Социально-педагогический проект «Омутнинску посвящается»
проект

Тебенькова Евгения Игоревна

Социально-педагогический проект «Омутнинску посвящается!» - материалы по ознакомлению детей 5-7 лет и родителей с родным городом

В методическое пособие включены: тематические занятия, беседы, дидактические игры по ознакомлению с родным городом, театрализованные праздники и развлечения, консультации для родителей, в основе которых лежит опыт работы  МКДОУ д/с № 19 «Сказка» г. Омутнинска.

Данные материалы по ознакомлению с родным городом старших дошкольников в условиях ДОО окажет помощь педагогам детских садов в их многообразной и творческой работе, студентам педагогических колледжей.

Социально-педагогический проект «Омутнинску посвящается!» - материалы по ознакомлению детей 5-7 лет и родителей с родным городом

В методическое пособие включены: тематические занятия, беседы, дидактические игры по ознакомлению с родным городом, театрализованные праздники и развлечения, консультации для родителей, в основе которых лежит опыт работы  МКДОУ д/с № 19 «Сказка» г. Омутнинска.

Данные материалы по ознакомлению с родным городом старших дошкольников в условиях ДОО окажет помощь педагогам детских садов в их многообразной и творческой работе, студентам педагогических колледжей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_omutninsku_posvyashchaetsya.docx39.84 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-педагогический проект «Омутнинску посвящается»

(Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста)

     

                                                                                           

                                                 Подготовила:

воспитатель – Тебенькова Евгения Игоревна

                                             

 

Социально-педагогический проект «Омутнинску посвящается!» - материалы по ознакомлению детей 5-7 лет и родителей с родным городом

В методическое пособие включены: тематические занятия, беседы, дидактические игры по ознакомлению с родным городом, театрализованные праздники и развлечения, консультации для родителей, в основе которых лежит опыт работы  МКДОУ д/с № 19 «Сказка» г. Омутнинска.

Данные материалы по ознакомлению с родным городом старших дошкольников в условиях ДОО окажет помощь педагогам детских садов в их многообразной и творческой работе, студентам педагогических колледжей.

Содержание

Пояснительная записка

Актуальность темы

Паспорт проекта

План реализации проекта

I этап проекта

Перспективный план работы по проекту

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей подготовительной группы

II этап

Реализация проекта

III этап проекта

Заключение

Список использованной литературы

Пояснительная записка

 В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

           О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

           Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.

ФГОС ДО подчеркивает необходимость ….

Федеральная образовательная программа говорит о том, что необходимо включать в свою работу региональный компонент.

           Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает целый комплекс задач:

– воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

– формирование бережного отношения к природе и всему живому;

– воспитание уважения к труду;

– развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;

– формирование элементарных знаний о правах человека;

– расширение представлений о городах России;

– знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

– развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

          Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

          Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.

          В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 – 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

 Актуальность темы. У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые  воспоминания.   Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе.  Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером.  Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Омутнинску – городу, который  является малой родиной моих воспитанников.

          В данном проекте речь идет о значении истории   родного города и его влияние на  патриотическое воспитание дошкольников.  Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Проблема. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его  достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.

          Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

          Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Концептуальные основы проекта.

          «Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом  Омутнинском в дошкольном возрасте.   Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ - помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

          Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОО, родителей воспитанников.

          Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.

                                                         

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательно - игровой

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели групп, родители воспитанников.

Образовательная область: знакомить детей с историей и культурой родного города, воспитывать чувство гордости за историческое прошлое и настоящее города.

Цель проекта:

Создание условий по патриотическому воспитанию дошкольников, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:

- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Участники проекта: дети 5-6 лет

Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

Принципы

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

Принцип историзма.

          Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий мини - музей, подобран материал о городе, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

Принцип гуманизации.

          Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации.

          Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка, в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.

          Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеем города и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Омутнинск.

Прогнозируемый результат.

1.        Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

2.        Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

3.        Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

4.        Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

5.        Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Омутнинск, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

         Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

                                                 

                                                          План реализации проекта

  • Подобрать методическую и художественную литературу о родном городе.
  •  Установить связь между сотрудниками детского сада для проведения мероприятий по данной проблеме.
  • Провести анкетирование родителей и воспитателей, с целью выявления знаний

    и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,

  • Провести диагностирование детей, с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.
  • Подобрать материалы и игрушки для сюжетно-ролевых игр и дидактических игр.
  •  Довести до сведения родителей важность этой проблемы.
  • Разработать перспективный план мероприятий.

                        Время реализации проекта: 1 год.

 

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

 I этап – подготовительный, включает в себя:

Цель исследования - экспериментально обосновать средства формирования у детей старшего дошкольного возраста, их родителей и педагогов знаний и  представлений о родном городе, его истории, достопримечательностях в ДОО и семье.

Данное исследование проводилось на базе МКДОУ д/с № 19 «Сказка» г. Омутнинска. В исследовании участвовало 17 детей, а также родители воспитанников и педагоги ДОО.

    Работа состояла из трех этапов.

На первом этапе было проведено анкетирование родителей и педагогов с целью выявления уровня знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей.

На втором этапе была проведена диагностика детей с целью изучения знаний  и представлений об истории и культуре родного города.

На третьем этапе проведен сравнительный анализ всей проведенной развивающей работы по формированию знаний  и представлений об истории и культуре родного города у дошкольников.

Краткая характеристика методов

  1. Анкетирование родителей.

Цель:  выявить уровень знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей.

  1. Анкетирование воспитателей.

Цель:  выявить уровень подготовленности педагогов по патриотическому воспитанию детей

3) Диагностика детей.

 Цель: выявить уровень сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.

                                            Анализ результатов исследования

Чтобы выявить отношение педагогов к данной проблеме, ее решению на современном этапе, мы обратились к анкетированию воспитателей дошкольного образовательного учреждения. В анкетном опросе участвовало 12 педагогов дошкольного образовательного учреждения. По результатам анкетирования было выявлено, что все педагоги единогласны во мнении о том, что проблема патриотического воспитания является актуальной на сегодняшний день и необходимо начинать работу с детьми дошкольного возраста. Воспитатели считают, что необходимо увеличить  запас знаний по истории и географии  родного города. Педагоги затруднялись в выборе методик и технологий  о родном городе. Педагоги склонны во мнении, что эта тема востребована в работе с семьей.

Затем мы обратились к проведению опроса родителей. В результате анкетирования было выявлено, что 80% семей воспитанников знакомы с  термином «патриотическое воспитание», но затруднялись определить цель патриотического воспитания для детей дошкольного возраста, 65%  родителей считают, что патриотическое воспитание возможно в детском саду и возлагают большие надежды на ДОУ.  Большинство  родителей, а это 62% единогласны во мнении, что следует знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами. На вопрос «Актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? 49 % ответили, что актуальна, а 51% - не актуальна.  58% родителей единогласны во мнении о том, что необходимы семейные традиции дома.

Анализ  анкетирования родителей показал, что они  затрудняются в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста, а это говорит о том, что работа педагогов ДОО по данной проблеме актуальна.

Уровень знаний и представлений об истории и культуре родного города детей 5-6 лет  оценивался по критериям:

Высокий уровень: знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города Омутнинска, может объяснить символику  герба; называет народные праздники,  предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.

Средний уровень: знает название  города, свой домашний  адрес, герб города; затрудняется назвать достопримечательности,  улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта.  Ответы дают  без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  

Низкий уровень: ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия  города, не может объяснить символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Проведенное исследование констатирует, что высокому уровню соответствуют ответы  10 детей, среднему уровню 5 детей, а низкому 2 ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство детей имеется средний уровень  знаний и представлений об истории и культуре родного города.

 В соответствии с результатами диагностики детей  и анкетированием родителей и педагогов был составлен примерный перспективный план педагогической работы  по расширению знаний и представлений о родном городе, его истории, культуре и достопримечательностях.

   Работа проводилась совместно с родителями и работниками детского сада.

Формы работы по проекту «Омутнинску посвящается» 


Рассматривание картин, книг и открыток о родном городе:

  • Работа с книгой  «Омутнинск: из прошлого и настоящего»;
  • Рассматривание репродукций картин местных художников с изображением города;
  • Работа по ознакомлению детей с  основными профессиями жителей города.


Поисково-собирательная работа:

  • Знакомство с историей города на основе материалов музея.


Разработка экскурсионно- туристических маршрутов по городу:

  • «Красота нашего города»
  • «Омутнинск  спортивный».
  • «Наш город для детей».


Целевые прогулки по городу:

  • К МОУ СОШ № 6.
  •  По близлежащим улицам микрорайона.

  •  Экскурсии:
  • Экскурсия в музей.
  • Экскурсия в пожарную часть
  • Экскурсии на Аллею героев города
  • Экскурсия в школу искусств.
  • Экскурсия в библиотеку.


Беседы  «Омутнинск – частичка России»:

  • «Чем славится  Омутнинск?».
  • «Наши родители – труженики».
  • «Улицы, по которым мы ходим».
  • «Прогулка по городу»
  • «Поэтическое творчество о нашем городе».
  • «Город  будущего: Омутнинск - 2025».


Занятия:

  • Познавательное занятие «Путешествие по городу».
  • Познавательное занятие «Микрорайон, в котором  мы живем»»
  •  Интегрированное  занятие «Люблю березку русскую».
  • Физкультурное занятие  «На зарядку, становись!»


Дидактические игры:

  • «Сложи буквы  «Омутнинск».
  • «Завяжи узелок – расскажи про городок».
  •  «Загадки и ребусы о городе»
  •  «Ассоциации – город».
  • «Что где находится» (схемы, карты).


Встречи с интересными людьми:

  • Встреча с тренерами ДЮСШ по спортивной гимнастике.
  •  Встреча   с участниками боевых действий.

Викторины:

  •  «Знатоки родного города».
  •  «Что мы знаем о родном городе?».

Праздники:

  •  Праздник города.
  •  Поэтические странички oб Омутнинске.
  •  Праздник «Нам весело живется» (День рождения детского сада)

Познавательно-исследовательская деятельность:

  • Наблюдения за уменьшением продолжительности дня в городе.
  • Наблюдение за изменениями в жизни животных и птиц нашего города, за солнцем на небе.
  •  Опыты с водой.


Чтение художественной литературы:

  • В. Степанов «Что мы Родиной зовем»
  • П. Воронько «Лучше нет родного края»,
  • А. Прокофьев «Родина»,
  • С. Баруздин «Страна, где мы живём»,
  • Виноградова Н.Ф. «Моя страна Россия»,
  • Оформление альбомов :
  •  «Мы живем в городе  Омутнинске».
  • «Наш любимый детский сад».
  •  «Наши выпускники».


Самостоятельная художественная деятельность детей:

  • Рисование «Наш любимый город».
  • Изготовление подарков своими руками  (тестопластика)  ко Дню рождения  города..
  • Изготовление коллажа «Мой город».
  • Рисование «Праздничный город».
  • Конструирование «Город будущего».
  • Аппликация «Если в городе весна, чем порадует нас она».


Сюжетно-ролевые игры:

  • «На стройках города».
  • «Мы – пожарные!».
  •  «Машина времени» (путешествие в прошлое и будущее).
  •  «Мы едем на автобусе по городу».
  •  «Украсим праздничный торт».
  •  «Мы - спортсмены».
  • «Я иду в детский сад» (маршрут движения из дома в детский сад).

Конкурсы, выставки:

  • Конкурс «Семейные умельцы» (поделки).
  • Выставка «Моя семья» (семейные традиции и обычаи семьи).
  • Выставка детских работ «Юные художники о нашем городе».
  • Выставка «Родители – труженики нашего города» (семейные династии - фотографии).

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом

детей старшей группы

Дата

Тема

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

День рождение города

- прослушивание песен о родном  городе, чтение стихов,

 - выставка детского рисунка «Мой любимый город» -  

- наблюдения за уменьшением продолжительности дня в городе,

- изготовление подарков своими руками  (тестопластика)  ко Дню рождения  города Омутнинска

Октябрь

Моя малая Родина

- изготовление альбома, составление  рассказов «Дом, в котором я живу»,

 -рассказы о достопримечательностях  г. Омутнинска,  о людях разных профессий, которые живут и работают в нашем городе,

- «Фантастический город» - игра- экспериментирование с архитектурными  объектами, моделирование

Ноябрь

История возникновения города

- изготовление альбома «Природа моего края»,

- Театрализованное представление                    

Декабрь

Знакомство с гербом города

- изодеятельность – «Нарисуй герб семьи»,

- знакомство с флагом, гербом и гимном России, города

-изготовление макета города

Январь

Экскурсия по городу

- дидактическая игра «Путешествие по городу»

Февраль

Они прославили наш город

-- беседа о важности труда всех людей города

Март

Викторина

- дидактическая игра «Край, в котором мы живём»,

- заучивание стихотворений об Омутнинске

Апрель

Омутнинск – спортивный

- фестиваль ритмической гимнастики

- выставка детского рисунка «Мы любим спорт»

Май

Боевая слава города

- изготовление праздничных открыток,

- встреча с ветеранами (прадедушкой одного из детей),

- беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне, СВО

Июнь

Праздничный город

- 1 июня – День защиты детей

- День города

- Постройки из песка

Июль

Зеленый микрорайон

- Экскурсия по улицам микрорайона

- Конструирование из бумаги (ромашки)

- 8 июля – День семьи, любви и верности

Август

Любимые уголки

- Поэтические странички об Омутнинске

- -Выставка рисунков на тему: «Где мы любим отдыхать»

- Рисунки на асфальте

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом

детей подготовительной к школе группы

 

Дата

Тема

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

Наша Родина - Россия

- Чтение стихов об Омутнинске

- рассматривание географической карты

- рассказ об особенностях климата, природы, животного мира

октябрь

Мой город, дороже которого нет

- Прогулки по городу

- рассказы о достопримечательностях , о людях разных профессий, которые работают в нашем городе

- изготовление альбома совместно  с родителями «Мой город – моя судьба»,

- прослушивание песен

ноябрь

Набережная

История возникновения набережной

Изготовление макета

декабрь

Знакомство с государственной символикой: герб, флаг, гимн России, герб города

- Музыкально-литературный вечер  «Мой город!»

- Рисование «Герб Омутнинска»

Январь

Дружная семья

-Изготовление фотоальбома «Семейные традиции»

Февраль

Они прославили наш город

- Мероприятие  ко Дню Защитника Отечества

март

Омутнинск - спортивный

- Спортивный досуг «Папа, мама, я – спортивная семья»

Апрель

Вот моя улица

- Экскурсия по микрорайону

- Знакомство с улицами

Июнь

Музеи нашего города

- посещение музея

Июль

Зеленый огонек

Экскурсия к светофору

Выставка рисунков совместно с родителями «Правила движения – достойны уважения»

Проведение акции «Правила –движения – достойны уважения» совместно с ГИБДД

Август

Зеленый микрорайон

- Целевые прогулки по городу

- Поэтические странички о городе

II  этап.  Реализация проекта -  основной, включает в себя:

1) Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,

2) совместные мероприятия с семьями воспитанников,

3) экскурсии по городу,

4) пополнение развивающей среды,

5) выставки детских работ.

Предполагаемые результаты:

Дети:

- Итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои знания по теме.

- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности.

- Проявление самостоятельности и творческой активности  в театрализованной деятельности.

- Нравственно - патриотические чувства к  истории, культуре, природе родного города.

- Развитие связной речи, обогащение активного словаря (ребёнок-экскурсовод-проведение экскурсий в мини-музее ДОО)

Воспитатели:

- Разработка конспектов занятий

- Практический материал по всем видам детской деятельности  

- Освоение инновационных технологий по патриотическому воспитанию дошкольников

- Разработка анкет и консультаций для родителей.

- Составление перспективного плана работы.

- Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта.

- Разработка конспектов занятий, КВН, праздников и  досугов и т.п.

- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.

Родители:

- Повышение интереса к работе ДОО.

- Активное участие в конкурсах, выставках.

- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.

Предметно-развивающая среда:

- Краеведческий мини-музей в ДОО «Люблю тебя, мой Омутнинск!»

- Уголок по краеведению в группе.

          

Мы уверены, что успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам педагог будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.

А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины.
       Воспитатели подбирали краеведческий материал в соответствии с запланированной деятельностью: обогащали развивающую среду материалами об Омутнинске (книги, картинки, репродукции, дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества и другое).

       Проектный метод предполагал интеграцию (взаимопроникновение разделов программы) на основе единого проекта. Педагоги согласовывали тематику занятий по ознакомлению с родным городом с тематикой других занятий, играми детей; создавали условия для самостоятельной и совместной с взрослыми работы с краеведческим материалом.

      Успешность реализации проекта при знакомстве дошкольников с родным городом была  возможна при условии  активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту и тесному сотрудничеству с родителями. Дети и взрослые (педагоги, родители) разрабатывали экскурсионно-туристические маршруты по городу, проводили  поисково-собирательную работу.  

В процессе поисковой деятельности дети познакомились c историей Омутнинска: как возник город на этом месте, почему носит такое интересное название.

     Особенно важной явилась работа по ознакомлению детей с музеем города, где  дети много узнали о природе своего края, растениях и животных. Дети уже знали, что такое музей, для каких целей он создается, когда возникли первые музеи, какие бывают музеи, совершали заочные путешествия по картинным галереям.  После посещения музея города был проведен литературный вечер совместно с родителями «Поэтические странички об Омутнинске», где дети и родители в стихах еще раз воспели красоту и величие нашего красивого города.

      В процессе рассматривания книг, фотографий, экскурсий и целевых прогулок дети выяснили, что в городе много разных по назначению зданий – жилые дома, детские сады, школы, магазины, больница и другие.

Но самое красивое место  - набережная города.

      Дети в процессе работы над проектом много узнали о людях из прошлого и настоящего, которые прославили свой город, свою страну.

У города есть и свои культурные традиции, которые свято хранятся и развиваются  - это музеи, музыкальная и художественная школы, библиотеки, Дом культуры, ФОП.

Мы думаем, что знакомство с нашим городом будет неполным, если вы не побываете на шумных, ярких, веселых ярмарках, проводах зимы  в современном городе.

В завершении проекта был организован большой музыкально-спортивный праздник по страницам книги  «Омутнинск: из прошлого и настоящего», где была обобщена вся работа по творческому проекту.    

 

 III этап – итоговый, включает в себя:

1) итоговое диагностирование детей.

2) повторное анкетирование родителей.

       Отрадно было наблюдать к окончанию проекта, что у родителей и  детей расширились  знания и представления об истории и культуре родного города.  По окончанию проекта была проведена повторная диагностика родителей и детей.

В результате анкетирования было выявлено, что 100% семей воспитанников знакомы с  термином «патриотическое воспитание», что они не затрудняются в определении цели патриотического воспитания для детей дошкольного возраста, 85%  родителей считают, что патриотическое воспитание возможно не только в детском саду, но и в семье.

Большинство  родителей, а это 82% единогласны во мнении, что следует знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами. На вопрос «Актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? 100 % ответили, что актуальна.  95% родителей единогласны во мнении о том, что необходимы семейные традиции дома.

Анализ  анкетирования родителей показал, что они  компетентны  в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста, а это говорит о том, что работа педагогов ДОО имела положительную динамику по данной проблеме.

         Результаты диагностики детей показали, что высокому уровню соответствуют ответы  16 детей,  среднему уровню 1 детей,  низкому  уровню 0 детей.

       

        Таким образом, можно сказать об эффективности данного проекта в работе с детьми по формированию знаний и представлений об истории и культуре родного города.

          

Таким образом,  данный проект можно реализовать в условиях большинства ДОО. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Омутнинска доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

Список использованной литературы

1. Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 112с.

2. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. – 156 с.

3. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. Родной край. - М., Просвещение, 1990.- 76с.

4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М., 2010. -99с.

5. Герасимова З. М. Родной свой край люби и знай // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 12. – С. 47.

6. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. - М., 2000.- 211с.

7. Князева О.Л. Я – ты – мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников.- М., 2008. -102с.

8. Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: . Программа развития личностной культуры дошкольников. - Н. Новгород, 1997. – 263с.

9. Козлова, С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка. – М.: Школьная пресса, 2003.  -  43с.

10. Козлова, С.А. Социальное развитие дошкольника. Советы родителям. – М.: Школьная пресса, 2003. - 43с.

11. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается родина? / Под редакцией Кондрыкинской Л.А. – М.: ТЦ Сфера, 2005. -211с.

12. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. - М., 2007. – 188с.

13. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. – М., 2003. – 100с.

14. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М., 2003. – 122с.

15. Полякова Т.В. Знакомим детей с малой Родиной. – М., 2008. – 100с

                                                                     

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - педагогический, творческий проект "Моя СемьЯ"

На современном этапе проблема взаимодействия ДОУ и семьи актуальна. Наиболее важным и основным аспектом является, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс....

Проект: « Помогаю, как могу» Вид проекта: социально-педагогический, направленный на взаимодействие с семьей. среднесрочный Автор: Суздальцева Ирина Владимировна, воспитатель 1 квалификационной категории Год разработки: 2012- 2013г

Проблема: Большинство родителей не привлекают ребенка к посильному совместному  труду. Не дают возможность действовать самостоятельно, делают за него то, что он может сделать сам....

Социально- педагогическое сопровождение в системе социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

В данной статье подробно раскрыто понятие- сопровождение. Раскрыта сущность социально-педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.Цель социально-педагогической деятельности зак...

Социально – педагогически – экологический проект. «Привет из Простоквашино»

Детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру&rdquo...

Социально-педагогический творческий проект «В гостях у Логосказки»

У современных детей, «бла­годаря» информационному про­грессу, снизился интерес к живому общению, чтению книг, практически исчезла потреб­ность к играм-драматизациям, что неизбе...

Социально-педагогический краткосрочный проект «Изучаем правила дорожного движения» для детей старшей группы

Жизнь и здоровье человека является наивысшей ценностью. Наше государство берет на себя ответственность за защиту, охрану и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека. Одной из составляющих об...

Социально-педагогический проект «Омутнинску посвящается»

Социально-педагогический проект «Омутнинску посвящается!» - материалы по ознакомлению детей 5-7 лет и родителей с родным городомВ методическое пособие включены: тематические занятия, бесед...