "Вперед и только вперед!» - Деловая игра «Маленькие открытия в нашей дружной семье»
- «День именинника» - «Встреча Нового года» - «Рождественские забавы» - «Масленица» - «Праздник мам» - «Мой папа - самый лучший» - «Папа, мама, я — дружная семья» -Ток-шоу «Успехи нашей группы!» - Флешмоб «Зарядка с родителями»
- размещение консультаций, презентаций, буклетов в родительском сообществе группы и видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов: - «На зарядку становись!» - «Дорожка здоровья» - «День Матери» - «Кукольный театр» - «Босохождение» - «Трудовой десант» - «Моей маме» - Тематические презентации по разным темам и по запросу родителей; - Мобильная информационная система; - Форум (онлайн – общение).
- Изготовление многофункциональных развивающих ширм. Участие в Международном творческом конкурсе «Лучшее дидактическое пособие» (диплом) - Изготовление игрушечных продуктов питания для кукол из соленого теста, воздушного пластилина, пряжи. - Изготовление новогодних игрушек. Участие в городском конкурсе «Игрушечные чудеса» (диплом I степени) - Новая жизнь старой куклы «Из замарашки в красавицу» (под руководством родителя) - Изготовление световозвращающих элементов «Засветись». Участие в областном конкурсе «Засветись! Будь заметнее!» (сертификат участника) - Изготовление координационной дорожки. - Изготовление одежды для кукол. - «Конструируем город из ТИКО» Участие в городском конкурсе Олимпиада по ТИКО- конструированию»
- «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки» - «Осенние фантазии» - «Новогодние игрушки своими руками»
- «Наш любимый питомец» - «Моя семья» - «Моя спортивная семья» - «Мама и я, счастливые мгновения»
- «Письмо солдату»; - «Безопасные каникулы или Новый год по «Правилам»; - «Открытка солдату»; - «Протяни руку - лапам» (благодарность); - «Селфи с мамой» - Всероссийская акция «10000 шагов к жизни»(диплом); - «Сдай батарейку — сбереги природу»; - по ПДД «Безопасная дорога» - по ПДД «Жизнь важнее скорости» - «Осенний кросс» (диплом)
- «Снежные постройки» - подготовка участка к летнему периоду (роспись стен веранды, покраска уличного оборудования) - Совместное создание в группе огорода | Октябрь-май | Воспитатель | Родители, воспитанники |
2. | Участие воспитанников, родителей (законных представителей) в творческих конкурсах и мероприятиях различного уровня. | В течение периода | Воспитатель | Дети, родители |
3. | Фото- видеоотчет о мероприятиях | В течение периода | Воспитатель | Дети, родители |
4. | Размещение информации в группе и соцсетях | В течение периода | Воспитатель | Дети, родители |
Третий этап - заключительный – анализ эффективности проекта | ||||
1. | Анализ участия детей, педагогов, родителей в творческих мероприятиях различного уровня. Доска достижений и рубрика в родительском сообществе «Наши успехи» | Май | Восптатель | Дети, родители |
2. | Изучение удовлетворенности родителей деятельностью детского сада (анкетирование) | Май | Администрация ДОУ | Родители |
3. | Анализ активности и инициативности родительского сообщества в процессе совместной деятельности через творческую мастерскую. (анкетирование, тест- опрос) | Май | Администрация ДОУ | Родители |
Риски реализации проекта и пути преодоления
Риски | Меры для минимизации рисков |
Отсутствие заинтересованности родителей к участию в проекте | Применение эффективных игровых технологий, вовлечения детей в реализацию проекта. |
Пассивность, инертность родителей по отношению к участию в деятельности лаборатории. | Создание атмосферы соревновательности для привлечения родителей к участию в творческой мастерской, поощрение, награждение. |
Дефицит времени для осуществления проекта | Разработать качественную систему мероприятий, которые заинтересуют родителей. |
Заключение
Таким образом, семейная творческая мастерская «Лучики», как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями, помогает не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, но и заложить предпосылки по формированию нравственных норм и привычек. В результате таких встреч родители сдружились, стали общаться между собой, активно принимать участие в конкурсах с результатами совместного труда и творчества.
Список литературы:
1. Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ//Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. - С. 88-94
2. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ. - 2002. - № 4. - С. 66-70
3. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. - М.: "Академия развития", 2009. - 224 с.
4. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. - М.: "Белгор. гос. ун-т", 2009. - 177 с.
5. Воспитатели и родители: Из опыта работы. - М.: "Просвещение", 2009. - 96 с.
6. Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодeйствия. - М.: "Учитель", 2008. - 111 с.
7. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду. - М.: "Сфера", 2010. - 144 с.
8. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. - С. 41 - 49.
9. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие. - М.: "Учитель", 2010. - 111 с.
10. Детский сад и семья /под ред. Т.М.Марковой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: "Просвещение", 2010. - 207 с.
11. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. - М..: "Просвещение", 2011. - 190 с.
12. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2009. — 80 с.
Интернет-ресурсы:
1. https://www.pdou.ru/conference_notes/299
2. https://www.megapredmet.ru/1-38729.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "Выставочная деятельность как средство взаимодействия с родителями"
В ролике представленны материал по выставочной деятельности МБДОУ за три года. В нем использованны персональные выставки сотрудников, детей и родителей....
Презентация "Семейная творческая мастерская, как средство взаимодействия ДОУ и семьи".
Представление одной из форм работы с родителями - семейная творческая мастерская "Учимся творить вместе"....
Консультация "Семейная художественная студия, как средство взаимодействия ДОУ и семьи"
Опыт работы для представления на РМО, консультация для педагогов....
Творческий проект Шкодиной Н.Ф. по взаимодействию ДОУ с семьей: «Здравствуй, Зимушка-Зима»
Одной из главных задач ДОУ является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка. Родители и педагоги должны стать единомышленниками в этом процессе. Необходимо как можно чаще...
Проект «Семейный театр как средство взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей»
1. Проект «Семейный театр как средство взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей" 2. Фотоматериал...
Проект «Семейные мастерские как средство формирования традиционных семейных ценностей и укрепления партнерских взаимоотношений детского сада и семьи"
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что технология Семейных мастерских - это широкое использование различных форм, методов и технологий работы с семьей с целью формирования се...
Проект «Семейный театр как средство взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй»
Старший дошкольный возраст...